Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.полит.н., доцента Серегиной А.А., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article is devoted to analyzing the current state of the import substitution program of the Russian Federation in the energy sector. The ability to independently meet the needs of domestic energy is one of the key indicators of national energy security. The article outlines the main directions of the energy import substitution program in Russia, as well as specific government support programs in this industry.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of political sciences, Associate Professor A.A. Seregina, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: Russia, energy sector, import substitution, oil and gas engineering, local content.
Введение
На сегодняшний день Российская Федерация находится в крайне нестабильном геополитическом и экономическом положении. Энергетический сектор традиционной является одной из опор функционирования национальной экономики, однако мировые рынки энергоресурсов на протяжении последнего десятилетия переживают один удар за другим, такие как увеличение конкуренции вследствие расширения возобновляемых источников энергии, уменьшение потребления традиционных видов топлива в развитых странах и желанием ключевых потребителей энергоресурсов иметь множество поставщиков [15, с. 63]. Эти факторы могут привести к ослаблению роли России в мировом рынке энергоресурсов в ближайшем будущем. Тем не менее, для России важно сохранить свои позиции на рынке, поскольку это обеспечивает баланс сил, геополитические преимущества и защиту национальных интересов. Россия сильно зависит от экспорта нефти и газа, причем основным партнером до недавнего времени являлась Европа. Политические разногласия с Западом в связи с конфликтом на Востоке Украины и событиями в Крыму, а также санкции введенные западными странами, вынуждают Россию искать новые источники технологий и оборудования для функционирования отечественной энергетической системы.
Методологическая основа исследования
В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.
Основная часть исследования
Энергетика является одним из ключевых секторов экономики Российской Федерации, и от ее стабильности и эффективности зависят многие другие отрасли, такие как промышленное производство и высокотехнологичный сектор. Однако на протяжении многих лет местное содержание в оборудовании и закупках недропользователей оставалось на крайне низком уровне, что влечет за собой зависимость от импорта иностранных технологий [16, с. 734].
В настоящее время Россия сталкивается с серьезными санкциями со стороны западных стран, которые оказывают существенное воздействие на многие отрасли национальной экономики, включая энергетику. Отсутствие доступа к необходимым для ее функционирования технологиям является угрозой национальной экономической безопасности.
Одним из основных энергетических продуктов, которые Россия экспортирует, является нефть и газ. Западные страны, в свою очередь, используют этот факт, чтобы оказывать давление на Россию через санкции на экспорт этих ресурсов. Это создает серьезные проблемы политической зависимости от других стран, поскольку Российская Федерация зависит от экспорта этих продуктов для получения значительной части своих доходов.
В свете этого импортозамещение в энергетической отрасли России является необходимым шагом для обеспечения стабильности и устойчивости национальной экономики в условиях санкций [13, с.220]. Импортозамещение может способствовать развитию национальной энергетической отрасли, что позволит России уменьшить зависимость от экспорта нефти и газа, а также повысить конкурентоспособность ее энергетических продуктов на мировом рынке.
Кроме того, импортозамещение может стимулировать развитие новых технологий и инноваций в энергетической отрасли, что способствует повышению производительности и эффективности производства, а также улучшению экологических показателей [17, с.73]. Это в свою очередь позволит России сохранить свою конкурентоспособность и лидерство в области энергетики в долгосрочной перспективе.
В период с 2014 по 2021 гг в соответствии с Приказами Минпромторга России (с изменениями): № 645 от 31 марта 2015 г., № 1327 от 16 апреля 2019 г., № 2422 от 02 августа 2021 г. для импортозамещения были определены 64 технологических направления (Импортозамещение 2.0).
На сегодняшний же день определены уже 160 технологических направлений. Составлен перечень критического оборудования в количестве 110 позиций. Это технологические направления, которые находятся в разработке или закупаются в дружественных зарубежных странах, а также технологии, не имеющие аналогов и производимые в недружественных странах.
Поддержка реализации проектов по локализации вышеуказанных направлений возможна с привлечением следующих мер государственной поддержки:
— ППРФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат на проведение НИОКР,
— льготные займы Фонда развития промышленности и механизм специального инвестиционного контракта (СПИК 1.0 и СПИК 2.0).
— ППРФ от 18 февраля 2022 г. № 208 о субсидировании инжиниринга АНО «АТР», субсидия покрывает до 80 % стоимости разработки рабочей конструкторской документации.
Информацию об обеспеченности внутреннего рынка энергетического машиностроения можно видеть на рисунке 1.
Рисунок 1. Обеспеченность российского рынка энергетического машиностроения (2014-2021)
Составлено автором по данным [2].
Как можно видеть из данного графика, в середине 2015 года внутреннее производство в секторе энергетического машиностроения Российская Федерации превысило внутреннее потребление, что стало важной вехой в развитии отечественного производства и импортозамещения. Можно заметить резкое падение импорта в 2016 году, что связано с высоким предложением техники на внутреннем рынке и соответствующим падением цен. Однако необходимо отметить, что стабильно высокий объем импорта техники в основном вызван отсутствием отечественных аналогов для оборудования в данной области. В связи с этим для реализации проектов по импортозамещению в период 2014-2021 гг. предприятиям отрасли энергетического машиностроения Российской Федерации Минпромторгом России была оказана государственная поддержка на общую сумму более 15 млрд руб. (№ 1312, № 1649, № 634, № 301, Фонд развития промышленности).
Также необходимо выделить основные меры государственной поддержки в данной отрасли.
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации до 2035 года, утвержденной Правительством Российской Федерации, газовые турбины мощностью 65 МВт и более включены в перечень технологического оборудования, создание или локализация производства которого необходимы на территории Российской Федерации до 2035 года. Дополнительный отбор проектов модернизации на основе парогазовых установок (ПГУ) будет способствовать реализации мероприятий по созданию в Российской Федерации газотурбинных технологий и обеспечит дополнительную загрузку отечественных предприятий энергетического машиностроения [11, с.53]. Перевод действующих тепловых электростанций на современный парогазовый цикл в рамках отбора проектов модернизации генерирующих объектов является эффективным способом снижения выбросов парниковых газов.
Комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла «Энергетика больших мощностей нового поколения» направлена на разработку и промышленное освоение новых технологий производства и передачи электрической энергии с высоким уровнем энергетической эффективности, надежности и экологической безопасности, характеризующихся высокой конкурентоспособностью на мировом рынке энергетического машиностроения. Программа включает в себя 12 проектов, а совокупный объем финансирования составит 90 млрд рублей. Отечественные предприятия энергетического машиностроения, такие как АО «Силовые машины», АО «Атомэнергомаш», ПАО «Россети», АО «Мобильные ГТЭС», АО ВО «Электроаппарат» и ООО «Тольяттинский Трансформатор», являются индустриальными партнерами программы.
Далее рассматривается другая ключевая отрасль российской энергетики. Информацию об обеспеченности внутреннего рынка энергетического машиностроения можно видеть на рисунке 1.
Рисунок 2. Обеспеченность российского рынка нефтегазового машиностроения (2019-2021)
Составлено автором по данным [2].
В области нефтегазового машиностроения ситуация намного более опасная с точки зрения национальной энергетической безопасности. Внутреннее производство способно удовлетворить внутренний спрос всего на 60%, при этом от импорта зависит почти половина всего оборудования в данной отрасли. Высокая зависимость от иностранных поставщиков, многие из которых присоединились к антироссийским санкциям за последнее десятилетие, ставит под угрозу ежедневное функционирование предприятий по добыче нефти и природного газа.
В связи с этим Российской Федерацией был принят ряд мер поддержки данной области машиностроения, приведенных далее.
Минпромторг России работает над локализацией производства оборудования для производства сжиженного природного газа (СПГ). Для этого была утверждена дорожная карта, в рамках которой Минпромторг России совместно с ПАО «НОВАТЭК» и ПАО «Газпром» разработали перечень из 18 первоочередных направлений по разработке СПГ-оборудования и согласовали технические задания [12, с. 77]. В период с 2020 по 2021 годы заключены соглашения на предоставление субсидий на выполнение НИОКР (в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 № 1649) по разработке 7 видов СПГ-оборудования на общую сумму 1 451,2 млн рублей.
Также Минпромторг России инициировал работу по локализации производства РУС — современного бурового оборудования, обеспечивающего управление траекторией скважины. Было сформировано техническое задание и подписано соглашение между несколькими компаниями. Компания ООО НПП «Буринтех» реализовала проект по разработке РУС и завершила испытания роторно-управляемой системы в 2020 году [10, с. 14]. Также дорабатывается опытный образец РУС, испытания которого запланированы на начало июля 2022 года на месторождениях ООО «Газпромнефть-Хантос».
В 2020 и 2021 годах 6 буровых компаний получили субсидии на приобретение 12 буровых установок на сумму 7,9 млрд рублей. В 2021 году Минпромторгом России определил потребность в приобретении 87 новых буровых установок до 2023 года и выделил дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию этого механизма на 2022-2023 годы в объеме 0,8 млрд рублей ежегодно.
Эти и многие другие проекты позволяют видеть, что Правительство Российской Федерации выбрало объектно-ориентированный подход к решению данной проблемы [14, с. 67]. Определяя для себя конкретные цели и поэтапно заменяя отдельные категории промышленного оборудования в нефтегазовой сфере, России удастся значительно уменьшить риски потери доступа к необходимому оборудованию. Однако для этого необходимо поддерживать высокий уровень образования и материального обеспечения в инженерной и научной сферах, в связи с чем значительные вложения российских компаний в НИОКР также оправданы [9, с. 836]..
Заключение
Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день ситуация в сфере российской энергетики одновременно имеет огромные перспективы и потенциальные выгоды импортозамещения, но и сталкивается с серьезными барьерами, такими как технологическая отсталость и отсутствие отечественных аналогов в ряде сфер оборудования, и вытекающей из этого зависимости от импорта, который в любой момент может быть перекрыт санкциями со стороны Запада [19, с. 412]. Однако из предложенной статистики можно видеть, что государственные программы имеют реальный положительный эффект, ведь доля местного содержания и обеспеченность внутреннего рынка растут во всех рассмотренных сферах [18, с.1795]. В результате всего вышесказанного можно говорить об успехах программы импортозамещения в российской энергетике, хотя до полного ее завершения путь еще долгий.
Библиографический список
1. Вопросы технической политики отраслей ТЭК Российской Федерации / под ред. О. В. Жданеева. – М.: Наука, 2020. – 304 с. – ISBN: 978-5-02-040824-1 (дата обращения: 12.03.2023)2. Материалы к заседанию экспертного совета Импортозамещение в энергетике: вызовы и возможности в условиях санкций в 2022 году (дата обращения: 12.03.2023)
3. Министерство энергетики Российской Федерации. Официальный сайт. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru (дата обращения: 12.03.2023)
4. Панков Николай Александрович, Рыбинец Александр Геннадьевич МИРОВОЙ РЫНОК ГАЗА: ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И РИСКОВ // Московский экономический журнал. 2021. №6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-rynok-gaza-otsenka-potentsiala-osnovnyh-napravleniy-i-riskov (дата обращения: 12.03.2023).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 № 1649. - Режим доступа: https://base.garant.ru/73229392 (дата обращения: 12.03.2023)
6. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 12.03.2023)
7. Фонд развития промышленности. Официальный сайт. - Режим доступа: https://frprf.ru/ (дата обращения: 12.03.2023)
8. Энергетическая стратегия Российской федерации на период до 2030 года. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 12.03.2023).
9. Балихина Н.В., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Особенности применения МСФО в российской и зарубежной практике // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-3 (85). – С. 835-840.
10. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
11. Внешнеторговые контракты : Учебник для магистрантов / М. С. Арабян, Р. В. Данилов, А. Б. Дмитриева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2019. – 256 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-903268-22-1.
12. Внешнеэкономические связи России : К столетию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / И. Н. Абанина, А. Б. Дмитриева, Б. Е. Зарицкий [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Open Science Publishing, Lulu Press, Inc., 2018. – 195 с.
13. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
14. Харакоз Ю.К. Практические рекомендации по организации бюджетирования // Аудитор. 2014. № 8. С. 65-71.
15. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
16. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.
17. Харакоз Ю.К. Особенности применения ERP-систем в управленческом учете//Аудитор.-2015.-№3. (241). – С. 71-76.
18. Economic cycles: Influence on the innovation system of Russia / M. E. Kosov, A. V. Sigarev, G. T. Malashenko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2019. – Vol. 10. – No 6(44). – P. 1794-1800. – DOI 10.14505/jarle.v10.6(44).21.
19. Prodanova, N., Plaskova, N., Popova, L., Maslova, I., Dmitrieva, I., Sitnikova, V., & Kharakoz, J. (2019a). The role of IT tools when introducing integrated reporting in corporate communication. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 11(8 Special Issue), 411-415.