Индекс УДК 338.47
Дата публикации: 31.05.2024

Стратегия развития транспортного комплекса города Комсомольска-на-Амуре

Development strategy for the transport complex of the city of Komsomolsk-on-Amur

Азимов Пулод Хакимович
Ярмонов Даниял Курбоназарович

1. Комсомольский-на-Амуре государственный университет
доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета
кандидат экономических наук
2. студент Комсомольского-на-Амуре государственного университета

Azimov Pulod Khakimovich
Yarmonov Daniyal Kurbonazarovich
1. Komsomolsk-on-Amur State University
candidate of Economic Sciences, Associate Professor
2. student, Komsomolsk-on-Amur State University
Аннотация: В статье будет раскрыта стратегия развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре. Дается характеристику качества содержания дорожно-транспортной сети города. Приводятся основные недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети города. Анализируется реализацию мероприятий по финансированию стратегии развития транспортного комплекса города. Приводятся основные направления стратегии развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре.

Abstract: The article will reveal the development strategy of the transport complex of the city of Komsomolsk-on-Amur. The quality of maintenance of the city's road transport network is characterized. The main shortcomings of the transport and operational state of the city's road network are given. The implementation of measures to finance the development strategy of the city's transport complex is analyzed. The main directions of the development strategy of the transport complex of the city of Komsomolsk-on-Amur are given.
Ключевые слова: экономика, транспорт, развитие, анализ, финансирование, стратегия, транспортный комплекс.

Keywords: economics, transport, development, analysis, financing, strategy, transport complex.


Транспортный комплекс во всех городах считается ключевым базовым сектором экономики и составной часть социально-экономической инфраструктуры. Поэтому развитие транспортного комплекса можно отнести к числу приоритетных направлений для развития экономики города. Положениями Стратегического плана устойчивого развития города Комсомольска-на Амуре до 2025 года [5] и Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» до 2032 года [6], утвержденной Решением N 116 городской Думы от 28.12.2016 года [4], закреплены направления развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре.

Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа «Город Комсомольска-на-Амуре» на 2019-2033 годы [3], утвержденной Постановлением № 2792-па администрации города Комсомольска-на Амуре от 17.12.2018 года [2], определены перспективы развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре, являющегося крупнейшим транспортным узлом и транспортно-логистическим центром для водного, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

В рамках статьи будет раскрыта стратегия развития автомобильного транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре. По итогам 2023 года установлено, что общая протяженность дорожно-транспортной сети, составляет 387,3 км. В городе Комсомольск-на Амуре в сфере обеспечения пассажирских перевозок осуществляют функционирование городские автобусные маршруты в количестве 32 единиц и трамвайные маршруты в количестве 6 единиц с 347 остановочными пунктами. Осуществление регулярных пассажирских перевозок выполняют частные (23 организации) и муниципальные (4 организации) перевозчики. Общее количество всех видов, зарегистрированных автотранспортных средств (автобусы, легковые и грузовые автомобили, транспортные средства специального предназначения), составляет 76,56 тысяч единиц [3].

Характеристику качества содержания дорожно-транспортной сети города Комсомольска-на Амуре, отражает рисунок 1.

Рисунок 1. Характеристика качества содержания дорожно-транспортной сети

Подводя итоги анализа, следует отметить, что соотношение транспортных магистралей с асфальтовым и гравийным покрытием к общей протяженности дорожно-транспортной сети, составляет 64% и 36% соответственно, при этом только 40% транспортных магистралей имеют освещение и всего 24% транспортных автомобильных магистралей оснащены подземными водостоками.

Характеризуя состояние дорожно-транспортной сети города Комсомольска-на Амуре, следует отметить, что порядка 17% транспортных магистралей имеют чрезвычайно высокую степень загруженности (особенно данный фактор проявляется в часы-пик), это связано с тем фактором, что неуклонные темпы роста количества автомобильной техники (средневзвешенные ежегодные темпы прироста с 2016 года по 2023 год, составляют 16%), значительно превышают темп роста дорожного строительства. Транспортные автомобильные магистрали не имеют дублирующие автомобильные направления, покрытие дорожной инфраструктуры изношено и не отвечает качеству дорожно-транспортной сети, ремонт и реконструкцию осуществляют в рамках выполнения приоритетных, но крайне ограниченных мероприятий, направленных на восстановление дорожного полотна. Здесь, опираясь на данные Программы комплексного развития транспортного комплекса, отметим что свыше 83% автомобильных дорог города Комсомольска-на Амуре не соответствуют нормативам транспортно-эксплуатационных показателей и не отвечают требованиям безопасности дорожного движения [3] (см. рис.2.).

Рисунок 2. Основные недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети

Между тем основные направления стратегии развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре включали в свой состав ряд мероприятий, связанных с улучшением состояния транспортно-коммуникационного городского пространства путем приведения транспортных автомобильных магистралей к нормативно-эксплуатационному состоянию.

В рамках реализации мероприятий планировалось устранить высокую степень износа автомобильных дорог путем организации капитального и текущего ремонта и существующего парка транспортных автомобильных муниципальных средств путем организации их закупки, внедрить систему оплаты за проезд по терминалам, провести оптимизацию городских маршрутов транспортного комплекса путем организации мультивариантного движения и строительства дублирующей сети меридианальных магистралей, модернизировать транспортную инфраструктуру, устранить препятствия для свободного дорожного            движения путем организации дополнительных временных и постоянных парковочных мест, повысить квалификацию персонала транспортного комплекса, обеспечить комфортную доступность внутригородской, пригородной и внешней транспортной связи в условиях непрерывного увеличения объема пассажира-грузовых автотранспортных перевозок и обеспечить надлежащее состояние безопасности дорожного движения и экологии в городе Комсомольск-на Амуре.

В рамках выполнения данных задач было предусмотрено выделение бюджетного финансирования на 2019-2033 года [3] (см. рис.3.).

Рисунок 3. Бюджетное финансирование мероприятий стратегии развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре

Анализируя реализацию мероприятий по финансированию стратегии развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре, следует отметить, что за период 2019-2023 годов был проведен частичный ремонт 201,5 км дорожно-транспортной сети. При этом в среднем за вышеуказанный период 2,25 млрд рублей было выделено из федерального бюджета Российской Федерации, также 247,5 млн рублей было выделено из краевого бюджета и 2,5 млн рублей было выделено из местного бюджета. Всего за пятилетний период было выделено 2,5 млрд рублей. Здесь следует отметить тот факт, что денежные средства, направленные на развитие транспортного комплекса, выделяются равномерными финансовыми потоками, без учета инфляции, данный фактор усугубляет проблемы, связанные с недофинансированием частичного ремонта дорожно-транспортной сети.

Следовательно, запланированные финансовые мероприятия в контексте обеспечения развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре не эффективны, так как они не обеспечивают содержание транспортных автомобильных магистралей в нормативно-эксплуатационном состоянии. Бюджетное финансирование мероприятий стратегии развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре в контексте реконструкции улично-дорожной сети [3], представлено рисунком 4.

Рисунок 4. Бюджетное финансирование мероприятий стратегии развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре

Анализируя реализацию мероприятий по финансированию стратегии развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре, следует отметить, что за период 2019-2023 годов была проведена реконструкция 20,2 км дорожно-транспортной сети. При этом в среднем за вышеуказанный период 960,5 млн рублей было выделено из федерального бюджета Российской Федерации, также 996,1 млн рублей было выделено из краевого бюджета и 39,9 млн рублей было выделено из местного бюджета. Всего за пятилетний период было выделено 1,996 млрд рублей. Здесь следует отметить тот факт, что из федерального бюджета в период 2021-2023 годов не выделялись денежные средства на реконструкцию дорожно-транспортной сети, при этом из краевого бюджета в период 2023 года также не выделялись денежные средства на реконструкцию дорожно-транспортной сети.

О.В. Марченко и Г.И. Бурдакова в своих научных трудах отмечали ключевое значение проблем, возникающих при прогнозировании показателей социально-экономического развития муниципальных образований и оценке реальных показателей социально-экономического развития агломераций [1].

Подводя итоги отметим, что денежные средства, направленные на развитие транспортного комплекса, выделяются крайне неравномерными финансовыми потоками, без учета инфляции, данный фактор усугубляет проблемы, связанные с недофинансированием реконструкции дорожно-транспортной сети.

Следовательно, запланированные финансовые мероприятия в контексте обеспечения развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре не эффективны, так как они не обеспечивают содержание транспортных автомобильных магистралей в нормативно-эксплуатационном состоянии. В рамках реализации мероприятий по совершенствованию транспортной инфраструктуры и дорожной сети городской агломерации, требуется кардинальный пересмотр стратегии развития транспортного комплекса города Комсомольска-на Амуре.

Библиографический список

1. Марченко О.В., Бурдакова Г.И. (2019). Проблемы прогнозирования показателей социально-экономического развития муниципального образования // BENEFICIUM. 2019. № 3 (32). С. 52-66. doi: https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2019.3(32).52-66
2. Постановление администрации города от 17.12.2018 № 2792-па «Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа «Город Комсомольска-на-Амуре» на 2019-2033 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kmscity.ru/activity/city/docs/npa/2018/2792-pa/ (дата обращения: 14.05.2024).
3. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа «Город Комсомольска-на-Амуре» на 2019-2033 годы [Электронный ресурс]. URL: https://www.kmscity.ru/activity/city/land-use/devprog/ (дата обращения: 14.05.2024).
4. Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 28.12.2016 N 116 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» до 2032 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW011&n=116301#h5ipgCUi8VQcBnzS1 (дата обращения: 14.05.2024).
5. Стратегический план устойчивого развития города Комсомольска-на Амуре до 2025 года. – Хабаровск: Изд-во «Приамурское географическое общество», 2011. – 192 с.
6. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» до 2032 г. [Электронный ресурс]. URL: https://2032.kmscity.ru/ (дата обращения: 14.05.2024).