Индекс УДК 338.532
Дата публикации: 29.04.2024

Организационно-экономический механизм формирования конкурентных цен и тарифов в Беларуси

Organizational and economic mechanism for the formation of competitive prices and tariffs in Belarus

Карпович Виктор Францевич

канд. экон. наук, доцент, заместитель декана
Белорусский национальный технический университет
г. Минск, Беларусь

Karpovich Viktar
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Vice Dean
Belarusian National University of Technology
Belarus, Minsk
Аннотация: Процедура формирования цены всегда регламентирована. Не один участник рынка не может формировать цены на товары и услуги по своему усмотрению и своим правилам. В основе ценовой политики субъектов бизнеса лежат нормативные и правовые акты, определяющие бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику развития национальной экономики. Формирование конкурентных цен и тарифов должно всецело отвечать целям государственной экономической политики. Целью представленного исследования явилось определение процедуры формирования конкурентных цен в условиях Республики Беларусь. На основе эмпирического подхода автором разработан организационно-экономический механизм формирования конкурентных цен и тарифов в Республики Беларусь, который может быть принят за основу как резидентами, так и нерезидентами при разработке ценовой стратегии входа на белорусский национальных рынок товаров и услуг.

Abstract: The price formation procedure is always regulated. No one market participant can set prices for goods and services at their own discretion and their own rules. The pricing policy of business entities is based on regulations and legal acts that determine the fiscal, monetary, and socio-economic policies for the development of the national economy. The formation of competitive prices and tariffs must fully meet the goals of state economic policy. The purpose of the presented research was to determine the procedure for forming competitive prices in the conditions of the Republic of Belarus. Based on an empirical approach, the author has developed an organizational and economic mechanism for the formation of competitive prices and tariffs in the Republic of Belarus, which can be taken as a basis by both residents and non-residents when developing a pricing strategy for entering the Belarusian national market of goods and services.
Ключевые слова: ценовая политика, ценообразование, управление ценами, ценовая конкурентоспособность, ценовая стратегия, государственное управление.

Keywords: pricing policy, pricing, price management, price competitiveness, pricing strategy, public administration


В современных условиях при построении эффективной системы управления производственно-хозяйственной деятельностью, для повышения эффективности продвижения товарной продукции требуется разработка ценовой политики, адекватной складывающемуся уровню развития рыночных отношений. Система управления ценовой конкурентоспособностью товаров и услуг может использоваться для оптимизации работы подразделений экономической службы промышленных предприятий, вовлеченных в процесс формирования цен [1, c. 132]. Ценовая политика коммерческой организации должна обеспечить формирование организационно-экономического механизма управления ценами, способного обеспечить:

  1. Формирование цен в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим деятельность субъектов рынка на основе использования различных методов ценообразования;
  2. Создание необходимых условий для проявления и реализации экономических законов при формировании цен на товары и услуги в целях устойчивого развития национальной экономики;
  3. Формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями, поставщиками, оптовыми и розничными торговыми организациями, иными субъектами рынка с целью максимизации конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Решение поставленных задач на практике достигается при комплексном использовании совокупности методов организационного, распорядительного и экономического воздействия.

Методы организационного и распорядительного воздействия направлены на совершенствование процесса управления ценами, посредством развития организационной правовой среды и регламентации деятельности субъектов хозяйствования через систему нормативных актов на основе прямого регулирования, которое носит, как правило, директивный (обязательный к исполнению) характер (рисунок 1).

Рисунок 1.  Организационный механизм формирования ценовой политики организации

Примечание – Рисунок составлен автором по результатам собственных исследований.

Представленная на рисунке 1 схема определяет совокупность методов и средств организационного и распорядительного воздействия, направленных на формирование ценовой политики в организациях Республики Беларусь. Реализация представленных на схеме методов осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях.

Участие государства в процессе формирования и управления ценами и тарифами на товары, работы и услуги является непременным атрибутом современной экономики [2, с. 133]. Организационное воздействие на процесс формирования конкурентных цен осуществляется посредством приемов, определяемых в различного рода действующих и вновь принимаемых нормативных актах (программы, положения, уставы, регламент, постановления, правила, инструкции и т. п.) и достаточно жестко закрепляющих на установленный срок базовые формы организационных структур управления и четко регламентирующих порядок, направление и содержание взаимодействия между участниками бизнес-процесса.

Организационное управление процессом формирования цен должно соответствовать основным направлениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь и законодательству о ценообразовании [3–7].

Административное управление ценами на макроуровне может быть реализовано в форме установления критериев, определяющих параметры эффективного функционирования как организации как производственной единицы в целом, так и отдельных ее структурных, в том числе обособленных подразделений, в соответствии с действующим законодательством и системой налогообложения субъектов хозяйствования.

Управление ценами на мезоуровне следует осуществлять при непосредственном участии региональных органов государственной законодательной и исполнительной власти. Их полномочия и функции должны определяться в соответствии с принимаемой национальной бюджетной и налоговой политикой и конкретизироваться в рамках региональных программ развития. При этом регламентирование, устанавливающее определенный порядок формирования цен, следует осуществлять в форме последовательно выполняемых этапов в рамках принятых к исполнению республиканской и региональных программ, бизнес-планов предприятий. Распорядительное воздействие на развитие механизма ценообразования необходимо осуществлять на всех уровнях управления через систему административных методов. Целью административного вмешательства в управление ценами на региональном уровне может быть устранение выявленных отклонений и повышение эффективности функционирования субъектов бизнеса.

На микроуровне организационное проектирование и управление ценами должно осуществляться субъектами хозяйствования самостоятельно при взаимодействии с органами государственного управления, различными категориями контрагентов и третьими лицами в рамках разработанной и принятой стратегии развития, согласующейся с бизнес-планом или планом социально-экономического развития данной организации.

Экономический механизм формирования цены товара представлен нами в форме новой базовой организационной модели, определяющей совокупность специальных методов, направленных на повышение роли морального и материального стимулирования, внедрение солидарной ответственности субъектов бизнеса за достижение установленных показателей развития производства (рисунок 2).

Рисунок 2. Процедура экономического воздействия на процесс формирования цены (тарифа)

Примечание – Рисунок составлен автором по результатам собственных исследований.

Представленная на рисунке система методов экономического стимулирования предполагает создание условий и разработку механизма, обеспечивающего получение субъектами бизнеса сравнительных преимуществ через установление адекватного складывающейся рыночной ситуации порядка формирования цен и распределения получаемой прибыли.

Коммерческий расчет предполагает, что доходы, получаемые организациями от применения конкурентных цен, должны покрыть расходы без снижения размера нормативной прибыли организаций. Это достигается за счет установления обоснованного уровня цен, которые одновременно должны выступать измерителем эффективности затрат и результатов производственной деятельности, т. е. предельные затраты на исследование рынка и формирование конкурентных цен не должны превышать дополнительно полученный доход – предельный доход. Ценообразование на товары и услуги должно находиться во взаимосвязи с научно обоснованной налоговой системой.

Финансовая составляющая механизм формирования конкурентных цен определяется действующей системой расчетов организации с покупателями, финансовыми и банковскими структурами.

Кредитование производственно-хозяйственной деятельности позволяет привлечь более дешевые или дополнительные денежные ресурсы для ведения и развития бизнеса, что создает дополнительные условия, побуждающих к рациональному использованию полученных кредитов.

На основе слияния совокупности методов организационного, распорядительного и экономического воздействия нами разработана модель организационно-экономического механизма развития формирования конкурентных цен, обладающего исключительной новизной (рисунок 3).

Рисунок 3. Организационно-экономический механизм формирования конкурентных цен и тарифов

Примечание – Рисунок составлен автором по результатам собственных исследований.

В разработанной нами модели организационно-экономического механизма определены три функциональных блока, отвечающих за развитие системы ценообразования на соответствующем уровне государственного управления. Представленная модель устанавливает базовый алгоритм управления формированием конкурентных цен, внедрение которого позволит создать эффективную систему управления ценовой конкурентоспособностью.

Библиографический список

1. Карпович, В. Ф. Цена товара как фактор обеспечения экономической эффективности и результирующий показатель конкурентоспособности промышленного производства в Республике Беларусь / В. Ф. Карпович // Новая экономика : научно-теоретический, научно-практический, научно-методический журнал / учредитель: Общественная организация «Новая экономика». – 2022. – № 1. – С. 127–132.
2. Карпович, В. Ф. Международный опыт ценового и антимонопольного регулирования общего уровня цен на промышленную продукцию / В. Ф. Карпович // Экономические исследования и разработки. – 2024. – № 3. – С. 133-137.
3. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by. – Дата доступа: 01.02.2024.
4. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июл. 2021 г., № 292 [Электронный ресурс]. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292. – Дата доступа: 01.03.2024.
5. О ценообразовании: Закон Респ. Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З : с изм. и доп. от 11 июля 2014 г. № 192-З [Электронный ресурс]. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h19900255. – Дата доступа: 02.03.2024.
6. Утвержден порядок калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования [Электронный ресурс]. // Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.mart.gov.by/news/novost/utverzhden-poryadok-ucheta-i-kalkulirovaniya-sebestoimosti-produktsii-dlya-tseley-tsenoobrazovaniya/. – Дата доступа: 12.03.2024.
7. О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 фев. 2011 г., № 72 [Электронный ресурс]. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31100072. – Дата доступа: 11.03.2024.