Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.01.2023

Взаимосвязь индекса человеческого потенциала и государственных расходов на социальную сферу

The relationship between the human potential index and public spending on the social sphere

Кузенко А. П.
магистрант, Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва
Kuzenko A. P.
Master's student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
Аннотация: В данной работе представлен анализ взаимосвязи индекса человеческого потенциала, как основы измерения социально-экономического развития, и расходов государства на социально значимые сферы. На основе регрессионной модели рассмотрена гипотеза о зависимости ИЧР и финансировании социально значимых услуг.
Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством д.э.н., профессора Дмитриевой И.М., кафедра мировой экономики, Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: This paper presents an analysis of the relationship between the human potential index, as the basis for measuring socio-economic development, and government spending on socially significant areas. Based on the regression model, the hypothesis of the dependence of HDI and the financing of socially significant services is considered.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Doctor of Economics, Professor Dmitrieva I.M., Department of world economy, Diplomatic Academy of the Russian foreign Ministry.
Ключевые слова: индекс человеческого потенциала, государственные расходы, социальная сфера.

Keywords: human potential index, government spending, social sphere.


Введение

Доклад о человеческом развитии 2021/2022 гг. под названием «Неопределенные времена, неустроенные жизни: определяя наше будущее в меняющемся мире» назвал состояние неопределённости главной угрозой развития человечества. Сочетание дестабилизирующего планетарного давления с растущим неравенством, радикальные социальные преобразования, призванные ослабить это давление, и повсеместная поляризация представляют собой новые, сложные, взаимодействующие источники неопределенности для всего мира и для каждого из нас [1].

Методологическая основа исследования

Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений. Также применялся метод регрессионного анализа для обоснования полученных результатов.

 

Основное исследование

В качестве стратегий для преодоления социально-экономических кризисов Отдел по подготовке Доклада о человеческом развитии выделяет три основных направления государственной политики: инвестиции, инновации и страхование.  Особое внимание уделено защите и прогрессу в социальной сфере при одновременном увеличению доступа к базовым услугам и расширению их перечня. Для достижения данных целей необходимо активное вмешательство государства, прежде всего финансирование таких важных областей, как образование и здравоохранение [10, с.734]. Подобные инвестиции являются ключевыми в долгосрочном плане развития как отдельной страны, так и человечества в целом.

Индекс человеческого развития (ИЧР) — это сводный показатель средних достижений в ключевых аспектах человеческого развития: продолжительность и качество жизни, продолжительность образования и общий уровень жизни, проистекающий из экономической безопасности. ИЧР — это среднее геометрическое значение нормализованных индексов для каждого из трех измерений.

Аспект здоровья оценивается по ожидаемой продолжительности жизни при рождении, аспект образования измеряется средним количеством лет обучения взрослых в возрасте 25 лет и старше и ожидаемыми годами обучения детей школьного возраста. Измерение уровня жизни измеряется валовым национальным доходом на душу населения. ИЧР использует логарифм дохода, чтобы отразить уменьшение значимости дохода с увеличением ВНД [8, с.1247]. Оценки по трем измерительным индексам ИРЧП затем объединяются в составной индекс с использованием среднего геометрического значения. Для получения более подробной информации обратитесь к техническим примечаниям [2].

ИЧР может быть использован для того, чтобы подвергнуть сомнению выбор национальной политики, задаваясь вопросом, как две страны с одинаковым уровнем ВНД на душу населения могут в конечном итоге получить разные результаты в области человеческого развития. Эти контрасты могут стимулировать дебаты о приоритетах государственной политики. (Рис. 1)

Рисунок 1 – Индекс человеческого развития по странам (2021)

Источник: https://hdr.undp.org/data-center/human-development-index#/indicies/HDI

Эффективное управление государственными средствами важно в условиях нехватки государственных средств для выполнения многих государственных задач, в том числе в области государственных услуг. Относительный размер этих дефицитов государственных ресурсов зависит от реализуемой или перспективной программы социально-экономического развития с конкретной ролью государственного вмешательства и широко понятых социальных ожиданий в этой области [11, с.9]. Благодаря усвоению государственным сектором рыночных механизмов и методов управления, используемых в частном секторе, а также благодаря сосредоточению внимания администрации на эффективности и экономичности должно произойти некоторое улучшение качества управления при новом государственном управлении.

Государственные расходы напрямую влияют на качество жизни и предопределяют как текущий уровень социально-экономического развития, так и будущих периодов [9, с.63]. Это доказывает корреляционный анализ расходов на социальную сферу различных экономик мира и уровень ИЧР, наблюдаемый в данных странах. (Рисунок 2)

Рисунок 2 – Государственные расходы по странам (% от ВВП) в 2021

Источник: https://countryeconomy.com/government/expenditure

Сфера услуг имеет решающее значение для экономики ЕС. На их долю приходится около 70% ВВП ЕС и равная доля его занятости. Сопутствуя этому явлению, страны европейского союза устранить барьеры для компаний, желающих предлагать трансграничные услуги, и облегчить им ведение бизнеса [7, с.19]. Однако страны Европы придерживаются социально ориентированной модели развития, согласно которой рыночная экономика и государственная политика дополняют друг друга. Свобода предпринимательства поощряет конкуренцию и санирует предложение, в то время как государство смягчает слабые места рынка, создавая социальную инфраструктуру для защиты как наиболее уязвлённых слоёв населения, так и всего общества в целом.

Страны Европейского Союза на протяжении последних трёх десятилетий лидируют в мировом рейтинге ИЧР. При этом страны применяют различный подход в области государственной социальной защиты. Среди стран, где показатель общественных расходов на здоровье и образование в по отношению к ВВП был самым высоким отмечены Франция, Австрия, Италия, Греция, Швеция, Финляндия, Германия. Государственные расходы в этих странах превышают 50% от бюджета. При этом эти страны отличаются также высоким ВВП на душу населения. Исходя из этого можно выдвинуть гипотезу о том, что экономическое благосостояние напрямую влияет на человеческий потенциал [12, с.1795].

Соединённый Штаты Америки представляют собой либеральную модель, где господствуют рыночные механизмы и государство проводит социальную политику посредством передачи институтов здравоохранения, образования и прочих в частные руки. Расходы на здравоохранение в США выросли на 2,7 % в 2021 году, достигнув 4,3 триллиона долларов, или 12 914 долларов на человека.  В структуре валового внутреннего продукта страны расходы на здравоохранение составили 18,3 %. Наибольшая доля общих расходов на здравоохранение финансировалась федеральным правительством (34 %) и домашними хозяйствами (27 %). Доля частного бизнеса в расходах на здравоохранение составила 17 % от общего объема расходов на здравоохранение, на долю государственных и местных органов власти приходилось 15 %, а на другие частные доходы приходилось 7 % [5].

Китай представляет собой модель административно-командной экономики в полным подчинением социальных сфер государству.  Вследствие этого все инициативы, включающие инновации и дополнительные инвестиции исходят от государства. Например, в 2009 году Китай начал новый этап реформы здравоохранения, который в основном был направлен на укрепление руководства правительства и увеличение инвестиций в здравоохранение. Хотя реализация новой медицинской реформы повысила эффективность государственных расходов на здравоохранение, в 31 провинции Китая они остались низкими, обнаружив, что правительству в первую очередь следует учитывать ВВП на душу населения, плотность населения и другие факторы при координации распределения затрат на здравоохранение [4].

Для доказательства гипотезы о прямой зависимости ИЧР страны от расходов на социальную сферу проанализируем данные по годам у трёх государств разных регионов мира: США, Китая и Германии. (Рисунки 3 и 4) Регрессионный анализ выявил, что данные величины имеют корреляционную зависимость. В каждом из трёх случаев фактор финансирования отмечен высоким уровнем значимости и объясняет 99,9% выборки. Нормированный R2 в случае США (0,97) и Германии (0,93) равен имеет очень высокое значение, что означает, что именное такое процентное соотношение вариации значений ИЧР объясняются вариацией значений величины государственного финансирования, В случае Китая значение снижается до 0,76, таким образом оставшиеся 24% подвержены влиянию иных факторов, что обусловлено социально-экономической моделью и государственной политикой.

Рисунок 3 – ИЧР стран по годам

Источник: составлено автором

Рисунок 4 – Государственные расходы стран (млрд. долл. США)

Источник: составлено автором

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что индекс человеческого развития, отражающий качество жизни населения, напрямую зависит от финансовой поддержки государства социально значимых областей, прежде всего здравоохранения и образования. При этом тип проводимой политики или реализуемой экономической модели не оказывает существенного влияния. Из исследования были исключены кризисные годы 2019-2020, связанные с пандемией Covid-19 для избежания искажения результатов, так как ввиду высокой смертности населения и повышенной необходимостью для государств исполнять социальные обязательства ИЧР и расходы на социальную поддержку будут носить разнонаправленный характер. Однако предварительные данные показывают, что в странах, где государство активно финансировало сферу медицины и выплачивало пособия ИЧР снизился меньше, чем в тех, где денежной поддержки было недостаточно.

Библиографический список

1. Доклад о человеческом развитии 2021/2022: «Неопределенные времена, неустроенные жизни: определяя наше будущее в меняющемся мире» // HDI. URL: https://hdr.undp.org/system/files/documents/global-report-document/hdr2021-22overviewrupdf.pdf
2. Human Development Index // HDI. URL: https://hdr.undp.org/data-center/human-development-index#/indicies/HDI
3. Single market for services // The European Commission. URL: https://single-market-economy.ec.europa.eu/single-market/services_en
4. Centers for Medicare & Medicaid Services // CMS.GOV URL: https://www.cms.gov/research-statistics-data-and-systems/statistics-trends-and-reports/nationalhealthexpenddata/nhe-fact-sheet
5. “The efficiency of provincial government health care expenditure after China’s new health care reform” 2021 Oct 13 // The National Center for Biotechnology Information URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8513862/
6. Countryeconomy.com // URL: https://countryeconomy.com/government/expenditure
7. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
8. Харакоз Ю.К. Методы признания обесценения финансовых активов // Экономика и предпринимательство. - 2022. -№ 1 (138). - С. 1246-1249.
9. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
10. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.
11. Харакоз Ю.К. Развитие и внедрение международных стандартов финансовой отчетности в банковском секторе экономики // Экономические исследования и разработки. - 2022. - №5. - С. 6-12.
12. Economic cycles: Influence on the innovation system of Russia / M. E. Kosov, A. V. Sigarev, G. T. Malashenko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2019. – Vol. 10. – No 6(44). – P. 1794-1800. – DOI 10.14505/jarle.v10.6(44).21.