Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: This article analyzes the impact of sanctions on trade and economic cooperation of the EAEU member countries. Data on the dynamics of real GDP of the EAEU countries in the period from 2011 to 2022, the main areas of investment cooperation between the Russian Federation and other EAEU countries, and the influence of the North-Eastern Economic District on the trade and economic interaction of the EAEU countries are reviewed and analyzed.
The article was carried out under the scientific supervision of Ph.D. in Economics, Associate Professor Kharakoz Yu.K., Department of "World Economy", Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
Keywords: Sanctions, trade and economic cooperation, EAEU, real GDP, investment cooperation, international relations, special military operation.
Введение
В современном мире геополитические события существенно влияют на экономическое положение стран, их внешнеэкономическую политику и внешнеторговые отношения с другими государствами. С 2014 года против России различными странами применялись санкции, которые оказывали сильное воздействие как на положение России, так и на положение стран ЕАЭС из-за сложившейся зависимости стран-членов организации.
Начавшаяся в 2022 году Специальная военная операция также привела к наложению санкций в отношении России, Беларуси и ряда лиц и организаций из этих стран. По оценке Всемирной Торговой организации, санкции, введенные против России из-за Специальной военной операции, могут оказать негативное влияние на большинство экономик мира. [1]
Методологическая основа исследования
При написании статьи были использованы общенаучные методы исследования: метод системного анализа, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, графический метод.
Влияние санкций на страны ЕАЭС
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой результат многолетнего процесса интеграции на постсоветском пространстве. Свое начало интеграционный процесс принял еще в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), затем развивался через создание Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕврАзЭс). По состоянию на 2023 год в состав ЕАЭС входят страны с суммарным населением в 183 миллиона человек и общим ВВП более 2,4 триллиона долларов США . [2]
Стоит отметить, что страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) пострадали от последствий антироссийских санкций, введенных в ответ на различные геополитические события. Эти страны, имеющие тесные экономические связи с Россией, столкнулись с негативными последствиями данного геополитического давления. [2]
Так, «вторичные» санкции затронули страны ЕАЭС из-за их близких экономических отношений с субъектами, на которых наложены первичные санкции. Прогнозировалось, что это могло привести к ухудшению макроэкономических показателей: отмечалось, что многие страны региона столкнутся с вероятным снижением валового внутреннего продукта, поскольку экономическая зависимость от торговых и инвестиционных связей с Россией представляет существенный риск для экономической стабильности в случае ужесточения санкций или нарастания геополитических напряженностей, в результате изменений в торговле и логистике, прогнозировалось повышение уровня инфляции в данных странах, что могло оказать серьезное влияние на уровень жизни населения, бизнес-среду и общую экономическую стабильность, а также блокировка или ограничение нормальных торговых и логистических потоков также могла привести к серьезным трудностям в поставках различных видов продукции и товаров, что существенно затруднило бы нормальное функционирование экономики в регионе. [3]
Рассмотрим и проанализируем данные Всемирного Банка о динамике реального ВВП стран ЕАЭС в период с 2011 по 2022 год, приведенных на графике:
Рисунок 1 – Динамика ВВП стран ЕАЭС с 2011 по 2022 год
Источник: составлено автором на основании данных статистических сборников.
Можно сделать вывод о том, что эффект от вторичных санкций имел серьезные последствия на экономики пяти стран: в период с 2014 по 2016 и в 2020 году динамика реально ВВП пяти стран была отрицательной, что свидетельствует о сильной зависимости экономик Казахстана, Армении, Белорусии и Киргизии от экстерналий и внешних и внутренних шоков российской экономики.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что экономики пяти стран тесно связаны, и связь эта обусловлена развитыми торговыми отношениями.
Так, прослеживается связь между темпами роста ВВП в странах и динамикой внешнеторгового оборота: динамика роста ВВП в странах была отрицательной в моменты падения внешнеторгового оборота, в 2016 и 2020 году.
Рассмотрим структуру внешнеторгового оборота по странам:
Рисунок 2 – Торговый оборот РФ со странами ЕАЭС, дифференциация по странам
Источник: составлено автором на основании данных статистических сборников.
Становится понятно, что основным экономическим партнером РФ из группы стран-участниц ЕАЭС является Казахстан 61,7 процента совокупного оборота с 2015 по 2021 года пришлось на эту страну, следующей страной по величине оборота является Республика Беларусь – 30,3 процента, Армения – 4,3 процента и Кыргызстан – 3,7 процента.
Основные области инвестиционного сотрудничества между РФ и другими странами ЕАЭС
Говоря о инвестициях, то Россия привлекает прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из стран ЕАЭС в различные отрасли, такие как энергетика, добыча полезных ископаемых, производство, транспорт. [4] Например, казахстанские компании активно инвестируют в энергетические проекты, в том числе в нефтегазовую промышленность России.
Кроме ПИИ, предприниматели из других стран ЕАЭС также инвестируют в малый и средний бизнес в России, особенно в секторах, связанных с производством, сельским хозяйством, туризмом и торговлей.
Также следует упомянуть о финансовых инвестициях, таких как приобретение государственных облигаций или участие в капитале российских финансовых институтов и компаний. Например, казахстанские и белорусские финансовые учреждения могут быть заинтересованы в сотрудничестве с российскими банками и финансовыми структурами.
Российские компании также активно инвестируют в страны ЕАЭС, вкладывая средства в энергетические проекты и добывающие отрасли, особенно в Казахстане и Беларуси, где присутствует обширная нефтяная и газовая промышленность.
Российские компании также активно участвуют в инвестиционных проектах в других странах-членах ЕАЭС в сфере инфраструктуры, транспорта, производства и сельского хозяйства. [5]
Кроме того, российские финансовые структуры выполняют различные финансовые операции, такие как предоставление займов, участие в капитале и приобретение финансовых инструментов компаний и банков, деятельных в странах-членах ЕАЭС. [6] Инвестиции между странами ЕАЭС и Россией способствуют углублению экономических и торговых связей, а также способствуют расширению инвестиционных возможностей для различных секторов экономики региона.
Следует также отметить, что среди стран ЕАЭС лидирует Россия по объему инвестиций. На конец 2017 года совокупный объем инвестиций в российскую экономику составил 529,6 млрд долларов. По данным за период с 2010 по 2018 год, общий объем притока прямых зарубежных инвестиций из государств ЕАЭС в экономику России увеличился с 68 млн. долларов до 177 млн. долларов, что составило прирост в 2,6 раза . [5]
Примечательно, что хотя удельный вес инвестиций ЕАЭС в совокупных прямых зарубежных инвестициях в Россию увеличился с 0,2% до 2,0% (с максимумом в 7,8% в 2015 году), он остается на низком уровне. За этот период основным инвестором в российскую экономику из числа стран ЕАЭС является Казахстан, чей объем ПЗИ увеличился с 46 млн долларов до 148 млн долларов, или в 3,2 раза. Беларусь также увеличила свои прямые инвестиции, сумма которых возросла с 34 млн долларов до 53 млн долларов, или в 1,5 раза. Инвестиции Армении и Кыргызстана в экономику России остаются минимальными.
Наиболее привлекательными для прямых зарубежных инвестиций в экономику России являются такие секторы, как добыча полезных ископаемых, финансовая и страховая деятельность, научно-исследовательские работы и разработки, а также строительство. Несмотря на низкий удельный вес взаимных прямых инвестиций в экономику России, имеющийся значительный рост в этом направлении указывает на потенциал в развитии инвестиционных связей между странами Евразийского экономического союза и Российской Федерацией. [7]
Влияние СВО на торгово-экономическое взаимодействие стран ЕАЭС
Что касается современного этапа, специфика которого обусловлена проведением специальной военной операции, то в ноябре 2022 года заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач заявил, что за 9 месяцев 2022 года рост взаимной торговли России со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) превысил 57 миллиардов долларов, что на 15% выше показателя за аналогичный период 2021 года.
Общий внешнеторговый оборот в 2021 году составил 69,1 миллиарда долларов, по итогам 2022 года оборот между Россией и странами ЕАЭС приблизился к отметке в 80 миллиардов долларов. Доля стран ЕАЭС в общем российском торговом обороте составила 8,8% в 2021 году, и эта цифра может была еще выше по итогам 2023 года. Казахстан и Беларусь остаются крупнейшим торговым партнером России среди государств-членов ЕАЭС.
Касательно 2023 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сообщил, что торговый оборот России со странами АТЭС за первую половину 2023 года вырос на 10,2%, а товарооборот со странами ЕАЭС за тот же период времени увеличился на 14,3%. Он также отметил, что все больше расчетов в российской внешней торговле производится в рублях и в дружественных валютах. Презедент подчеркнул важность продолжения работы по укреплению платежной инфраструктуры для удобства российских компаний и их зарубежных партнеров. [8]
Из интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А. А. Панкина информационному агентству ТАСС, 28 февраля 2023 года становится понятно, что в последние годы ЕАЭС добился значительных успехов в развитии интеграционных процессов, что позволило минимизировать негативные последствия санкций и ограничительных мер со стороны ряда западных стран. В рамках российского председательства в ЕАЭС в 2023 году ключевое внимание было уделено реализации следующих приоритетов: обеспечению энергетической и продовольственной безопасности, технологической независимости, цифровой трансформации.
В условиях возросшей неопределенности на мировых рынках энергоносителей и продовольствия ЕАЭС будет работать над укреплением своей энергетической независимости и диверсификацией источников импорта продовольствия. ЕАЭС будет способствовать развитию высокотехнологичных отраслей промышленности и созданию условий для ускоренного внедрения инноваций.
Союз будет работать над созданием единого цифрового пространства и внедрением цифровых технологий в различные сферы экономики и социальной жизни, будет продолжать работу по созданию единого финансового рынка, который обеспечит свободное движение капитала и финансовых услуг, над устранением барьеров, препятствующих торговле и инвестициям в рамках Союза, развивать транспортную инфраструктуру, которая обеспечит эффективное взаимодействие между странами Союза. [9]
Кроме того, в рамках российского председательства в ЕАЭС будет продолжено развитие международной повестки Союза: важной задачей является выстраивание взаимовыгодного и равноправного сотрудничества стран «пятерки» с зарубежными партнерами и международными объединениями. ЕАЭС должен стать одним из ключевых центров формирования Большого Евразийского партнерства. В рамках реализации этих приоритетов запланировано проведение ряда мероприятий.
В целом можно сделать вывод о том, что контекст СВО, повлиял положительно на установление экономических отношений России и ЕАЭС.
Заключение
Рассматривая эффект нестабильной политической и экономической обстановки в рамках функционирования ЕАЭС, то влияние вторичных санкций имело последствия на экономики пяти стран-участниц: в период с 2014 по 2016 и в 2020 году динамика реального ВВП пяти стран была отрицательной, что свидетельствует о сильной зависимости экономик Казахстана, Армении, Белорусии и Киргизии от экстерналий и внешних и внутренних шоков российской экономики. По состоянию на 2023 год торговый оборот России со странами АТЭС за первую половину 2023 года вырос на 10,2%, а товарооборот со странами ЕАЭС за тот же период времени увеличился на 14,3%, с учетом, что большинство расчетов в российской внешней торговле производится в рублях и в дружественных валютах. В целом эти факты свидетельствуют об отсутствии негативного влияния нестабильной геополитической обстановки на отношения России и ЕАЭС.
Библиографический список
1. Электронный ресурс удалённого доступа. Отчёт Всемирной торговой организации за 2023 год. — Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/wtr23_e/wtr23_e.pdf (дата обращения: 16.12.2023)2. Электронный ресурс удалённого доступа. Интерфакс. — Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/860404 (дата обращения: 25.11.23)
3. Статьи из журналов и сборников. Нарышкин С. Е. Опыт и перспективы евразийской экономической интеграции // Проблемы современной экономики. 2014 № 4 (52). С. 8
4. Электронный ресурс удалённого доступа. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/ (дата обращения: 25.11.23)
5. Электронный ресурс удалённого доступа. "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 25.11.23)
6. Электронный ресурс удалённого доступа. Экономический анализ интеграции в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Режим доступа: https://eaeu.economy.gov.ru/investment (дата обращения: 26.11.23)
7. Статьи из журналов и сборников. Гришина О.А., Евсюков С.Г., Устюжанина Е.В. Проблемы и перспективы евразийского экономического союза— 2016 — № 1(85). — С. 147–157.
8. Статьи из журналов и сборников. Булохова Т.А., Оленцевич В.А. Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры в условиях реализации транзитного потенциала государств-членов ЕАЭС // Железная дорога: путь в будущее. — 2022 — С. 358–363
9. Статьи из журналов и сборников. Эдиев Д.А., Агазарян Н.В. Перспективы последующей интеграции экономик стран-участниц ЕАЭС // Индустриальное, инновационное и финансовое развитие России: факторы и тенденции. — 2022 — С. 257–261.