Abstract: In modern geopolitical conditions, one of the factors in the development of domestic and inbound tourism is the organization and holding of large-scale event events (business, sports, cultural, etc.) in regions that are distinguished by their identity and tourist attractiveness. Event tourism accounts for up to 30% of the total tourist flow in the country. The largest event events include international sporting events, which lead to the achievement of a socio-economic effect for the development of territories. A multifactorial assessment of the impact of sporting events on the development of territories allows us to develop the main trajectories in the use of sports heritage, cost-effective management of facilities with co-investment by business structures, the implementation of the “sports for all” project, the branding of the region itself and the improvement of the hospitality industry for the development of domestic tourism.
Keywords: sports heritage, mega-sports events
Введение
Траектория развития российского внутреннего туризма на фоне ограничительных антиковидных мер 2020-2021 годов и санкционного воздействия 2022-2023 годов сфокусирована «на эмоциональную составляющую в сфере туризма, как сектора экономики впечатления», отмечают [1]. В этих условиях стержневым моментом является организация крупных событийных мероприятий (деловых, спортивных, культурных и др.) на территории регионов, отличающихся своей айдентикой и туристической привлекательностью.
Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года стоит задача модернизации национального календаря международных, федеральных и региональных событий, нацеленных на привлечение туристов в регионы России и на последующее использование событийных объектов.
В настоящее время на событийный туризм приходится до 30% турпотока в стране [2]. К крупнейшим событийным мероприятиям относятся спортивные события, календарный график их проведения и страна-организатор определяется задолго до наступления самого события.
Проведение международных спортивных мероприятий в России привело к достижению социально-экономического эффекта для развития территорий. Сочи после Зимних Олимпийских игр (2014г.) стало всесезонным центром притяжения туристов. Аналогичным образом сформировалась инфраструктура в Анапском и Геленджикском районах. Универсиада в Казани (2013г.) превратила город в крупнейший туристский центр, Чемпионат мира по футболу (2018г.) явился катализатором развития туристских территорий по всей стране. Наличие наследия международных спортивных форумов позволяет развивать и транспортную инфраструктуру регионов [3, 4].
Наследие сочинской Олимпиады, помимо построенных современных дорог, гостиниц, электростанций, социальных и спортивных объектов, работает и на развитие талантливых в разных областях детей в образовательном центре «Сириус» [5]. Кроме того, реализация олимпийских волонтерских программ является вкладом в устойчивость олимпийского движения, отмечает [6]. В отличие от предыдущих Олимпиад организаторы Олимпиады-2014 использовали децентрализованную модель набора и обучения с сильной альтруистической мотивацией.
Одним из направлений активной эксплуатации спортивных объектов является перепрофилирование в культурно-досуговые комплексы, оздоровительные центры, курортные зоны и др., по мнению [7].
В тоже время после проведения крупных спортивных мероприятий наблюдается неэффективное использование ряда объектов спортивного наследия, что определило целью исследования – оценку влияния спортивных мега-мероприятий на развитие отдельных территорий на основании аналитического подхода методами дедукции и индукции.
Результаты исследований.
Для выработки понятия «наследие» в качестве отправной точки возьмем определение Комиссии МОК по устойчивому развитию и наследию: «Олимпийское наследие является результатом видения/стратегической концепции. Оно охватывает все ощутимые (материальные) и неосязаемые (нематериальные) долгосрочные выгоды для людей, городов / территорий и Олимпийского движения» [8].
Опираясь на позицию H. Preuss [9], данное определение можно осовременить следующими ключевыми факторами:
- развитие городской инфраструктуры для населения (туробъекты, «спорт для всех»);
- сохранение и улучшение окружающей среды («не навреди»);
- политическое управление (структуры, методы);
- развитие отдельного человека (профессиональный рост);
- закрепление интеллектуальной собственности;
- социальное развитие.
Проведение мега-спортивных соревнований имеет колоссальное значение для развития территорий, начиная от привлечения внимания общества к определенной территории, что способствует узнаваемости регионов и брендированности территорий, всплеска интереса населения и туристов к самим мероприятиям до вложения привлеченных и выделенных финансовых ресурсов на строительство спортивных объектов и сооружений, которые в дальнейшем поступят на баланс федеральных, региональных и муниципальных территориальных образований, а также притока денежной массы на территорию региона от инвесторов, туристов, гостей и болельщиков.
Наряду с этим встает вопрос дальнейшего содержания и использования объектов спортивного наследия. Наибольшие проблемы связаны с эксплуатацией и поддержанием объектов в действующем состоянии и обеспечением экономической эффективности его дальнейшего использования, что во многом определяется масштабностью спортивных мероприятий и собственно развитием и месторасположением территории ранее проведенного спортивного мероприятия.
Возникает необходимость разработки маркетинговых стратегий для управления спортивными сооружениями, в т.ч. стадионов, проводившим Чемпионат мира по футболу в 2018 году [10] и после проведения II Европейских игр в 2019 г. в Минске (РБ) [11].
Имеют и околоспортивные проблемы. Чемпионат мира по футболу 2022г., проведенный в Катаре, оказался одновременно и спортивным, и политическим событием. Была попытка политизации спорта через восприятие исторического опыта [12].
На территории Свердловской области за последнее десятилетие проходили 2 мега-спортивных мероприятия: Чемпионат мира-2018 (по всей России было задействовано 11 городов) и Международный фестиваль университетского спорта-2023.
В рамках подготовки к проведению матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года на территории города Екатеринбурга реконструировано 5 спортивных объектов, в том числе стадион «Екатеринбург Арена», на котором за этот период было проведено 674 мероприятия различного уровня [13].
Важнейшим материальным наследием по результатам не проведенной по независимым от страны-организатора (РФ) причинам XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года стало 8 спортивных объектов, использованных в дальнейшем для проведения в августе 2023г. Международного фестиваля университетского спорта. Некоторые объекты, которые будут активно использоваться для проведения спортивных мероприятий и развития большого и малого спорта в области, представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Объекты спортивного наследия Международного фестиваля университетского спорта-2023
В период проведения Универсиады была завершена трансформация маршрутизации общественного транспортного движения, направленная на улучшение транспортной доступности. Проведение спортивных мероприятий позволило расширить границы идентичности Свердловской области от позиционирования внутреннего туризма только через промышленный туризм к комплексному развитию рекреационного потенциала области [14].
Согласно аналитической оценке, представленной в таблице 1, можно отметить положительное влияние спортивных событий международного и федерального масштабов на развитие территорий и направления постсобытийного развития объектов спортивного наследия.
Таблица 1
Многофакторная оценка влияния спортивных событий на развитие регионов
Мероприятие | Позитивное воздействие — возможности | Критичное воздействие – дополнительные процессы |
Строительство новой спортивной инфраструктуры (объекты, сооружения) и реконструкция имеющихся объектов | Использование для проведения соревнований федерального и регионального уровня Использование как объектов массового спорта Организация тренировочных баз для профессиональных спортсменов Развитие детского и юношеского спорта в регионе и на местах Развитие спортивного туризма Увеличение количества посещений туристами Привлечение инвесторов | Поддержание в рабочем состоянии — материальные, финансовые и трудовые затраты Маркетинговое продвижение (инвестиции) Формирование арендных и субарендных отношений Социализация ресурсов спортивного наследия (спорт для всех) |
Строительство объектов гостеприимства | Обновление гостиничной инфраструктуры на территории Увеличение рабочих мест в регионах | Привлечение инвесторов для развития индустрии гостеприимства Поддержание номерного фонда (инвестиции) |
Формирование транспортной инфраструктуры | Улучшение транспортной доступности (дополнительные маршруты, обновленный транспортный парк, увеличение количества транспортных средств на маршрутах) Увеличение рабочих мест в регионах | Разработка маршрутной сети транспорта Развитие транспортной инфраструктуры |
Формирование бренда, имиджа территории | Брендированность территорий Закрепление позитивного имиджа спортивных территорий Выпуск и продажа спортивной атрибутики с символикой спортивных мероприятий, в том числе прошедших по типу эффекта домино, и сувенирной продукции Продвижение здорового образа жизни | Поддержание и продвижение бренда (актуализация, визуализация, развитие) и имиджа территорий Продвижение спортивных территорий (инвестиции, формирование заявок на проведение спортивных мероприятий) |
Синдром «интермеццо» | Внезапный экономический успех (приток туристов, рост расходов туристов на территориях) | Ограниченный период действия успеха (пролонгирование жизненного цикла спортивных проектов) |
Многофакторная оценка влияния спортивных мероприятий позволяет выработать основные траектории в использовании спортивного наследия, экономически эффективное управление объектами с соинвестированием бизнес-структурами, реализацию проекта «спорт для всех», брендированности самой области и улучшение индустрии гостеприимства для развития внутреннего туризма.
Таким образом, рациональное управление спортивным наследием определяется необходимостью использования согласно его назначения в условиях грамотного маркетингового продвижения как территорий наследия, так и отдельных сооружений, а также с трансформацией в социально-ориентированные и экономически значимые комплексы культурно-развлекательного и оздоровительного направления.
Библиографический список
1. Sundbo J., Sørensen F. Introduction to the experience economy. Handbook on the experience economy. Edward Elgar Publishing, 2013. – Режим доступа: http://www.elgaronline.com/view/edcoll/9781781004210/9781781004210.00005.xm2. Дехтярь Г.М., Миназетдинова А.И. Современное состояние и перспективы развития событийного туризма в России // Вопросы отраслевой экономики. – 2023. – N 1(1). – С. 15-19
3. Шпырня О.В., Минченко В.Г., Заднепровская Е.Л. Наследие международных спортивных как фактор развития внутреннего туризма в Краснодарском крае // В сборнике: Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Мат. междунар. научно-практ. конф. (Краснодар, 06-07 октября 2022 г.) Краснодар: Кубанский гос. университет физ. культуры. спорта и туризма. 2022. С. 527-528
4. Гончарова О.В., Ибрагимов Э.Э., Христов Т.Т., Спатарь-Козаченко Т.И. Наследие олимпийских игр: анализ кейс-факторов развития туристских дестинаций // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т.17. №1. С. 126–138. DOI: 10.5281/zenodo.7793444
5. Потихонин А.М., Вакалова Л.Г., Виниченко А.А. Влияние спортивных мероприятий на инфраструктуру федеральной территории «Сириус» // В сборнике: Подготовка олимпийского резерва: спортивно-педагогические, медико-биологические и управленческие аспекты. Мат. 1-й Междунар. научно-практ. конф. 2023. (Волгоград, 14 июня 2023г.). Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2023.Ч. 2 С. 143-147
6. Сухарькова М.П. Вклад Олимпийских игр в достижение целей устойчивого развития // Управление устойчивым развитием. 2022. № 3(40). С. 63-69. DOI: 10.55421/2499992Х_2022_3_63
7. Романова С.П., Донина А.А., Солнцева А.С., Шагова О.В. Использование объектов наследия Олимпийских Игр XXI столетия: мировой опыт, проблемы и возможности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023. Т. 18, № 2. С. 124-130
8. IOC Legacy Strategic Approach: Moving Forward. [Электронный ресурс]. URL: https://www.olympic.org/~/media/Document% 20Library/OlympicOrg/Documents/OlympicLegacy/IOC_Legacy_Strategy_Executive_Summary.pdf?la=en (дата обращения 05.01.2023)
9. Preuss H. Event legacy framework and measurement / H. Preuss // International Journal of Sport Policy and Politics. – 2018.– P. 1–16
10. Иванов А.Ю. Проблема посещаемости стадионов, проводивших чемпионат мира по футбол в России // Глобальный научный потенциал. – 2023. – N 4(145). – С. 320-322
11. Разуванов В.М., Анисим А.Н. Актуальные проблемы управления наследием спортивных событий // II Европейские игры – 2019: перспективы развития индустрии спорта, туризма и гостеприимства : мат. Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 4–5 апр. 2019 г.). Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; редкол. : Т. А. Морозевич- Шилюк (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУФК, 2019. С. 154-158
12. Кирчанов М.В. Восприятие чемпионата мира по футболу 2022г. в Катаре в арабской либеральной политике как форма политики памяти // Социум и власть. – 2023. – N 1(95). – С. 74-84. DOI: 10.22394/1996-0522-2023-1-74-84
13. Рапопорт Л.А., Усольцев М.В., Шеменева Е.А., Котов И.В. Влияние спортивных мега-событий на социально-экономическое развитие проводящего региона (на примере Свердловской области). В сб.: Актуальные вопросы развития сферы физической культуры и спорта, туризма и гостеприимства. Мат. научной конф. (Екатеринбург, 28 апреля 2023г.). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 157-161
14. Тимакова Р.Т., Радыгина Е.Г. Особенности развития промышленного туризма в Уральском макрорегионе // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – Т.17, N 1(103). – С. 67-78 DOI: 10.5281/zenodo.7793311