Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article is devoted to the analysis of the current state of small and medium-sized businesses in the EU. Small and medium-sized enterprises (SMEs) play a crucial role in the EU economy, but there are problems and obstacles to their growth and development. The article outlines the role of SMEs for the EU economy, as well as the problems that such enterprises face, and the measures that the union takes to support them.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: EU, small and medium-sized enterprises, economic development, problems.
Введение
Малые и средние предприятия (МСП) являются важнейшей частью экономики Европейского союза (ЕС), обеспечивая рабочие места, стимулируя инновации и способствуя экономическому росту. Несмотря на свою значимость, МСП сталкиваются с целым рядом проблем и неопределенностей на рынке ЕС, включая ограниченный доступ к финансированию, высокие затраты на регулирование, трудности с доступом к новым рынкам и трудности с привлечением и удержанием квалифицированных сотрудников. В то же время рынок ЕС предлагает многочисленные возможности для малого и среднего бизнеса по расширению и увеличению своей доли на рынке [15, с.1279]. С населением более 450 миллионов человек и ВВП более 15 триллионов евро, рынок ЕС является одним из крупнейших и наиболее разнообразных в мире, предлагая возможности для малого и среднего бизнеса получить доступ к новым потребителям и рынкам. В данной работе будут исследованы проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в ЕС, вызовы, с которыми такие предприятия сталкиваются, а также политика и программы, направленные на их поддержку.
Методологическая основа исследования
В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий, методы индукции и дедукции, метод обобщений.
Основная часть исследования
Малые и средние предприятия (МСП) являются важнейшей частью экономики Европейского союза (ЕС), на их долю приходится около 99% всех предприятий в регионе [1]. По данным ЕС, МСП обеспечивают около двух третей всех рабочих мест в частном секторе и отвечают за более чем половину валового внутреннего продукта ЕС. [2]
Рисунок 1. Вклад в ВВП ЕС, 2022 год.
Составлено автором по данным Eurostat Enterprise Statistics (2022).
МСП определяются как компании, в которых занято менее 250 человек и годовой оборот которых составляет менее 50 миллионов евро, или общая сумма баланса составляет менее 43 миллионов евро. Эти предприятия варьируются от микропредприятий с несколькими сотрудниками до более крупных компаний с несколькими сотнями сотрудников. МСП работают в широком спектре секторов, включая, обрабатывающую промышленность, сферу услуг, строительство и сельское хозяйство. Они играют решающую роль в стимулировании инноваций и конкурентоспособности на рынке ЕС, и многие из них участвуют в передовых исследованиях и разработках.
Малые и средние предприятия всегда были неотъемлемой частью экономической структуры ЕС. В последние годы директивные органы признали их значение в стимулировании экономического роста и создании рабочих мест. Европейский союз признал, что в настоящее время существует множество различных проблем, с которыми сталкиваются МСП в данном регионе. Многие проблемы малого и среднего бизнеса в ЕС тесно переплетены с проблемами данной экономической интеграции в целом. Одной из наиболее серьезных проблем является доступ к финансированию [17, с.734]. Многие малые и средние предприятия часто испытывают трудности с доступом к финансированию, особенно на ранних стадиях своего развития. [3] Банки неохотно кредитуют МСП, особенно в странах с более слабыми экономическими показателями или с более сложной нормативной базой. Это ограничивает способность МСП инвестировать в исследования и разработки, расширять свой бизнес или выходить на новые рынки. Доступ к финансированию является проблемой для МСП по всему ЕС, но серьезность проблемы варьируется в зависимости от страны. Согласно обзору деятельности МСП Европейской комиссии за 2021 год, страны, где МСП сталкиваются с наибольшими трудностями в доступе к финансированию, это страны со слабыми финансовыми системами или высоким уровнем задолженности, такие как Греция, Португалия и Испания. [4]
Второй значимой проблемой являются расходы на регулирование. Расходы на регулирование (regulatory costs) относятся к расходам, которые несут предприятия, чтобы соблюдать правила и стандарты, установленные правительствами или регулирующими органами [18, с.14]. Эти расходы могут включать плату за разрешения, лицензии, сертификации и инспекции, а также расходы на соблюдение экологических норм, правил безопасности и других нормативных актов. Проблема высоких расходов на регулирование актуальна для МСП по всему ЕС, но серьезность проблемы варьируется в зависимости от страны. Согласно отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2020 году. Сравнивая регулирование бизнеса в 190 экономиках» [5], в число стран с самым высоким нормативным бременем в ЕС входят Греция, Италия и Франция. Более того, некоторые страны ЕС, такие как Румыния, Болгария и Хорватия, имеют сложную налоговую систему, что может увеличить расходы на регулирование для МСП. С другой стороны, такие страны, как Дания, Финляндия и Швеция, как правило, имеют более простую и прозрачную нормативно-правовую базу, которая может снизить затраты на соблюдение требований. Стоит отметить, что серьезность проблемы также может варьироваться в зависимости от сектора, в котором работают МСП. Например, в секторах с высокой степенью регулирования, таких как здравоохранение и финансовые услуги, бремя регулирования может быть особенно острым, независимо от страны [16, с.63] . Следовательно, директивным органам важно работать над созданием более благоприятной нормативно-правовой среды для МСП по всему ЕС, включая снижение общей нормативной нагрузки, упрощение и рационализацию нормативных актов и предоставление адресной поддержки МСП в секторах с высокой степенью регулирования.
Следующая проблема, характерная для всего ЕС в целом, — экономическое неравенство между государствами-членами ЕС. ЕС состоит из 27 государств-членов, каждое из которых имеет свою собственную экономику, политическую систему и социальную структуру. Несмотря на то, что ЕС добился значительного прогресса в создании единого рынка и общей валюты (евро), экономическое неравенство остается постоянной проблемой. Это влияет на МСП в различных аспектах. Страны с более слабой экономикой или более низким уровнем развития часто сталкиваются с большими проблемами в плане доступа к финансам, рынкам и квалифицированным работникам. [6] Как было сказано ранее, МСП в странах с более слабой экономикой испытывают трудности с доступом к финансированию, что ограничивает их способность инвестировать в рост и экспансию [18, с.14]. Более того, существует проблема привлечения и удержания квалифицированных работников в таких странах, поскольку, как правило, такие работники делают выбор в пользу более развитых и экономически стабильных стран ЕС (Германия, Франция). Таким образом, существующее неравенство еще больше усиливается. Кроме того, в ЕС существует не только экономическое неравенство, но и отсутствие гармонизации большой части нормативных актов в области малого и среднего предпринимательства среди стран-членов ЕС.
В целом, проблема неравенства между странами ЕС оказывает значительное влияние на все сферы экономической жизни, в частности МСП, ограничивая их способность получать доступ к финансированию и привлекать квалифицированную рабочую силу. Решение этих проблем будет иметь важное значение для поддержки роста и успеха МСП во всех европейских странах.
Говоря о перспективах малого и среднего предпринимательства в ЕС, необходимо рассмотреть меры, которые принимает данная группировка для решения вышеобозначенных проблем. ЕС признает значимость МСП в стимулировании экономического роста и создании рабочих мест. Таким образом, союз активно внедряет новые программы и инициативы, направленные на устранение существующих проблем, а также на поддержку роста и развития МСП на европейском рынке.
Одной из последних мер, направленных на помощь и поддержку МСП в ЕС, является Европейский план восстановления (Next Generation EU). [7] Он представляет собой пакет финансовой поддержки, введенный Европейским союзом в ответ на экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19. Цель плана — поддержать государства — члены ЕС в восстановлении после пандемии и помочь построить более устойчивое, жизнестойкое и цифровое будущее для Европы. Одной из ключевых целей Европейского плана восстановления является поддержка малого и среднего бизнеса в ЕС. МСП особенно сильно пострадали от пандемии, и многие из них столкнулись со значительными проблемами, связанными с доступом к финансированию, сбоями в цепочках поставок и снижением спроса на товары и услуги. [8] Для решения этих проблем Европейский план восстановления включает ряд мер по поддержке МСП, включая гранты, займы и инвестиции.
Следующая программа — Единый цифровой рынок — представляет собой политическую инициативу, выдвинутую Европейским союзом (ЕС), которая направлена на создание открытого и доступного онлайн-рынка цифровых товаров и услуг внутри ЕС. Инициатива направлена на устранение барьеров для трансграничной онлайн-активности, содействие инновациям и конкурентоспособности, а также улучшение доступа к цифровым товарам и услугам для бизнеса и потребителей [14, с.1248]. Единый цифровой рынок имеет несколько важных последствий для МСП в ЕС: [9]
- Улучшение электронной коммерции: Инициатива направлена на то, чтобы облегчить МСП участие в трансграничной электронной торговле путем устранения таких барьеров, как различия в правовой базе и технических стандартах. Это может помочь МСП выйти на новые рынки и более эффективно конкурировать с более крупными предприятиями.
- Цифровые навыки: Единый цифровой рынок также включает меры, направленные на развитие цифровых навыков и грамотности, которые могут принести пользу МСП, помогая им адаптироваться к новым технологиям и бизнес-моделям.
- Интеллектуальная собственность: Единый цифровой рынок включает меры, направленные на упрощение и гармонизацию законов ЕС об интеллектуальной собственности, что может благотворно повлиять на МСП, предоставляя им большую правовую определенность и защиту их прав на интеллектуальную собственность [19, с.10] .
Наконец, в 2021 году Европейская комиссия разработала «стратегию ЕС для малого и среднего бизнеса» [10], направленную на поддержку роста и развития малого и среднего бизнеса в ЕС. Стратегия сосредоточена на трех ключевых областях [11]:
- Доступ к финансированию: Стратегия направлена на улучшение доступа МСП к финансированию путем поощрения большего объема частных инвестиций, упрощения правил и процедур доступа к финансированию и оказания поддержки МСП в разработке и реализации их бизнес-планов.
- Единый рынок: Стратегия направлена на укрепление единого рынка ЕС и устранение барьеров для трансграничной торговли и инвестиций. Это включает в себя упрощение правил и процедур для МСП по продаже своих товаров и услуг в других странах ЕС, а также оказание поддержки МСП при выходе на новые рынки.
- Цифровизация: Целью данной стратегии является поддержка МСП в освоении цифровых технологий и внедрении инноваций. Она предполагает оказание поддержки МСП в оцифровке их бизнес-процессов, улучшение доступа к цифровой инфраструктуре и технологиям и содействие сотрудничеству между МСП и другими заинтересованными сторонами в цифровой экосистеме.
Стратегия МСП также включает в себя ряд других инициатив по поддержке МСП. К ним относятся:
— Европейская сеть предпринимательства (EEN) [12]: EEN – это сеть вспомогательных организаций, которые предоставляют консультации, поддержку и доступ к возможностям финансирования для МСП по всему ЕС.
— Программа COSME [13]: Программа COSME предоставляет возможности финансирования малым и средним предприятиям для повышения их конкурентоспособности, выхода на новые рынки и внедрения инноваций.
— Программа Erasmus для молодых предпринимателей [14]: Эта программа предоставляет возможности начинающим и действующим предпринимателям работать и учиться у опытных предпринимателей в других странах ЕС.
Заключение
Таким образом, МСП являются важным компонентом европейской экономики, представляя более 99% всех предприятий и обеспечивая занятость миллионам людей. Несмотря на свою важность, малые и средние предприятия сталкиваются в ЕС с множеством проблем, которые препятствуют их росту и развитию. Эти проблемы варьируются от ограниченного доступа к финансированию до регулятивного бремени и трудностей с выходом на новые рынки. Однако ЕС признает жизненно важную роль МСП в экономике и активно внедряет различные стратегии и инициативы, направленные на поддержку и стимулирование их роста, такие как Европейский план восстановления, Единый цифровой рынок, и Стратегия ЕС для малого и среднего бизнеса. Важно отметить, что проблемы, с которыми сталкиваются МСП в ЕС, распределены неравномерно, причем некоторые страны сталкиваются с более серьезными проблемами, чем другие. Следовательно, следует приложить усилия для устранения коренных причин этих проблем и создания более равных условий для МСП по всему ЕС. Потенциальные выгоды от процветающего сектора малого и среднего бизнеса в ЕС многочисленны, включая ускорение экономического роста, создание рабочих мест и инновации. Поэтому директивные органы должны продолжать работать над созданием благоприятных условий для МСП, снижением барьеров на пути к их успеху и созданием условий, в которых они могут процветать.
Библиографический список
1. Сайт Европейской комиссии. Малые и средние предприятия (МСП). Статистика и факты. - Режим доступа: file:///Users/dasha/Desktop/Европейская комиссия. (2020). Малые и средние предприятия (МСП) - Статистика и факты. Извлечено изhttps://commission.europa.eu/index_en (дата обращения: 01.03.2023)2. Евростат. Официальный сайт. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения 02.03.2023)
3. Европейский альянс малого бизнеса. (2021). МСП ЕС в 2021 году: вызовы и возможности. - Режим доступа: https://www.esba-europe.org/wp-content/uploads/2021/02/ESBA-Position-Paper-2021.pdf (дата обращения: 02.01.2023)
4. Статистика: Страны с самой высокой задолженностью в ЕС. - Режим доступа: https://www.statista.com/chart/13960/who-has-the-highest-debt/ (дата обращения: 02.03.2023)
5. Отчет Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2020 году. Сравнивая регулирование бизнеса в 190 экономиках». - Режим доступа: https://documents1.worldbank.org/curated/en/688761571934946384/pdf/Doing-Business-2020-Comparing-Business-Regulation-in-190-Economies.pdf (дата обращения: 11.01.2023)
6. Сайт «ЕС следующего поколения». - Режим доступа: https://next-generation-eu.europa.eu/index_en (дата обращения: 03.03.2023)
7. Европейский центральный банк. (2021). Влияние пандемии COVID-19 на МСП. - Режим доступа: https://www.ecb.europa.eu/pub/financial-stability/fsr-focus/2021/html/ecb.fsrfocus202101_3~3f51d63a62.en.html (дата обращения: 03.03.2023)
8. Стратегия единого цифрового рынка. Европейская комиссия. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/digital-single-market-strategy (дата обращения: 03.03.2023)
9. Стратегия ЕС для поддержки малого и среднего бизнеса. - Режим доступа: https://www.businesseurope.eu/policies/smes-and-entrepreneurship/eu-sme-strategy#topic-publications (дата обращения: 04.03.2023)
10. Куринова Я.И. ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: РЕАЛИЗУЕМАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ // Вестник РГЭУ РИНХ. 2022. №1 (77). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-evropeyskogo-soyuza-v-razvitii-malogo-i-srednego-biznesa-realizuemaya-politika-podderzhki (дата обращения: 06.03.2023).
11. Европейская сеть предпринимательства. - Режим доступа: https://een.ec.europa.eu (дата обращения: 04.03.2023)
12. Программа COSME. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/9783/attachments/1/translations/en/renditions/native (дата обращения: 04.03.2023)
13. Программа Erasmus. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/9783/attachments/1/translations/en/renditions/native (дата обращения: 06.03.2023)
14. Харакоз Ю.К. Методы признания обесценения финансовых активов // Экономика и предпринимательство. - 2022. -№ 1 (138). - С. 1246-1249.
15. Харакоз Ю.К. Конвергенция российских и международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 1 (138). - С. 1278-1282.
16. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
17. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.
18. Харакоз Ю.К. История возникновения и развития международных стандартов финансовой отчетности // Экономические исследования и разработки. - 2022. - № 3. - С. 11-16.
19. Харакоз Ю.К. Развитие и внедрение международных стандартов финансовой отчетности в банковском секторе экономики // Экономические исследования и разработки. - 2022. - №5. - С. 6-12.