Abstract: Modern methods of stimulating innovative activity of the company have been studied. The main types of innovations are considered depending on the goals of the company's activities. The analysis of the factors of the external and internal environment of the company influencing its innovative activity is carried out. The essence of evaluating the effectiveness of the company's innovation activity is revealed.
Keywords: innovation activity, methods of stimulating innovation activity, evaluation of the effectiveness of innovation activity, innovation activity, innovation potential.
В связи с переходом к рыночной экономике конкурентоспособность организаций стала в большей степени зависеть от эффективности их инновационной деятельности. Согласно данным государственной статистики, инновационная активность компаний на данном этапе является слабо развитой, поскольку на сегодняшний момент у большинства из них достаточно сильно ограничены инвестиционные средства. Это приводит к тому, что компании не хотят проявлять активность в создании чего-то нового и уникального, а инфляция только усугубляет данную проблему. В соответствии с данными Центрального Банка Российской Федерации ее уровень в октябре 2022 г. достиг отметки в 12,6%, что на 5,1% больше показателей сентября 2022 г. Именно поэтому необходимо разрабатывать более действенные способы повышения заинтересованности во внедрении инноваций.
В настоящее время стимулирование инновационной деятельности субъектов экономики является одним из ведущих направлений инновационной политики. В задачи стимулирования входит повышение продуктивности и оперативности внедрения инноваций во внутреннюю среду организации. Эффективность стимулирования во многом зависит от того, какой тип инноваций использует организация. Они делятся на следующие группы [1]:
— процессные инновации – это внедрение абсолютно новых или модернизированных технологий. Такие инновации, как правило, базируются на использовании современного оборудования и новых методов организации производства, что значительно повышает его эффективность;
— продуктовые инновации – это создание уникального продукта или улучшение предыдущей версии уже существующего товара;
— маркетинговые инновации – это создание современных и более результативных методов продвижения на рынке товаров и услуг, которые обладают уникальными свойствами;
— организационные инновации – это формирование новых способов ведения бизнеса, организации благоприятного климата в коллективе и получения доступа к отсутствующим активам на рынке.
Многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что огромное влияние на инновационный потенциал компании оказывает его персонал. От того, насколько квалифицированные специалисты работают на том или ином предприятии, зависит эффективность его инновационных процессов. В связи с этим были разработаны следующие методы стимулирования инновационной деятельности компании, которые на сегодняшний момент являются наиболее популярными [5]:
— выработка у кадров предприятия инновационной активности и вовлечение их в создание новых видов продукции и услуг;
— привлечение внимания персонала и внешних пользователей к инновационной деятельности компании;
— система стимулирования должна работать таким образом, чтобы обеспечивать стремление сотрудников к улучшению уже существующей продукции.
— необходимо ориентировать систему управления персоналом на выявление талантливых сотрудников, которые отвечают новым требованиям в условии цифровой экономики и обладают большим количеством умений и знаний.
— важной задачей стимулирования инновационной деятельности организации является создание возможности обучения сотрудников базовым цифровым компетенциям, а также повышения уровня владения современными инновационными инструментами и оборудованием.
Помимо вышеперечисленных методов руководству стоит позаботиться о том, чтобы создать положительный образ организации в глазах персонала и внешних пользователей и зарекомендовать себя с хорошей стороны на рынке как активного пользователя инноваций. Имиджевая политика организации должна быть настолько устойчивой, чтобы потребители могли быть уверены в качестве выпускаемой продукции, даже если она еще не была реализована, а только находится на стадии разработки [2].
В малом бизнесе сейчас широко используются следующие формы государственного стимулирования инновационной деятельности [4]:
— разработка национальных мероприятий по поддержке малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью и работающих по государственной научно-исследовательской направленности;
— прямое финансирование. К нему относятся субсидии и займы, половина из которых направляется на создание модернизированной продукции и новейших технологий;
— предоставление ссуд, иногда даже без выплаты процентов;
— дотации;
— формирование фондов внедрения инновационных технологий в условиях возможного риска;
— отсрочка от уплаты пошлины или полное освобождение от нее в случае, если разрабатывается изобретение, способствующее экономии энергии;
— предоставление ряда льгот и привилегий компаниям, реализующим свои инновационные проекты.
Однако прежде, чем внедрять те или иные типы инноваций на предприятии, требуется провести комплексное исследование его внутренней и внешней среды, чтобы определить, в чем именно нуждается организация. Необходимо оценить состояние экономических, социальных и политические факторов, а также осуществить SWOT-анализ стратегии конкурентов по использованию человеческого капитала. Небольшим организациям нужно знать характеристики существующих современных рынков и анализировать тенденции изменения спроса потребителей на отдельные виды продукции, чтобы суметь вовремя создать и реализовать новые идеи и занять свое место на рынке [3].
После того, как анализ внутренней и внешней среды организации завершен, необходимо заняться вопросом оценки существующей системы мотивации и стимулирования, а также провести исследование имеющихся человеческих, материальных и финансовых ресурсов.
На последнем этапе исследования требуется определить слабые места организации и на основе этих данных внедрить необходимые типы инноваций в хозяйственную деятельность. Также можно разработать ряд экономических и организационных элементов стимулирования инновационной деятельности, что позволит увеличить эффективность принимаемых управленческих решений.
Оценка эффективности инновационной деятельности компании является базой для принятия решений по осуществлению внедрения различных инновационных продуктов и контроля за их использованием. Она характеризует степень соответствия фактических результатов инновационной деятельности компании ожиданиям руководства. Применение инноваций может привести к возникновению различного рода эффектов, которые характеризуют достижение определенного результата деятельности в его материальном, денежном и социальном выражении. Для оценки различных видов эффектов используются специальные качественные и количественные показатели, которые отражают одновременное существование нескольких мотивов инновационной деятельности организации. Результаты инновационной деятельности оцениваются по таким критериям, как актуальность, значимость и многомерность [6].
Таким образом, развитие инновационной активности предприятий является необходимым процессом, поскольку оборудование и технологии со временем становятся менее эффективными. Предприятиям необходимо уметь оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия и стараться применять наиболее современные направления инновационной деятельности. Инновационный потенциал компании во многом зависит от факторов ее внешней и внутренней среды, поэтому следует проводить их комплексное изучение и оценку эффективности результатов внедрения инноваций.
Библиографический список
1. Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов / А. А. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 259 с. – URL: https://urait.ru/bcode/489492 (дата обращения: 25.11.2022).2. Баранчеев, В. П. Управление инновациями: учебник для академического бакалавриата / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 747 с. – URL: https://urait.ru/bcode/488625 (дата обращения: 25.11.2022).
3. Зверева, Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента / Т. М. Зверева // Электронный научный журнал. – 2020. – № 1(30). – С. 67-70. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42691679 (дата обращения: 27.11.2022).
4. Мурашова, А. П. Инновационный подход в управлении предприятием / А. П. Мурашова // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 567-577. – URL: https://tribune-scientists.ru/articles/958 (дата обращения: 26.11.2022).
5. Погодина, Т. В. Инновационный менеджмент: учебник / Т.В. Погодина, Т.Г. Попадюк, Н.Л. Удальцова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 343 с. – URL: https://infra-m.ru/catalog/upravlenie_menedzhment/innovatsionnyy_menedzhment_uchebnik_9/ (дата обращения: 25.11.2022).
6. Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов / О. М. Хотяшева, М. А. Слесарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 326 с. – URL: https://urait.ru/bcode/489019 (дата обращения: 28.11.2022).