Индекс УДК 330.1
Дата публикации: 29.04.2023

Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии

Causes of crisissituations at the enterprise

Любимова Ольга Сергеевна
Михайлик Виктория Владимировна
Научный руководитель – Степаненкова Наталья Михайловна,

1.Студент, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
2. Студент, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
3. Научный руководитель
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
Lyubimova Olga Sergeevna
Mikhailik Victoria Vladimirovna1
Scientific adviser - Stepanenkova Natalya Mikhailovna,

1. Student, Bunin Yelets State University
2. Student, Bunin Yelets State University
3. Scientific adviser
FSBEI HE Yelets State University I.A. Bunin"
Аннотация: В статье анализируются особенности возникновения кризисных ситуаций на предприятии. Данное направление добавляется также рассмотрением множества классификаций причин возникновения кризисов. Изучена модель анализа причин возникновения кризисных ситуаций. В статье подводится итог о значимости антикризисного управления для эффективного функционирования организаций.

Abstract: The article analyzes the peculiarities of crisis situations at the enterprise. This direction is also added by considering a variety of classifications of the causes of crises. A model for analyzing the causes of crisis situations has been studied. The article summarizes the importance of crisis management for the effective functioning of organizations.
Ключевые слова: кризисные ситуации, причины кризиса, классификация причин возникновения кризисных ситуаций, предприятие, антикризисное управление, модель анализа причин возникновения кризисных ситуаций.

Keywords: crisis situations, causes of crisis, classification of causes of crisis situations, enterprise, crisis management, model of analysis of causes of crisis situations.


Главной задачей любого предприятия является поддержание стабильного финансового        состояния, а    также               увеличение         уровня        рентабельности предпринимательской деятельности. Финансовое состояние фирмы находится под влиянием внутренних и внешних факторов, которые часто являются причиной формирования кризисов [11, 27]. Антикризисное управление было создано с целью выявления, устранения и предупреждения кризисов в организациях. Определение причин кризисов является первоначальной задачей антикризисного управления, так как это способствует предотвращению появления перебоев. К тому же, не определённые причины могут повторно привести к возникновению кризисной ситуации.

Существует множество классификаций причин кризисов, возникающих на предприятиях (рис.1).

Рис.1 – Классификации причин возникновения кризисных ситуаций

Источник: составлено автором по источнику [8]

В зависимости       от     такого      классификационного        признака      как     место возникновения причины бывают внутренние (недостаточное изучение рынка, неквалифицированные кадры, низкокачественная продукция, неэффективная ценовая политика, нецелесообразное применение ресурсов организации) и

внешние (увеличение уровня инфляции, реформирование законодательства, снижение уровня доходов населения, выход новых конкурентов на рынок, рост безработицы).

На основании жизненного цикла причины классифицируются по стадиям становления (недостаточное маркетинговое изучение рынка, низкокачественная продукция, неимение                            маркетинга, высокий              уровень        стоимости   товаров, нерезультативный менеджмент), роста (противодействия конкурентов выходу на рынок новой продукции), зрелости (нехватка маркетинга или его полное отсутствие) и спада (повышение уровня выпуска продукции, отсутствие выпуска новых товаров) (рис.2).

Рис.2 – Модель анализа причин возникновения кризисных ситуаций

Источник: составлено автором по источнику [5]

Ещё одной классификацией причин кризисов является классификация причин в зависимости от вида деятельности [7, 19]. Причины бывают инновационные                      (нехватка                      средств,      ненужность        инновационного         товара, опережение конкурентов), инвестиционные (неимение методики формирования оптимального портфеля ценных бумаг, инвестирование проектов с повышенным риском, нехватка анализа инвестиционных проектов), производственные (низкий уровень                      производительности   труда,      износ                производственных       фондов, нерациональное использование ресурсов организации), маркетинговые (нехватка маркетинговых исследований, отсутствие соответствующих мероприятий) и финансовые (низкий уровень инвестиционных вложений, нарушение финансовых договорённостей, неразумное использование финансовых ресурсов, нехватка контроля за денежными потоками).

Проблема отсутствия методики комплексного анализа выявления причин возникновения кризисных ситуаций является актуальной на большинстве предприятий [2, 76]. Решение данной проблемы способствовало бы раннему выявлению причин. С известными причинами возникновения кризиса менеджерам было бы легче принять правильные решения для предотвращения кризиса.

Решением данной проблемы может являться модель анализа причин возникновения кризисных ситуаций (рис. 1).

Рис.3 – Модель анализа причин возникновения кризисных ситуаций

Источник: составлено автором по источнику [4]

Существует четыре вида кризиса на предприятиях: потенциальный, скрытый, острый преодолимый и острый непреодолимый [1, 93]. Потенциальный кризис начинает                        развиваться        из-за       нехватки        определённого         ресурса      фирмы. Трансформация данного типа кризиса в критический возможна, но маловероятна. Скрытый вид кризиса проявляется в моменты исчерпания возможностей фирмы. Острый     преодолимый     кризис     остро            ощутим   руководством                  предприятия. Проблемы, возникшие в организации на этой стадии, возможно устранить, но не стоит затягивать. В случае если предприятие не смогло преодолеть острую критическую ситуацию, то ситуация переходит на следующую стадию – «острый непреодолимый кризис». Этот этап является заключительным для деятельности предприятия.

Следовательно, для своевременного осуществления антикризисных решений необходимо определить причины возникновения кризиса. В этом поможет проведение анализа причин возникновения кризисных ситуаций, который должен проводиться не только до начала осуществления деятельности, но и на протяжении всего времени функционирования предприятия.

Библиографический список

1. Бабкин Д. А. Управление антикризисной деятельностью предприятия: Учебно-методическое пособие, 2018 г. – 198 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://e.lanbook.com/book/166716 (дата обращения: 02.03.2023).
2. Воронина В. М., Федорищева О. В., Жовнир Н. В. Экономический анализ: практикум, 2021 г. – 108 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://e.lanbook.com/book/293804 (дата обращения: 02.03.2023).
3. Золотарев А. А., Кордович В. И. Экономический анализ: учебное пособие, 2021 г. – 157 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://e.lanbook.com/book/246446 (дата обращения: 01.03.2023).
4. Курашова А. А., Янушкина Ю. И., Няргинен В. А. Экономический анализ: Практикум, 2021 г. – 126 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://e.lanbook.com/book/218681 (дата обращения: 28.02.2023).
5. Курьянов А. В., Акиндинов В. В. Экономический анализ: Учебное пособие, 2021 г. – 147 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://e.lanbook.com/book/253562 (дата обращения: 01.03.2023).
6. Орлов А. А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для бакалавров направлений "Экономика" и "Менеджмент", студентов специальности "Экономическая безопасность, анализ и управление рисками", 2020 г. – 163 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://e.lanbook.com/book/175846 (дата обращения: 25.02.2023).
7. Информационно-правовая система Консультант плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://consultant.ru (дата обращения: 15.02.2023).