Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.06.2024

Разработка маркетплейса для материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса

Development of a marketplace for material and technical support of the agricultural industrial complex

Фасхиев Равиль Фаилевич,
Нуруллин Эльмас Габбасович,

1. Аспирант Казанского ГАУ, ФГБОУ ВО Казанский ГАУ
2. доктор технических наук, Профессор

Faskhiev Ravil Failevich,
Nurullin Elmas Gabbasovich
1. Postgraduate student of Kazan State Agrarian University, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kazan State Agrarian University
2. Doctor of Technical Sciences, Professor
Аннотация: На сегодняшний день цифровые платформы для торговли, или маркетплейсы, представляют собой эффективный инструмент развития и обеспечения необходимыми ресурсами различных отраслей отечественной экономики, в том числе агропромышленного комплекса. Предприятия АПК, а также малые формы хозяйствования (МФХ), функционирующие в различных субъектах страны, не только осуществляют выпуск сельскохозяйственной продукции и реализуют её потребителям, но и испытывают собственную потребность в приобретении необходимых материально-технических ресурсов. В рамках данной статьи будет обоснована целесообразность разработки и внедрения специализированного маркетплейса для материально-технического обеспечения субъектов агропромышленного комплекса регионов страны.

Abstract: Today, digital trading platforms, or marketplaces, are an effective tool for the development and provision of necessary resources to various sectors of the domestic economy, including the agro-industrial complex. Agroindustrial complex enterprises, as well as small business forms (SMEs), operating in various regions of the country, not only produce agricultural products and sell them to consumers, but also experience their own need to acquire the necessary material and technical resources. Within the framework of this article, the feasibility of developing and implementing a specialized marketplace for the logistics of subjects of the agro-industrial complex of the country's regions will be substantiated.
Ключевые слова: цифровые торговые платформы, АПК, материально-техническое обеспечение, B2B, маркетплейсы, фермерские хозяйства, малые формы хозяйствования, цифровизация.

Keywords: digital trading platforms, agribusiness, logistics, B2B, marketplaces, farms, small businesses, digitalization.


Изучением особенностей цифровых торговых площадок, в том числе связанных с АПК занимались такие авторы, как: Ю.А. Романенко [4], И.Н Молодцов и Г.Д. Баторшина [2], Д.И. Хлебович [5], А.Н. Анищенко [1], Н.В. Орлова [3] и др.

Вопрос применения маркетплейсов в деятельности и материально-техническом обеспечении предприятий АПК и различных фермерских хозяйств в стране является актуальным по нескольким причинам:

— Цифровые торговые площадки способствуют обмену опытом между различными субъектами АПК, а также внедрению инновационных технологий в сельскохозяйственной отрасли;

— Благодаря маркетплейсам реализуется возможность доставки продукции, или необходимых ресурсов конечному потребителю, что минимизирует расходы, связанные с её хранением;

— Цифровые платформы для торговли позволяют существенно расширить возможности сельскохозяйственных организаций, не относящихся к крупным игрокам рынка, например фермерским хозяйствам, так как они могут увеличить свою целевую аудиторию, а также найти наиболее выгодных поставщиков для материального и технического оснащения своей деятельности, что приведет к минимизации затрат и росту прибыли;

— Маркетплейсы позволяют фермерам и предприятиям АПК минимизировать материальные и временные ресурсы, связанные с поиском покупателей для произведенного ими продукта, а также поставщиков необходимых ресурсов;

— Если говорить о социально-экономическом развитии отрасли сельского хозяйства в целом, то маркетплейсы способствуют появлению новых вакансий в области реализации и доставки агропромышленных товаров;

— Цифровые торговые площадки делают процесс приобретения и реализации продукции сельского хозяйства наиболее прозрачным и доступным для всех участников рынка;

— Маркетплейсы способствуют росту конкуренции между различными сельскохозяйственными производителями, что приводит к повышению качественных характеристик продукции и производимых материально-технических ресурсов для АПК [4].

При этом необходимо чтобы маркетплейсы, которые применяются предприятиями и МФХ агропромышленного комплекса соответствовали нескольким основным требованиям:

1) Создание необходимых условий для развития предприятий малых и средних форм хозяйствования, а также обеспечение для них доступа к закупке необходимых материально-технических ресурсов и сбыту собственной продукции;

 2) Цифровые торговые платформы должны обеспечивать своих пользователей достоверной и полной информацией о продукции, которая предлагается производителями в сфере АПК;

3) Маркетплейсы должны в определенной степени способствовать развитию инновационных технологий в сельскохозяйственной отрасли, а также обеспечивать их доступность для участников цифрового рынка;

 4) Цифровые торговые платформы обязаны соблюдать принцип, связанный с безопасностью производимых сделок, вести контроль качества предлагаемой продукции и следовать требованиям закона, защищающего потребительские права;

5) Маркетплейсы должны обеспечивать участников цифрового рынка информацией о качественных характеристиках продукции, а также способствовать внедрению наиболее экологичных методов сельскохозяйственного производства.

При этом несмотря на то, что в стране функционирует достаточно большое число цифровых торговых платформ, существует необходимость в разработке маркетплейса для агропромышленного комплекса, который бы способствовал решению нескольких ключевых проблем:

 — у малых форм хозяйствования нет собственных аналитических инструментов, предназначенных для прогноза спроса и установления оптимальных цен на продукцию;

— малые сельскохозяйственные производители, такие как фермерские хозяйства, вынуждены прибегать к услугам посредников, что ведет к росту цен на продукт;

— проблемы, связанные с существенным износом технических средств, применяемых в процессе сельскохозяйственного производства.

Площадки B2B, функционирующие в стране сегодня имеют определенные недостатки, которые особенно существенно для малых форм хозяйствования:

— субъекты сельскохозяйственной отрасли, относящиеся к МФХ зачастую, не могут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к крупным игрокам агропромышленного рынка;

— на функционирующих сегодня маркетплейсах малые формы хозяйствования не всегда могут приобрести нужные для деятельности материально-технические продукты;

— торговые площадки в основном ориентированы на крупные закупочные объемы, при этом средний чек зачастую выше, чем объем производства фермерского хозяйства за весь год;

— закупка продукции в больших объемах подразумевает прежде всего ориентацию на минимальный ценовой уровень, а не на качественные характеристики продукта;

В последние годы активно происходит цифровизация российской экономики, что в свою очередь повышает эффективность деятельности агропромышленного комплекса во всех регионах страны. При этом стратегия развития АПК в значительной степени связана с расширением возможностей цифровой торговли в данной отрасли.

Электронное торговое пространство способствует построению активного взаимодействия между несколькими ключевыми экономическими субъектами в регионах: поставщиками, инвесторами, финансовыми компаниями, органами власти и т.д. [3].

Следовательно, экономическая роль цифровых пространств для торговли существенно повышается, так они приобретают роль централизованных информационных источников не только для непосредственных участников электронного рынка – поставщиков, фермерских хозяйств, а также потребителей сельскохозяйственной продукции, но и для компаний государственного уровня.

Цифровое пространство для торговли на уровне регионов страны можно представить в виде схемы, отражающей взаимодействие всех субъектов электронного рынка (рисунок 1).

Рис. 1 Компоненты цифрового торгового пространства АПК в регионах

Маркетплейсы, как цифровые торговые площадки для агропромышленного комплекса уже успешно функционируют во многих странах, таких как Индия, Китай, Бразилия и др.

 Маркетплейс, созданный специально для агропромышленных предприятий и малых форм хозяйствования, позволит нивелировать такие недостатки, как:

– наличие большого числа посредников между поставщиком и покупателем продукции;

– невозможность получения прямого доступа к конечному потребителю продукции;

– отсутствие специализированной системы, направленной на прогноз уровня спроса на сельскохозяйственный продукт.

Благодаря цифровой площадке становится возможно получить необходимые данные статистического характера, для того чтобы проанализировать объёмы торговых операций по различным типам сельскохозяйственных продуктов в рамках определенного региона, число заказов на их перевозку и т.п.

 Эти информационные данные помогают понять текущую ситуацию, которая складывается в сфере сельского хозяйства, и на основании её анализа выработать необходимые государственные стратегии для развития сектора и всей агропромышленной отрасли.

На тактическом уровне для МФХ приобретает важность не только получение всей необходимой информации об уровне спроса и цен на производимый продукт, но и стоимость необходимых товаров для материально-технического оснащения производства у различных поставщиков. Это подразумевает наличие на цифровой платформе связанных с этим сервисов.     При этом необходима тщательная проработка интерфейса маркетплейса, который должен соответствовать следующим параметрам: быть доступным для мобильных устройств, интуитивно понятным для пользователей, подразумевать возможность самообслуживания по типу онлайн-маркетов. По мнению многих специалистов такие возможности сейчас активно развиваются, в частности в сфере адаптации интерфейса к персональным устройствам связи, таким как смартфоны [6].

Кроме того, маркетплейс должен иметь сервис для поиска и заказа необходимых материальных и технических средств для оснащения предприятий АПК и МФХ, выбора нескольких возможных способов их оплаты, возможность отслеживать весь путь доставки и т.д. Благодаря этому станет возможно восполнить текущие потребности сельскохозяйственных производителей и значительно упростить многие процессы, связанные с приобретением необходимой продукции.

Таким образом, создание и внедрение специализированных цифровых торговых платформ для АПК будет способствовать дальнейшему развитию сельскохозяйственного сектора в стране и её отдельных регионах.

 Благодаря разработке и внедрению специализированных маркетплейсов, агропромышленные предприятия и МФХ будут обеспечены доступом к необходимым для их деятельности материально-техническим ресурсам, а также смогут повысить качественные характеристики собственного товара, увеличить число покупателей и получить максимальную прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции.

Библиографический список

1. Анищенко А.Н. Цифровая экономика XXI века и АПК: взгляд с позиций развитых и развивающихся стран // Проблемы рыночной экономики. – 2019. – № 4. – c. 28–38.
2. Баторшина Г.Д., Молодцов И.Н. Коммуникации цифровых платформ, на примере маркетплейсов агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. - 2022. - №11 (138).
3. Орлова Н.В., Серова Е.В., Николаев Д.В. Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. / докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020. – 128 c.
4. Романенко, Ю.А. Тенденции развития российских маркетплейсов / Ю.А. Романенко // Будущее науки: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: Сборник научных статей Всероссийской молодежной научной конференции. В 3-х томах, Курск, 30 мая 2023 года / Отв. редактор А.А. Горохов. Том 1. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. - С. 243-246.
5. Хлебович, Д.И. Специализированный маркетплейс как перспективный формат электронной коммерции / Д.И. Хлебович, И.В. Кордина // Beneficium. - 2023. - № 1(46). -С. 51-59.
6. «Маркетплейс для фермера. Станут ли аграрные платформы незаменимым инструментом для сельхозпроизводителей?» // URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/38911-marketpleys-dlya-fermera-stanut-li-agrarnye-platformy-nezamenimym-instrumentom-dlya-fermerov/?ysclid=lw4vygwj5u716110502 (дата обращения 13.05.24)