Abstract: The article discusses the development of foreign trade relations of the Bolivarian Republic of Venezuela. It singles out the theoretical aspects of the implementation of trade policy and examines the participation of Venezuela in the system of multilateral regulation of international trade. The paper also analyzes the dynamics of Venezuela’s trade, economic, scientific and technical cooperation. To assess the degree of openness of the Venezuelan economy, the author uses her own calculations of export quota. The paper put forward some practical recommendations that might be used to coordinate work so as to strengthen bilateral contacts and increase the pace of economic cooperation in priority areas between Venezuela and the Russian Federation.
Keywords: Bolivarian Republic of Venezuela, foreign trade relations, trade policy, export quota
В условиях глобализации мировой экономики и международных экономических отношений, неравномерности социально-экономического и научно-технического развития стран мира, финансово-экономических кризисов, распространения различных заболеваний и других глобальных проблем возникает острая необходимость углубления внешнеэкономических связей государств, в частности, торговых. Мировой опыт свидетельствует о том, что ни одно государство мира не способно эффективно функционировать, будучи не интегрированным в мировую систему. В настоящее время развитость внешнеэкономического комплекса страны не только способствует росту отдельных макроэкономических показателей, характеризующих состояние национальной экономики, но и выступает в качестве политического рычага воздействия на мировой арене.
Цель данного исследования – рассмотреть возможности и пределы участия Венесуэлы в международных торговых отношениях, изучить особенности торговой политики данного государства.
Развитие внешнеторговых связей Венесуэлы обусловлено преимущественно заинтересованностью развитых стран в ее природных энергетических ресурсах и их интеграции в международное хозяйство. Венесуэла является классическим примером государства, полностью зависящего от экспорта нефти и мировых цен на нее, ведь именно эти показатели определяют состояние ее экономики. Одной из целей торговой политики Венесуэлы является укрепление позиций на международной арене, что может быть достигнуто путем развития новых рынков не традиционной для венесуэльской экономики продукции, увеличения доли промышленного экспорта, создания стратегических партнерств в нефтяном секторе с целью повышения добавленной стоимости экспорта страны и поддержки Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Теоретические аспекты формирования торговой политики
Основным органом, координирующим внешнеторговую политику государства, является Министерство экономики, финансов и внешней торговли Боливарианской Республики Венесуэла.
В соответствии с Конституцией Венесуэлы одной из прерогатив государства является использование инструментов торговой политики в целях защиты экономической деятельности венесуэльских национальных предприятий, находящихся в государственной или частной собственности. Другие аспекты торговой политики включают вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, конкурентной и инвестиционной политикой, охраной окружающей среды и др. Согласно Конституции, нефтяная промышленность и другие отрасли, которые отвечают общественным интересам и носят стратегический характер, принадлежат государству. Она также предусматривает полную государственную собственность на акции крупнейшей нефтегазовой компании Petróleos de Venezuela, S.A. В Конституции подчеркивается важность развития добывающей промышленности с целью освоения и внедрения новых технологий, создания рабочих мест и увеличения темпов экономического роста. Кроме того, она предусматривает обязательное финансирование объектов социальной инфраструктуры, сферу образования и здравоохранения посредством привлечения средств, полученных от разработки недр и добычи полезных ископаемых.
В общих рамках, установленных Конституцией, основные направления торговой политики, подлежащие осуществлению в среднесрочной перспективе, изложены в Национальном плане экономического развития (Plan de la Patria) на 2019-2025 годы [5]. Одним из главных вопросов, рассматриваемых в нем, является содействие и углубление региональной интеграции стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Другие политические цели заключаются в содействии экономической интеграции между андскими странами и в рамках Группы трех, а также в усилении присутствия Венесуэлы в Карибском бассейне.
Президент Венесуэлы несет ответственность за определение приоритетов, целей и задач международной политики, в том числе торговой. Однако Президент не уполномочен ратифицировать или заключать международные соглашения без прямого одобрения Национального собрания. Ассамблея может проголосовать за или против принятия проекта соглашения, однако у нее нет полномочий вносить какие-либо изменения в документ [2].
Министерство народной власти и торговли (Ministerio de Poder Popular y de Comercio Nacional) играет ключевую роль в координировании торговых отношений государства. Оно отвечает за разработку и контроль деятельности национальной исполнительной власти в следующих областях: внутренние и иностранные инвестиции, интеллектуальная собственность, защита прав потребителей, технические стандарты, контроль качества и сертификация, туризм, содействие и поощрение конкурентоспособности и свободной конкуренции, защита национального производителей от последствий недобросовестной международной торговой практики, участие в разработке таможенно-тарифной политики в координации с Министерством финансов. Оно также осуществляет контроль за развитием международных торговых отношений в координации с Министерством иностранных дел [5].
Разработка, мониторинг и надзор за торговой политикой находятся в ведении заместителей министров (торговли, промышленности и туризма) Министерства народной власти и торговли. Подразделениями Министерства являются: Управление по поощрению и защите свободной конкуренции (также называемое Pro-competencia), Институт защиты прав потребителей (INDECU), Комиссия по антидемпинговой политике и субсидиям (CASS) и Национальное управление кооперативов (SUNACOOP). Органами, прикрепленными к вице-министерству промышленности, являются: Управление иностранных инвестиций (SIEX), Автономная служба интеллектуальной собственности (SAPI), Венесуэльский фонд промышленного и технологического перевооружения (FONDOIN), Национальный совет по развитию индустрии капитальных товаров и услуг (CONDIBIECA), Автономная служба стандартизации и сертификации качества и метрологии (SENCAMER), Исследовательский центр развития автомобильной промышленности (CIDIA) и Корпорация развития малых и средних отраслей промышленности (CORPOINDUSTRIA). К вице-министерству туризма относятся: Венесуэльская туристическая корпорация (CORPORTURISMO) и ее региональные и государственные организации-партнеры.
Ответственность за реализацию внешней политики исполнительной властью, которая охватывает деятельность Республики, на международной арене, участие Республики в международных организациях (включая управление торговой политикой Венесуэлы в рамках ВТО), была возложена на Министерство иностранных дел. МИД Венесуэлы отвечает за ведение переговоров, подписание, ратификацию и исполнение международных соглашений, договоров и других документов, за исключением случаев, когда закон прямо возлагает ответственность за их ведение на другое министерство. В таких случаях Министерство иностранных дел обеспечивает координацию и соответствие переговоров внешней политике Венесуэлы и может принять решение быть представленным на переговорах, если сочтет это необходимым [8].
Участие Венесуэлы в системе многостороннего регулирования международной торговли
Участие стран Латинской Америки в Дохийском раунде переговоров ВТО внесло значительный вклад в укрепление позиций латиноамериканских стран на международных рынках товаров и услуг. Согласно мнению бывшего генерального директора ВТО Паскаля Лами, в XXI веке страны латиноамериканского региона благодаря политике односторонней либерализации и структурированной системе торговых преференций достигли высокого уровня внешнеэкономической интеграции с остальным миром [7]. Либерализация и диверсификация торговли имеют ключевое значение для дальнейшего развития региона.
По мнению Правительства Венесуэлы, торговля является политическим инструментом экономического развития, и соответственно его действия в сфере международной торговли направлены на обеспечение признания статуса Венесуэлы как развивающейся страны и ее законного права активно проводить политику экономического развития, социальной справедливости и сокращения масштабов нищеты.
Стоит отметить, что Венесуэла подписала со странами Восточной Европы, Африки и Азии торговые соглашения, направленные на:
- развитие, укрепление и наращивание торговых потоков;
- привлечение инвестиций;
- укрепление сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес;
- использование механизмов поощрения торговли в целях развития торговли деятельности.
Некоторые из этих соглашений также предусматривают режим наибольшего благоприятствования для импортной продукции. Венесуэла поддержала несколько стран в их усилиях по вступлению в ВТО и ведет с ними двусторонние переговоры о доступе товаров и услуг на национальные рынки.
Сегодня Венесуэла надеется повысить международную конкурентоспособность своих товаров и услуг по мере того, как ее промышленность адаптируется к новым реалиям, что окажет соответствующее воздействие на уровень занятости, производственный и экспортный потенциал. Если Венесуэла хочет добиться устойчивого экономического роста и социального развития, то движущей силой экономики, которой в настоящее время является нефтяной сектор, также должны будут стать и другие секторы – такие, как сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг, что обусловит диверсификацию структуры экспорта [4].
Основные направления развития внешнеторговых связей Венесуэлы
Стоит отметить, что в период с 2010 по 2020 гг. вследствие нестабильности глобальных финансовых рынков после кризиса 2008–2009 гг. государства Латинской Америки были вынуждены направить все силы на преодоление затяжной рецессии и стабилизацию макроэкономической политики [9]. Ряд внутренних причин экономической отсталости ведет
к неспособности латиноамериканских стран противостоять внешним факторам, таким как, например, торговая война между США и Китаем. Последовательное восстановление и экономическое укрепление были прерваны неожиданной вспышкой инфекции COVID-19 и следующими за ней негативными экономическими последствиями, такими как сбой глобальных цепочек поставок, нестабильность финансовых рынков, увеличение тарифных и нетарифных мер в торговле и др. Регион Латинской Америки стал одним из наиболее пострадавших в результате всех вышеперечисленных экономических потрясений.
Экспорт товаров из Венесуэлы сократился на 71,1% и составил 4,9 млрд долларов США. Венесуэла обладает самыми крупными разведанными запасами нефти, вследствие чего основной статьей экспорта является данный вид сырья (около 80%). В 2020 году основными партнерами по экспорту государства были Индия (2,1 млрд долл.), ОАЭ (500 млн долл.) и островное государство Аруба (300 млн долл.). В результате многочисленных санкций США [1, с. 8-9] и ограничительных мер со стороны других государств региона Венесуэла вынуждена налаживать сотрудничество с внерегиональными участниками.
В 2020 году резкое сокращение показателя экспорта товаров и услуг было вызвано падением спроса на нефть и последующим обвалом цен на данный вид сырья. В целом с 2010 года экспорт товаров в Венесуэле сократился на 92,4%: с 65,7 млрд долларов до 5 млрд долларов США.
Экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки
и Карибского бассейна обращает внимание на необходимость интенсификации интеграционного взаимодействия и повышения степени открытости национальных рынков государств латиноамериканского региона, в частности Венесуэлы. Автором проведен анализ внешнеторговых показателей отдельных стран и рассчитаны экспортная, импортная и внешнеторговая квоты как наиболее существенные индикаторы открытости экономики. За основу были взяты такие показатели, как ВВП, экспорт и импорт товаров в млрд долларов США. В 2020 году вследствие экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, во всех латиноамериканских государствах наблюдалось снижение ВВП. Наиболее пострадавшей экономикой была венесуэльская: показатель снизился на 25%.
Показатели экспортной, импортной и внешнеторговой квот позволяют оценить степень открытости рынков в странах Латинской Америки. Экспорт сырья, играющий ключевую роль во внешнеэкономической деятельности региона и являющийся инструментом стабилизации цен, был выбран для расчета экспортной квоты (рис. 1).
Рисунок 1 – Экспортная квота в странах Латинской Америки (в %)
Источник: составлено автором на основе данных, представленных ЭКЛАК ООН [11]
Таким образом, результаты проведенного анализа показали разную степень открытости экономики стран Латинской Америки. Всемирный банк признает экономику государства, если выполняется условие, что экспортная квота больше или равна 35%. В соответствии с данной классификацией, Венесуэла была признана государством с закрытой экономикой. Причиной снижения показателя открытости венесуэльских рынков стало увеличение нетарифных мер в торговле вследствие возникновения угрозы распространения COVID-19 и затяжной рецессии. Государство устанавливало ограничения на ввоз и вывоз продукции и услуг, что было вызвано необходимостью защиты экономических интересов и обеспечения национальной безопасности.
Одним из наиболее важных партнеров Венесуэлы является Российская Федерация, что подтверждается активным развитием двусторонних связей в последние годы. Более того, вследствие схожести структур экономик России и Венесуэлы опыт социально-экономического развития латиноамериканского партнера приобретает особую важность для российской экономической науки.
Экономические отношения России и Венесуэлы носят стратегический характер. Начиная с 2000-х гг. Российская Федерация и Венесуэла сотрудничают в политической, торгово-экономической, научной, финансовой, энергетической, военно-технической сферах. В 2004 году после переговоров в Москве было подписано соглашение о взаимодействии двух стран в нефтяной и газовой отраслях. На сегодняшний день российские компании контролируют около 70% добываемой в Венесуэле нефти. В 2010 году нефтяной консорциум РФ, куда вошли компании ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Сургутнефть», «Газпронефть» и «ТНК-ВР» заключили с венесуэльской компанией «PDVSA» договор о создании совместного предприятия для освоения месторождения «Хунин-6» [6]. Государства поддерживают стабильность мирового рынка нефти и газа, постоянно ведут диалог с государствами-членами ОПЕК, куда входит Венесуэла, а также с независимыми производителями и потребителями нефти. Были достигнуты договоренности о сотрудничестве в военно-технической сфере. Россия поставляет в Венесуэлу истребители, грузовые и легковые автомобили, легкие самолеты, было начато производство автоматов «Калашникова» и многое другое. Катализатором закупок российской военной техники Венесуэлой стал быстрый рост цен на нефть в 2005 году. По данным Федеральной таможенной службы РФ, наибольшее значение показателя товарооборота России и Венесуэлы было зафиксировано в 2016 году (336 млн долларов, 334 млн из которых приходились на российский экспорт). Однако в 2017 году показатели резко упали до 68 млн долларов вследствие экономического и социально-политического кризиса в Венесуэле [3, с. 43-44]. В том же году встал вопрос о незамедлительном погашении задолженности Венесуэлы перед Россией. Латиноамериканское государство должно было выплатить внешний долг поставками нефти, которые, однако, постоянно задерживались. Попытка государственного переворота 2019 года в Венесуэле поставила под сомнения способность государства погасить задолженность, в связи с чем Россия направила финансово-экономическую делегацию для реализации плана по спасению венесуэльской экономики. В 2021 году были нормализованы поставки российских вакцин на венесуэльские рынки. Проблемы торгово-экономического, инвестиционного, технологического сотрудничества решаются в рамках Межправительственной Российско-Венесуэльской комиссии высокого уровня, в рамках которой в октябре 2021 года состоялся форум, посвященный бизнес-контактам партнеров. Россия и Венесуэла – энергетические державы, оказывающие ключевое влияние на мировой рынок энергоносителей [6]. Государства признают необходимость координации действий и по вопросам экспорта природного газа, поскольку от состояния энергетических секторов России и Венесуэлы во многом зависит стабильность мировых рынков.
Таким образом, в сложившихся условиях нестабильной мировой конъюнктуры Венесуэла вынуждена искать новые рынки сбыта, расширять внешнеторговые связи для целей более стабильного социально-экономического развития и снижения зависимости от воздействия внешних угроз. Диверсификация внешнеторгового сотрудничества Венесуэлы необходима для реализации стратегических приоритетов развития. Эффективность торговой политики окажет положительное влияние на развитие внешнеторговых связей в долгосрочной перспективе.
Библиографический список
1. Давыдова А.В., Карпович О.Г., Львова А.О. США vs Венесуэла: формы и методы информационно-пcихологического давления // Международное публичное и частное право. - 2021.- № 4. - С. 7-11.2. Лезгинцев Ю.М. Экономическая и политическая история Латинской Америки: монография. – Москва : Проспект, 2021.
3. Львова А.О. Политический кризис в Венесуэле: экономические последствия и возможные пути решения // Chronos. – 2022 - Т. 7 - № 2 (64). - С. 42-46.
4. Всемирная Торговая Организация (WTO). Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.com (Дата обращения 15.12.2022)
5. Министерство народной власти, экономики и финансов Венесуэлы (MPPEF). Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mppef.gob.ve/ (Дата обращения 15.12.2022)
6. Национальный Комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА). Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cncepla.ru (Дата обращения 14.12.2022)
7. Cuadernos estadísticos de la CEPAL. Estadísticas económicas de América Latina y el Caribe. Aspectos metodológicos y resultados del cambio de año base de 2005 a 2010 // CEPAL. 2016. URL: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/40158/1/S1501348_es.pdf (Дата обращения 16.12.2022)
8. Foreign trade information system [Электронный ресурс] – URL: http://www.sice.oas.org/ctyindex/VEN/VENNatlDocs_e.asp (Дата обращения 15.12.2022)
9. ITC. Trade statistics for international business development. [Электронный ресурс]. URL: https://www.intracen.org (Дата обращения 16.12.2022)
10. UNCTAD. Official site [Электронный ресурс] – URL: http://www.unctad.org/ (Дата обращения 14.12.2022)
11. The UNCTAD Handbook of Statistics 2022. [Электронный ресурс] – URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat44_en.pdf (Дата обращения 14.12.2022)