Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.06.2022

Роль веб-сайта как главного коммуникационного канала компании в современном контексте

The role of the website as the main communication channel of the company in the modern context

Никитина Оксана Олеговна
кандидат философских наук,
доцент кафедры коммуникационных технологий,
Московский государственный лингвистический университет

Nikitina Oksana Olegovna
PhD in Philosophy,
Associate Professor, Department of Communication Technologies,
Moscow State Linguistic University
Аннотация: Компании сегодня, как никогда, активно взаимодействуют с аудиторией на площадках веб-сайтов, осуществляют постоянный мониторинг и меняются в соответствии с актуальными запросами общества. Целью исследования является выявление специфики веб-сайта как главного коммуникационного канала компании в современном контексте. Веб-сайты выполняют не только маркетинговую роль - инициируя стимулирование сбыта и рост продаж, но и выступают главным инструментом, формирующим образ компании, повышающим его узнаваемость и налаживающим двустороннюю коммуникацию с целевыми группами. В работе использованы методы: описания, обобщения, индукции, теоретического и эмпирического анализа.

Abstract: Companies today, more than ever, actively interact with the audience on website sites, constantly monitor and change in accordance with the current demands of society. The purpose of the study is to identify the specifics of the website as the main communication channel of the company in the modern context. Websites perform not only a marketing role - initiating sales promotion and sales growth, but also act as the main tool that forms the company's image, increases its recognition and establishes two-way communication with target groups. The following methods are used in the work: descriptions, generalizations, induction, theoretical and empirical analysis.
Ключевые слова: веб-сайт, интернет-коммуникация, технологическая среда, вовлеченность, репутация.

Keywords: website, Internet communication, technological environment, engagement, reputation.


Введение. Возможность представить себя миру с помощью корпоративного сайта, сегодня превратилась не в норму, а в социальную обязанность. Отсутствие у компаний самостоятельного «виртуального образа», источником какого является сама организация, для современного человека означает одно – сомнительность бизнеса, которым занимается компания. Корпоративный сайт открывает для организаций много возможностей по созданию, построению, поддержанию и управлению взаимоотношениями с клиентами. Использование веб-сайта в интересах рекламы и связей с общественностью способствует повышению производительности компании, появлению дополнительного нового способа продаж, а также позволяет быстро осуществить сбор информации о компании.

Веб-сайт часто является первым источником информации, которую люди находят, когда ищут в интернете информацию об организации, продуктах и ​​услугах. Во многих случаях это может быть единственный шанс произвести хорошее впечатление. Вот почему необходимо тщательно его продумать: от четкой структуры и полезных указателей к областям контента, до удобного и понятного для читателя качественного наполнения [2].

На протяжении последних лет представление о корпоративном сайте компании как о коммуникационном инструменте претерпело значительные изменения: от статичных веб-страниц с текстом и графикой до интегрированных с приложениями, многофункциональных сложных веб-систем с единой коммуникационной средой.

Объект исследования. Объектом исследования является веб-сайт как коммуникационный канал компании в контексте управления бизнеса.

Официальный сайт компании сегодня это мультифункциональная веб-платформа, объединяющая десятки сервисов, это цифровой «внутренний мир» компании, где есть необходимые документы, инструкции, новости, мессенджер, там хранятся и ответы на все часто возникающие вопросы, корпоративные правила и ценности. Это инструмент строительства бренда, и коммуникативная площадка, которая решает целый ряд рекламных, информационных, маркетинговых функций, результатом каковых является налаживание взаимовыгодных коммерческих отношений.

Экспериментальная часть. Сайт позволяет рассказать о своем бизнесе или новом продукте большему количеству потенциальных клиентов. Он помогает удобно взаимодействовать с существующими покупателями, партнерами, сотрудниками. Около 90% бизнеса в России представлены в Интернете. Сайт — это витрина бизнеса в Интернете, которую можно оформить как угодно [4].

Рассмотрим подробнее функции и характеристики официального интернет-представительства компании.

Веб-сайт дает возможность организациям найти и организовать индивидуальный подход к каждому клиенту и партнеру. В системе интегрированных интернет-ресурсов сайт является  комплексной площадкой для медиарилейшнз, поскольку предоставляет возможности размещения  информационных материалов, являющихся инструментом установления связей со СМИ, с целевыми группами и инструментом формирования положительного имиджа компании. Официальный сайт является единственным интернет-источником, который компания полностью контролирует.

Благодаря современным технологическим возможностям веб-сайт компании наилучшим образом отражает ее позиционирование и делает узнаваемой, в отличии, например, от социальных сетей, где профиль фирмы похож на другие аналогичные.

Веб-сайт отражает авторитетность компании и позволяет заявить о своем статусе. Именно на официальном сайте можно прочитать, что это за компания, чем она занимается, какие у нее клиенты, познакомиться с основными профессиональными достижениями, понять, есть ли лицензии и сертификаты.

Веб-сайт компании — самый эффективный из существующих способов презентовать бизнес в Интернете. Причём, если 20 лет назад сайт для бизнеса был скорее имиджевым атрибутом, то в 2020-х он превратился еще в полноценный канал привлечения клиентов [3].

 Веб-сайт является центральным элементом многоканальной коммуникационной и маркетинговой стратегий. Если направлять трафик из других каналов (подкастов, социальные сетей, рекламных материалов и т.д.) на сайт, где он будет обрабатываться, то можно не только контролировать взаимодействие с аудиторией, но и отслеживать показатели эффективности.

 Веб-сайт – это также способ повысить уровень информирования и взаимодействия с целевыми группами. Благодаря следующим инструментам:

—  страницы «Контакты» и «О нас»;

—  живой чат, для оперативного реагирования на запросы клиентов;

— форма обратной связи, для развернутых писем и опция «заказать обратный звонок»;

— раздел FAQ, с популярными вопросами и ответами, где клиент может найти полезную информацию и избавиться от чувства неопределенности;

— форма отзывов, то есть возможность написать комментарий;

— «социальные» кнопки — «Поделиться», «Мне нравится», имеется в виду возможность поделиться данной информацией в социальных сетях, оценить ее или перенаправить целевым группам;

— сервис электронной подписки на клиентскую e-mail-рассылку (и SMS-рассылку) анонсов, предстоящих акций, скидок, выгодных предложений;

— CTA – призывы к действию. Это завуалированное подталкивание клиента к покупке или выгодному для компании действию. Стимулировать пользователя могут бонусы, скидки и акции, подарки [6].

— блоги и форумы, для построения более сложной коммуникации.

На веб-сайте можно разместить информацию о бизнесе в любом объеме и структуре. Показать то, что важно целевой аудитории, для принятия решения о сотрудничестве с компанией. Технологические возможности сегодня таковы, что позволяют разработать любой интерфейс и интегрировать любой функционал: интерактивные модули, графику и т.п. Для сравнения аккаунт в социальной сети принадлежит самой социальной сети, а не бизнесу. Администрация может в любой момент изменить внутренние правила и стать неудобной для целевой аудитории компании. Также социальные сети могут быть заблокированы.

С помощью веб-сайта легче всего сформировать образ организации, так как можно продемонстрировать выгоды от сотрудничества с компанией с лучшей стороны и подробно, рассказать о специалистах, отобразить технологии, локации, а также каталог услуг. Также продемонстрировать экспертность, качество продукции, сделать акцент на своих преимуществах, грамотно сместить акцент с негативных отзывов, если таковые имеются.

Современные веб-сайты — это динамическая система, отображающая различную информацию для пользователей в зависимости от их текущего местоположения, поведения при просмотре или недавней покупки, которую они сделали. Таким образом, сайты имеют высокие показатели вовлеченности и конверсии.

Наряду с этим специалисты выделяют еще характеристики веб-сайта, которые также формируют его преимущества как инструмента коммуникации, а именно:

  1. Context (Контекст) как баланс между эстетическим и функциональным содержанием сайта, его оформлением и дизайном. Если интернет-ресурс функционально ориентирован, то акцент делается на то, каким способом сайт обрабатывает функциональные запросы в ходе взаимодействия с пользователем. Если нацелен на эстетическую составляющую, то внимание падает на визуальное оформление и наполнение интернет-сайта. Если же он гибридный, то он включает как функциональную, так и эстетическую приоритетность.
  2. Content (Наполнение), содержательная часть в виде текстовых, графических и звуковых элементах.
  3. Community (Степень объединения), раскрывает показатель ориентированности на поддержание обратной связи с клиентами. Выделяют сайты с возможностью коммуникации между пользователями (чаты, доски), с частичным функционалом – только размещение информации, ее чтение, с возможностью добавления комментариев по поводу продукции или услугах и с полностью ограниченным функционалом, которые не предполагают данного взаимодействия.
  4. Communication (Общение) как способность сайта осуществлять двухстороннюю коммуникацию с целевой аудиторией на веб-источнике.
  5. Connection (Связь) как уровень сопряжения одного сайта с другими при наличии ссылок, партнерских программ, поисковой оптимизации.
  6. Commerce (Коммерция) как способ реализации процесса продаж, включая сбор клиентской базы и ее хранения, сведения о заказчиках, параметрах заказов, доставки.
  7. Customization (Кастомизация) как способность веб-ресурса предоставлять сведения и дополнительные возможности различным сегментам потребителей, возможность персонализации [1].

Важными составляющими в структурной характеристике веб-сайта, по нашему мнению, также являются: понятный и легко читаемый текст, логичная организация информационных блоков и наличие корпоративной информации о миссии, стратегической цели и ценностях компании.

Потенциал, которым обладает веб-представительство компании, делает его также и важной частью антикризисной коммуникации. Такой ресурс помогает избежать недоразумений со СМИ,  ведь при наличии официального источника информации журналистам не нужно обращаться к третьим лицам, которые могут распространять ложные сообщения. Веб-сайт является уникальным ресурсом, который позволяет высказывать свою точку зрения на происходящее и при этом не зависеть от средств массовой информации.

Заключение. Таким образом, рассмотрев функционал и основные характеристики веб-представительства, можно сделать выводы, что сайт как способ интернет-коммуникации на данный момент динамично развивающаяся область, чьи возможности включают в себя больший спектр коммуникационных и маркетинговых средств по сравнению со многими другими видами каналов распространения информации, рекламы и способами взаимодействия с целевой аудиторией.

Комментируя ситуацию по ограничению взаимодействия с социальными сетями (Facebook и Instagram, их деятельность признана экстремистской в Российской Федерации), заметим, что  потребность в интернет-общении с аудиторией через веб-сайты компаний резко увеличилась. Многие организации отмечают, что процесс такого сотрудничества стал намного эффективнее, несмотря на активно набирающие «вес» в контексте SMM-продвижения площадки ВКонтакте и Телеграм.

Учитывая вероятность того, что вслед за многими западными компаниями из России уйдет компания Google, а некоторые ее сервисы уже недоступны отечественному бизнесу, организациям есть смысл продвигать сайты в поисковой системе Яндекс. Тем более, что основные принципы ранжирования и «формулы» продвижения в поиске на площадках не отличаются кардинальным образом. SEO в трудные времена не заменит ничто. Если » Google » отключит сайт, его аудитория перейдет к «Яндексу». У которого больше пользователей и выше конкуренция [5].

Сегодня, в 2022 году во время экономического и политического кризиса, воздействие веб-сайта на целевые аудитории не стоит недооценивать, благодаря технологической среде и информационной инфраструктуре веб-сайт может представить фактически все сферы деятельности организации и обеспечить полный спектр, не только коммерческих, но информационных и коммуникационных возможностей на самом результативном для бизнеса уровне.

Библиографический список

1.Алентьева Е.Ю. Веб сайт компании как коммуникативный маркетинговый инструмент / Социально экономические явления и процессы Т. 9. № 11, 2014. – с.1-6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-sayt-kompanii-kak-kommunikativnyy-marketingovyy-instrument-1/viewer. (Дата обращения: 17.05.2022)
2.Анатомия корпоративного сайта. 05.04.2017. – Режим доступа:: https://www.uplab.ru/blog/corporate-website-anatomy. (Дата обращения:15.06.22)
3.Димура М. Сайт компании в 2022 году — быть в тренде. Статья обновлена: 2022-02-14. – Режим доступа:: https://www.site2b.ua/web-blog/sajt-kompanii-v-2020-godu-byt-v-trende.html. (Дата обращения:15.06.22)
4.Зачем бизнесу сайт и каким он должен быть. 26.04.22. – Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/guide/zachem-biznesu-sayt/. (Дата обращения: 15.06.22)
5.Как продвигать бренд? Маркетинг и SEO в условиях кризиса-2022. 19.04.2022. – Режим доступа:https://tolknews.ru/obsestvo/121366-kak-prodvigat-brend-marketing-i-seo-v-usloviyah-krizisa. (Дата обращения:15.06.22)
6.Теряева Е. Каким должен быть хороший сайт. 18.01.22. – Режим доступа:: https://blog.calltouch.ru/kakim-dolzhen-byt-sajt/. (Дата обращения:15.06.22).