Индекс УДК 339.923
Дата публикации: 31.05.2024

Экономическая целесообразность участия России и Китая в ШОС и БРИКС

The economic reasonability of Russia and China’s participation in the SCO and BRICS

Земцов Александр Сергеевич

Студент бакалавриата Дипломатической Академии МИД России
г. Москва

Zemtsov Alexander Sergeevish
Bachelor student of Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Moscow
Аннотация: В статье проводится обзор внешнеэкономических интересов России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. С помощью сравнительного анализа организаций, экспертных оценок и моделирования, обобщения и прогнозирования, раскрываются роли и задачи каждой организации, механизмы работы. Затем анализируются основные преимущества её экономической деятельности для России и Китая, приводятся инициативы стран, рассматриваются инвестиции в проектах организаций и основные направления сотрудничества в экономической сфере. В ходе исследования было выявлено, что Шанхайская организация сотрудничества сталкивается с новыми вызовами современности, в результате чего организация требует переосмысления ключевых механизмов работы и усиления координации между участниками. В свою очередь было отмечено, что инициатива единой валюты БРИКС так и не достигла прогресса в виду определённых факторов. Автором подробно прорабатываются сущность этих проблем, а затем предлагается их решение. Также приводится обоснование преимущества этих решений для России и Китая. Результаты исследования могут быть полезны экономистам-международникам, востоковедам и специалистам в области международных отношений.
Данная статья выполнена в рамках написания Выпускной квалификационной работы бакалавра.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Логинова Б.Б., кафедра "Мировая экономика", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article reviews the foreign economic interests of Russia and China in the context of the Shanghai Cooperation Organization and BRICS. With the help of comparative analysis of organizations, expert assessments and modeling, generalization and forecasting, the roles and tasks of each organization, mechanisms of work are revealed. Then the main advantages of its economic activities for Russia and China are analyzed, the initiatives of the countries are given, investments in the organizations' projects and the main directions of cooperation in the economic sphere are considered. The study reveals that the Shanghai Cooperation Organization is facing new challenges of modernity, as a result of which the organization requires rethinking of key mechanisms of work and strengthening coordination between the participants. In turn, it was noted that the BRICS currency initiative has not made progress due to certain factors. The author elaborates on the nature of these problems and then proposes solutions to them. The author also substantiates the advantages of these solutions for Russia and China. The results of the study may be useful for international economists, orientalists and specialists in international relations.
Ключевые слова: ШОС, БРИКС, экономические интересы, экономическое сотрудничество, политическое взаимодействие, интеграция, единая валюта.

Keywords: SCO, BRICS, economic interests, economic cooperation, political interaction, integration, single currency.


Введение

В современном мире экономические связи между странами играют важную роль в обеспечении их развития, безопасности и сотрудничества. В эпоху глобализации и регионализации экономические процессы становятся все более комплексными и взаимосвязанными, поэтому необходимо учитывать интересы всех сторон, участвующих в международных экономических отношениях. Одними из ключевых игроков на мировой экономической арене являются Россия и Китай, которые имеют долгую историю взаимодействия и сотрудничества в различных сферах. С каждым годом их влияние растёт, и они расширяют своё присутствие на ключевых многосторонних площадках. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС по-своему являются весомыми международными организациями, охватывающие разные группы стран, но их цели и задачи требуют корректировки в зависимости от международной обстановки. В последние годы ШОС теряет своё междугородное значение в виду повышения роли отдельных государств блока. Китай перестаёт быть единым лидером. Одним из серьёзных вызовов для стран-участников ШОС является выявление новых направлений развития в условиях напряжённой международной обстановки, когда необходимо соблюсти интересы всех государств. Страны должны приложить усилия, чтобы достичь взаимопонимания и сделать так, чтобы организация соответствовала современным реалиям. На фоне расширения группы БРИКС возникают как огромные перспективы для дальнейшего повышения эффективности деятельности организации на международной арене, так и проблемы, связанные с возникающими разногласиями внутри организации. Стремительно растёт число стран, желающих вступить в организацию, однако её члены пока не пришли к единому принципу принятия новых кандидатов, а сама идея расширения не имеет всеобщего консенсуса. Цель данного исследования: выявить экономическую целесообразность участия России и Китая в ШОС и БРИКС, определить их направления сотрудничества, а также предложить новые подходы для повышения эффективности деятельности организаций.

 

Методологическая основа исследования

В данной работе были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ научных публикаций, изучение политических и экономических отчётов, метод сравнений и аналогий, обобщение и переход от общего к частному.

 

 

Основная часть исследования

Шанхайская организация сотрудничества

Для России ШОС — полезный инструмент для усиления своего влияния и присутствия в Евразии, улучшения своего положения на мировых рынках, повышения своей конкурентоспособности и интеграции в мировую экономику [1]. Россия также интересуется развитием транспортной, энергетической и цифровой инфраструктуры, участием в социально-экономических проектах с российским участием, поддержкой инноваций, технопарков, малого и среднего бизнеса, сотрудничеством в образовании, науке и культуре.

 За 2023 год объём торговли России со странами ШОС вырос более чем на треть, и достиг 18,5 триллиона рублей [9]. Россия поставляет в страны ШОС нефть и нефтепродукты, газ, металлы, удобрения, лесоматериалы, зерно, а импортирует из них машины и оборудование, текстиль, одежду, обувь, продукты питания, химическую продукцию.

Россия активно участвует в разработке и реализации разных инициатив в рамках ШОС, которые направлены на углубление сотрудничества в экономической, социальной, гуманитарной и других сферах. Среди этих инициатив можно отметить создание Банка развития и Банка резервов ШОС. Также стоит назвать создание Евразийского экономического союза, Союза транспортных коридоров ШОС и создание Международного агентства по атомной энергии в рамках ШОС,

Российская Федерация также вовлечена в реализации ряда крупных инвестиционных проектов в рамках ШОС, связанных с развитием транспортной, энергетической и цифровой инфраструктуры, а также содействием социально-экономическому развитию региона. Среди этих проектов можно выделить: строительство газопровода «Сила Сибири», строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», строительство железнодорожного моста через реку Амур, строительство железнодорожной линии «Западный Китай – Западная Европа». Среди атомных электростанций — это строительство АЭС «Бушер» в Иране, строительство АЭС «Куданкулам» в Индии, строительство АЭС «Руппур» в Бангладеш [10]. В том числе строительство гидроэлектростанции «Рогун» в Таджикистане, строительство гидроэлектростанции «Камбараты-1» в Кыргызстане.

Экономическому сотрудничеству в рамках ШОС Россия уделяет большое внимание. Наша страна стремится к созданию условий для свободной торговли товарами и услугами, развитию цифровой экономики, поддержанию инноваций, развитию технопарков, развитию отдаленных и сельских районов, межрегиональному сотрудничеству. Россия также принимает участие в реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2035 года, которая была утверждена на заседании Совета глав правительств государств-членов ШОС в 2020 году.

Для Китая внешнеэкономическая деятельность в рамках ШОС имеет ряд преимуществ [2]. Это улучшение отношений с соседними странами на основе дружбы и партнерства, особенно с Россией, которая является ключевым стратегическим партнёром Китая. Также расширяются возможностей для торговли и снабжения сырьем для китайской экономики, которая стремится к постоянному росту и развитию. Страны ШОС имеют обширные природные ресурсы, такие как нефть, газ, уран, золото и другие ценные минералы, которые расположены вокруг Китая и необходимы ему. В том числе усиливается роль и влияние КНР в региональных и международных вопросах, а также продвигаются идеи многополярности, демократизации международных отношений и сотрудничества в решении глобальных проблем. Китай активно участвует в разработке и реализации совместных проектов и инициатив в рамках ШОС, таких как Пояс и путь, Банк развития ШОС, Антитеррористическая структура ШОС и другие.

Торговля Китая со странами ШОС имеет долгую историю и постоянно развивается. В 2023 году товарооборот со странами ШОС составлял 428 млрд. долларов [11]. Китай является самым большим торговым партнером для большинства стран ШОС, а также главным экспортером и импортером товаров в рамках организации. Китай поставляет в страны ШОС машины, электронику, текстиль, одежду, обувь и другие потребительские товары. Китай импортирует из стран ШОС нефть, газ, металлы, хлопок, продовольствие и другие сырьевые товары.

Китай является одним из основателей и лидеров ШОС, и поэтому предлагает и поддерживает множество инициатив в рамках организации, направленных на укрепление сотрудничества в различных сферах. Среди наиболее значимых инициатив Китая в рамках ШОС можно выделить «Один пояс, Один путь», которая была предложена президентом Китая Си Цзиньпином в 2013 году и направлена на создание сети транспортных, энергетических, торговых и культурных связей между Китаем и другими странами Евразии, включая страны ШОС. В рамках этой инициативы Китай финансирует и реализует множество инфраструктурных проектов, таких как железные дороги, автодороги, мосты, трубопроводы, порты, электростанции и другие, которые способствуют развитию и интеграции региона. Стоит также отметить инициативу создания Банка развития ШОС, которая была предложена Китаем в 2005 году и направлена на обеспечение финансовой поддержки совместных проектов в рамках ШОС, а также на укрепление роли национальных валют в расчетах между странами ШОС. Эта инициатива позволила Китаю увеличить свое влияние в регионе, а также снизить зависимость от доллара и других западных финансовых институтов.

Китай является крупнейшим инвестором в проектах ШОС,

которые охватывают различные сферы, такие как энергетика, транспорт, связь, сельское хозяйство, туризм, экология и другие. Например, можно назвать газопровод Центральная Азия-Китай, который соединяет газовые месторождения Туркменистана, Узбекистана и Казахстана с китайскими потребителями. Это самый крупный проект в сфере энергетики в рамках ШОС, который обеспечивает Китай поставками природного газа, а страны Центральной Азии — доходами от экспорта. Это также железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которая предусматривает строительство железнодорожной линии, соединяющей китайский город Кашгар с кыргызским городом Бишкек и узбекским городом Ташкент. Это важный проект в сфере транспорта в рамках ШОС, который способствует развитию торговли, туризма и культурного обмена между Китаем и странами Центральной Азии. Стоит также отметить проект сотрудничества в сфере сельского хозяйства ШОС, который направлен на улучшение продовольственной безопасности, повышение качества и стандартов продукции, а также на расширение сельскохозяйственного обмена и кооперации между Китаем и странами ШОС. В рамках этого проекта Китай предоставляет финансовую и техническую помощь, а также обучение специалистов в области сельского хозяйства для стран ШОС.

На современном этапе развития, одной из ключевых задач ШОС является расширение её мандата, что влечёт за собой увеличение многоаспектности задач и углубление взаимодействия между странами-членами [3]. С расширением ШОС возникают трудности в согласовании приоритетов между старыми и новыми членами, что особенно заметно на примере Индии и Пакистана, стран с собственными целями и задачами, что может привести к разногласиям и снижению эффективности организации. Включение этих стран также увеличивает риск возникновения внутренних споров и противоречий, что может подорвать способность ШОС к решению задач. Кроме того, организация сталкивается с необходимостью расширения своих функций за пределы первоначальных целей, таких как борьба с «тремя силами зла» — терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, что требует дополнительных ресурсов и координации. Хотя ШОС стремится к экономической интеграции и созданию свободной торговой зоны, на практике достижение этих целей оказывается сложным из-за различий в экономических интересах и уровнях развития стран-членов. Расширение мандата ШОС также подвергается влиянию внешних факторов, таких как отношения с западными странами и внутренние вызовы, включая необходимость борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Для того чтобы ШОС стала многосторонней платформой для решения международных и региональных проблем, автором предлагается выполнение ряда условий. Углубление политического взаимодействия между странами-членами является краеугольным камнем для эффективного многостороннего сотрудничества, требующее от стран открытости и готовности к сотрудничеству, а также уважения к внутренней политике и суверенитету друг друга. ШОС должна продолжать расширять свои функции, включая такие области, как экономическое развитие, энергетическая безопасность и культурное сотрудничество, что требует дополнительных ресурсов и координации. Важно развивать стратегическое партнерство между странами-членами, особенно между Китаем и Россией, для координации действий в регионе. Эффективная интеграция новых членов, таких как Индия и Пакистан, а также наблюдателей и партнеров диалога, критична для обеспечения согласованности и единства действий. Укрепление институциональных механизмов ШОС, включая создание новых структур и улучшение существующих, необходимо для эффективного решения проблем.

Превращение ШОС в многостороннюю платформу будет выгодно Китаю и России, поскольку это позволит укрепить его региональное влияние в Центральной Азии и Евразии, способствуя укреплению геополитических интересов. Через ШОС Китай и Россия может продвигать экономическую интеграцию и торговлю, что укрепляет его геоэкономические интересы, включая энергетическую безопасность. ШОС также служит инструментом для балансировки влияния других великих держав, в частности США, в регионе. Поддержка стремления к созданию многополярного мира и нового миропорядка в глобальном управлении является еще одной причиной, по которой многосторонняя платформа ШОС выгодна для России и Китая.

Эти аспекты подчеркивают важность ШОС как многосторонней платформы, которая может способствовать решению международных и региональных проблем, а также укреплению позиций Китая и России как глобального игрока.

БРИКС

Участие в БРИКС дает России выгодные возможности в международной торговле, инвестициях, финансах, цифровой экономике и устойчивом развитии [4]. БРИКС — это один из самых больших рынков для российского экспорта, особенно в области энергетики, металлургии, химии и сельского хозяйства. Организация также создает условия для совместных инвестиционных проектов, особенно в сфере инфраструктуры, промышленности, науки и технологий. Объединение способствует укреплению финансовой стабильности и сотрудничеству в области валютного регулирования, налоговой политики, борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. БРИКС также поддерживает развитие цифровой экономики и сотрудничество в области электронной коммерции, цифровой идентификации, искусственного интеллекта и блокчейна [5].

Россия активно участвует и предлагает множество проектов и мероприятий в рамках БРИКС в экономической сфере [12]. В частности, Россия разработала и предложила Стратегию экономического партнерства БРИКС до 2025 года, которая устанавливает ключевые цели и задачи сотрудничества в трех блоках: торговля, инвестиции и финансы, цифровая экономика и устойчивое развитие [6]. Россия также инициировала создание Совета по науке, технологиям и инновациям, Платформы электронной коммерции, Совета по промышленному сотрудничеству и других механизмов БРИКС. Россия также активно участвует в реализации совместных проектов в области энергетики, транспорта, космоса и атомной промышленности.

Россия — один из главных инвесторов и бенефициаров инвестиций в рамках БРИКС. Россия вложила 2 млрд. долларов в уставный капитал Нового банка развития в 2014 году и 18 млрд. долларов в Пул условных валютных резервов БРИКС в 2015 году. Россия также участвует в финансировании и осуществлении проектов НБР в области инфраструктуры, зеленой энергетики, транспорта и цифровизации. В 2020 году НБР утвердил четыре кредитных программы для России на общую сумму 1,4 млрд долл. Россия также привлекает инвестиции из других стран организации в свои ключевые сектора, такие как нефтегазовая промышленность, атомная энергетика, металлургия, сельское хозяйство и туризм.

КНР стремится использовать объединение как средство для изменения системы глобального управления в финансовой и экономической сферах, а также как площадку для объединения позиций развивающихся стран в мировой экономике [7]. БРИКС дает Китаю возможность получать доступ к большим рынкам, ресурсам и инвестициям, а также увеличивать объемы расчетов в национальных валютах [13]. Кроме того, Китай продвигает свои геостратегические инициативы, такие как «Один пояс, один путь».

Китай играет активную роль в развитии и осуществлении разных проектов и механизмов сотрудничества в рамках БРИКС. Страна также предоставляет своим партнерам кредиты в национальных валютах, участвует в увеличении торговли национальными валютами на биржах, а также способствует научно-техническому сотрудничеству и обмену контактами.

КНР является одним из ведущих инвесторов в странах БРИКС, особенно в областях энергетики, инфраструктуры, сельского хозяйства и телекоммуникаций. В первой половине 2023 года объем торговли Китая со странами БРИКС увеличился на 19 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 330,62 млрд долларов США [14]. Китай также финансирует ряд масштабных проектов в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь», таких как железнодорожная линия Лаос-Китай, газопровод «Сила Сибири», порт Хамбантота в Шри-Ланке и другие.

Инициатива создания единой валюты БРИКС, несмотря на свою значимость, столкнулась с серьезными препятствиями, которые затрудняют её реализацию [8]. Экономические различия между странами БРИКС, такие как уровень инфляции и курс национальной валюты, создают сложности для интеграции валют и могут привести к экономическим рискам для более стабильных экономик мира. Отсутствие общей сильной финансовой системы и расширение союза за счет принятия новых членов изменяют баланс сил и интересов внутри группы, что затрудняет согласование по созданию единой валюты. Политические решения и макроэкономическая политика стран-участниц, а также обвинения властей Запада в «безответственной» макроэкономической политике и влияние санкций на Россию, осложняют процесс. Кроме того, после создания Нового банка развития страны БРИКС не предприняли значимых шагов в направлении дальнейшей интеграции, что отразилось на прогрессе создания единой валюты.

Для успешного создания единой валюты БРИКС необходимо решение упомянутых проблем и укрепление взаимодействия между странами блока. Автором выделяется экономическая интеграция в качестве фундаментального условия, требующего высокого уровня согласованности в экономической политике, стабилизации инфляции, сбалансированного бюджета и схожих экономических циклов. Политическое взаимодействие между странами критически важно, как и создание общей финансовой инфраструктуры, включая банковскую систему и платежные механизмы. Необходимо также разработать юридическую базу, регулирующую использование единой валюты и обеспечивающую её защиту.

Создание единой валюты БРИКС может принести России и Китаю значительные экономические выгоды, такие как снижение зависимости от западных валют, расширение торговли и укрепление международного влияния. Это уменьшит внешнее давление на рубль и юань, стимулирует экономический рост и увеличение объемов экспорта, а также усилит позиции БРИКС как глобального экономического блока. Однако следует помнить, что это сложный и долгосрочный процесс, требующий значительных усилий со стороны всех стран-участников. При успешной реализации, проект единой валюты БРИКС может стать важным шагом к укреплению экономической независимости и финансовой стабильности всех стран БРИКС.

Заключение

В данной работе были рассмотрены внешнеэкономические интересы России и Китая в рамках таких международных организациях как ШОС и БРИКС. Были выявлены направления сотрудничества двух стран в рамках каждой организации, выделены некоторые важные инициативы, выдвинутые этими странами, а также приведены некоторые статистические показатели и в том числе инвестиционные проекты. Россия и Китая используют эти организации как инструмент для усиления своего влияния в регионе Евразия и в мире в целом и улучшения своего положения на мировых рынках, повышения своей конкурентоспособности и интеграции в мировую экономику. Страны стремятся использовать объединения как средство для изменения системы глобального управления в финансовой и экономической сферах, а также как площадку для объединения позиций развивающихся стран в мировой экономике.

Целью исследования было не только выявить экономическую целесообразность участия России и Китая в ШОС и БРИКС, но и рассмотреть некоторые трудности сотрудничества в рамках двух организаций. В ходе исследования были выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность и интеграцию в рамках данных международных структур, а также определены потенциальные выгоды и риски, связанные с этими процессами. Основные выводы исследования подчеркивают сложности, возникающие из-за разногласий между странами-членами ШОС, необходимость углубления политического взаимодействия и развития стратегических партнерств, особенно между Китаем и Россией. Также была подчеркнута важность укрепления институциональных механизмов для эффективного решения возникающих проблем современного мира. В контексте БРИКС, исследование выявило серьезные препятствия для создания единой валюты, включая экономические различия между странами, отсутствие общей финансовой системы и политические факторы. Для достижения целей ШОС и успешного создания единой валюты БРИКС требуется комплексный подход, включающий политическое взаимодействие, экономическую согласованность и стратегическое партнерство. Это исследование вносит вклад в понимание механизмов международного сотрудничества и может служить основой для дальнейших исследований в данной области.

Научная новизна полученных результатов заключается в комплексном анализе внутренних и внешних факторов, влияющих на многостороннее сотрудничество в рамках ШОС и БРИКС, а также в оценке потенциальных экономических выгод и рисков для России и Китая. Полученные данные могут быть использованы для разработки стратегий укрепления международного сотрудничества, повышения эффективности интеграционных процессов и минимизации рисков. С помощью сравнительного анализа политических систем стран-участников организаций, экспертных оценок и моделирования потенциальных сценариев развития событий удалось обеспечить глубокое понимание динамики взаимодействия России и Китая в рамках ШОС и БРИКС, а также предложить эффективные решения.

Библиографический список

1. Малышев Дмитрий Валерьевич ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВАИ ЕЕ РОЛЬ В СИСТЕМЕСОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (К 20-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ШОС) // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2021. №4.
2. Босин Виталий Иванович, Босин Евгений Иванович Взаимодействие России и КНР в рамках шос: международно-правовые аспекты // Юридическая наука. 2019. №11.
3. Илёсбек И. Комилов ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ // OJHPL. 2022. №2.
4. Бахлова Ольга Владимировна, Клюев Никита Николаевич, Крайнова Екатерина Александровна ШОС И БРИКС: РОЛЬ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2023. №4 (23).
5. Исаев Мурад Гусейнович, Газиева Лайла Руслановна, Магомадова Зарина Саидбековна БРИКС: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ // Журнал прикладных исследований. 2022. №11.
6. Киртон Джон Джеймс, Ларионова Марина Владимировна БРИКС. ПЕРВЫЕ 15 ЛЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2022. №2.
7. Ли ЦзиньЧен, Место БРИКС во внешнеполитической стратегии Китая, дис. канд. полит. наук: 23.00.04 – Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, 2020 – 333 с.
8. Молчанов А.В., Смирнов Ф.А. Формирование валюты БРИКС – проблемы и перспективы в рамках трансформации мировой валютно-финансовой системы // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 1. – С. 155–174.
9. Товарооборот России с государствами ШОС [Электронный ресурс]: https://tvspb.ru/news/2023/10/26/tovarooborot-rossii-s-gosudarstvami-shos-vyros-do-rekordnyh-185-trln-rublej?ysclid=lrxrcif9nc297686634 (Дата обращения: 23.01.24)
10. Атомные станции по российским проектам строят 8 стран [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2023/04/28/turciia-stala-vosmoj-stranoj-gde-stroiat-atomnye-stancii-po-rossijskim-proektam.html?ysclid=lrxrvw2epd126408494 (Дата обращения: 23.01.24)
11. Товарооборот Китая со странами ЕАЭС, ШОС, БРИКС растет [Электронный ресурс]: http://silkroadnews.org/ru/news/tovarooborot-kitaya-so-stranami-eaes-shos-briks-rastet-posolstvo-knr (Дата обращения: 23.01.24)
12. Роль России в БРИКС: влияние и перспективы [Электронный ресурс]: https://tvbrics.com/news/rol-rossii-v-briks-vliyanie-i-perspektivy/ (Дата обращения: 23.01.24)
13. КНР В БРИКС: МОТИВАЦИЯ, ИНТЕРЕСЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ [Электронный ресурс]: https://ia-centr.ru/experts/vladimir-nezhdanov/knr-v-briks-motivatsiya-interesy-perspektivy/ (Дата обращения: 24.01.24)
14. Наблюдался стремительный рост объема торговли Китая с другими четырьмя странами БРИКС в январе-июле 2023 года [Электронный ресурс]: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/business/investment/329433.htm (Дата обращения: 24.01.24)
15. Секачева, А. Б. Современное состояние и перспективы развития внешнеторговых связей России со странами Африки / А. Б. Секачева // Россия и Азия. – 2024. – № 1(27). – С. 6-15.
16. Секачева, А. Б. К вопросу о перспективах введения единой валюты в странах БРИКС / А. Б. Секачева // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 12. – С. 95-101.
17. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
18. Внешнеторговые контракты : Учебник для магистрантов / М. С. Арабян, Р. В. Данилов, А. Б. Дмитриева [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Центркаталог", 2019. – 256 с. – (Вузовский учебник). – ISBN 978-5-903268-22-1.
19. Внешнеэкономические связи России : К столетию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / И. Н. Абанина, А. Б. Дмитриева, Б. Е. Зарицкий [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Open Science Publishing, Lulu Press, Inc., 2018. – 195 с.
20. Интеграционные процессы в мировой экономике: основные направления, тенденции развития / В. К. Поспелов, Е. Б. Стародубцева, Т. В. Сидоренко [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2018. – 178 с. – (100 лет Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации). – ISBN 978-5-4365-2570-9.
21. Дмитриева, А. Б. Особенности функционирования финансового рынка Китая в глобальной экономике / А. Б. Дмитриева, А. А. Свиридов // Финансы, деньги, инвестиции. – 2018. – № 2(66). – С. 14-22.
22. Инвестиционное сотрудничество России и Китая / Н. В. Лукьянович, М. В. Демченко, Т. П. Розанова [и др.] ; под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. – Моск : Издательство «Русайнс», 2016. – 162 с. – ISBN 978-5-4365-1137-5. – DOI 10.15216/978-5-4365-1137-5.
23. Дмитриева, А. Б. Ключевые аспекты международного инвестиционного сотрудничества России в контексте расширения российско- китайского экономического взаимодействия / А. Б. Дмитриева // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – Т. 9, № 2. – С. 81-87.
24. Дмитриева, А. Б. Перспективы развития стран БРИКС в условиях формирования Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства / А. Б. Дмитриева, Е. О. Кабылдаева // Мировая экономика: вызовы глобального развития : Научное обозрение / Под редакцией Стародубцевой Е.Б.. Том 2. – Москва : Эдитус, 2015. – С. 30-37.
25. Дмитриева, А. Б. Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 1. – С. 12-16.
26. Дмитриева, А. Б. К вопросу о спорах, связанных с излишне уплаченными таможенными платежами и налогами / А. Б. Дмитриева // Таможенное дело. – 2015. – № 3. – С. 6-9.