Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.03.2023

Особенности ведения малого бизнеса в Казахстане

Specifics of small business in Kazakhstan

Брылёва В.А.
Студент 4 курса Бакалавриата
Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва

Bryleva V.A.
Bachelor's student, Diplomatic Academy
of the Russian Foreign Ministry, Moscow
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию современного состояния малого бизнеса в Республике Казахстан в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры глобального и внутреннего рынка товаров и услуг. Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений развития бизнеса в Казахстане, поскольку в первую очередь правительство определяет цель стимулирования экономики через государственную поддержку бизнеса, внутреннюю аккумуляцию сбережений и поощрение открытой экономики. В работе анализируются основные особенности ведения малого бизнеса, вызовы с которыми пришлось столкнуться ввиду мировых кризисов, а также преимущества государственной поддержки, которую оказывает правительство Казахстана.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: This article is devoted to the study of the current state of small business in Kazakhstan, under the constantly changing conditions of the global and domestic markets for goods and services. The development of small business is one of the priorities of business development in Kazakhstan, as the government primarily defines the goal of stimulating the economy through state support of business, internal accumulation of savings and encouragement of an open economy. The paper analyzes the main features of doing small business, the challenges faced due to the global crises, and the benefits of state support provided by the government of Kazakhstan.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: малый бизнес, Казахстан, предпринимательство, малые и средние предприятия.

Keywords: small business, Kazakhstan, entrepreneurship, small and medium-sized enterprises.


Введение

Сложная ситуация нестабильности современных рынков товаров и услуг вынуждают предпринимателей со всего мира адаптироваться к возникающим условиям или прекращать свою деятельность ввиду невозможности справиться с непостоянностью и постоянно растущими рисками [8, с.46]. В такой ситуации анализ того или иного направления бизнеса играет ключевую роль в определении векторов развития всей экономики в целом. И поскольку зарубежный опыт, выявленный экспертами, может подтвердить возможность для малого бизнеса стать фактором социальной стабилизации и роста экономики Казахстана, необходимо определить правильные приоритеты, изучить долгосрочную стратегию его развития, в том числе уровень государственной поддержки, оказываемой правительством Казахстана. За последние несколько лет малый бизнес столкнулся с серьезными испытаниями, в числе которых череда карантинов, связанных с пандемией Covid-19, массовые беспорядки в Казахстане в начале 2022 года, а также специальная военная операция, которая наложила отпечаток на деятельность предпринимателей страны.

Методологическая основа исследования

Методологической базой представленного исследования выступают различные концепции, связанные с определением роли малого бизнеса в социальной, экономической и политической сферах Казахстана. В качестве основных инструментов предполагается использование методов анализа и синтеза информации, группировки различных данных, а также применение графических рисунков для достижения большей наглядности.

Выводы данной работы основаны на различных источниках. В первую очередь это нормативно-правовые акты Казахстана, включающиеся в себя официальные документы, определяющие деятельность бизнеса в государстве и стратегии, позволяющие оценить приоритеты долгосрочного развития экономики. Также автором используются различные аналитические записки, статьи, монографии экспертов в области бизнеса и предпринимательства.

Основная часть

Прежде чем начать анализ современного состояния малого бизнеса в Казахстане и перспектив его развития, необходимо обратить внимание на этапы его формирования, которые затронули конец 20 века и начало 21. Так, эксперты выделяют четыре основных этапа формирования малого бизнеса в республике Казахстан:

  1. Малый бизнес незадолго до распада Советского Союза и обретения Казахстаном независимости. (1986-1990 гг.)
  2. Ранняя стадия формирования рыночной экономики (1991- 1996 гг.)
  3. Этап укоренения принципов рыночной экономики и формирования новых законов, связанных с ведением бизнеса (1997- 2002 гг.)
  4. Современная стадия развития: эпоха цифровизации, быстрой адаптации к изменяющимся условиям

В первые три этапа государство было сфокусировано на создании оптимальной регулятивной базы, способной обеспечить правильное функционировании всех классов бизнеса. Появление новых форм собственности, волны приватизации и осознание собственной независимости сыграли большую роль в формировании новой модели предпринимательства в стране.

Последний этап, который плавно перешел в современный сценарий развития, связан с усовершенствованием нормативно-правовой и институциональной базы в сфере частного предпринимательства, планом цифровизации бизнеса, обеспечением достаточной государственной поддержки [10,с.298]. В последние десятилетия Республика Казахстан показала динамичное развитие малого и среднего бизнеса. В частности, развитие данного направления можно охарактеризовать как постепенную диверсификацию бизнеса по государственной антимонопольной программе [6, с.37]. В рамках этой программы правительством были предусмотрены специальные меры:

  1. Разделение производств на взаимно независимые производственно-хозяйственные блоки
  2. Стимулирование выхода малых и средних предприятий из состава крупных конгломератов и холдингов
  3. Выделение небольших дочерних предприятий из состава крупных материнских компаний (По их собственной инициативе)

В зависимости от направления правительство Казахстана разделило малые и средних предприятия для упрощения системы регулирования их деятельности. С 2002 года были определены следующие направления: производственные предприятия широкого и узкого профиля, фирмы, оказывающие услуги населению, торговые предприятия, информационно-технические направления, общественное питание, а также отрасль сельскохозяйственного производства. Со времен данных преобразований малый и средний бизнес претерпевал множество изменений, однако основную структуру сохранил и начал составлять конкуренцию крупным ведущим компаниям, как и в производственных значениях, так и в доли занятости населения.

Доля малого бизнеса в процентном соотношении к ВВП в 2022 году составила примерно 35 процентов, что отражено на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика развития малого бизнеса в Казахстане 2015 – 2022 гг.

Составлено автором по данным официального информационного ресурса премьер-министра Казахстана https://primeminister.kz/

Представленная диаграмма отражает тенденцию к увеличению доли малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. Разумеется, необходимо отметить, что доля МСБ в Казахстане существенно ниже, чем в развитых странах Запада, где процентное соотношение колеблется на уровне 50-60 процентов. Так, в США доля МСБ составляет 50 процентов, а в Нидерландах 63 процента (данные за 2021 г.). В средней Азии же пионером в области малого бизнеса является Узбекистан, где доля занятых в МСБ составила 73 процента от общего числа населения. В Казахстане это же соотношение составило 35,7 процента, а количество действующих предприятий колеблется на отметке 1,5 миллиона. Деятельность предприятий обеспечивает рабочие места более чем 3,5 миллионам жителей Казахстана. Разумеется, малый бизнес рассредоточен по стране неравномерно. Именно этот фактор отражен на рисунке 2.

Рисунок 2. Вклад МСБ в валовый региональный продукт по областям Казахстана.

Составлено автором по данным официального информационного ресурса премьер-министра Казахстана https://primeminister.kz/

Наибольший вклад в валовый региональный продукт отмечается в столице Казахстана — Нур-Султане, а также в городах Алматы и Шымкент. Такое распределение обуславливается несколькими факторами: в столице наиболее развита система государственной поддержки, более перспективно развитие бизнеса, активно происходят процессы урбанизации населения. По данным официального государственного источника, граждане в возрасте от 18 до 40 лет предпочитают переезжать в крупные города для получения образования с дальнейшим трудоустройством. В таблице 1 представлены данные по занятости населения в сфере малого бизнеса.

Таблица 1

 Количество занятых граждан в области МСП и их доля к общей численности занятых за 2019 год

Использованы данные из отчета АТАМЕКЕН. Электронный ресурс: https://atameken.kz/

Доля занятых в области МСП достаточно сильно варьируется в зависимости от региона. Лидерами являются Нур-Султан и Алматы, являющиеся городами-драйверами казахстанской экономики. Именно поэтому в данных городах наиболее полный уровень государственной поддержки, которая распространяется на все области малого бизнеса, а именно на сельскохозяйственное производство, частное предпринимательство и на зарегистрированных юридических лиц малого и среднего бизнеса.

Уровень поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане крайне высок. Программы, предложенные правительством, имеют средне и долгосрочное стратегии по развитию и социальному обеспечению предпринимателей, занимающихся законной деятельностью на территории Республики. Автор выделил несколько наиболее значимых проектов:

  1. Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2025»

Программа, предложенная в рамках проекта «Казахстан 2050», который определил основную стратегию экономического роста до 2050 года, включая предельные показатели ВВП, инфляции и других ключевых индикаторов, отражающих состояние экономики страны, реализует многочисленные инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса в виде кредитования и льготного субсидирования  части ставки по договорам аренды и лизинга. Кроме этого, данная программа предусматривает субсидии и гранты на обучение молодых предпринимателей и поддержку новых бизнес инициатив, в особенности в приоритетных для Казахстана отраслях экономики.

  1. Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы

Если предыдущая программа была долгосрочного характера, то в Национальном проекте вполне конкретные сроки реализации. В фундаменте государственного проекта заложены четыре основных направления: опора малого бизнеса на средний, как на драйвера отраслевой экономики, обеспечение структуризации контроля МСП, комплексное развитие конкуренции среди предприятий и повышение доли занятости населения в МСБ [9, с.36]. Для достижения полученных задач правительством Республики Казахстан выделяется достаточный объем финансирования.

Таблица 2

Количество финансирования, выделенного проектом по развитию предпринимательства 2021 — 2025 гг.

ГодОбъем финансирования в тыс. тг.
20211 272 207 923
20221 370 367 038
20231620056904
20241 963 862 120
20252 228 835 933

Таблица составлена на основе данных правительства Республики Казахстан.

Финансовым гарантом данного проекта является АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», дочерняя организация АО «НУХ Байтерек», которая берет на себя все расходы по выдаче субсидий по части ставки вознаграждения частичного гарантирования кредитов, аренды и лизинга [7, с.38].

Проекты, обозначенные в работе, оказались особенно актуальны, как меры по преодолению кризисов, обрушившихся на экономику Казахстана в течение нескольких последних лет. Пандемия Covid-19 стала сильнейшим потрясением для мировой экономики. Серии локдаунов, закрытие предприятий, прекращение международной торговли стали переломным моментом для многих малых и средних бизнесов в Казахстане. Особенно сильно пострадал малый бизнес, направленный на обслуживание нужд потребителей – розничная торговля, общественное питание.

Государством были предпринят ряд общих мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, в частности налоговые каникулы, процентные льготы по кредитам, а в марте 2021 года был введен расширенный список сфер деятельности, попадающих под возможность льгот по уплате арендных платежей. В то же время, оказанной поддержки оказалось недостаточно, и многие предприниматели были вынуждены объявить себя банкротами. Государством проводились рейды по выявлению нарушений, были введены крупные штрафы. Однако, справедливо будет отметить, что данная кризисная ситуация послужила толчком по переходу малого и среднего бизнеса на новый этап цифровизации. Эффективность ведения онлайн бизнеса в Казахстане за 2020-2021 года выросла на 65%[1].

В 2022 году Казахстан столкнулся сразу с несколькими вызовами, среди них беспорядки в стране в начале года, которые несомненно повлияли на уже существующие малые и средние предприятия. Особенно это касается столицы страны, города Нур-Султан. Также предприниматели Казахстана столкнулись с наплывом российских мигрантов, которые были вынуждены покинуть страну ввиду введения западных санкций. Во многих отраслях экономики конкуренция выросла в разы. В особенности это касается частного предпринимательства, сферы IT. С начала специальной военной операции в Казахстан въехало 2,9[2] миллиона россиян, среди них 1,66 миллиона посетили страну в туристических целях, остальные же занимались оформлением статуса индивидуального предпринимателя или оформлялись через контракты фирм.

Заключение

В данной работе были проанализированы особенности ведения малого бизнеса в Республике Казахстан. Применив различные методы обработки информации, автор рассмотрел этапы формирования предпринимательства в Казахстане, различные государственные программы, направленные на стимулирование и поддержание малого и среднего бизнеса. Особенное внимание было уделено динамике развития МСБ и тому, какое место он занимает в экономике страны. Так, среди областей, где доля МСБ значительно выше, выделяется столица Казахстана — Нур-Султан, а также города Алматы и Шымкент. Именно в этих областях последнее время выделяется наиболее динамическое развитие малого и среднего бизнеса, кроме того в районах наиболее высока доля занятого в МСБ населения.

Современные тенденции развития также стали темой исследования. Возникающие кризисные ситуации стали большим испытанием предпринимателям Казахстана, однако меры государственной поддержки, такие как налоговые каникулы и достаточные объемы субсидирования, помогли не только пережить сложный период, но и усовершенствовать навыки управления, путем перехода в новую эпоху бизнеса, а именно в e-commerce.

[1] Согласно опросу руководителей крупнейших фирм Казахстана. Электронный доступ: https://www.pwc.com/

[2] По данным информационного портала Тенгри. Казахстан. Электронный доступ: https://tengrinews.kz/

Библиографический список

1. Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2025». Программа разработана в реализацию Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 05 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2018 года № 772 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 5 октября 2018 года.
2. Национальный проект по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы. Утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 728.
3. Об утверждении Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2022 года № 250.
4. Исследование фирмы KPMG “Влияние COVID-19 на ключевые сектора экономики Казахстана”. – Режим доступа: https://mybusiness.kz/biznes/vliyanie_covid_19_na_klyucevye_sektora_ekonomiki_kazaxstana/148 (дата обращения: 01.02.2023).
5. Казахстанский выпуск 24-го ежегодного опроса крупнейших руководителей мира. – Режим доступа: https://www.pwc.com/ (дата обращения: 20.01.2023).
6. Балихина Н.В., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Особенности применения МСФО в российской и зарубежной практике // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-3 (85). – С. 835-840.
7. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
8. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
9. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс совершенствования МСФО и российская учетная практика// Аудитор. - 2019. - № 3. - С. 35-39.
10. Prodanova, N. A. Corporate reporting of the future: on the path towards new through the analysis of today / N. A. Prodanova, N. S. Plaskova, L. V. Popova, I. Maslova, I. Dmitrieva, J. Kharakoz, V. Sitnikova // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. - 2018. - Vol. 13. - No 4. - PP. 296-303.