В статье проанализированы национальные модели корпоративной социальной ответственности (КСО), которые находятся под влиянием культурных, правовых и социальных норм, специфичных для каждого региона. Американская, европейская, латиноамериканская, японская, африканская и модель стран БРИКС были определены в качестве ключевых моделей КСО, каждая из которых имеет свои отличительные характеристики.
Abstract: The concept of corporate social responsibility is an effective tool for shaping a company’s business strategy and increasing its level of competitiveness by establishing fair relationships with stakeholders, building transparent rules for cooperation with counterparties and creating new opportunities to meet the interests of society.
The article analyzes national models of corporate social responsibility (CSR), which are influenced by cultural, legal and social norms specific to each region. The American, European, Latin American, Japanese, African and BRICS models have been identified as key CSR models, each with its own distinctive characteristics.
Keywords: corporate social responsibility concept, sustainable development strategy, social policy, environmental policy, global economy.
Введение
Определение и анализ основополагающих принципов, правил и категорий, характеризующих национальные системы корпоративной социальной ответственности (КСО), имеет важное значение на современном этапе развития экономических сообществ, поскольку это дает компаниям возможность понять культурные, правовые и социальные нормы, которые оказывают непосредственное влияние на практику применения механизмов и инструментов реализации стратегий КСО в конкретном регионе.
Методологическая основа исследования
В данном исследовании были использованы общенаучные методы исследования такие, как методы системного анализа, синтеза, метод сравнений и аналогий, а также методы формально-логические, перехода от общего к частному.
Особенности национальных моделей корпоративной социальной ответственности
Базис формирования и развития концепций корпоративных стратегий социальной ответственности основан на системах корпоративного развития.
Американская система корпоративной социальной ответственности характеризуется более либеральным рынком труда, менее активным государственным вмешательством в вопросы социальной поддержки и менее строгими экологическими нормативными правилами. Частные американские компании вносят ключевой вклад в развитие социальной системы своей страны, поскольку спрос общества на социальные программы постоянно возрастает. КСО компаний Соединенных Штатов отличается большей прозрачностью, причем преимущество отдается заинтересованным сторонам, в том числе акционерам и инвесторам. Американские компании, как правило, действуют независимо, полагаясь в первую очередь на свои собственные приоритеты, а не на правительственные нормативно-законодательные документы. Вместе с тем широко распространено взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнес-сообществ, особенно при финансировании социально значимых проектов. Государство поощряет компании к осуществлению мер в области КСО, предоставляя им режим наибольшего благоприятствования в различных областях администрирования финансово-хозяйственных процессов. Американские корпорации также стремятся осуществлять деятельность в области КСО через благотворительные фонды. Основными направлениями КСО американских компаний являются поддержка образовательной сферы, защита окружающей среды, защита сотрудников и финансирование медицинского обслуживания, а как специфическое направление можно выделить ответственность за продукцию компании.
Гранты, стипендии и финансирование исследовательских центров являются одними из значимых методов КСО в США, используемых в секторе образовательных услуг, в то время как частные страховые системы доминируют в финансировании здравоохранения. Охрана труда — это еще одна область, в которой компании стремятся предотвратить травмы и несчастные случаи на производстве. Кроме того, организации признают свою ответственность за неэтичное поведение и предпринимают шаги по смягчению последствий использования их продукции. Также поощряется участие в волонтерских мероприятиях и благотворительности, компании поддерживают своих сотрудников, которые вовлечены в осуществление различных социальных программ.
Стратегия КСО в США — это многогранная инициатива, направленная на достижение социального благополучия, этичного ведения бизнеса и укрепление человеческого капитала страны. Правительство и бизнес несут совместную ответственность за решение социальных и экономических проблем, которые затрагивают общество и требуют долгосрочных решений. Посредством КСО компании вносят свой вклад в развитие образования, здравоохранения и охраны труда, а также пропагандируют рациональные методы ведения бизнеса и поддерживают благотворительные программы.
Европейская система корпоративной социальной ответственности характеризуется активной ролью государства и институционализацией отношений с заинтересованными сторонами. Модель заинтересованных сторон предписывает европейским корпорациям на равноправной основе взаимодействовать с многочисленными контрагентами бизнеса, что регулируется законодательством и носит обязательный характер. Важно отметить, что законодательство ЕС требует, чтобы все крупные компании и все зарегистрированные на бирже компании (за исключением микропредприятий) раскрывали информацию о том, что они считают рисками и возможностями, возникающими в связи с социальными и экологическими проблемами, а также о воздействии их деятельности на общество и окружающую среду. Эти правила направлены на поощрение КСО и помогают инвесторам, организациям гражданского общества, потребителям и другим заинтересованным сторонам оценивать показатели устойчивого развития компаний.
Европейская система КСО подчеркивает важность партнерских отношений между государственным и частным секторами в формировании направлений развития в области политической стабильности, разработке детальной нормативно-правовой базы, а также четких ожиданий от государственного сектора в социальной сфере. Данная система имеет подсистемы, такие как скандинавская, южно-европейская, британская и континентальная системы. Несмотря на различия между американским и европейским подходами к формированию стратегии КСО, их объединяют основополагающие принципы активного вмешательства институциональных объединений в развитие государственно-частной совместной работы, поддержке различных направлений совершенствования в области КСО на основе партнерского финансирования некоммерческих мероприятий и установления налоговых преференций для социально ответственных компаний.
Одним из ключевых инструментов КСО в мировой практике является формирование нефинансовой отчетности. Согласно диаграмме, представленной на рисунке 1, в последние годы в Европе и США значительно возросли показатели подготовки отчетности по устойчивому развитию. В Европе уровень подготовки отчетности по устойчивому развитию увеличился с 71 % в 2011 году до 82% в 2022 году. Аналогичным образом, в США данный показатель продемонстрировал рост с 69% в 2011 году до 74% в 2022 году. Это указывает на растущую тенденцию в сфере КСО в обоих регионах. Поскольку устойчивое развитие и социальная ответственность становятся все более важными вопросами для потребителей и инвесторов, вполне вероятно, что эта тенденция сохранится в ближайшие годы.
Рисунок 1 – Сравнение показателей нефинансовой отчетности в ЕС и США (2011-2022 гг.)
Источник: составлено автором на основе данных Statista.com
Корпоративная социальная ответственность становится все более актуальной для компаний, работающих в Латинской Америке. Поскольку процесс глобализации продолжает укрепляться, компании должны адаптироваться к социальным и экологическим вызовам, уникальным для данного региона. В ответ на это многие компании уделяют особое внимание устойчивости, этической деловой практике и вовлечению общественности для достижения конкурентных преимуществ.
Частный сектор в регионе располагает хорошо налаженной сетью возглавляемых бизнесом организаций, пропагандирующих корпоративную ответственность, и на континенте также находится второе по величине число компаний после Европы, которые являются членами Глобального договора Организации Объединенных Наций. Движение «B Corp» — это механизм сертификации социально и экологически ответственных компаний, которое требует от руководителей учитывать интересы всех групп заинтересованных сторон, включая сотрудников, потребителей, поставщиков и общество в целом, наряду с обязательствами перед акционерами, набирает обороты в регионе. [3]
В странах Латинской Америки, таких как Колумбия, Перу, Эквадор и Уругвай, уже приняты нормативно-законодательные акты, позволяющие компаниям создавать сообщества, которые требуют внесения изменений в юридические цели компании и регулярной отчетности о ее нефинансовых категориях, повышая осведомленность об альтернативных бизнес-моделях. В регионе также все чаще звучат призывы к правительствам учитывать социальные и экологические показатели ведения бизнеса при осуществлении государственных закупок.
Таким образом, система КСО в Латинской Америке направлена на формирование устойчивого экономического развития, использование этичных методов ведения бизнеса, решение социальных и экологических проблем в условиях развивающегося рынка. Следует отметить, что неформальные отношения между правительством и бизнесом, слабое влияние государства и отсутствие налаженных механизмов партнерства могут создавать проблемы для достижения целей КСО в регионе.
В азиатском регионе наиболее развитой является японская система корпоративной социальной ответственности. Формирование японской стратегии КСО основано на сочетании национальных ценностей и концепций современных западных практик. [7]
В рамках данной системы особое внимание уделяется поддержанию этического предпринимательства, охране окружающей среды, использованию чистых технологий и соблюдению законодательства, а также социальной ответственности и долгосрочным отношениям с бизнес-партнерами. Деловая этика и корпоративная репутация ценятся больше, чем прибыль и финансовые показатели деятельности компании. Основополагающими принципами японской системы КСО являются социальная стабильность, обучение на протяжении всей жизни, высокая производительность, благоприятный психологический климат, сплоченность и приверженность правилам коллективной работы.
Японские корпорации очень систематичны и многогранны в своем подходе к КСО. В Японии 99 % предприятий ежегодно публикуют отчетность по своей деятельности в данной сфере. [8] Принципы устойчивого развития и охрана окружающей среды также являются важными компонентами японской модели КСО. Предполагается, что японские корпорации будут осуществлять глобальные процессы КСО на основе внешней оценки и поощрения прозрачности ведения бизнеса, а также публиковать регулярные доклады о своих мероприятиях по решению широкого спектра социальных проблем. Использование эффективной стратегии КСО в Японии направлено на улучшение восприятия бренда компании, привлечения и удержания сотрудников, повышения деловой вовлеченности сотрудников, увеличение ценности продукта для клиентов, обеспечение лучшего взаимодействия с клиентами.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) становится все более важным аспектом ведения бизнеса в Африке, и многие компании в данном регионе предпринимают шаги для решения социальных, экологических и экономических проблем в своих сообществах. КСО в Африке охватывает различные области, начиная от межличностных и межкультурных отношений и заканчивая экологическими проблемами, учитывая уникальные социальные и экологические характеристики континента. Африканские компании совместно с государственными органами стремятся формализовать свои производственно-сбытовые цепочки для различных секторов, таких как агропродовольственный и телекоммуникационный, где многие заинтересованные стороны являются частью неформальной экономики. КСО в Африке по-прежнему понимают неправильно и часто путают с филантропией, но составление точного перечня мероприятий в области КСО остается приоритетом для улучшения имиджа рыночной экономики на континенте и содействия достижению целей устойчивого развития.
Деятельность крупнейшего в мире интеграционного объединения — Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA), направлена на то, чтобы вывести 30 миллионов человек из бедности, повысить доходы 68 миллионов человек, сократить бюрократические вопросы и упростить таможенные процедуры и расчет тарифов, обеспечивая потенциальный прирост доходов Африки в размере 450 миллиардов долларов США к 2035 году.
По оценкам Института Брукингса, Африке требуется дополнительное финансирование в размере 256 миллиардов долларов ежегодно до 2030 года для достижения планируемых целей в области устойчивого развития, что подтверждает необходимость использования модели социального инвестирования, которая является инструментом реализации стратегии корпоративной социальной ответственности. [5] Необходимо отметить, что модель корпоративной социальной ответственности в Африке является развивающейся концепцией, которая получает все большее признание и значение в деловом мире.
Страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка) становятся все более важными игроками в мировой экономике и также получают признание за свои усилия по продвижению КСО. В данном регионе развитие системы КСО направлено на формирования принципов и правил осуществления бизнес-процессов в корпоративном управлении, защиту окружающей среды и развития социально-ориентированной политики в области организации трудовых отношений. [6]
Планы корпоративной социальной ответственности в Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года включают: поощрение ответственного ведения бизнеса; внедрение этических методов ведения бизнеса; поддержку образования и профессиональной подготовки; развитие социальных и экологических инициатив. В целом, Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года демонстрирует приверженность стран БРИКС продвижению устойчивого развития сбалансированным и комплексным образом в различных секторах.
Заключение
Основные модели корпоративной социальной ответственности в мировой экономике формируются на основе культурных, правовых и социальных норм, характерных для каждого региона. Американская модель уделяет приоритетное внимание интересам акционеров и саморегулированию, в то время как европейская модель делает упор на вовлечение заинтересованных сторон и государственное регулирование. Латиноамериканские компании уделяют особое внимание устойчивому развитию и этическим практикам, в то время как японские корпорации отдают приоритет долгосрочным отношениям с партнерами и социальной стабильности. Африканские компании разрабатывают свои модели КСО для решения социальных, экологических и экономических проблем в своих сообществах. Наконец, страны БРИКС наращивают свои усилия по продвижению КСО, особенно в областях сокращения бедности и экологической устойчивости. Понимание специфики каждой из этих моделей может помочь компаниям адаптировать свои стратегии КСО к местным ожиданиям и создавать успешные инициативы, приносящие пользу заинтересованным сторонам и сообществу в целом.
Библиографический список
1. Всемирный банк : официальный сайт. Режим доступа: http://www.worldbank.org (дата обращения: 19.01.2024).2. Всемирный Экономический Форум : официальный сайт. Режим доступа: URL: https://www.weforum.org (дата обращения: 15.01.2024).
3. Организация Объединённых Наций по промышленному развитию : официальный сайт. Режим доступа: https://www.unido.org/ (дата обращения: 19.01.2024).
4. Диваева, Э.А. Условия трансформации ESG-принципов: экономические и социальные аспекты / Э.А. Диваева. – Инновации и инвестиции. – 2022. – №1.
5. Дробот Е.В. Проблемы и перспективы реализации концепции корпоративной социальной ответственности в Африке // Экономические отношения. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 827-854.
6. Кравцова Елена Михайловна, Матвеева Виктория Юрьевна Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике // ЭПП. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-sotsialnoy-otvetstvennosti-biznesa-v-mirovoy-ekonomike (дата обращения: 14.01.2024).
7. Кузнецова С.Н., Пасечник А.С., Егорова М.И. Концепция корпоративной социальной ответственности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 5А. С. 296-302.
8. Силова Елена Сергеевна Азиатский опыт реализации социальной корпоративной ответственности // Вестник ЧелГУ. 2021. №3 (449).
9. Глобальные лидеры в области КСО. Репутационная экономика. Режим доступа: URL: https://repeconomy.info/novosti/nazvany-globalnye-lidery-v-oblasti-kso/ (дата обращения: 19.01.2024).