Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.04.2024

Развитие среднего бизнеса в современной России: влияние условий импортозамещения

Development of medium business in modern Russia: influence of import substitution conditions

Оларь Алёна Владимировна
магистрант, ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»

Olary Alena Vladimirovna

Master's student, Private Educational Institution of Higher Education "Moscow University named after S.Yu. Witte"
Аннотация: В последние годы значительно повысилась актуальность вопроса развития предпринимательства в России. Влияние среднего бизнеса на формирование общей структуры экономики государства нельзя недооценивать. События последнего десятилетия заметно отразились на векторах развития торгово-рыночных отношений и производственных предприятий. В частности, все более устойчиво укореняется политика импортозамещения. Данная статья описывает ключевые характеристики политики импортозамещения, рассматривает, как сложившиеся условия отразились на развитии среднего бизнеса в России, каким образов государственная власть влияет на него, и по каким направлениям наблюдается положительная динамика, а какие все еще требуют повышенного внимания.

Abstract: In recent years, the relevance of the issue of entrepreneurship development in Russia has increased significantly. The influence of medium-sized businesses on the formation of the overall structure of the state’s economy cannot be underestimated. The events of the last decade have significantly affected the vectors of development of trade and market relations and manufacturing enterprises. In particular, the policy of import substitution is becoming more and more firmly established. This article describes the key characteristics of the import substitution policy, examines how the current conditions affected the development of medium-sized businesses in Russia, how government authorities influence it, and in which areas there is positive dynamics, and which still require increased attention.
Ключевые слова: политика импортозамещения, предпринимательство в России, развитие бизнеса, отечественное производство, малый и средний бизнес.

Keywords: import substitution policy, entrepreneurship in Russia, business development, domestic production, small and medium-sized businesses.


На протяжении уже целого десятилетия экономика РФ сталкивается с рядом ограничений и препятствий на пути развития. Еще в 2014 году продовольственное эмбарго и ряд других факторов привели к дефициту некоторых товаров и росту инфляции. Последствия данных явлений заметным образом отразились на предприятиях малого и среднего бизнеса. В противовес этому влиянию выступили программы государственной поддержки.

Российская политика импортозамещения подразумевает под собой замену продукции, поступающей из-за границы аналогами, производимыми на территории РФ. Изначально о необходимости таких мер правительство заявило еще в начале XXI века, но лишь через тринадцать лет после был создан законопроект о развитии сельскохозяйственного производства. Еще чуть позже его дополнили и другие — о развитии иных секторов промышленности. С 2014 года вступила в юридическую силу программа импортозамещения, на реализацию которой ежегодно должны были направляться 330 миллиардов рублей [4].

В последние годы со стороны Евросоюза было введено множество санкций, направленных на ослабление Российской экономики. Политика импортозамещения в данном случае позволяет экономической системе не только оставаться на плаву, но и в чем-то даже выигрывать в сравнении с ранее функционировавшей структурой экономических отношений. На текущий момент Россия самостоятельно обеспечивает население мясной и рыбной продукцией и зерновыми культурами. Но некоторые сферы деятельности, к сожалению, импортозамещение не коснулось, хотя они остро нуждаются в рассмотрении данного вопроса. По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации к сферам, в которых особенно остро встает вопрос оперативного импортозамещения, а процент импорта составляет 60-90%, сейчас относятся:

  • информационные технологии и электронная промышленность;
  • станкостроение, тяжелое машиностроение, самолетостроение;
  • производство медицинских товаров и фармацевтических препаратов;
  • текстильная промышленность [6].

Как мы уже отметили, политика импортозамещения и программы помощи малому и среднему бизнесу открыли ряд возможностей для индивидуальных предпринимателей России. Многие предприятия, не имевшие ранее возможности повысить конкурентоспособность на фоне зарубежных поставщиков, теперь свободно предлагают потребителю аналоги товаров, не поступающих из-за границы в силу введенных санкционных ограничений. В связи уходом множества иностранных компаний с российских рынков после начала специальной военной операции на территории Донбасса в 2022 году для отечественных предпринимателей открылось множество новых производственно-торговых ниш [4].

В целом законодательство, направленное на укрепление внутреннего рынка в России, сводится к следующим основным тезисам:

— государственные закупки должны осуществляться с учетом того факта, что определенный процент из них должна составлять продукция, произведенная на отечественных предприятиях малого и среднего бизнеса;

— в процессе обеспечения реализации государственных закупок использоваться должно российское программное обеспечение;

— проведение конкурсных и аукционных мероприятий должно обеспечиваться закупом отечественных товаров.

Количество санкций с 2022 года и по сегодняшний день продолжает увеличиваться. В этих условиях государство регулярно модернизирует перечень проектов и мероприятий по стимулированию развития предпринимательства. Если крупным корпорациям удалось пережить столкновение с санкциями и перестроить схему работы, то с малым и средним бизнесом все обстоит несколько иначе. Для его укрепления государство предпринимает такие меры как:

— выделение средств из бюджета Центра занятости;

— кредитные каникулы;

— понижение ставки по кредитам;

— фиксированные начисления за внедрение эквайринга;

— временный запрет на проведение плановых инспекций предпринимателей;

— субсидии из ФСС;

— продление сроков сдачи отчетов и уплаты государственных пошлин;

— создание системы быстрых платежей, подразумевающей отсутствие комиссии [7].

Антикризисные меры в условиях санкционных ограничений и политики импортозамещения включают законы, направленные на поддержку предпринимателей и граждан России в целом. Отдельный блок выделен для субъектов МСП. До конца марта 2023 года им предоставлялась возможность оформить кредит по сниженной ставке не только на цели развития бизнеса, но и на рефинансирование ранее полученных кредитов. На данные цели из бюджета государства было выделено порядка 60 миллиардов рублей. Обязательным условием для участия в программе стала регистрация в Едином реестре субъектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, была разработанная инвестиционная программа, по которой предприниматели смогли получать инвестиционные кредиты, максимальная сумма на которые составляет 335 миллиардов рублей. Непосредственно Банком России также реализуется программа оборотного кредитования. Предприятия среднего бизнеса в рамках данной программы могут получить кредиты по ставке не превышающей 13,5% [2].

Все описанные меры говорят о серьезной работе государства над вопросом развития российского рынка и выхода из кризисной ситуации, и основным направлением данной работы является импортозамещение.

 В целом, актуализировавшееся благодаря санкциям импортозамещение имеет множество плюсов для нашего государства. Экспертами был отмечен рост показателей в сферах IT, энергетике, добыче природных ресурсов, сельскохозяйственных предприятиях и других отраслях, не смотря на то, что в течение определенного периода все внимание было направленно на оборонно-промышленную сферу. На данный момент наблюдается рост количества предприятий малого бизнеса, обеспечивающих во многом процесс импортозамещения. Данное явление обусловливает снижение зависимости российского рынка от импортных поставок, рост количества экспортируемой продукции, создание новых рабочих мест на открывающихся предприятиях для населения России, разработку и внедрение новых производственных технологий.

Но есть и ряд минусов в данном вопросе на текущий момент. К примеру, в силу короткого периода освоения российскими производителями некоторых ниш, качество производимого товара уступает тому, что было у ввозимой импортной продукции того же типа. Также, разумеется, меры поддержки и укрепления отечественных производителей создают дополнительную нагрузку на бюджет, как государственный, так и региональный. Кроме того, уход иностранных конкурентов с рынка привел к снижению конкуренции в целом во многих отраслях, что повлекло за собой рост тарифов и цен. Эти и некоторые другие вопросы все еще требуют внимания и проработки со стороны государственной власти.

В целом, меры поддержки предпринимательства были актуальны и до нынешней затруднительной экономической ситуации и разрабатывались задолго до обострения проблемы импортозамещения. Для предприятий, открываемых индивидуальными предпринимателями, внедрялись специальные правовые и нормативные акты, обеспечивающие наличие всевозможных субсидий, возможности льготного кредитования и множества других мер, призванных облегчить процесс формирования и развития бизнеса [2]. В качестве вторичных мер поддержки выступает консультирование, когда будущих и действующих предпринимателей сотрудники специализированных служб подробно информируют о всех возможных формах финансовой поддержки бизнеса.

За два года введения все большего количества новых санкционных ограничений с российских рынков пропала многая продукция, поставляемая ранее из США и Канады, стран Евросоюза и Австралии. И хотя, как мы отметили выше, многие производственные сферы стали активно осваиваться российскими предпринимателями, далеко не все товары на текущий момент удается заменить достойными аналогами.

С наибольшими трудностями политика импортозамещения столкнулась в сфере информационных технологий и цифровых продуктов, так как до этого момента поставки в данной сфере из-за границы составляли более 90% от общего объем (в том числе речь идет о комплектующих для ПК). Хотя в 2016 году и был создан государственный реестр программных продуктов, обеспечивающий зарегистрировавшимся в нем разработчикам отмену уплаты НДС, а приобретающим российское программное обеспечение компаниям компенсацию половины расходов на них, это не решило проблемы с импортозамещением в данной отрасли [5].

Министерство цифрового развития совместно с Министерством промышленности и торговли способствовали созданию специального сервиса, задача которого — поиск аналогов товаров, исчезнувших с российского рынка в последствии введения санкций. Данный электронный ресурс предназначен для использования производителями и заказчиками, обеспечивая их эффективное взаимодействие не нуждающееся в посредничестве. Данная электронная биржа уже наполнена серьезной базой отечественных поставщиков из числа российских предпринимателей, прошедших все соответствующие проверки. Заказчики, использующие сервис, могут быть уверены, что заказанная продукция будет отвечать их требованиям. В дальнейшем рассматривается возможность добавления в базу помимо отечественных и иностранных производителей, готовые к открытому партнерству, и также соответствующие определенным требованиям [4].

Также, как известно, из-за санкций на территории Российской Федерации перестали функционировать Apple Pay и Google Pay. В связи с этим была оперативно разработанная ранее нами упомянутая система быстрых платежей, размер комиссии в которой гораздо ниже, чем в эквайринге (0,4-0,7%). Для ее использования предпринимателям не нужно даже устанавливать терминал оплаты, а их клиентам иметь банковскую карту [7].

Таким образом, мы видим, что развитию среднего бизнеса в России на сегодняшний день уделяется значительное внимание, но в условиях актуализации политики импортозамещения все еще остаются вопросы, требующие комплексного подхода и решения. В частности, таким вопросом выступает качество товаров, пришедших на рынок как аналоги санкционных, но с недостаточно разработанным производством, а также регулирование ценовой политики в условиях снижения конкуренции в силу ухода с рынка иностранных поставщиков.

Библиографический список

1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 25.03.2024).
2. Импортозамещение в России в 2022 году / [Электронный ресурс] // Лайтбокс: [сайт]. - URL: https://litebox.ru/blog/for-business/importozameshchenie-v-rossii-v-2022-godu/ (дата обращения: 26.03.2024).
3. Показатели, характеризующие импортозамещение в России / [Электронный ресурс] // Росстат Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188# (дата обращения: 25.03.2024).
4. Толкаченко, Г. Л., Албендов, Р. М. Современные тенденции развития малого и среднего бизнеса в условиях введения санкций [Текст] / Г. Л. Толкаченко, Р. М. Албендов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2023. - № 1(61). - С. 251-260.
5. Отраслевые планы импортозамещения Минпромторга России / [Электронный ресурс] // Фонд Развития Промышленности: [сайт]. - URL: https://frprf.ru/plany-importozameshcheniya/ (дата обращения: 26.03.2024).
6. Меры поддержки бизнеса в условиях санкций / [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: [сайт]. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/sanctions_measures/ (дата обращения: 27.03.2024).
7. Такмашева И.В. Развитие малого и среднего предпринимательства России в условиях санкций [Текст] / Такмашева И.В // Московский экономический журнал. - 2023. - № 4. - С. 222-239.