Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.05.2024

Анализ социально-экономического развития Республики Тыва

Analysis of socio-economic development of the Republic of Tyva

Монгуш Шенне Алексеевна
Соян Шончалай Чудурукпаевна

1. студентка 3курса ГМУ_321
ФГБОУ ВО «ТувГУ»
2. Ведущий научный сотрудник
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН

Mongush Shenne Alekseevna
Soyan Shonchalai Chudurukpaevna

1. 3rd year student at GMU_321
FSBEI HE "TuvGU"
2. Leading Researcher
Tuva Institute for Integrated Development of Natural Resources SB RAS
Аннотация: В рамках статьи представлен комплексный анализ социально-экономического развития Республики Тыва. Исследование охватывает динамику демографических показателей, уровень жизни населения, состояние экономики, влияние природных ресурсов на региональное развитие. Особое внимание уделяется пространственным различиям и региональной политике, направленной на выравнивание уровня социально-экономического развития в разных районах субъекта. Авторы опираются на широкий спектр статистических данных, экспертных оценок и результатов собственных исследований, предоставляя объективное представление о текущем состоянии Республики Тыва. Работа имеет практическую значимость для разработки региональной политики, направленной на улучшение благосостояния жителей республики. Анализ выявляет сильные и слабые стороны социально-экономического развития Республики Тыва, что позволяет сформулировать обоснованные рекомендации по оптимизации региональной политики и разработке стратегий устойчивого развития.

Abstract: The article presents a comprehensive analysis of the socio-economic development of the Republic of Tyva. The study covers the dynamics of demographic indicators, the standard of living of the population, the state of the economy, and the impact of natural resources on regional development. Special attention is paid to spatial differences and regional policies aimed at equalizing the level of socio-economic development in different regions of the subject. The authors rely on a wide range of statistical data, expert assessments and the results of their own research, providing an objective view of the current state of the Republic of Tyva. The work is of practical importance for the development of a regional policy aimed at improving the well-being of the inhabitants of the republic. The analysis reveals the strengths and weaknesses of the socio-economic development of the Republic of Tuva, which makes it possible to formulate sound recommendations for optimizing regional policy and developing sustainable development strategies.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, Республика Тыва, валовый региональный продукт, заработная плата, уровень жизни населения, региональная политика, устойчивое развитие.

Keywords: socio-economic development, Republic of Tuva, gross regional product, wages, standard of living of the population, regional policy, sustainable development.


Республика Тыва на протяжении многих лет сталкивается с тяжелыми социально-экономическими проблемами, которые оказывают существенное влияние на благосостояние ее жителей. В настоящем исследовании в рамках осуществления комплексного анализа социально-экономической ситуации в регионе был использован ряд конкретных показателей, таких как валовый региональный продукт, среднемесячные доходы на душу населения, начисленные номинальная и реальная заработные платы на одного работника и уровень жизни населения в регионе.

Важным показателем в данном вопросе является высокий уровень бедности, который остается главной трудностью, регион неизменно занимает почти что самые низкие позиции в общероссийских рейтингах.По данным за 2019 год, почти треть (34,7%) населения Тувы жила за чертой бедности, что значительно выше среднего показателя по стране. Эта тревожная статистика наглядно демонстрирует масштабы проблемы и ее негативное влияние на жизнь людей. Данная ситуация с бедностью в регионе во многом обусловлена неблагоприятными экономическими факторами. Высокий уровень безработицы, низкий уровень заработной платы и отсутствие развитой производственной базы создают порочный круг, который усугубляет нищету.

Согласно итогам социально-экономического развития Республики Тыва за 2022 год, валовой региональный продукт (ВРП) Республики Тыва в 2020 году составил 82,8 млрд рублей, что на 4,7% выше уровня 2019 года. Однако индекс объема ВРП по отношению к предыдущему году составил 95,4%, что указывает на умеренный рост.В 2021 году объем ВРП республики достиг 86,59 млрд рублей, а индекс объема ВРП по отношению к предыдущему году составил 95,9%. Это было связано со стабилизацией экономической ситуации после пандемии COVID-19. В условиях санкционного давления в 2022 году индекс ВРП расположился на уровне 100% по отношению к 2021 году, что соответствует объему около 95,2 млрд рублей [2, с. 4].

Структура ВРП Республики Тыва характеризуется значительной долей отраслей реального сектора экономики, которая составляет более 47%. К ним относятся промышленность, строительство, сельское хозяйство и транспорт.Социальная сфера занимает 29,2% в структуре ВРП, из которых 15,2% приходится на здравоохранение, 12,2% — на образование, а 1,8% — на культуру, спорт и организацию развлечений.Государственное управление составляет 18,4% ВРП [2, с. 4].

Представленные данные о ВРП Республики Тыва можно наглядно отразить в таблице (таблица 1).

 

Таблица 1

 Результаты анализа показателей валового регионального продукта (ВРП) Республики Тыва за 2020 – 2022 годы

Показатель ВРП за рассматриваемый периодПроцентное изменение показателя по сравнению с предыдущим годоминдекс объема ВРП по отношению к предыдущему году
2020 год82,8 млрд. рублейУвеличение на 4,7%95,4%
2021 год86,59 млрд. рублейУвеличение на 4,6%95,9%
2022 год95,2 млрд. рублейУвеличение на 9,9%100%

Динамика ВРП отражает экономическое состояние региона и его способность генерировать доходы и создавать рабочие места. Структура ВРП также дает представление о приоритетах экономического развития и распределении ресурсов. Анализ ВРП является важным инструментом для оценки экономической политики, принятия решений по инвестициям и разработки стратегий развития региона.

Расходы населения также представляют собой важный компонент экономической активности и включают широкий спектр затрат, которые играют решающую роль в формировании потребительского поведения, накоплении капитала и макроэкономических показателей. Структура расходов населения охватывает ряд конкретных категорий, среди которых можно выделить покупку товаров и услуг, обязательные платежи, добровольные взносы, накопления в финансовых инструментах и ценных бумагах, приобретение жилых помещений и др. Изменения в структуре расходов могут сигнализировать о сдвигах в экономической конъюнктуре, изменении покупательной способности или формировании новых моделей потребления. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) играет важную роль в сборе и анализе данных о заработной плате в России. Охват различных видов экономической деятельности и регионов обеспечивает всесторонний анализ динамики доходов населения и экономической ситуации в стране,однако неполное представление данных некоторыми предприятиями создает сложности для объективной оценки. Чтобы компенсировать это, Росстат проводит дополнительные статистические оценки и анализ.

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва, средние денежные доходы на душу населения в Республике Тыва за период с января по сентябрь 2022 года составили 19 452,7 рубля, что представляет собой рост на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Однако, несмотря на номинальный рост доходов, реальные денежные доходы, которые скорректированы с учетом инфляции, сократились на 0,5%. Причем за период с января по сентябрь 2023 года данный показатель составил 22265,3 рублей, что указывает на процентное увеличение номинального показателя на16,1%, а реального показателя – на 9,7% [3].

По данным официальной статистики (Росстат), начисленная номинальная заработная плата на одного работника в России в 2022 году составила 51 315 рублей, что на 11,3% больше, чем в предыдущем году. Однако, учитывая инфляцию, реальная заработная плата, которая скорректирована с учетом роста цен, сократилась на 0,3%. В Республике Тыва среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период с января по ноябрь 2022 года составила 51 781,7 рублей, а в аналогичный период 2023 года – 55 769 рублей (табл. 2). Следовательно, согласно статистическим данным, данный показатель в 2023 году оказался на 12,3% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Реальная заработная плата, учитывающая инфляцию, в 2023 году выросла на 5,1%[4].

Таблица 2

Результаты анализа показателей заработной платы населения Республики Тыва за 2022 – 2023 годы

Значение показателя за рассматриваемый периодПроцентное изменение номинального показателя по сравнению с предыдущим периодомПроцентное изменение реального показателя по сравнению с предыдущим периодом
Средние денежные доходы на душу населения в месяцЯнварь-сентябрь 2022 год 

19 452,7 руб.

 

Увеличение на 10,8%

 

Уменьшение на 0,5%

 

Январь-сентябрь

2023 год

 

 

22 265,3

 

 

Увеличение на 16,1%

 

 

Увеличение на 9,7%

Номинальная заработная плата на одного работникаЯнварь-ноябрь

2022 год

 

51 781,7 руб.

 

Увеличение на 12,4%

 

Уменьшение на 0,3%

 

Январь-ноябрь 2023 год

 

 

55 769 руб.

 

 

Увеличение на 12,3%

 

 

Увеличение на 5,1%

Данные показывают рост номинальной заработной платы в Республике Тыва в период с 2022 по 2023 год. Однако динамика реальной заработной платы была неоднозначной. В 2022 году она снизилась из-за опережающего роста инфляции, вызванного глобальной политической нестабильностью. В 2023 году наблюдался рост реальной заработной платы, обусловленный стабилизацией экономико-политической ситуации. Анализ динамики заработной платы является важным инструментом для оценки социально-экономического положения региона. Он позволяет выявлять тенденции и факторы, влияющие на уровень жизни населения. Так, рост цен на товары и услуги может привести к снижению реальной заработной платы, даже если номинальная заработная плата растет, а сдвиги в структуре занятости, такие как увеличение доли низкооплачиваемых рабочих мест, могут привести к снижению среднего уровня заработной платы. Своевременный анализ динамики заработной платы помогает выявлять проблемные области и разрабатывать политику, направленную на улучшение экономического положения и повышения уровня жизни населения.

Результаты исследования отражают закономерность в регионе – социально-экономические показатели показывают умеренный рост, как в своих номинальных, так и в своих реальных объемах. Однако для обеспечения дальнейшего стабильного роста экономики Республики Тыва необходимо сосредоточиться на следующих основных направлениях социально-экономического развития:

Республика Тыва обладает богатыми природными ресурсами, включая уголь, золото, свинец, цинк и другие полезные ископаемые. Развитие добывающей промышленности и создание обрабатывающих производств на базе местных ресурсов позволит создать новые рабочие места, увеличить налоговые поступления и диверсифицировать экономику. Особенно важным направлением можно назвать увеличение поставок угольной продукции как внутри страны, так и на мировом рынке [1, с. 107]

Инвестиции в образование, здравоохранение и профессиональное обучение являются основой для устойчивого экономического роста. Необходимо повышать качество образования, развивать систему здравоохранения и обеспечивать доступ к современным образовательным и медицинским услугам для всех жителей республики. Осуществление данной стратегии позволит также создать благоприятный климат для инвестиций, что включает в себя упрощение административных процедур, снижение налогового бремени для инвесторов и предоставление льгот и субсидий для поддержки новых предприятий.

Анализ социально-экономического развития Республики Тыва отражает тенденцию к устойчивому развитию региона, однако выявлен также ряд проблем и перспектив дальнейшего развития республики. Республика Тыва обладает богатыми природными ресурсами и человеческим капиталом, но сталкивается с проблемами бедности и неразвитости инфраструктуры. Реализация выделенных в исследовании направлений позволит диверсифицировать экономику, создать новые рабочие места, повысить доходы населения и улучшить качество жизни жителей республики.

Библиографический список

1. Соян Ш.Ч., Соян М.К. Социально-экономическое развитие республики Тыва: состояние и перспективы роста // ЭКО. – 2016. – №12 (510). – С. 101-111.
2. Итоги социально-экономического развития Республики Тыва за 2022 год. [Электронный доступ] // Режим доступа – URL:https://mert-tuva.ru/wp-content/uploads/2023/04/itogi_ser_respubliki_tyva_za_2022_g_.pdf (дата обращения: 21.04.2023).
3. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат). [Электронный доступ] // Режим доступа – URL: https://24.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Об%20отдельных%20показателях,%20характеризующих%20уровень%20жизни%20населения%20Республики%20Тыва%20в%20январе-сентябре%202022%20г..pdf (дата обращения: 22.04.2024).
4. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат). Доклад, № 1.37.2РТ «Социально-экономическое положение Республики Тыва в 2023 году» [Электронный доступ] // Режим доступа – URL: https://24.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1.37.2-12_РТ(2).pdf (дата обращения: 22.04.2024).