Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.09.2024

Стратегический подход в развитии системы конкурентоспособности дошкольного образования на муниципальном уровне

Strategic approach in the development of the system of competitiveness of preschool education at the municipal level

Царенко Юлия Александровна,
Научный руководитель: Куликова Елена Сергеевна,

1. магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
2. доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Tsarenko Yulia Alexandrovna,
Kulikova Elena Sergeevna, scientific supervisor,
1. master's student of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg
2. Doctor of Economics, Professor of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg
Аннотация: В современных условиях снижение уровня рождаемости в Российской Федерации приводит к сокращению численности детей дошкольного возраста, что обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций (ДОУ) на муниципальном уровне. В статье рассматриваются стратегические подходы к развитию системы конкурентоспособности дошкольного образования, анализируются перспективы и предлагаются практические рекомендации. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры, формированию профессионального имиджа педагогов и повышению компетентности кадрового состава. Представлен краткий библиографический анализ мнений различных авторов по данной теме. Приведен анализ стратегических направлений развития конкурентоспособности ДОУ. Результаты исследования подчеркивают важность использования стратегического подхода для обеспечения устойчивого развития дошкольных образовательных организаций.

Abstract: In the current context, the decline in the birth rate in the Russian Federation leads to a reduction in the number of preschool-aged children, necessitating the enhancement of competitiveness among preschool educational organizations (PEOs) at the municipal level. This article examines strategic approaches to developing the system of competitiveness in preschool education, analyzes prospects, and offers practical recommendations. Special attention is paid to the development of infrastructure, the formation of professional image of educators, and the improvement of staff competence. A brief bibliographic analysis of various authors' opinions on this topic is presented. Table 1 provides an analysis of strategic directions for developing PEO competitiveness. The research results highlight the importance of using a strategic approach to ensure sustainable development of preschool educational organizations.
Ключевые слова: конкурентоспособность, дошкольное образование, стратегический подход, муниципальный уровень, развитие инфраструктуры, профессиональный имидж, компетентность педагогов.

Keywords: competitiveness, preschool education, strategic approach, municipal level, infrastructure development, professional image, educator competence.


Современная система дошкольного образования сталкивается с рядом вызовов, обусловленных демографическими и социально-экономическими изменениями. Одним из ключевых факторов является тенденция к снижению уровня рождаемости в Российской Федерации, что подтверждается статистическими данными Росстата. Сокращение численности детей дошкольного возраста ведет к уменьшению спроса на услуги дошкольных образовательных организаций (ДОУ), что обуславливает необходимость повышения их конкурентоспособности на муниципальном уровне. В условиях рыночной экономики и развития частного сектора в сфере образования, государственные и муниципальные ДОУ вынуждены конкурировать за воспитанников, предлагая качественные образовательные услуги и создавая привлекательные условия для развития детей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает приоритеты свободы выбора получения образования и формы обучения, а также недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования [2]. Это подчеркивает актуальность разработки стратегических подходов к повышению конкурентоспособности ДОУ. Исходя из классических экономических теорий А. Смита и Д. Рикардо, конкуренция рассматривается как борьба за выживание в условиях падения спроса и повышения качества услуг [4]. В контексте дошкольного образования это означает необходимость поиска перспектив развития, качественного планирования и реализации системы конкурентоспособности организации в современных реалиях.

Целью данной статьи является исследование стратегических подходов в развитии системы конкурентоспособности дошкольного образования на муниципальном уровне и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности ДОУ.

Методология исследования основывается на системном подходе, включающем анализ нормативно-правовой базы, изучение научной литературы, статистических данных и практического опыта функционирования ДОУ. В работе используются методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения информации.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации ДОУ к меняющимся условиям внешней среды и повышением качества образовательных услуг. Стратегический подход позволяет организациям не только реагировать на текущие изменения, но и предвидеть будущие тенденции, формируя долгосрочные планы развития.

Вопрос конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций широко рассматривается в современной научной литературе. Т.С. Болдырева и соавторы [1] отмечают, что повышение конкурентоспособности ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО связано с качеством предоставляемых услуг и удовлетворенностью родителей. Они подчеркивают необходимость внедрения инновационных методик и развития материально-технической базы. Н.Ф. Захарченя [4] исследует факторы, влияющие на конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг. Автор выделяет важность маркетинговых исследований и формирования позитивного имиджа организации. По ее мнению, активное взаимодействие с родителями и сообществом способствует укреплению позиций ДОУ. И.А. Меркулина [7], рассматривая маркетинговые исследования в проектах государственно-частного партнерства, указывает на значимость анализа спроса и предложения в сфере дошкольного образования. Она считает, что партнерство между государством и частными организациями может повысить качество и доступность услуг. М.Н. Гончарова и коллеги [3] проводят оценку развития рынка образовательных услуг в регионах Уральского федерального округа. Они отмечают, что конкуренция стимулирует ДОУ к совершенствованию и внедрению новых форм работы. Авторы подчеркивают необходимость стратегического планирования для адаптации к изменениям в демографической ситуации. Е.Н. Сигарева [8] акцентирует внимание на PR-деятельности по управлению репутацией ДОУ. Она утверждает, что эффективная коммуникация с общественностью и СМИ повышает узнаваемость и доверие к организации. М.А. Манасытова и Т.А. Макарова [5][6] рассматривают создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов педагогических направлений. Они утверждают, что подготовка высококвалифицированных кадров способствует общему повышению качества дошкольного образования. З.Г. Ушакова и Н.Э. Юнкова [9] обсуждают методы оценки качества дошкольного образования и его влияние на конкурентоспособность организаций. Они подчеркивают важность объективной оценки и мониторинга результатов деятельности ДОУ. И.В. Борзунов и соавторы [2], анализируя изменения ФГОС, отмечают, что государственное регулирование влияет на деятельность образовательных учреждений и их конкурентоспособность. Они рекомендуют ДОУ адаптироваться к новым стандартам и требованиям.

Таким образом, различные авторы сходятся во мнении о необходимости стратегического подхода в развитии конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций. Они подчеркивают важность качества услуг, профессионализма кадров, развития инфраструктуры и активного взаимодействия с родителями и сообществом.

Конкурентоспособность дошкольных образовательных организаций определяется рядом факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы:

  • Использование современных методик обучения, соответствие ФГОС ДО, индивидуальный подход к детям.
  • Высокий уровень компетентности, непрерывное повышение квалификации, мотивация к работе.
  • Наличие современного оборудования, комфортных условий для обучения и развития детей.
  • Позитивное восприятие ДОУ родителями и сообществом, узнаваемость бренда.

Внешние факторы:

  • Снижение уровня рождаемости влияет на количество потенциальных воспитанников.
  • Наличие частных ДОУ и альтернативных форм дошкольного образования.
  • Изменения в законодательстве, требования ФГОС ДО.
  • Финансирование из бюджетных и внебюджетных источников, платежеспособность населения.

Стратегический подход предполагает долгосрочное планирование и системное управление ресурсами организации для достижения поставленных целей. В контексте повышения конкурентоспособности ДОУ это означает разработку и реализацию стратегии, учитывающей особенности организации и внешней среды.

Основные этапы стратегического подхода:

  1. Сбор и анализ информации
  2. SWOT-анализ
  3. Постановка четких и измеримых целей по повышению конкурентоспособности, ориентированных на долгосрочную перспективу.
  4. Определение конкретных мероприятий и проектов, направленных на достижение целей.
  5. Внедрение запланированных мероприятий, управление ресурсами, мотивация персонала.
  6. Регулярная оценка эффективности реализованных мероприятий, корректировка стратегии при необходимости.

На основе анализа можно выделить следующие стратегические направления:

  1. Обновление материально-технической базы, создание современной развивающей среды, соответствующей ФГОС ДО и ФОП ДО. Это обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, их эмоциональное благополучие [1].
  2. Развитие внешнего облика, стиля и манеры общения, соответствия занимаемой должности. Командный подход и причастность каждого сотрудника создают положительный имидж организации [8].
  3. Непрерывное повышение педагогических знаний и умений, само- и взаимообразование. Компетентность педагогов обеспечивает качественную и эффективную деятельность персонала [5][6].
  4. Создание логотипа и слогана, отражающих уникальность и качество образовательных услуг. Это способствует узнаваемости и привлечению новых воспитанников [4].
  5. Использование современных здоровьесберегающих и развивающих технологий, компьютеризация, совершенствование развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
  6. Открытость ДОУ перед участниками образовательных отношений, организация совместных мероприятий, обратная связь.

Таблица 1

Стратегические направления развития конкурентоспособности ДОУ

Стратегическое направлениеМероприятияОжидаемые результаты
Развитие инфраструктуры—              Обновление оборудования и материалов

—              Создание комфортной и безопасной среды

—              Повышение качества образования

—              Удовлетворенность родителей и детей

Формирование профессионального имиджа—              Тренинги по развитию коммуникативных навыков

—              Корпоративный стиль и культура

—               Повышение доверия к педагогам
Улучшение репутации организации
Повышение компетентности кадров—              Курсы повышения квалификации

—              Семинары и мастерклассы

—              Самообразование

—               Рост профессионализма
Внедрение новых методик обучения
Брендирование ДОУ—              Разработка логотипа и слогана

—              Создание сайта и страниц в социальных сетях

—              Увеличение узнаваемости

—              Привлечение новых воспитанников

Внедрение инновационных технологий—              Использование ИКТ в образовательном процессе

—              Внедрение здоровьесберегающих технологий

—              Повышение эффективности обучения

—              Сохранение здоровья детей

Практические рекомендации:

  • Создание программ и услуг, отличающихся от конкурентов, учитывающих потребности детей и родителей [4].
  • Проведение маркетинговых исследований, рекламная деятельность, продвижение услуг ДОУ на муниципальном уровне [7].
  • Взаимодействие с другими образовательными учреждениями, участие в муниципальных и региональных проектах [3].
  • Регулярная оценка удовлетворенности родителей, анализ достижений воспитанников, корректировка программ обучения [9].

Проведенное исследование показало, что в условиях снижения рождаемости и усиления конкуренции на рынке образовательных услуг, стратегический подход является ключевым инструментом в развитии системы конкурентоспособности дошкольного образования на муниципальном уровне. На основе этого можно выделить следующие рекомендации:

  • Руководителям ДОУ рекомендуется разработать и внедрить стратегический план развития, учитывающий внутренние и внешние факторы конкурентоспособности.
  • Педагогическому коллективу следует активно участвовать в повышении квалификации, внедрении инноваций и формировании позитивного имиджа организации.
  • Органам муниципального управления образованием важно поддерживать ДОУ в реализации стратегических инициатив, обеспечивая необходимые ресурсы и условия для развития.
  • Родителям и сообществу предлагается активно участвовать в жизни ДОУ, предоставляя обратную связь и принимая участие в совместных проектах.

Использование стратегического подхода в развитии системы конкурентоспособности дошкольного образования на муниципальном уровне является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития и повышения качества образовательных услуг. Комбинация различных стратегических направлений, основанных на анализе внутренней и внешней среды, позволяет ДОУ эффективно адаптироваться к изменениям и удовлетворять потребности воспитанников и их родителей.

Библиографический список

1. Болдырева, Т. С. Повышение конкурентоспособности дошкольной образовательной организации в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Т. С. Болдырева, Д. М. Гоз, Л. Н. Воронова // Молодой ученый. – 2019. – № 23(261). – С. 334-336. – EDN QNZDXV.
2. Борзунов, И. В. Изменения ФГОС как часть государственного регулирования деятельностью учреждения высшего образования / И. В. Борзунов, В. В. Калицкая, Л. А. Степанова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-2. – С. 207-213. – DOI 10.17513/vaael.3156. – EDN AAYIEH.
3. Гончарова, М. Н. Оценка развития рынка образовательных услуг регионов Уральского федерального округа / М. Н. Гончарова, В. О. Дрей, А. Я. Шатрова // Российская экономика в условиях структурной трансформации : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 02 июня 2023 года / Под общей редакцией Д.Н. Ганченко, О.А. Цвиркун. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2023. – С. 21-25. – EDN VUNFYN.
4. Захарченя, Н. Ф. Конкурентоспособность дошкольной образовательной организации на рынке образовательных услуг / Н. Ф. Захарченя // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16, № 2. – С. 21-26. – DOI 10.21209/2658-7114-2021-16-2-21-26. – EDN TKHDSN.
5. Манасытова, М. А. Создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов заочного обучения по направлению 44.03.01 "педагогическое образование" (профиль: дошкольное образование) на основе кластерного подхода / М. А. Манасытова, Т. А. Макарова // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 4. – С. 129-132. – EDN YUSQNF.
6. Манасытова, М. А. Создание педагогических условий для повышения компетентности и конкурентоспособности студентов заочного обучения по направлению 44.03.01 "педагогическое образование" (профиль: дошкольное образование) на основе кластерного подхода / М. А. Манасытова, Т. А. Макарова // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 4. – С. 129-132. – EDN YUSQNF.
7. Меркулина, И. А. Маркетинговые исследования в проектах государственно-частного партнерства для учреждений дошкольного образования / И. А. Меркулина // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – № 8(34). – С. 89-101. – EDN YRAVRQ.
8. Сигарева, Е. Н. PR-деятельность по управлению репутацией дошкольной образовательной организации / Е. Н. Сигарева // Символ науки: международный научный журнал. – 2024. – № 1-1. – С. 183-186. – EDN LOABYY.
9. Ушакова, З. Г. Качество дошкольного образования и его оценка / З. Г. Ушакова, Н. Э. Юнкова // Туныктышо. Учитель. – 2020. – № 3. – С. 53-56. – EDN VCDILH.