Abstract: This article examines the prospects for the development of Russian commodity markets in modern conditions. The purpose of this article is to identify the main trends for the subsequent development of commodity markets. To achieve this goal, the following tasks are solved in the article: the basic concepts on the chosen topic are studied; key problems of the development of commodity markets are identified; research methods are selected; characteristic features of commodity markets, including in the Russian Federation, are analyzed; the main normative legal acts concerning the development of commodity markets in the Russian Federation are studied. The main research methods in this article are induction, deduction, analysis and synthesis. The work is based on the analysis of scientific literature and publicly available statistical data. The results of the work done allow us to conclude that currently there are certain trends in the Russian commodity markets that lead to the development of these markets.
Keywords: commodity market, trends, Bank of Russia, enterprises, competition.
Введение
Трудности, которые возникают перед разного рода компаниями с связи с санкциями, которые накладывают Западные страны, так или иначе связаны с тем, что люди, занимающие управляющие должности, до сих пор не до конца понимают то, как правильно работать на рынке в таких условиях, а также механизма изучения данной работы. Понимание рынка товаров в наши дни – это ключевой шаг для развития любого предприятия и, соответственно, для развития данного рынка в современных условиях в целом. Именно поэтому компаниям, а также отдельно взятым экономистам необходимо проводить масштабную аналитическую работу с целью изучения потенциальных рынков, на которых они могут осуществлять свою деятельность.
В наши дни одной из важнейших задач для развития экономики любого государства, в том числе и Российской Федерации (далее – РФ) является демонополизация и всемерное содействие формированию конкурентной среды, не только на отдельных товарных рынках, но и в масштабе региональных экономик. Уровень развития конкурентной среды на товарных рынках в РФ представляется весьма актуальным и может быть полезным не только для предприятий, но и для органов государственной власти, занимающихся контролем монополий. Таким образом, умелое проведение анализа работы товарных рынков в стране и в мере даст возможность:
– более быстро воздействовать на формирование конкуренции на административном уровне;
– обеспечить наиболее безболезненный путь для продвижения на рынки международной торговли;
– определить основные перспективы развития товарных рынков в целом.
Объекты и методы исследования
Объект данного исследования: товарные рынки в России.
Исследование в данной статье проводилось согласно следующему алгоритму: изучалась и анализировалась литература по выбранной теме исследования; проводилось исследование основных вопросов, касающихся развития товарных рынков в современных условиях; осуществлялся краткий анализ статистических данных; проводился анализ и обобщение изученной информации.
Экспериментальная часть
Как известно, под товарными рынками принято понимать места, где осуществляется процесс купли-продажи товаров между продавцами и покупателями. Такие рынки, по большому счету, представляются базисом для функционирования экономики целых государств, а также играют ключевую роль в формировании цен, спроса и предложения.
К перечню основных особенностей современных товарных рынков относят:
- Конкуренцию.
- Спрос и предложение.
- Роль государства.
- Международную торговлю [6].
Важно отметить, что все ключевые тенденции развития мировых товарных рынков были сформированы за последние пару десятков лет под непосредственным влиянием новых условий конъюнктуры. В их число входят:
– трансформации в соотношении конъюнктурообразующих факторов;
– изменения направлений развития географических сегментов товарных рынков;
– модификация товарной структуры мирового рынка в целом;
– ценовые тенденции по определенным группам рынков [5].
Изучение и анализ товарного рынка России представляется ключевой задачей для последующего понимания его современного состояния, а также его основных тенденций и перспектив развития. Товарный рынок в России – это совокупность отношений между продавцами и покупателями, которая включает в свое основание все виды товаров, производящиеся и продающиеся на территории государства.
К характерным чертам российского товарного рынка, которые в значительной степени сказываются на его развитии, принято относить:
– большую территорию и население. Россия является крупнейшей страной в мире по территории и имеет одно из самых многочисленных населений, что создает огромный потенциал для развития товарного рынка;
– многообразие региональных рынков. Россия состоит из различных регионов с разными экономическими и социальными условиями, что приводит к появлению различных товарных рынков в разных частях страны;
– наличие сезонности. В России существует сезонность в потреблении некоторых товаров, которую важно учитывать;
– влияние государства. Государственная политика и законодательство имеют существенное влияние на товарный рынок в России, нормативно-правовые акты и иные правила в полной мере регулируют деятельность предпринимателей и защищают права потребителей [6].
Немаловажным является тот факт, что в условиях жестких санкционных ограничений товарный рынок РФ все так же продолжает расти уже 10 год к ряду, что достаточно легко можно отследить с помощью Интернет-торговли (рис. 1). При этом, важно отметить, что положительная динамика в большей степени выражается в продажах внутри России.
Рисунок 1 – Интернет-торговля 2014-2023 гг. (млрд руб.)
По сути, существенных сбоев в работе торгов товарами не фиксируется. Разного рода категории участников товарного рынка, в числе которых не только производители и покупатели, но переработчики и посредники, продолжают использовать данный рынок в качестве основного канала сбыта и приобретения товаров для решения стоящих перед ними задач. Так, например, по данным статистики за 2022 г., общий объект спот-торгов на товарном рынке РФ вырос на 4% (на 66 млрд руб.) и составил в общей сложности порядка 1,5 трлн руб. Также было отмечено и увеличение общего количества активных участников торгов и их клиентов сразу на 28%. Существенный рост продемонстрировал биржевой рынок леса и стройматериалов. По результатам 2022 г.:
– на бирже было продано порядка 4 млн кубометров древесины на сумму свыше 5,9 млрд руб.;
– рынок нефтепродуктов увеличился на 3% и составил 1,4 трлн руб., что занимает сразу 92% от общего значения всего товарного рынка;
– объем биржевых торгов природным газом сократился более, чем на 15% и составил порядка 22 млрд руб.;
– на рынке сельхозпродукции объем составил примерно 71,5 млрд руб., увеличившись более, чем в пять раз [3].
Если сравнивать сырьевую торговлю на товарных рынках в России и в мире, то в конце 2023 – начале 2024 гг. эксперты ожидают самого стремительного падения мировых цен на сырьевые товары с начала пандемии COVID-19, что должно отрицательно сказаться на дальнейших перспективах экономического роста более 60% развивающихся стран, являющихся экспортерами сырья.
По прогнозам, в указанный период времени:
– снижение цен на сырьевые товары составит 21%;
– цены на энергоносители снизятся на 26%;
– средняя цена нефти марки Brent снизится на 16% и составит 84 долл. США за баррель;
– цена на природный газ в Европе и США снизится на 50%, на уголь – на 42%;
– цены на удобрения снизятся на 37% [4].
В настоящее время в современных условиях постоянного роста санкций со стороны стран Запада работа по развитию товарного рынка проводится Правительством Российской Федерации и Банком России. Отраслевые ведомства в отношении ряда товарных рынков принимают акты, которые устремлены по большей части на то, чтобы стимулировать производителей, занимающих доминирующее положение на рынке, реализовывать товары на организованных торгах. Помимо прочего, развитие организованных торгов товарами также предусмотрено Планом мероприятий («дорожной картой») развития организованной (биржевой) торговли на отдельных товарных рынках на 2023–2025 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 23.12.2022 № 4140-р [1]. Также Правительством разработана Стратегия развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. [2].
Банк России в свою очередь выступает за создание стимулов для добровольного вовлечения новых участников и товаров в работу товарного рынка, а также повышение качества биржевых сервисов за счет обеспечения справедливой конкуренции между организаторами торговли и недопущения сегрегации рынка. Также Банк поощряет создание электронных торговых площадок. Одним из действенных методов их развития стало решение о создании регуляторных условий для добровольного вовлечения таких площадок в работу товарных рынков [3].
В целом, следует отметить, что в современных условиях развитие товарных рынков происходит под влиянием различных факторов, включая технологические инновации, изменения в потребительских предпочтениях, геополитические события и экономические факторы.
Одной из ключевых тенденций за последние годы является цифровизация торговли, которая позволяет предприятиям расширить свою клиентскую базу за счет онлайн-продаж и использования различных платформ для продвижения своих товаров. Это также открывает новые возможности для малых и средних предприятий, позволяя им конкурировать на рынке с крупными компаниями.
Еще одним значимым фактором является увеличение значимости устойчивости и ответственности бренда. Потребители все более ориентированы на покупку товаров и услуг, которые производятся с учетом принципов экологической устойчивости, социальной ответственности и этичных принципов. Поэтому компаниям становится важно развивать стратегии устойчивого развития и демонстрировать свою социальную ответственность.
Расширение продвижения продукции за пределы государства, которое представляется возможным даже в условиях серьезных санкций, также оказывает влияние на развитие товарных рынков, увеличивая доступ к различным товарам и услугам из разных стран и способствуя увеличению конкуренции на внутреннем рынке. Это требует от компаний постоянного развития и адаптации к изменяющимся условиям, чтобы успешно конкурировать на мировом уровне.
Увеличение роли маркетинга и рекламы в современных условиях жесткой конкуренции играет все большую роль в завоевании и удержании клиентов, поэтому российские компании активно инвестируют в данные направления.
Результаты
По результатам анализа литературы и некоторых статистических данных можно отметить, что к перечню основных тенденций развития мировых товарных рынков в современных условиях следует относить: расширение торговли топливно-сырьевыми и сельскохозяйственными товарами; увеличение роли маркетинга и рекламы; расширение продвижения продукции за пределы государства; увеличение значимости устойчивости и ответственности бренда; рост динамики и увеличение рисков на разного рода минерально-сырьевых и продовольственных рынках; огромное число санкций и повышение внимания мирового сообщества к вопросам регулирования рынка; и так далее. К числу основных тенденций развития товарных рынков России относят: цифровизацию; увеличение конкуренции; рост спроса на качественные товары; внимание к экологической составляющей продукции; увеличение роли маркетинга и рекламы.
Заключение
Таким образом, развитие товарных рынков в современных условиях требует от российских компаний инноваций, устойчивого развития и адаптации к новым требованиям потребителей и рынка в целом. Только подобные компании смогут наиболее эффективно и успешно конкурировать на рыке, а также выходить на новый уровень в своем развитии. Развитие товарных рынков в современных условиях – это ключевой фактор для экономического развития любого государства, в том числе и для Российской Федерации. Благодаря доступности информации, развитию технологий и увеличению конкуренции, рынки становятся более динамичными и эффективными. Однако необходимо помнить о том, что все еще существует необходимость регулирования и защиты интересов всех участников рынка для того, чтобы обеспечить устойчивость и справедливость в торговле. Все эти факторы способствуют созданию благоприятной среды для развития бизнеса и удовлетворения потребностей потребителей.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 № 4140-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280084 (дата обращения: 19.03.2024).2. Стратегия развития торговли в Российской Федерации до 2025 г. // Правительство Российской Федерации, 2019. URL: http://kansk-adm.ru/files/Proekt_Strategii_razvitija_torgovli_v_Rossijskoj_Federacii_do_2025_goda.pdf (дата обращения: 19.03.2024).
3. Обзор биржевого и внебиржевого товарного рынка. Информационно-аналитический материал. – М., 2023. – 26 с.
4. Перспективы развития товарно-сырьевых рынков. Апрель 2023 г. // Intosai Russia. – 2023. URL: https://intosairussia.org/ru/novosti-media/kratkie-obzory/perspektivy-razvitiya-tovarno-syrevykh-rynkov-aprel-2023-g.html (дата обращения: 19.03.2024).
5. Ревенко Л.С. Мировые товарные рынки: тенденции XXI века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2015. – Серия 5. – № 3. – С. 27-45.
6. Юшкова, Л. В. Формирование и развитие рынка продовольственных товаров на основе конкурентных отношений: теория, методология, практика: дис. …на соискателя уч. степени доктора экономических наук // Л. В. Юшкова. – Красноярск, 2018. – 413 с.