Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2023

Государственная поддержка инновационной сферы малых и средних предприятий в Норвегии

State support for the innovation component of small and medium-sized enterprises in Norway

Жукова Н.С.
Студент 4 курса Бакалавриата
Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва

Zhukova N.S.
Bachelor's student, Diplomatic Academy
of the Russian Foreign Ministry, Moscow
Аннотация: статья посвящена анализу реализации государственной инновационной политики в Норвегии – программы поддержки научных исследований и внедрения высоких технологий. Данная работа направлена на изучение сотрудничества государства и частных организаций в области технологического развития малого и среднего бизнеса. В статье обозначены ключевые акторы финансирования НИОКР Норвегии: Министерство образования и научных исследований, отдельные министерства, Научно-исследовательский совет Норвегии, компании «Enova SF» и «Innovation Norway».
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article is devoted to the analysis of the implementation of the state innovation policy in Norway – a program to support research and innovation. This work is aimed at studying the cooperation of the state and private organizations in the field of technological development of small and medium-sized businesses. The article identifies the key actors of Norwegian R&D financing: the Ministry of Education and Research, individual ministries, the Norwegian Research Council, Enova SF and Innovation Norway companies.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, инновационная политика, Норвегия, инновационное развитие, государственная поддержка.

Keywords: small and medium-sized businesses, innovation policy, Norway, innovative development, government support.


Введение

Важными системообразующими признаками экономики развитых государств являются наличие высокотехнологичных производств, широкое внедрение и глубокое проникновение инноваций во все секторы экономики, особенно состоящие из предприятий малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день, инновационная система Норвегии имеет три основных способа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса: 1) гранты и займы для стартапов; 2) гранты на экологические технологии; 3) инновационные контракты.  Одним из лучших примеров современной высокотехнологичной экономики является Норвегия, которая, несмотря на высокий уровень оплаты труда и прочих затрат, малую численность населения, благодаря грамотной инновационной политике сумела занять лидирующие позиции в мире в ряде отраслей, в частности в нефтегазовом секторе, рыбоводстве, судостроении, области морских технологий, биотехнологий и фармакологии.

Методологическая основа исследования

В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод классификации и метод обобщений.

Основная часть исследования

Малые и средние предприятия являются основой норвежского бизнеса и промышленности и играют решающее значение для обеспечения устойчивого и инновационного развития экономики страны. Главная цель правительства на современном этапе состоит в проведении всеобъемлющей политики поддержки малого и среднего бизнеса, чтобы Норвегия стала одной из самых инновационных стран Европы. Чтобы достичь желаемого результата, норвежская экономическая конъюнктура должна состоять из более инновационных, наукоемких и конкурентоспособных малых и средних предприятий.

По данным статистического управления Норвегии [2] к концу 2020 года в стране насчитывалось почти 582 000 активных предприятий малого и среднего бизнеса. На долю которых приходится около 70% создания стоимости в частном секторе экономики Норвегии. Именно эти компании функционируют в рамках всего спектра норвежского бизнеса и промышленности, а также во всех отраслях и секторах, включая торговлю, услуги, сервисное обслуживание, производство различной необходимой продукции и субподряд. Большинство (около 67%) компаний работают на местном и региональном рынках, в то время как некоторые средние предприятия (около 33%) ориентированы на международный уровень и составляют значительный экспорт страны. По сравнению с другими странами, экономика Норвегии колоссально выигрывает от эффективного управления малыми и средними предприятиями, потому что вести бизнес в Норвегии относительно легко по сравнению с большинством других стран. Так страна имеет конкурентное преимущество в виде компетентных рабочих кадров в цифровых технологиях, которые способны молниеносно внедрять новые технологии, NYE-продукты и высококачественные услуги [11, с.86]. Норвежские компании малого и среднего размера, на которых задействованы высококвалифицированные специалисты, действительно могут иметь ряд весомых преимуществ по сравнению с аналогичными достижениями во многих других странах мира, поскольку разница в уровне заработной платы работников высокой и низкой квалификации меньше, чем во многих других сопоставимых странах.

Согласно новой национальной стратегии экономики замкнутого цикла Норвегии принятой в июне 2021 года всеобъемлющий широкий спектр предприятий малого и среднего бизнеса обладает необходимым потенциалом по улучшению уровня текущей инновационности страны и созданию цепочек добавленной стоимости. Правительство Норвегии рассматривает это как отправную точку для укрепления высокотехнологичного партнерства правительства и малого и среднего бизнеса. Так в соответствие данной государственной стратегии стране нужны малые и средние предприятия, которые одновременно являются более экологичными, высокоэффективными и инновационными в производстве товаров и услуг [9, с.45]. Расширение масштабов инноваций на малых и средних предприятиях также может внести значительный вклад в повышение производительности и конкурентоспособности Норвегии на мировой арене. Поэтому правительство вложило значительные средства в целенаправленную исследовательскую и инновационную деятельность.

Для эффективного следования своей национальной стратегии и развития человеческого капитала, в Норвегии активно финансируется НИОКР. Так, Евростат отчитался об объемах бюджетных средств в Европе и Европейском союзе, выделяемых на разработки и исследования (НИОКР) [3]. Лидерами в Европе по бюджету на НИОКР остаются две страны, не входящие в ЕС — это Швейцария и Норвегия.

Норвегия выделяет самую большую долю ВВП на государственные расходы на НИОКР, связанные с поддержкой предприятий малого и среднего бизнеса — около 0,11%. На циклическую трансформацию цепочек добавленной стоимости приходится доля в 22% государственного бюджета на НИОКР, в 2020 году.

В странах Западной Европы государство поощряет сотрудничество университетов в кооперации с бизнесом путем прямого и косвенного участия. Широкое распространение получила «кластерная философия» – кооперация между бизнесом и научными организациями при широком содействии государства, включая вопросы софинансирования. Цель кластеров – разработка НИОКР и поиск потенциальных потребителей их результатов [14, с.63].

Министерство образования и научных исследований отвечает за фундаментальные исследования и координацию общей политики правительства в области НИОКР, в то время как отдельные министерства отвечают за финансирование НИОКР в своих секторах.

Также важным игроком в области инновационного развития является Научно-исследовательский совет Норвегии, он является стратегическим и консультативным органом правительства по НИОКР. Он играет ключевую роль в финансировании и отслеживании проектов и мероприятий в области НИОКР, а также дает консультации правительству по вопросам политики [13, с.67]. Совет распределяет около 30% государственных расходов на НИОКР в Норвегии. Остальные средства идут в университеты, научно-исследовательские институты и промышленность.

Помимо министерств и Научно-исследовательского совета, представители бизнеса и научные круги участвуют в разработке и рассмотрении стратегических планов НИОКР высокого уровня, в разработке программ и отдельных проектов [12, с.38]. Программы и проекты, финансируемые государством, находятся в ведении нескольких государственных агентств, таких как Enova и Innovation Norway.

Enova SF является организацией, принадлежащей Министерству климата и окружающей среды. Она поддерживает проекты, которые способствуют сокращению выбросов парниковых газов, развитию энергетических и климатических технологий [4].

Innovation Norway также является важным инструментом для инноваций и развития норвежских предприятий и промышленности. В 2020 году стартапы получили значительное финансирование от Innovation Norway: 26% ее основных источников средств были направлены компаниям, которым менее пяти лет [5]. В частности, для стартапов меры поддержки сосредоточены на высоких технологиях и передовых достижениях науки и техники.

Существует и Девятая рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям Horizon Europe с предлагаемым общим бюджетом в 94 миллиарда евро. Норвежские предприятия среднего бизнеса могут подавать заявки на финансирование наравне с компаниями, государственными предприятиями и исследовательскими институтами в государствах — членах ЕС. По состоянию на ноябрь 2019 года Норвегия участвовала в 5,2% от всех проектов Horizon 2020 (RCN, 2019a).

В последнее время изменения в инновационной политике Норвегии были сосредоточены на четырех областях:

1) сокращение времени от идеи до внедрения на рынок (ПИЛОТНАЯ схема);

2) применение углубленного подхода к цепочке создания добавленной стоимости (водородная дорожная карта и проект Longship CCS);

3) повышенное внимание к межсекторальным климатическим мерам;

4) повышение эффективности создания ценности и охраны окружающей среды с помощью цифровых технологий.

Большая часть инноваций в деловом секторе осуществляется с помощью поддержки со стороны государства. Однако, многие компании также инвестируют в исследования, инновации и разработки самостоятельно, потому что это окупает их производственный цикл. Предприятия действительно не функционируют обособленно, так как налоги, нормативные акты, инфраструктура, государственные закупки и доступ к квалифицированной рабочей силе создают основу для инноваций в бизнесе [13, с.67]. Благоприятные условия для открытия и ведения бизнеса необходимы для содействия инновационному, наукоемкому и конкурентоспособному малому и среднему бизнесу. В связи с чем правительство Норвегии прилагает дополнительные усилия для достижения поставленных в национальной стратегии целей с помощью широкого спектра мер государственной поддержки.

Активная инновационная политика Норвегии выражается в том, что финансирование исследований и разработок инноваций, ориентированных на малый и средний бизнес, удвоились с тех пор, как правительство вступило в должность в 2013 году. В 2023 году данная тенденция продолжается для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности, адаптивности и стимулирования роста частного конкурентоспособного бизнеса Норвегии. Малые и средние предприятия получают значительную долю отраслевых инструментов исследований и инноваций при поддержке следующих государственных институтов.

Рисунок 1. Количество получателей государственного финансирования в разбивке по инструментам, участникам и размеру предприятий.

Составлено автором по данным издания Центра инновационной политики STEP 2022 года при Министерстве торговли и промышленности Норвегии.

В целостном применении инструменты финансирования инновационной сферы предприятий малого и среднего бизнеса показывает ряд положительных эффектов поддержки со стороны Innovation Norway, Исследовательского совета Норвегии и Enova SF. В совокупности эти инструменты способствуют увеличению текучести высококвалифицированных рабочих кадров, занятости и созданию условий для увеличения капитала на предприятиях, которые получают поддержку со стороны государства.

Заключение

Таким образом, в условиях глобализации усиливается необходимость для Норвегии ускорить темпы развития и внедрения инноваций, продолжить технологическое развитие, нарастить специализацию в мировом разделении труда, повысить способность промышленности страны по адаптации к изменениям рынка [7, с.27]. Такой подход к организации взаимодействия между министерствами позволит усовершенствовать и повысить производство материальных ценностей и обеспечить благосостояние будущих поколений, особенно в свете старения населения страны. Поэтому правительство Норвегии будет:

  • Сохранять твердую приверженность к активному финансированию исследований и развитию отечественных инноваций, ориентированных на бизнес, где основная часть инструментов направлена на малые и средние предприятия.
  • Продолжать использовать инструменты, ориентированные на пищевую промышленность, для создания эффективного и всеобъемлющего устройства, способствующего инновациям и бизнес-исследованиям [10, с.37].
  • Содействовать развитию стратеги NYE по циркулярной экономике и расширять существующие рабочие места, предоставляя малым и средним предприятиям более четкую и надежную систему подотчетности, мобилизующую и квалифицирующую такие инструменты, как программа business garden, программа наставничества, создание деловых сетей, а также часть гранта на создание стартапа.
  • Продолжать привлекать компании к более широкому использованию инновационных государственных закупок, среди прочего, посредством мер по внедрению инноваций в коммуникацию в бизнес-сфере.

Библиографический список

1. Издание Центра инновационной политики STEP 2022 года при Министерстве торговли и промышленности Норвегии: [сайт]. — URL: https://eprints.utas.edu.au/1358/1/Iversen2003WipoStudy.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
2. Статистическое управление Норвегии по бизнес-аналитике: [сайт]. — URL: https://www.ssb.no/virksomheter-foretak-og-regnskap/statistikker/bedrifter/ (дата обращения: 15.02.2023).
3. Сколько средств выделяется на НИОКР в мире // Евростат : [сайт]. — URL: https://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-eurostat-news/-/ddn-20220803-1 (дата обращения: 17.02.2023).
4. Официальный сайт Enova SF // Enova SF : [сайт]. — URL: https://www.enova.no/about-enova/ (дата обращения: 18.02.2023).
5. Официальный сайт Innovation Norway // Innovation Norway : [сайт]. — URL: https://www.innovasjonnorge.no/en/start-page/our-services/innovation-and-development/ (дата обращения: 18.02.2022).
6. Innovasjon i offentlig sektor gir bedre tjenester [Электронный ресурс] // Nærings-og fiskeridepartement [сайт]. – URL: http://www.regjeringen.no/nb/dep/nfd/tema/forskning-og-innovasjon/innovasjon-i-offentlig-sektorgir-bedre-.html?id=526805 (дата обращения: 04.03.2023)
7. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
8. Дмитриева, А. Б. Тенденции развития венчурных фондов в Европе / А. Б. Дмитриева // Мировая экономика: вызовы глобального развития : Научное обозрение преподавателей, магистрантов и студентов Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета Российской Федерации к 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации посвящается. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Эдитус", 2018. – С. 135-142.
9. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
10. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
11. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Международная практика учета результатов интеллектуальной деятельности // Аудитор. - 2015. - № 1-2. – С.85-88
12. Парамонов А.В., Харакоз Ю.К. Бухгалтерский аутсорсинг и консалтинг - 2013. Рейтинг компаний // Аудитор. 2014. № 10 (236). С. 36-41.
13. Харакоз Ю.К. Практические рекомендации по организации бюджетирования // Аудитор. 2014. № 8. С. 65-71.
14. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.