Abstract: The article explores the main directions of development of the agro-industrial complex, problems and prospects of agriculture in the Vladimir region. It analyzes measures to support agricultural producers, investment opportunities, as well as the influence of federal programs on the development of agriculture in the region. The article is intended for agriculture specialists, researchers, as well as for anyone interested in agricultural policy issues and the development of agriculture in the Vladimir region.
Keywords: Government, agriculture, statistics, governmental support, Vladimir region
Владимирская область расположена в центре европейской части России и входит в число динамично развивающихся регионов Центрального федерального округа. Отличается выгодным географическим и экономико-транспортным положением, развитой инфраструктурой.
С учётом региональных особенностей одним из ключевых направлений экономического развития области является агропромышленный комплекс. Он представлен 362 сельскохозяйственными предприятиями различных организационно-правовых форм, более чем 700 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, свыше 223 тыс. семей, имеющих личные подсобные хозяйства. Пищевая и перерабатывающая промышленность насчитывает около 500 предприятий. Численность сельского населения составляет 21,8% от всего населения области или 289 тыс. человек. [1]
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль — сельское хозяйство — являются важными сферами экономики области, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
В целях развития АПК реализуется Государственная программа развития агропромышленного комплекса Владимирской области, которая определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования АПК региона.[4][5][6]
В рамках Программы на 2022 год определены следующие приоритетные направления развития АПК Владимирской области:
— производство молока;
— развитие специализированного мясного скотоводства;
— переработка молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию;
-развитие малых форм хозяйствования.
На период 2023 — 2025 годов приоритетными направления развития АПК Владимирской области определены:
— производство молока;
— переработка молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию;
— развитие малых форм хозяйствования.
Ключевыми ориентирами развития области в рамках Программы также являются:
— развитие экспорта продукции АПК;
— развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;
— развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с внедрением инноваций;
— развитие субъектов малого предпринимательства в АПК;
— развитие селекции и генетики;
— внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы. [2]
Целью данной статьи является анализ приоритетных направлений развития сельского хозяйства во Владимирской области, оценка эффективности реализации программ развития АПК.
Территория области – 29 084 км², наполовину покрыта лесами. Сельхозтоваропроизводителями используется 852,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых 558,9 тыс. га пашни.
Географическое положение региона, почвенно-климатические условия способствуют развитию 5 основных направлений сельского хозяйства, которые и являются приоритетными. Это молочное скотоводство, мясное животноводство, овощеводство открытого и закрытого грунта, картофелеводство и аквакультура.
За счет собственного производства Владимирская область обеспечивает потребности населения в молоке и куриных яйцах – более чем на 100%.[1]
Отраслевая структура валовой продукции сельскохозяйственного производства отражает особенности специализации каждой категории хозяйств. В сельскохозяйственных организациях хозяйствах преобладает продукция животноводства – 77,6%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения продукция растениеводства – 61,9% и 75,3% соответственно.
По итогам 2022 года объем производства продукции сельского хозяйства оставил 44,7 млрд. руб., индекс производства продукции – 101,2% к аналогичному периоду 2021 года.[2]
Растениеводство региона ориентировано на стабильное обеспечение животноводства кормами, производство зерновых культур, картофеля и овощей. Регион относится к Зоне так называемого Нечерноземья с низким уровнем плодородия.
В 2022 году в целом по области намолочено 216,4 тыс. тонн зерна в весе после доработки (121,2% к уровню 2021 г.), или 23,9 центнера с гектара (106,7%). Накопано 169,7 тыс. тонн картофеля (100,6%), с каждого убранного гектара получено 161 центнер (95,8%). Собрано 78,5 тыс. тонн овощей (101,4%), включая защищенный грунт, при урожайности 161 центнер с гектара (93,6%).[2]
Несмотря на то, что в настоящее время основными производителями зерна остаются сельскохозяйственные организации (на их долю приходится 95,0% всего валового сбора), а основными производителями картофеля и овощей – хозяйства населения (54,5% и 54,4% соответственно), крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – К(Ф)Х) показывают значительный рост производственных показателей. Так, в 2022 году, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами было намолочено 10,6 тыс. тонн зерна (199,8% к уровню 2021 г.), накопано 15,5 тыс. тонн картофеля (142,7%), собрано 18,7 тыс. тонн овощей (103,3%).[2]
Доля площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов в 2022 году составила 8,5% (при установленном целевом показателе 5,8%). Наглядным примером успешного внедрения элитного семеноводства является деятельность таких сельскохозяйственных предприятий, как
ООО «Окатово М», Вязниковского района, ООО «СуздальАгроПром» Камешковского района, ООО «Агросоюз» Собинского района, ООО «Ручейки Ополья» Юрьев-Польского района. Все эти предприятия в сложных экономических условиях сумели сохранить и развить работу по развитию элитного семеноводства, активно изыскивают пути дальнейшего внедрения элитных семян в производство.
В результате проведения мероприятий по введению в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий в 2022 году вовлечено в оборот более 8,5 тыс. га (103,7% от установленного целевого показателя).[3]
Достижение успехов в агропромышленном производстве невозможно без технической и технологической модернизации отрасли. Областной бюджет активно поддерживает это направление. Действует программа областного лизинга, которая позволяет поставлять сельхозтоваропроизводителям технику с удорожанием от 3 до 6% в год. По вышеуказанной программе в 2022 году приобретено 153 единицы техники. Всего в 2022 году, в финансовую аренду (лизинг) было приобретено 326 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования (+ 10 ед. к уровню 2021г.), на сумму 1930,01 млн. рублей, в том числе 64 ед. тракторов, 8 кормоуборочных комбайнов, 8 зерноуборочных комбайнов и прочая сельскохозяйственная техника в количестве 246 единиц.
Ведущей отраслью сельского хозяйства области является животноводство, основные мероприятия которого направлены на увеличение производства молока и мяса. На начало 2023 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 133,9 тыс. голов (на уровне 2022г.). За 2022 год хозяйствами всех категорий произведено 29,9 тыс. тонн мяса, 471,9 тыс. тонн молока, 592 млн. штук яиц.[3]
Одним из перспективных направлений повышения эффективности производства в животноводстве является строительство и реконструкция животноводческих ферм с использованием перспективных технологий содержания и кормления животных. В 2022 году в области завершено строительство и реконструировано шесть животноводческих помещений на 1,83 тыс. голов.
Продуктивность дойного стада в 2022 г. в сельскохозяйственных организациях повысилась на 8,4% по сравнению с 2021 г. и составила 8980 кг от 1 коровы. По итогам 2022 года Владимирская область заняла 2 место среди регионов ЦФО и 3 место среди всех регионов РФ по надою молока в расчете на 1 корову молочного стада, а наши ведущие предприятия: АО «Шихобалово» и ЗАО им. Ленина ежегодно входят в ТОП-100 крупнейших производителей молока России.
Прирост производства молока во многом обеспечивается за счет проводимой работы по увеличению племенного поголовья коров и их молочной продуктивности, оптимизации воспроизводства стада.[3]
Основой племенной базы региона являются 24 племенных хозяйств по разведению молочного крупного рогатого скота пяти пород: черно-пестрая, голштинская, швицкая, костромская и айрширская, из них 10 имеют статус племенных заводов и 14 — племенных репродукторов. Доля племенных коров в общественном молочном стаде в настоящее время составляет почти 60,0%.
В регионе уделяется особое внимание развитию малых форм хозяйствования (далее — МФХ). По состоянию на 01.01.2023 года фактически осуществляют свою деятельность порядка 305 фермеров и 18 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Основные направления деятельности крестьянских хозяйств — производство молока и мяса, овцеводство, рыбоводство, выращивание плодоовощных культур.[2]
Доля производства МФХ в общем объеме производства с/х продукции составляет 4,74%. В 2022 году МФХ произведено продукции на 2,12 млрд. рублей. Индекс производства продукции к прошлому году составил 107,9 %.
Традиционно, в общей структуре господдержки существенную долю занимают гранты на создание и развитие фермерских хозяйств и развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В целях обеспечения достижения целей, показателей и результатов регионального проекта «Акселерация малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2022 году предоставлена государственная поддержка 16 крестьянским (фермерским) хозяйствам на общую сумму 48 638,2 тыс. рублей. Предоставлены субсидии 5 сельскохозяйственным потребительским кооперативам на общую сумму 19 413,2 млн. рублей.[3]
Ключевая роль в поступательном развитии сельского хозяйства отводится мерам государственной поддержки. В 2022 году сельхозтоваропроизводителям области на развитие сельскохозяйственного производства в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области направлено 1 743,98 млн. руб., доля областного бюджета в общем объеме поддержки 58,5%.
В результате такой поддержки сельхозтоваропроизводители области сумели приумножить свой финансовый потенциал. По итогам 2022 года сельскохозяйственными организациями было получено 3,8 млрд. рублей чистой прибыли, что на 40,7% больше уровня 2021 года. Рентабельность сельскохозяйственного производства в 2022 году составила 16,8. Удельный вес прибыльных сельхозорганизаций в 2022 году увеличился на 3,0 процентных пункта по сравнению с 2021 годом и составил 77,6%. Положительная динамика финансового состояния сельскохозяйственных предприятий в целом позволила увеличить сумму уплачиваемых налогов, сборов и обязательных платежей на 8,8% (2,6 млрд. руб. в 2022 г.).
Пищевая и перерабатывающая промышленность Владимирской области является одной из самых важных и значимых отраслей промышленности региона, насчитывает около 500 промышленных предприятий и малых цехов.
Важно отметить, что доля пищевой промышленности в структуре обрабатывающих производств в области занимает более 33,8%.
Предприятиями пищевой промышленности в 2022 году отгружено товаров собственного производства, включая напитки на общую сумму 243,0 млрд. руб., что на 26,7% больше, чем в 2021 году. Индекс промышленного производства по всем организациям отрасли за 2022 год составил 107,4%.
Устойчивость отрасли обусловлена планомерной работой предприятий над качеством и безопасностью выпускаемой продукции, проведением модернизации и технического перевооружения производств.
Рост выработки свидетельствует о качестве и конкурентоспособности продукции Владимирских производителей. Работы по модернизации производства осуществляются в подавляющем большинстве пищевых организаций области.
В целях решения задачи по улучшению качества жизни на селе в области ежегодно реализуются мероприятия по развитию сельских территорий в рамках отдельной государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Владимирской области».
Только за последние 5 лет на развитие села направлены средства в размере более 860 млн. рублей.
Согласно данным, можно сделать вывод о том, что государственная программа реализовывается с высоким уровнем эффективности. Факторами, сдерживающими реализацию Госпрограммы, являются:
- технико-технологическое отставание сельского хозяйства области из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;
- зависимость АПК от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;
- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в АПК; - медленные темпы социального развития сельских территорий, слабое развитие альтернативных видов деятельности, недостаток квалифицированных кадров — результат низкой общественной оценки сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования;
На основании вышеизложенного можно отметить, что оказание государственной поддержки Владимирской области сельхозтоваропроизводителям прослеживается как в увеличении денежных дотаций, так и в росте отдельных показателей развития сельскохозяйственного производства. В настоящее время АПК Владимирской области имеет большой потенциал для привлечения инвестиций с определенной господдержкой и подборкой разнообразных инвестиционных площадок.
Библиографический список
1. Сайт Министерства сельского хозяйства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mcx.avo.ru/apk-vladimirskoj-oblasti12. Постановление администрации Владимирской области от 21 июня 2022 года № 414 «Приоритеты и цели государственной политики Владимирской области в сфере реализации государственный программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/406108186?marker
3. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Владимирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://33.rosstat.gov.ru/publication_collection/document/28213
4. Государственная аграрная политика: понятия и пути реализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-agrarnaya-politika-ponyatie-i-puti-realizatsii
5. Савельева М. И. Государственная аграрная политика в России // Все о мясе. 2019. № 3. С. 53. – DOI 10.21323/2071-2499-2019-3-53-60.
6. Минаков И. А. Современная аграрная политика: направления и результаты // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2021. № 1(64). С. 148-153.