Abstract: This article identifies the main problems faced by the company "LLC "US MEDICA Yekaterinburg" during the implementation of the development strategy. In the course of the study, an analysis of consumers and competitors of the organization was carried out; an assessment of the competitiveness of the enterprise was given; macro-environment factors were analyzed. A SWOT analysis was carried out, threats and opportunities, weaknesses and strengths of the company's activities were identified. The recommended development strategy of the company will ensure the expansion of the sales market; reduce the risks of the company; ensure the fulfillment of the criteria for the effectiveness of strategic development; will ensure the transition to longer-term contracts.
Keywords: strategy, competitiveness, clients, development, projects, management.
Стратегия развития любой компании является важнейшей составляющей всего менеджмента предприятия. Комплексное изучение и анализ конкурентоспособности предприятия с целью стратегического управления этим процессом – это одно из направлений стратегических исследований, результатом которых является определение привлекательности сегментов рынка, и которое используется для создания стратегии для предприятий с точки зрения производства и сбыта.
Исследовании проблем стратегического менеджмента и конкурентоспособности нашло отражение в научных трудах Горбашко Е.А., Малышевой В.Г., Никитиной Е.А., Фатхутдинова Р.А., Черепановой Т.Г., Чернавских Е.Н. и др. [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].
В ходе исследования проведен анализ факторов и условий, влияющих на формирование и реализацию стратегии развития организации ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург»; изучены возможности совершенствования существующей модели бизнеса; предложен комплекс методических инструментов реализации стратегии развития, адаптированный к деятельности компании в динамично меняющихся условиях.
Практическое значение заключается в определении ключевых факторов успеха стратегического развития ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» на конкурентном рынке.
Компания работает по принципу франчайзинга. Целевыми сегментами для деятельности ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» являются Юридические лица, т.к. они приносят компании наибольший доход. В основе клиентской политики ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» лежит принцип долгосрочного партнерства.
Компания расширяет свой опыт в создании инноваций и формирует глубокую отраслевую экспертизу для того, чтобы иметь возможность постоянно предлагать клиентам товары, позволяющие им развивать новые направления бизнеса или совершенствовать текущие бизнес-процессы.
Для успешного развития партнерства с клиентами ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» системно работает в таких направлениях, как:
— непрерывное совершенствование продуктовой линейки;
— постоянная разработка новых услуг для текущих и будущих клиентов;
— развитие комплексных решений для оптимизации работы;
— расширение моделей бизнес-взаимодействия с клиентами, в частности последовательное развитие услуг доставки и пост продажного обслуживания;
— систематическая работа по повышению квалификации персонала.
Анализ конкурентной среды проведен среди ближайших организаций с сопоставимым уровнем выручки в своем регионе.
Таблица 1
Ближайшие конкуренты компании
Название | Доля рынка |
ООО «ЮС Медика Екатеринбург» | 10 |
ООО «ЭРА-УРАЛ»6671114920 | 15 |
ООО «УралЕвроМебель»6670460244 | 10 |
ООО «Новый Интерьер»5506065386 | 25 |
ООО «ДАЙВА»6686112757 | 200 |
ООО «МИР ФАСАДОВ»6679111110 | 20 |
Сегментирование рынка компании представлено в таблице 2.
Таблица 2
Сегментирование рынка ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург»
Признаки сегментирования | Сегменты (группы потребителей) | Профили сегментов (особенности проблем, запросов, поведения потребителей в сегменте) |
Организационная форма
| Юридические лица
Физические лица | Требуемая высокая компетентность сотрудников, большой объем работ, длительные контракты
Низкий объем потребления суммы покупок небольшие
|
Цели обращения | Приобретение техники
Сервисное обслуживание | Требуемая высокая компетентность сотрудников
Сотрудники для постпродажного и сервисного обслуживания. Требуемая высокая компетентность сотрудников
|
Финансовые возможности | до 20000 руб.
21000 до 50000 руб,
51000 до 100000 и выше. | Недорогие модели, разнообразный ассортимент, быстрое обслуживание, наличие скидок. Разнообразный ассортимент, быстрое обслуживание, наличие скидок
Изысканные дорогие модели техники, сервис высокого уровня, наличие в больших количествах
|
Сравнительная характеристика конкурентов по целевым параметрам представлена в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика конкурентов
Параметры | Описание сильных и слабых сторон фирмы | ||
ООО «ЭРА-УРАЛ» | ООО «УралЕвроМебель» | ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» | |
Товар | Торговля оптовая мебелью | Торговля оптовая мебелью | Торговля оптовая мебелью |
Цена | Средняя | Низкая | Высокая |
Сбыт | Система стимулирования спроса есть | не стимулируется | Система стимулирования спроса есть |
Продвижение | Хорошее | Хорошее | Хорошее |
Имидж | Средний | Отличный | Отличный |
Производство и технологии | Применяются | Применяются не во всех областях, нет доставки например по онлайн заказам | Применяются |
Финансы | Хороший | Нет доступа | Хороший |
Персонал и т.д. | Потребность в персонале удовлетворена | Потребность в персонале удовлетворена | Нехватка персонала |
Анализ показал, что ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» имеет проблемы с персоналом и высокие цены относительно своих конкурентов.
Оценки руководителей ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» распределились следующим образом (таблица 4).
Таблица 4
Оценки руководителей ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» по факторам конкурентоспособности своей компании и компаний конкурентов
Критерии конкурентоспособности | ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» | ООО «ЭРА-УРАЛ» | ООО «УРАЛЕВРОМЕБЕЛЬ». |
Продукты компании (количество) | 8 | 8 | 9 |
Цена | 9 | 8 | 6 |
Сбыт | 7 | 7 | 6 |
Стимулирование потребителей | 8 | 8 | 6 |
Новые технологии | 8 | 8 | 7 |
Узнаваемость, % целевой аудитории, которые знают о его услугах | 9 | 8 | 9 |
Интернет – продвижение | 8 | 8 | 8 |
Постпродажный сервис | 7 | 7 | 7 |
Доступ к источникам финансирования | 9 | 9 | 7 |
Персонал | 6 | 8 | 8 |
Наличие возможности удаленного обслуживания | 7 | 7 | 9 |
Средний балл | 7,82 | 7,82 | 7,45 |
Таким образом, исследуемая компания имеет одинаковый интегральный показатель конкурентоспособности с компанией ООО «ЭРА-УРАЛ». У компании ООО «УРАЛЕВРОМЕБЕЛЬ» интегральный показатель конкурентоспособности ниже, но у них низкие цены, поэтому компания имеет своих постоянных клиентов. Таким образом, у исследуемой компании необходимо совершенствовать свою ценовую политику и работу с персоналом.
Рекомендуемая стратегия развития компании – диверсификация продукции (расширение линейки товаров) и разработка решений для комплексного оснащения юридических организаций мебелью и оборудованием. Для реализации стратегии предлагается: привлечение новых инвестиций в модернизацию технологий; внедрение инноваций; производство нового оборудования; предложение потребителям более выгодных цен.
В рамках данной стратегии запланированные работы по формированию комплексных решений по оборудованию офисов для юридических лиц выполняются в рамках контракта с производственной компанией. Все работы будут производиться за счет частных инвестиций. Возмещение затрат на разработку решений предусматривается в срок до трех лет.
Основные этапы реализации проекта представляют собой следующие :
— оценка целесообразности проведения работ по разработку решений для комплексного оснащения юридических организаций мебелью и оборудованием в текущих условиях;
— выполнение инженерных исследований, позволяющих оценить возможности практической внедрения и реализации стратегии диверсификации;
— составление сметной документации, учитывающей все необходимые работы и материалы, которые потребуются в ходе осуществления стратегии диверсификации;
— разработка проектной документации.
Предполагаемый срок внедрения проекта, не позднее 3 месяцев с момента получения инвестиций. Подготовительные работы займут 4 месяца. Выход на проектную мощность произойдет на 3-й месяц после принятия решения о внедрении проекта. Общий период, с момента получения инвестиций до выхода на производственную мощность составит 7 месяцев.
Проведены расчеты экономической эффективности. Условия кредитования: сумма 3600 тыс. руб., срок 1 год 6 месяцев, ставка 9,5 %. Первоначальные вложения: 37 74 тыс. руб., в т.ч. за счет собственного 200 тыс. руб. Денежные потоки компании рассчитаны в таблице 5.
Таблица 5
Денежные потоки компании
Выплаты по договору | Единовременные расходы | Текщие расходы | Погашение кредита | Итого денежный поток | |
1 год | 2384,23 | 2132,00 | 642,00 | 2584,00 | -2974,00 |
2 год | 4804,93 | 0,00 | 642,00 | 1292,00 | 2870,00 |
3 год | 7260,06 | 0,00 | 642,00 | 6618,00 | |
4 год | 9752,66 | 0,00 | 642,00 | 9110,00 | |
5 год | 12280,70 | 0,00 | 642,00 | 11638,00 |
Расчет планового NPV от реализации проекта представлен в таблице 6.
Таблица 6
Расчет планового NPV от реализации стратегии
Год | Чистый денежный поток, тыс.руб. | Коэффициент дисконтирования (множитель) | Дисконтированный денежный поток, тыс.руб. |
1 | 2384,2300 | 0,8130 | 1938,1700 |
2 | 2420,7000 | 0,6650 | 1609,8000 |
3 | 2456,1300 | 0,5506 | 1352,8100 |
4 | 2491,6000 | 0,4701 | 1171,7600 |
5 | 2527,0300 | 0,4552 | 1150,1900 |
Итого | 12280,7000 | 7222,7300 | |
Среднегодовой чдп | 1444,5460 | ||
Чистый денежный поток, тыс.руб. | 12280,7000 | ||
Инвестиционные затраты, тыс.руб. | 3774,0000 | ||
Npv | 7222,7300 | ||
Индекс доходности | 5,2600 | ||
Период окупаемости, лет | 3,4800 |
Расчеты показывают положительные показатели экономической эффективности проекта и целесообразность принятия решений о его финансировании и реализации.
Соответствие данной стратегии критериям эффективности стратегического развития компании представлено в таблице 7.
Таблица 7
Соответствие выбранной стратегии критериям эффективности стратегического развития компании
Критерий
| Соответствие |
Положительные показатели экономической эффективности
| Прибыль 3060,7 тыс. руб. |
Показатели эффективности использования человеческих ресурсов | Обеспечение занятости основного состава работников компании на срок реализации стратегии |
Показатели, характеризующие состояние внешней среды | Соответствует, так как: -имеется инвестиционная привлекательность; -сохраняются доходы населения и бизнеса. -предприятие воспользовалось низкими ставками по кредитам; -расширяется ассортимент предложения. — применяются новые технологии, позволяющие снизить себестоимость продукции. |
Показатели, характеризующие эффективность внутриорганизационных процессов | Проект разработан по времени, стоимости и организационно. |
Эффективность стратегии как степень достижения целей | Обеспечивает достижение глобальной цели компании – успешная деятельность на конкурентном рынке, повышение прибыли. |
Эффективность стратегии через критерии оценки стратегии: последовательность, согласованность, осуществимость, приемлемость, устойчивость | Проект разработан по времени, ресурсам, возможностям, согласован с целями компании, осуществим, согласован с внешними условиями и факторами. За счет увеличения прибыли повысится финансовая устойчивость компании , за счет диверсификации предложения появятся новые клиенты. |
Таким образом, проект соответствует критерию стратегического развития, определенному для оценки эффективности стратегии развития компании, и имеет положительные показатели экономической эффективности.
Так же стратегия развития должна нивелировать риски компании:
- заинтересованность потребителя в низких ценах;
- возможность переключения потребителей на конкурентов;
- повышение цен на энергоносители:
- конкуренты постоянно расширяют ассортимент услуг.
Реализация предложенной стратегии ООО «ЮС МЕДИКА Екатеринбург» позволит: обеспечить расширение рынка сбыта; снизить риски компании; обеспечит выполнение критериев эффективности стратегического развития; обеспечит переход на более долговременные контракты.
Библиографический список
1. Галиуллина А.Ш. Применение стратегии концентрированного роста // Стратегии бизнеса. - 2020. - Т. 8. - № 1 (69).2. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности / Е.А. Горбашко. – Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2021.–488 с.
3. Малышева В. Г. Стратегический риск-менеджмент как эффективный способ управления организацией // Научно-практические исследования. – 2021. – № 1-8(36).
4. Никитина Е.А. Управление конкурентоспособностью предприятия. [Текст] / Е.А. Никитина, В. В. Выборнова. – Белгород: БГТУ им. В. Г. Шухова, 2022. – 91 с.
5. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. – Москва: Экономика, 2019. – 504 с.
6. Черепанова Т. Г., Махинова Н.В. Ценностно-сетевая модель стратегии развития малого предприятия // Human Progress. – 2022. – Т. 8, № 4.
7. Черепанова, Т. Г. Разработка проекта реструктуризации бизнес-модели фирмы / Т. Г. Черепанова // Экономические исследования и разработки. – 2020. – № 9.
8. Чернавских Е.Н. Совершенствование стратегии предпринимательской деятельности компании/ Экономические исследования и разработки. 2022. № 7. С. 50-57.
9. Чернавских Е.Н. Оценка конкурентоспособности дистрибьютерской компании. - Вектор экономики. 2022. № 8 (74).