Abstract: The article considers the key problems and prospects for the development of the economy of the regions included in Russia in 2022. A SWOT analysis of the economy of the Donetsk and Lugansk People's Republics, as well as Kherson and Zaporozhye regions is presented. The potential of creating a single free economic zone on the territory of integrated regions is considered. The conclusion is made about the need for strategic planning for the sustainable development of the entire macro-region, taking into account the economic potential of all four constituent entities of the Russian Federation that are part of it.
Keywords: sustainable development, integrated territories, free economic zone, SWOT-analysis.
Осенью 2022 года состоялось историческое воссоединение России, Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей. По итогам волеизъявления населения в состав Российской Федерации вошли 4 новых субъекта. Трагические события последних лет сместили фокус внимания с перспектив экономического развития территории Донбасса. Вместе с тем, необходимо уже сейчас сформировать такие условия, которые позволят не только обеспечить устойчивое развитие территорий, но и будут способствовать интеграции в общую экономическую систему России, сглаживая возможные диспропорции. В этой связи, первоочередное значение приобретает взвешенное стратегическое планирование и определение ключевых направлений поддержки экономики новых регионов.
Проблемы и перспективы устойчивого развития Донбасса стали объектом научных исследований практически с момента самоопределения новообразованных республик в 2014 году. Особое внимание в исследовательских трудах было отведено изучению возможностей развития Донбасса, как региона с неопределенным политическим и международным статусом. Так, С.Н. Гриневская, Р.Н. Лепа и .В. Половян особое внимание уделяли проблемам экономической блокады региона со стороны Украины, разрыву производственных связей и цепочек, дипломатической изоляции. При этом, авторами подчеркивается, что для решения этих и многих других проблем республикам необходимо активизировать взаимодействие с РФ по широкому спектру направлений [7, c. 105].
Т.В. Трокаль к вышеперечисленным проблемам добавляет, что в актуальных на тот момент условиях, задача насыщения традиционно ресурсоемких отраслей Донбасса не представлялась реализуемой. По крайней мере, без многосторонней поддержки со стороны России и налаживанием эффективных внешнеторговых связей между новообразованными республиками РФ [8, c. 167].
В своих научных трудах И.В. Митрофанова, Р.А. Ялмаев и М.А. Ялмаева, оценивая перспективы интеграции республик и Российской Федерации, отдавали приоритет развитию межрегионального сотрудничества. По мнению авторов, основной акцент должен быть сделан на развитии внешней торговли республик с приграничными южными регионами России, взаимодействие с которыми развивалось и ранее, например, в рамках еврорегиональной модели сотрудничества [5, c. 51].
Тем не менее, в научной литературе практически не рассматривались возможные проблемы и перспективы развития экономики Донбасса после включения республики в состав России. Тем более такие исследования не проводились относительно Херсонской и Запорожской областей. Всё это обусловливает необходимость поиска возможных путей интеграции новых территорий в российскую социально-экономическую систему.
Методологической основой дальнейшего развития территорий включенных в состав России в 2022 году, по нашему мнению, должно стать стратегическое планирование, в рамках которого, Донецкая и Луганская народные республики, а также Херсонская и Запорожская области, необходимо рассматривать в качестве связанной социально-экономической системы, представляющей собой единый макрорегион.
При этом для определения стратегических приоритетов восстановления и экономического роста новых регионов России целесообразно выявление сильных и слабых стороны экономики территорий, а также возможностей и угроз для их развития. В этой связи, в рамках настоящего исследования будет использоваться методика SWOT-анализа, который позволит с различных сторон рассмотреть экономику интегрированных территорий.
Переходя непосредственно к анализу экономики территорий, целесообразно акцентировать внимание на том, что в новейшей истории России до настоящего времени не существовало прецедентов включения в состав страны макрорегиона такого масштаба. По предварительной оценке, общая площадь регионов, вошедших в состав страны, составляет свыше 100 тыс. км2, а общее население макрорегиона 7-8 млн. человек. При этом, экономика регионов существенно различается.
Экономика Донецкой народной республики всегда строилась на основе мощной тяжелой промышленности. Основу экономической системы составляла металлургия, которая включала около трети валового регионального продукта, добыча и производство энергоресурсов (в первую очередь угля), а также химическая промышленность и горное машиностроение. «К 2020 году большой ущерб был нанесен угольной отрасли – многие шахты оказались на территории, подконтрольной Украине. Ряд предприятий пришлось законсервировать. Однако регион и сегодня имеет значительный потенциал развития данного направления» [6].
В Луганской народной республике угледобыча также является преобладающей отраслью в региональной экономике. Кроме того, на данной территории развита черная и цветная металлургия, а также высоким экономическим потенциалом обладает сельское хозяйство. При этом энергообеспечение региона осуществляется со стороны приграничных регионов России [6]. Важно подчеркнуть, что большое значение для последующего социально-экономического развития Донбасса является факт наличия налаженных производственных и внешнеторговых связей с другими регионами России, которые были созданы за последние 8 лет. Более того, в республиках уже много лет используется российский рубль в качестве основной валюты, а также действует несколько российских банков.
Основу экономики Херсонской области составляет сельское хозяйство. «Сельхозугодия Запорожья составляет 2 млн га пахотных земель – до выхода из состава Украины это был самый крупных комплекс в стране. Ведущей отраслью региона является растениеводство, в том числе овощеводство и производство бахчевых культур. Основные водные артерии — Каховская оросительная система и Северо-Крымский канал»[6]. Особую актуальность в данном контексте приобретает тот факт, что именно на территории Херсонской области находится единственный сухопутный канал, соединяющий Крым с материком. Данная транспортная артерия должна стать исключительно важным фактором развития экономики региона.
Лидирующими отраслями в экономике Запорожской области являются «энергетика, точное машиностроение, военно-промышленный комплекс, тяжелая и химическая промышленность, черная металлургия. Именно на территории Запорожья вырабатывалось около 30% всего электричества в Украине»[6]. Таким образом, Запорожская АЭС является крупнейшей электростанцией в Европе способной обеспечить электричеством весь макрорегион, вошедший в состав России.
Можно отметить, что исследуемые регионы существенно отличаются, как по уровню развития экономического потенциала, так и по отраслям специализации. Донецкая и Луганская народные республики являются регионами с ярко выраженными угледобывающей и промышленной отраслями. Одновременно с этим, Херсонская область обладает значительным потенциалом в части сельского хозяйства, а Запорожской в энергетической сфере. Именно взаимодополняемость экономических потенциалов всех четырех регионов может послужить основной возможностью для восстановления и развития территорий.
Необходимо подчеркнуть, что на официальном уровне основной приоритет уделяется приумножение имеющихся у новых регионов огромных возможностей. В этой связи необходимо особое внимание уделить потенциальным «точкам роста», которые могут послужить основой для развития единой свободной экономической зоны.
Таким образом, можно структурировать сильные и слабые стороны макрорегиона, а также возможности и угрозы для его развития (Таблица 1).
Таблица 1
SWOT-анализ экономики регионов, включенных в состав России в 2022 году
Сильные стороны – колоссальные запасы природных ресурсов; – большое число промышленных и производственных предприятий; – энергетическая независимость (Запорожская АЭС); – высокий потенциал развития сельского хозяйства; – взаимодополняемость экономических потенциалов регионов. | Слабые стороны – продолжающиеся военные действия в пределах территорий новых регионов России; – разрушенная инфраструктура, в т.ч. и транспортная; – неопределенный международных статус регионов; – высокая зависимость регионов от экономической поддержки со стороны России; – недостаток социально-экономических связей между ЛДНР и Запорожской/Херсонской областями. |
Возможности –потенциал формирования транспортного коридора «Крым-Азия»; –высокая востребованность энергоресурсов на мировом рынке; –существенный потенциал формирования диверсифицированной и независимой экономики макрорегиона за счет разности отраслей специализации 4 новых субъектов; – создание благоприятных условий для российских инвесторов в рамках СЭЗ; – приоритетный характер федеральной поддержки в сравнении с другими регионами России. | Угрозы – продолжение военного конфликта в долгосрочной перспективе с временными периодами «заморозки»; – продолжающаяся экономическая блокада макрорегиона; – введение санкций против компаний и инвесторов, осуществляющих деятельность на территории макрорегиона; – необходимость длительной интеграции макрорегиона в административную и финансовую систему России; –сложности для реализации экспортного потенциала Донбасса, в первую очередь в отношении экспорта энергоресурсов. |
Эффективное использование сильных и нивелирование слабых стороны интегрированных территорий возможно только при реализации комплексного стратегического планировании на пространстве всего макрорегиона, которое позволит объединить потенциалы всех четырех новых субъектов РФ. Наряду с региональными долгосрочными стратегиями социально-экономического развития должна быть разработана и комплексная стратегия восстановления, а в последствии и развития всего региона. Вместе с тем, нельзя не отметить, что уже сейчас к этому наметились определенные предпосылки.
Уже 5 октября 2022 года Министерством экономического развития РФ было объявлено о создании единой свободной экономической зоны на территории всех четырех регионов, по аналогии со схожим проектом, уже реализованным на пространстве Республики Крым и города Севастополь. Создание свободной экономической зоны макроуровня может придать необходимый импульс не только для восстановления пострадавших от действий украинского режима территорий, но и сформировать на пространстве Донбасса регион опережающего развития, способный внести существенный вклад в экономику России.
Уже сейчас был объявлен широкий спектр льгот и преференций, которые будут действовать на пространстве единой свободной экономической зоны. Речь идет и о снижении ставки налогов на прибыль, освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество, снижение ставок страховых взносов [1]. Можно предположить, что на территории регионов, включенных в состав России в 2022 году, будут также действовать следующие преференции: ускоренная амортизация в отношении основных средств, введение режима свободной таможенной зоны, субсидирование процентной ставки по инфраструктурным проектам.
Вместе с тем, уже к концу 2022 года можно констатировать, что обозначенные меры поддержки не способны придать значимый импульс для восстановления экономики территорий, которые на протяжении 8 лет находились в зоне боевых действий. Стандартные льготы и преференции, предоставляемые в рамках режима свободной экономической зоны, не смогут решить всех проблем новых регионов России.
Инфраструктура регионов была частично разрушена, а экономические связи в спешном порядке переориентированы. Поэтому Донецкая и Луганская народные республики, а также Запорожская и Херсонская области, находятся в заметно более тяжелых, чем Республика Крым, условиях.
Таким образом, можно сформулировать основные предпосылки, определяющие необходимость стратегического планирования устойчивого развития всего макрорегиона с учетом экономического потенциала всех четырех субъектов РФ, входящих в его состав.
- Необходимость восстановления экономики регионов, разрушенной за 8 лет конфликта:
- частичное уничтожение социально-экономической инфраструктуры регионов;
- высокая зависимость регионов Донбасса от экономической поддержки со стороны России;
- отсутствие внешнеэкономических связей (внешняя торговля Донбасса строилась только на связях с Россией);
- различия в стратегическом развитии ЛНР/ДНР и Запорожской/Херсонской областей.
- Необходимость интеграции новых регионов в социально-экономическую систему России:
- отсутствие налаженных экономических связей с регионами России;
- необходимость трансформации системы государственного управления, экономики, стратегического планирования под российские стандарты;
- не до конца проясненный статус границ между новыми регионами страны и остальной Россией.
- Непризнанный статус новых регионов:
- вероятные санкции для иностранных государств и компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с участием новых регионов;
- сложности для реализации экспортного потенциала Донбасса, в первую очередь в отношении экспорта энергоресурсов;
- «нулевая» инвестиционная привлекательность единой свободной экономической зоны для иностранных инвесторов.
По нашему мнению, объективно необходимой представляется разработка комплексной стратегии социально-экономического развития макрорегиона, которая будет направлена совмещение экономических потенциалов всех территорий, включенных в состав России в 2022 году. Само по себе создание свободной экономической зоны является лишь первым шагом к организации системы стратегического управления макрорегионом. Только объединив возможности Луганской и Донецкой народных республик, а также Запорожской и Луганской областей, можно добиться восстановления экономики регионов, разрушенной за последние 8 лет, а после и планомерного развития новых субъектов России.
Библиографический список
1. Замминистра экономического развития: новые регионы РФ обладают мощным экономическим потенциалом. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ zamministra_ekonomicheskogo_razvitiya_novye_regiony_rf_obladayut_moshchnym_ekonomicheskim_potencialom.html (дата обращения: 10.10.2022).2. Кужелева, А. А. Трансграничное сотрудничество как рычаг экономического развития государства / А. А. Кужелева, Т. Г. Чернявская // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2019. – № 2. – С. 156-163.
3. Котов, Е. В. Управление экономикой непризнанной Донецкой Республики: правовые основы, закономерности, перспективы / Е. В. Котов // Право и управление. XXI век. – 2019. – Т. 15. – № 2(51). – С. 72-80.
4. Макогон, Ю. В. Донбасс в условиях политического противостояния: социально-экономический аспект / Ю. В. Макогон // Экономический вестник Донбасса. – 2019. – № 1(55). – С. 16-32.
5. Митрофанова, И. В. Экономическая интеграция России и Донбасса: реальность и перспективы / И. В. Митрофанова, Р. А. Ялмаев, М. А. Ялмаева // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – № 6(59). – С. 46-52
6. Новый Юго-Запад: какие регионы вошли в состав России по соседству с ЮФО – URL: https://www.expertsouth.ru/news/novyy-yugozapad-kakie-regiony-voshli-v-sostav-rossii-po-sosedstvu-s-yufo/?sphrase_id=3750989 (дата обращения: 10.10.2022).
7. Половян, А. В. Экономика территорий с вновь образованной государственностью - Донецкая Народная Республика / А. В. Половян, Р. Н. Лепа, С. Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. – 2018. – № 1(166). – С. 99-107. – EDN YLXJZB.
8. Трокаль, Т. В. Экономическое развитие Донецкой Народной Республики (конец 2019 - начало 2020 гг.) / Т. В. Трокаль // Постсоветские исследования. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 162-168