Abstract: This scientific paper reveals the role of the internal audit system in the management of an organization and the reduction of various risks of financial and economic activities. The key normative acts that are the basis for the legal regulation of the service's activities within the framework of this system are reflected. The objectives of the internal audit standards system are presented, which, in turn, are divided into three large groups and analyzed using implementation examples. The importance of the international foundations of professional practice for the formation of the Regulation on the internal audit service is presented. The sections included in this document are described in detail. Further steps for the preparation and implementation of the Regulations on the Internal Audit Service are analyzed. The role and constituent elements of other internal organizational documents in the field under consideration are reflected.
Keywords: internal audit, financial and economic activities, risks, internal audit service, organizational and legal documents, job description, Rules (standards) of auditing, Code of Ethics.
В современных условиях экономического развития, а также в рамках высококонкурентной среды наличие системы внутреннего аудита является неотъемлемым условиям функционирования фактически любой организации. Ее создание преследует цель по обеспечению собственников компании необходимой информацией по всем сферам деятельности предприятия для получения возможности принятия обоснованных управленческих решений, а также осуществления эффективного контроля за текущими процессами, соблюдения требований действующих нормативно-правовых актов в сферах управленческого, финансового и налогового учета.
Подобная система должна предусматривать комплексный набор различных увязанных между собой процедур и методов, разработанных и применяемых специалистами службы внутреннего аудита в целях исполнения поставленных перед ними задач. Эти методы и процедуры должны давать достаточную уверенность в полноте и достоверности полученных данных, а также охватывать все ключевые сферы деятельности компании и гарантировать уменьшение неблагоприятных рисков финансово-хозяйственной деятельности, репутационных и иных рисков в деловой среде, отражении операций в учете и отчетности [9].
В свою очередь деятельность системы внутреннего аудита и входящих в нее служб должна быть четко и детально отрегулирована документами, которые будут определять права и обязанности внутренних аудиторов, их ответственность и полномочия. Исходя из этого, большое значение придается именно регламентации данной системы путем разработки положения о внутреннем аудите организации, его содержанию и порядку разработки. Данный факт и обуславливает актуальность рассматриваемой тематики.
Созданная служба внутреннего аудита, подчиняясь напрямую учредителям, должна в своей работе руководствоваться нормативными документами, прямо или косвенно регламентирующими её деятельность.
В первую очередь все сотрудники любой организации, действующей на территории Российской Федерации, должны подчиняться нормативно-правовым документам, регламентирующим единое правовое поле. Список законодательных документов может различаться для компаний разных сфер деятельности. В свою очередь внутренние организационно-правовые документы разрабатываются с учётом специфичных особенностей каждого субъекта хозяйства и не должны противоречить требованиям законодательства.
Правовое регулирование деятельности службы внутреннего аудита осуществляется на основании документов, среди которых, например:
– Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
– Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
– Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита (International Professional Practices Framework (IPPF));
– Приказ Росимущества от 04.07.2014 N 249 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации»;
– Приказ Минфина России от 09.01.2019 N 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» и т.д. [1]
Отдельно следует отметить, что нормативным актом, косвенно влияющим на функционирование системы внутреннего аудита, но имеющим ключевое значение на реализацию входящих в нее мероприятий является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утверждённые Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, в котором установлены правила отражения свершившихся фактов хозяйственной деятельности.
На основе данных и ряда других нормативно-правовых актов формируется перечень внутрифирменных регламентов внутреннего аудита, благодаря которым возможно повысить эффективность всей системы. При этом данная документация обязательно должна быть утверждена советом директоров или руководителем организации, что способствует вовлечению руководства в реальное регулирование внутренних оценочных процедур. В подобный перечень могут быть включены:
– стандарты деятельности организации (приказы, инструкции, положения);
– положение о службе внутреннего аудита;
– порядок проведения плана проверок службой внутреннего аудита;
– регламент взаимодействия службы внутреннего аудита с другими службами и подразделениями организации, а также органами управления;
– должностные инструкции сотрудников службы внутреннего аудита;
– внутрифирменные стандарты внутреннего аудита;
– кодекс этики;
– формы отчетов службы внутреннего аудита;
– стандарты организации и иные документы, предусмотренные собственниками организации [7].
Необходимо принять во внимание, что при отсутствии внутрифирменных стандартов или их несоблюдении эффективность внутреннего аудита будет невысокой. Данный факт определяет необходимость формирования сопутствующей документации именно в комплексном формате, а не единичных актов. Цели же системы стандартов внутреннего аудита определяются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» и заключаются в:
– организации эффективного проведения внутреннего аудита;
– обеспечении внедрения новых технологий, укреплении общественного престижа профессии;
– обеспечении высокого качества внутреннего аудита [10].
Сами стандарты системы внутреннего аудита можно подразделить на три крупных группы. Рассмотрим их с приложением примеров реализации:
1) основные стандарты внутреннего аудита (практические и методические указания), предполагающие:
– планирование внутренних аудиторских проверок;
– планирование деятельности и управления ресурсами подразделения внутреннего аудита;
– стандарт подготовки отчета по результатам проведения внутренней аудиторской проверки подразделением внутреннего аудита;
– стандарт организации и проведения мониторинга выполнения мероприятий по устранению нарушения, недостатков и совершенствованию систем внутреннего контроля;
2) административные нормативные документы, включающие:
– положение об организации внутреннего аудита;
– кодекс этики работника подразделения внутреннего аудита;
– должностные инструкции работников подразделения внутреннего аудита;
3) дополнительные стандарты:
– стандарт выявления и оценки рисков для переподготовки плана внутреннего аудиторских проверок;
– стандарт проведения аудита систем управления рисками подразделением внутреннего аудита;
– стандарт проведения аудита систем управления рисками подразделением внутреннего аудита;
– стандарт контроля качества и проводить оценки внутреннего аудита в компании и др. [6]
Указанные документы не унифицированы для всех организаций, а представлены скорее, как примеры, которые необходимо трансформировать под конкретное предприятие. Вследствие чего компании легче будет подстраиваться под факторы внешней и внутренней среды.
Принимая во внимание тот факт, что предприятие в процессе своего функционирования не стоит на месте, возникают разные нововведения, в результате чего актуальность приобретает регулярный пересмотр внутрифирменных регламентов. Причины изменений могут быть такие, как изменение деятельности предприятия, совершенствование системы внутреннего контроля, а также изменение нормативных правовых документов [8]. В этой связи, чтобы повысить эффективность бизнеса и процесс управления необходимо постоянно усовершенствовать систему внутрифирменных стандартов. Как правило, ответственность за их своевременную актуализацию возлагается на руководителя службы внутреннего аудита.
Основным документом, непосредственно устанавливающим порядок работы службы, сферу полномочий, задачи, права и обязанности, является отдельное Положение о службе внутреннего аудита. Важно отметить, что не существует четких инструкций по созданию подобной документации и, как следствие, каждая организация имеет возможность создать свой документ, в который она включит необходимую ей информацию для регламентирования проведения внутреннего аудита.
При создании Положения о службе внутреннего аудита ответственные за разработку сотрудники обязаны руководствоваться кроме внутрифирменных правил прежде всего нормативными актами Российской Федерации и отраслевыми стандартами. Вместе с тем данный документ должен опираться на Международные основы профессиональной практики (International Professional Practices Framework (IPPF)) – модель, определяющую концепцию внутреннего аудита. IPPF консолидирует инструкции, которые публикует международный Институт внутренних аудиторов (The IIA).
Международные основы профессиональной практики закрепляют основные принципы и миссию внутреннего аудита, дают его определение и включают в себя кодекс этики, стандарты и руководства по применению. Однако они в отличии от законодательных актов не являются обязательными к использованию [2]. При этом положение о службе внутреннего аудита, разработанное с учётом позиции IPPF, даёт большую уверенность в достоверности предоставляемых рекомендаций и качестве отчётов и заключений.
Разработкой Положения о службе внутреннего аудита может заниматься либо отдел кадров, либо соответствующее подразделение, отвечающее за единство бизнес-процессов, либо, что встречается чаще всего, руководитель подразделения. В последнем случае Положение получает достаточный уровень экспертизы и учитывает все необходимые для корректной работы особенности. Если в компании существует шаблон положений о подразделениях, то Положение о службе внутреннего аудита разрабатывается на его основе.
Состав положения о службе внутреннего аудита должен удовлетворять требованиям достаточности и однозначности определений и включать следующие разделы:
- общие положения – определяется структурная принадлежность подразделения, его подчиненность вышестоящему руководству, какими нормативными документами руководствуются работники службы аудита, задачи и цели службы, должностное лицо, руководящее деятельностью службы и несущее прямую ответственность за организацию внутреннего аудита;
- основные термины – указываются ключевые понятия, применяемые сокращения, если они присутствуют в документе, терминология, используемая при выполнении специфических функций подразделения;
- цели и задачи подразделения — перечисляются главные и второстепенные задачи, стоящие перед службой аудита по комплексному контролю и оказанию консультационных (сопутствующих) услуг, а также глобальных целей, для достижения которых была выделена функция внутреннего аудита;
- функции подразделения – отмечаются назначение и роль подразделения, работа, производимая им, описывается, каким образом служба решает поставленные в разделе выше задачи в рамках достижения установленных целей;
- структура подразделения – называются все структурные подразделения, указываются взаимосвязи между ними, определяется структурный состав службы, устанавливается концептуальное распределение обязанностей между работниками, квалификационные требования к начальнику отдела, штат сотрудников и принципы оплаты их труда;
- права и обязанности – указывается совокупность прав и обязанностей каждого сотрудника службы, уровни доступа и необходимые согласования;
- планирование внутреннего аудита и отчетность – определяется порядок, сроки и содержание планирования, порядок согласования плана и программы аудита, указываются случаи внесения изменений, их причины и последствия, закрепляются виды, формы и периодичность отчётности внутренних аудиторов;
- подготовка к проведению внутреннего аудита – содержит порядок действий по подготовке внутреннего аудита в целях сокращения затрат времени и получению предварительного списка мероприятий, облегчающих проверку;
- проведение внутреннего аудита – закрепляется перечень методов, методик и подходов, применяемых при непосредственном проведении проверки, даётся ссылка на используемые рабочие документы, порядок принятия решений о допустимости исправлений в период проведения проверки, описывается порядок оформления результатов внутреннего аудита;
- коррекция и корректирующие действия по фактам несоответствий, выявленных в ходе внутреннего аудита – описываются порядок проверки устранения замечаний, выявленных в ходе внутреннего аудита и выполнения корректирующих действий ответственными сотрудниками, порядок и случаи проведения повторного аудита, правила закрытия аудитором несоответствий в протоколах регистрации;
- ответственность – оговариваются случаи привлечения к ответственности при нарушении должностных обязанностей, причем как преднамеренных, так и случайных;
- независимость – закрепляется принцип объективности высказываемого мнения, обусловленный отсутствием какой-либо зависимости или возможности воздействия на внутреннего аудитора со стороны сотрудников организации или третьих лиц;
- порядок утверждения и изменения положения – описывается процедура утверждения данного документа и порядок внесения возможных изменений в дальнейшем [11].
Сформированный документ должен пройти проверку на соответствие внутрифирменным правилам подготовки организационно-управленческой документации, затем получить визу руководителей отдела кадров и юридического отдела. Руководители смежных подразделений должны быть ознакомлены с положением и, если у них есть замечания или возражения по отдельным пунктам положения, иметь возможность вынести их на обсуждение. Зачастую спорные ситуации возникают из-за уровня допуска к информации, который требуется внутренним аудиторам. В этом случае бывает необходимо прямое распоряжение учредителей, подтверждающее объём полномочий и уровень доступа.
После утверждения с Положением должны ознакомиться все сотрудники, деятельность которых будет соприкасаться с задачами внутреннего аудита. Как правило, обязанность донести до своих подчинённых необходимую информацию вменяется руководителям подразделений.
Кроме Положения о службе внутреннего аудита, сотрудники данного подразделения в своей работе руководствуются должностными инструкциями, представляющими собой внутренний организационно-правовой документ, устанавливающий важнейшие функции, обязанности, права, полномочия и ответственность работника, занимающего конкретную должность. Пункты должностной инструкции не должны вступать в противоречие с положением о службе, поэтому обычно в пакет документов, подготавливаемых для вновь создаваемого подразделения, входят как положение о нем, так и ожидаемая штатная структура, а также комплект должностных инструкций и т.п. [5]
Сотрудники должны чётко и однозначно понимать, какие задачи для них являются приоритетными, какие у них для этого есть полномочия и каким образом работодатель будет оценивать результат их работы. Именно должностные инструкции дают возможность объективно оценить деятельность сотрудника службы и установить меры воздействия, а в процессе регулярной аттестации определить, насколько выполняемые функции соответствуют профессиональной квалификации конкретного работника.
Ещё одним документом, определяющим порядок работы и загруженность сотрудников, является календарный план самой службы и ее отдельных работников. Данный документ рекомендуется составлять на ближайший финансовый год и включать в него процедуры, необходимые для подтверждения результатов финансовой отчётности, периоды аудита внутренних процессов, участие в инвентаризациях и иные крупные обязательные мероприятия, которые нужно согласовывать со смежными отделами. Однако календарным планом невозможно запланировать абсолютно всю деятельность, так как случаются непредвиденные обстоятельства или могут возникнуть новые вопросы, потребность в углубленном рассмотрении отдельных участков по итогам проведённого аудита, а также произойти другие события, результатом которых будет пересмотр годового плана. Рекомендуется в перспективе года планировать крупные мероприятия, в перспективе квартала намечать работы с большей детализацией, и на месяц вперед готовить детальный план работ и задач, которые должны быть решены в конкретный период. Качество и полнота соответствия плану работ может быть одним из критериев мотивации сотрудников службы [4].
Для непосредственного выполнения задачи по проведению внутреннего аудита сотрудники службы обязаны руководствоваться методиками по проведению проверок, которые составляются опытными специалистами, опираются на отраслевые стандарты и должны учитывать уникальные особенности предприятия для максимально качественного проведения проверки. В целом, процесс проведения внутреннего аудита эффективности процессов включает в себя несколько стандартных этапов, начиная с планирования и заканчивая мониторингом исполнения рекомендаций службы.
В целях унификации порядка внедрения в практику сформированных по итогам аудита мероприятий, сотрудник службы должен использовать Указания по реализации результатов проведенных проверок. Это позволит точно знать, какие задачи и кому имеет право ставить внутренний аудитор компании, какие сроки устанавливать, кому отчитываться о результатах и что предпринимать в ситуациях, которые можно трактовать неоднозначно [3].
Наряду с этим сотрудники службы внутреннего аудита обязаны применять в работе Правила (стандарты) аудиторской деятельности внутреннего аудита и Кодекс этики. Правила разрабатываются, базируясь на отраслевых или международных стандартах, а Кодекс обеспечивает соблюдение основного правила — независимости внутреннего аудитора и его суждений.
Подводя итог, необходимо еще раз отметить, что внутренний аудит представляет собой сложную деятельность, требующую не только высокой квалификации исполнителей, оперативного анализа больших массивов информации, но и детальной, тщательной регламентации. Для обеспечения уверенности в получаемых данных, требуемых для принятия действительно эффективных управленческих решений и формирования системы контроля, нацеленной на создание условий, в которых будет невозможно или максимально затруднено мошенничество со стороны управленческих и линейных кадров, необходимо создавать в организации независимую службу внутреннего аудита. Ее выделение в обособленное подразделение, подчиняющееся учредителям компании, является важным шагом на пути реализации указанных принципов. Порядок работы службы внутреннего аудита, сферу полномочий, задачи, права и обязанности необходимо установить соответствующим Положением. От того, на сколько учтены будут реальные потребности бизнеса, а также детализирован, конкретизирован и понятен данный документ зависит эффективность функционирования всей системы, а значит и результативность деятельности компании.
Библиографический список
1. Брыкин, К. И. Правовое регулирование внутреннего контроля и аудита в финансовых институтах развития / К. И. Брыкин // Банковское право. – 2020. – № 5. – С. 63–68.2. Бурцев, В. В. Внутренний аудит компании: вопросы организации и управления // В. В. Бурцев // Финансовый менеджмент. – 2023. - №4. – С. 98-105.
3. Внутренний аудит и контроль бизнес-процессов / С.Ю. Ракутько, Е.Ю. Селезнева, О.Г. Житлухина, Е.В. Белик, Е.И. Бережнова, Е.В. Ломоносова, Н.В. Белик. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2021. – 157 с.
4. Внутренний аудит как база управленческого процесса в практике российских компаний / Н. Ю. Изварина, Т. В. Сушкова, Ю. Г. Григоров // Вестник Евразийской науки. – 2019. – №2. – С. 77-86.
5. Грищенко, А. Организация внутреннего аудита / А. Грищенко // Аудит и налогообложение. – 2019. – № 2. – С. 51-59.
6. Гутцайт, Е. М. Аудит. Концепция, проблемы, эффективность, стандарты / Е. М. Гутцайт. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 400 с.
7. Земсков, В. В. Внутренний контроль и аудит в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта / В. В. Земсков. – М.: Прометей, 2019. – 158 с.
8. Попова, Л. В. Роль аудиторской подсистемы в учетно-аналитической системе предприятия / Л. В. Попова // Аудиторские ведомости. – 2015. – №4. – С. 37–45.
9. Посохина, А. В. Внутренний аудит / А. В. Посохина. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2022. – Ч. 1. – 116 с.
10. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 Протокол N 6) // Аудиторские ведомости. – 1999. – № 11.
11. Риполь-Сарагоси, Ф. Б., Реутов, В. Ю. Внутренний аудит: организация и планирование / Ф. Б. Риполь-Сарагоси, В. Ю. Реутов – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 231 с.