Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2023

Развитие малого бизнеса во Франции

Small business development in France

Иванов А. А.
Студент 4 курса Бакалавриата
Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва
Ivanov A. A.
Bachelor's student, Diplomatic Academy
of the Russian Foreign Ministry, Moscow

Аннотация: В данной статье описываются тенденции развития экономической стратегии Франции, затрагивающие состояние малого бизнеса. Экономика Французской республики является обширной и интересной, представляя неповторимую систему, в создании аналогии которой стараются следовать многие государства. В представленной научной работе освещаются некоторые тенденции работы малого и среднего бизнеса Франции, влияющие на его работу и развитие на протяжении последнего столетия. В статье представлен обзор тех методов развития малого бизнеса, которые наиболее активно применяются в наше время и наиболее активно влияют на рост экономической составляющей французского государства.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: This article describes the trends in the development of the economic strategy of France, affecting the state of small business. The economy of the French Republic is extensive and interesting, representing a unique system, in the creation of an analogy that many states are trying to follow. The presented scientific work highlights some trends in the work of small and medium-sized businesses in France, affecting its work and development over the past century. The article presents an overview of those methods of small business development that are most actively used in our time and most actively influence the growth of the economic component of the French state.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Франция, малый бизнес, государственное финансирование, НИОКР.

Keywords: France, small business, government funding, R&D.


Введение

Франция – удивительная страна, постоянно «ловящая» на себе восхищенные взгляды соседних государств. Страна, обладающая  небольшим количеством ресурсов, но с огромным,  экономически постоянно растущим потенциалом. Французское государство признано экономически стабильным и активным и считается одним из государств, набирающим вес в «росте» предпринимательской деятельности.

Выше перечисленные обстоятельства являются основой для деятельности бизнеса в стране. В представленной работе рассмотрим Францию как благоприятную страну для развития малого и среднего бизнеса. Выявим обстоятельства, которые  плодотворно влияют на его поддержку, способствуя  росту малого и среднего бизнеса.

В экономике Франции малый и средний бизнес играет важную роль, способствуя ее росту.  В реалиях современной действительности вообще эти ниши являются самыми перспективными в сфере экономики, только за последний год было зарегистрировано более 3 000 000 малых предприятий, которые заполнили сегмент рынка услуг. Для развития малого бизнеса постоянно разрабатываются программы льготного значения и инвестиционной поддержки.

С недавнего времени во Франции появилось Национальное агентство по созданию предприятий, которое занимается стимулированием малого бизнеса, а также производит ряд мероприятий по поддержке бизнеса, которые могут возникнуть в случае его банкротства.

Главной задачей поддержки малого и среднего бизнеса во Франции выступает укрепление экономики страны, которое необходимо не только для высокого рейтинга государства в глазах мирового сообщества, но и для «укрепления» благосостояния  и поддержки граждан страны. Каждый год создается все больше и больше программ, направленных на поддержку и помощь. Государственная политика Франции нацелена на привлечение большого бизнеса в данные структуры для оказания помощи малому предпринимательству, взамен государство предоставляет бизнесу льготы и налоговые каникулы [6, с.47].

Развитие и поддержка малого бизнеса являются приоритетной задачей государства, но, несмотря на это, события, происходящие в мире и реакция на них европейского альянса и мирового сообщества «корректируют» данные планы по развитию бизнеса во Франции.

За последние несколько лет жизни мирового сообщества произошло много событий, которые произвели «встряску» экономической системы страны. Самыми яркими потрясениями стали пандемия и «развязка» конфликтных и санкционных отношений с Россией, которые произошли на фоне произведения Россией СВО на территории Украины. Именно поэтому в реалиях современности реализуются и создаются множество новых программ, направленных на поддержание финансовой составляющей малого бизнеса, которому сложно осуществлять свою деятельность в нынешних условиях.

 

Методологическая основа исследования

В данной работе использовались общенаучные методы исследования: методы системного анализа, эмпирические методы, метод исследования и сравнения данных.

Основная часть исследования

Организация малых и средних предприятий (МСП) является приоритетным направлением развития экономики Франции, несмотря на события, касающиеся «столкновений» мировых держав и возникновения непредвиденных ситуаций. Малый бизнес за последнее столетие повысил свою значимость, развивая все больший потенциал. Государственная помощь растет в своем влиянии на МСП, разрабатываются льготные программы и упрощенные условия ведения бизнеса [16, с.74].

Современные реалии усложняют развитие МСП, но это не останавливает экономическое сообщество Франции находить все более перспективные пути роста для развития государства. Государственная и инвестиционная поддержка «держат» ситуацию в состоянии предельной нормы, повышая значимость и возможности поиска новых путей развития малого бизнеса в стране [12, с.108].

Франция всегда была страной, обладающей одной из самых устойчивых и внушительных экономик мира, именно поэтому ее роль на международной арене имела и продолжает иметь значимое влияние.

 В текущий исторический период времени Франция занимает лидирующие позиции среди стран Европы, создающей условия  для ведения бизнеса. Относительная простота создания и обслуживания бизнеса привлекает не только местных жителей, но иностранных граждан, которые ради создания бизнеса в прогрессивной стране готовы стать эмигрантами. «Франция имеет ряд привлекательных преимуществ, разработанных  для зарубежных фирм и инвесторов, которые с радостью пользуются всеми возможностями для развития своего бизнеса в этой стране» [2].

Имея статус одной из крупнейших экономик Европейского союза, Франция для своего экономического развития разработала большое количество механизмов для создания правовых, финансовых и организационных условий в целях успешной деятельности МСП, позволяющие выдерживать конкуренцию. «Инфраструктурная поддержка экономической составляющей предпринимательства создавалась во Франции десятилетиями, именно поэтому она работает как отлаженный механизм» [8].

Если говорить о Российской Федерации и соотнести механизмы создания и регулировки МСП с опытом Франции  в сфере развития малого и среднего бизнеса, то можно отметить, что, по сравнению с Европейским опытом, у нас не выработана единая концепция для развития экономической и предпринимательской составляющей. В данном сегменте деятельности государства опыт Франции является показательным и нестандартным. Государственная деятельность Франции в большинстве своем направлена на развитие экономической составляющей страны, чем отличается от государственного  устройства нашей страны.

Экономическая привлекательность Франции с каждым годом только набирает обороты, притягивая все большее количество иностранных инвесторов и граждан, которые хотят «попытать» удачу в создании своего дела. Данные сведения отражаются в ежегодном консалтинговом отчете компании A.T. Kearney, согласно которому в 2020 году Франция вошла в золотую «пятерку» наиболее привлекательных и комфортных стран для развития бизнеса [7, с.37].

Удивительно, но французская экономика достаточно сильно отличается от шаблонных мотивов. «На сегодняшний день французская экономика не остановилась лишь на статичных отраслях как: индустрия роскоши и агропромышленного комплекса, а открыла новые возможности для укрепления экономики в сфере банковского сектора, страхования, энергетической и автомобильной промышленности» [4].

По данным публикационных исследований прошлых лет можно сделать ряд громких заявлений, которые доказывают привлекательность Франции для создания малого и крупного бизнеса. В 2019 году число создания ячеек бизнеса во Франции превысило значимый показатель (695000), данное значение обуславливает рост на 28% микропредпринимательства (малый бизнес) и на 21% традиционного индивидуального предпринимательства.

По сложности и затратам, необходимым на открытие своего дела во Франции, страна занимает лидирующие позиции в мире, время, которое нужно затратить на открытие своего дела на просторах французской земли, – не превышает 3,5 дня. «В Великобритании и Германии время на ту же процедуру увеличивается более чем в 2,5 раза» [3].

Французы являются нацией, мотивированной на успех в бизнесе, все это благодаря созданным условиям экономической и политической системы страны. Рвение и желание к созданию предпринимательской деятельности у граждан Франции является одним из самых сильных в Европе. В 2019 году 59% лиц в возрасте от 18 до 24 лет заявили о желании создать свой бизнес. Благодаря стартап-кампусу Station F, цель которого, – стать крупнейшим в мире бизнес-инкубатором (способным принять 1000 стартапов), Франция заявляет о себе как о «стране стартапов».

За последние 25 лет во Франции сложилась мощная мотивационная государственная система стимулирования бизнеса, в частности, малого. Благодаря сложившимся тенденциям поддержки у молодежи «возрастает» стимул создавать что-то новое, действовать независимо от кого-то, работать на «себя» [15, с.735].

Если говорить о малом бизнесе, то «новоиспеченные» предприятия и компании на 2 года освобождаются от налогов на акционерные общества, а также от уплаты местных налогов. Солидным плюсом к этим льготам для новых малых предприятий выступает факт снижения подоходного налога и налога с инвестируемой части прибыли [5, с.137]. Государственная поддержка выражается в оказании большей лояльности к тем, кто решил открыть свое предприятие в экономически депрессивных территориях. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранение, пенсионный фонд, фонд для многосемейных, касса пособий для безработных). В некоторых случаях предпринимателям выплачиваются «подъемные» выплаты для обустройства на новых территориях.

Создание политической системы, направленной на поддержку малого бизнеса ориентируется на решении социальных, политических и экономических проблем Франции.  «В последнее время решением проблем выступают: уменьшение безработицы методом формирования новых предприятий, повышение уровня конкурентоспособности экономической системы методом увеличением веса малого бизнеса» [1].

Экономическое сообщество Франции, представленное в государственных структурах, «предвосхищает» происходящие события в стране и возможность последующих за ними проблем. В связи с данным обстоятельством «выстраивается стратегия перехода от помощи государства малым предприятиям к политической системе, возникают предпосылки для  создания плодотворной среды для развития предпринимательства. «В настоящее время протекционистская функция политики малого бизнеса должна обеспечивать распределение обязанностей и рисков на всем протяжении его функционирования».

Государственное стимулирование развития малого бизнеса во Франции достаточно обширно и независимо от статусных установок мирового сообщества. Французское правительство поддерживает любое «рвение» граждан, именно поэтому для безработных, которые решили создать малый бизнес, разработана своя система поддержки [10, с.128]. Безработные граждане освобождаются от налоговых обязательств на 3 года и на год от обязательных социальных выплат в поддержку социального страхования. «Безработным, которые получили звание малого предприятия, выдаются специальные книги, где имеются специальные отрывные чеки, с помощью которых можно оплатить услуги юриста, менеджментной поддержки, бухгалтерский учет и т.п. Также для безработных граждан, которые открыли малый бизнес, существуют льготные условия на получение кредитов, ссуд и субсидий» [13, с.78].

Последние четверть века для Франции были внушительными и фундаментальными для создания систем стимулирования малого бизнеса. Создание новых форм предпринимательства, льготных и поощрительных систем, а также вовлечение инвестиционного фонда в развитие малого бизнеса – все это базовая система поддержки, на которой сейчас строится устойчивая предпринимательская деятельность.

Содержание малого бизнеса во Франции изменилось в последнее время.  Период последних 20-30 лет характеризуется резкими изменениями.  До этого времени мелкие производственные предприятия представляли достаточно архаичный сегмент рыночной структуры, так как материальный капитал не мог позволить значимых вложений в дело развития бизнеса [14, с.64]. Во Французской республике малое и среднее предпринимательство исторически занимает главенствующее место в экономической системе государства. Малые и средние предприятия во Франции сегодня составляют 99% от их общего количества, обеспечивая более 55% ВВП своей страны, а также повсеместно задействованы в деятельности крупных компаний [11, с.115].

Малые и средние предприятия во Франции существуют не одно столетие, а успешным доказательством длительности их существования служат небольшие кафе, сувенирные и газетные лавки, которые «передаются» от поколения в поколение членам французских семей. «Доля МСП в ВВП Франции составляет примерно 50%».

Современные малые предприятия во Франции, особенно в области производственной сферы, работают со значимыми капиталовложениями. Такие изменения характеризуются активными инвестициями со стороны крупных предприятий.

Крупные корпорации стали вести партнерскую деятельность на принципах подряда и субподряда, тем самым сокращая свои затраты и поддерживая малый бизнес на принципах подряда и субподряда.

Сегодня малый и средний бизнес является важным сектором экономики, играя важную роль в создании «твердой почвы» для дальнейшего развития экономической системы. «Франция, как и любая другая страна, создала свою модель малого и среднего бизнеса, которая характеризуется своей неповторимой спецификой, поддерживает историческую составляющую и не забывает о новых тенденциях развития» [9, с.98].

В последние несколько лет в мире произошло немало событий, которые влияли на экономическую составляющую малого бизнеса Франции, давая сильную «встряску» всей системе. Серьезными проблемами для экономических испытаний страны стали выступления «жёлтых жилетов», «нахлынувшая» волна иммиграции,   «прокатившаяся» чреда ограничений, связанных с пандемией коронавируса, санкции против России, которые отразились на экономике страны.

Настоящим испытанием для экономики Франции стал 2020 год. Период длительных ограничений в работе предприятий был связан с возникшей эпидемией коронавируса, однако в стране предприняли все усилия, чтобы  максимально сохранить рабочие места. Тем не менее, потери, конечно, возникли и отрасли гостиничного и ресторанного бизнеса их понесли более чем в 10 раз, по сравнению с предыдущим годом.

Удивительно, но последствия пандемии «принесли» не только значительные последствия для малого бизнеса в определенных сферах деятельности, но и способствовали активному росту стартапов в сферах телекоммуникаций и фармакологии. «Произошедшая рецессия помогла экономике изменить направление от неликвидных сфер к векторному направлению цифровизации».

Не менее значимым событием для развития  малого бизнеса во Франции послужил конфликт, создавшийся между Россией и Украиной. Последствия конфликта и принятие пакета санкций Францией в отношении ряда предприятий и банков России несколько усложнили работу малого бизнеса во Франции.

Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что последствия, связанные с проведением СВО и введение санкций «принесут» в экономическое устройство Франции финансовые трудности, не «обойдут»  стороной малый бизнес.

Экспортная деятельность малых предпринимателей была основой малого бизнеса во Франции и касалась продовольственной сферы торговли [17, с.412]. Сложность в поставках снижает или даже «замораживает» некоторую деятельность малого бизнеса. Однако, анализируя опыт предыдущих лет, можно сказать, что Франция, являясь достаточно развитой страной в экономическом плане, непременно найдет план «выхода» из создавшейся ситуации, создав меры по поддержке экономической системы, которые не оставят в стороне и малый бизнес, так как он является значимой частью предпринимательства.

 

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес является важной составляющей экономики Франции, что подтверждают данные, свидетельствующие о его «подавляющей» доле от общего числа предприятий и данные, касающиеся занятости населения Франции.

 Государство создает условия, благоприятные для поддержания деловой инфраструктуры страны в содружестве с предприятиями малого и среднего бизнеса. Реформы, которые проводятся во Франции, содержат «поддерживающие» программы и  облегчают предпринимателям ведение малого бизнеса. Данные обстоятельства «подталкивают» развитие экономической системы страны, затрагивающие МСП. Правительство Французской республики с «трепетом» относится к малым предприятиям, которые занимают видное место в национальной экономике и социально-экономической жизни страны.

Библиографический список

1. Список мер Министра экономики Брюно ле Мэра от 18 марта 2020 г. URL: https://www.ccifr.ru/news/mery-podderzhki-malyh-i-srednih-predpriyatijfrantsii-v-borbe-s-koronavirusom (дата обращения: 10.03.2023).
2. Франция и Германия укрепляют малый и средний бизнес /: официальный сайт. – URL : https://www.kommersant.ru/doc/372604 (дата обращения: 10.03.2023).
3.BPI France — Annual report on SME trends, 2019. URL: https://lelab.bpifrance.fr/enquetes/rapport-sur-l-evolution-des-pme-2019/annual-report-on-sme-trends-2019 (дата обращения: 10.03.2023)
4. BpiFrance – La Creation D’entreprise en France. URL: https://bpifrance-creation.fr/system/files/OCE_NAT_2020Tpdf (дата обращения: 28.12.2020)
5. Дмитриева, А. Б. Тенденции развития венчурных фондов в Европе / А. Б. Дмитриева // Мировая экономика: вызовы глобального развития : Научное обозрение преподавателей, магистрантов и студентов Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета Российской Федерации к 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации посвящается. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Эдитус", 2018. – С. 135-142.
6. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
7. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
8. Козырев А. В. – Инфраструктурное обеспечение малого и среднего предпринимательства: международный опыт / Козырев А. В. // Теоретическая и прикладная экономика. – 2019. – № 3. – С. 1 – 14 [Электронный источник] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30883.
9. Секачева, А. Б. Кризисные явления в экономике Европейского союза на современном этапе его развития / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 91-99. – DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-1-91-99.
10. Секачева, А. Б. Роль и место Франции в системе политических и экономических связей Индии / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8. – № 1. – С. 127-141.
11. Секачева, А. Б. Особенности взаимосвязей Франции с бывшими африканскими колониями в рамках международной организации франкоязычных стран / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2022. – Т. 8. – № 3. – С. 110-122.
12. Секачева, А. Б. Современное состояние и проблемы двусторонних отношений Франции и Германии в Европейском союзе / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 106-118.
13. Секачева, А. Б. Состояние и перспективы социально-экономического развития Франции в условиях глобальной и региональной нестабильности / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2020. – Т. 6. – № 4. – С. 76-86.
14. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
15. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.
16. Харакоз Ю.К. Особенности применения ERP-систем в управленческом учете//Аудитор.-2015.-№3. (241). – С. 71-76.
17. Prodanova, N., Plaskova, N., Popova, L., Maslova, I., Dmitrieva, I., Sitnikova, V., & Kharakoz, J. (2019a). The role of IT tools when introducing integrated reporting in corporate communication. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 11(8 Special Issue), 411-415.