Индекс УДК 338.27
Дата публикации: 12.08.2016

Эффективное управление городом посредством социально-экономического развития

Effective management of the city by social and economic development

Плодовская Виктория Геннадьевна
Волгоградский государственный университет, г.Волгоград
Plodovskaya Viktoriya Gennadevna
Volgograd State University, Volgograd
Аннотация: Представлена необходимость управления развитием муниципальных образований посредством повышения результативности социально-экономических индикаторов. Выделены основные вопросы местного значения, а так же направления социально-экономического развития городов. Проанализированы прогнозные и фактические показатели социально-экономического развития Волгограда за два года. Предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности управления городом.

Abstract: Need of management of development of municipalities by means of increase of productivity of social and economic indicators is provided. The main questions of local value, and also the directions of social and economic development of the cities are allocated. Forecast and actual indicators of social and economic development of Volgograd in two years are analysed. The actions directed to increase of effective management of the city are offered.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, муниципальное управление, развитие Волгограда, показатели развития

Keywords: socio-economic development, municipal management, development of Volgograd, indicators of development


Публикация подготовлена в рамках поддержанного  РГНФ научного проекта №16-12-34014.

Эффективная экономическая и социальная деятельность муниципальных образований в совокупности дает возможность успешного функционирования муниципалитета, региона, страны в целом.
Среди муниципальных образований следует выделить города и городские округа, которые зачастую являются крупными производственными центрами, сосредотачивающими в себе большое количество различных ресурсов, в том числе трудовых. Именно поэтому такое большое значение имеет результативное и  эффективное управление городом, которое, в свою очередь, должно выстраиваться на основании наиболее актуальных вопросов территориального управления.
Spectacle.L25736
Рисунок 1. Вопросы местного значения на примере городского округа
Источник: составлено автором по [1].

Законодательством Российской Федерации выделены вопросы местного значения, решение которых отнесено именно к компетенции городского управления.
В эффективном управлении городами особую роль играет комплексное социально-экономическое развитие, представляющее собой направленную деятельность органов местного самоуправления в социальной и экономической областях в целях повышения качества функционирования муниципального образования по сравнению с предыдущим уровнем развития [5, с. 70].

Рисунок 2. Направления социально-экономического развития Волгограда
Источник: Составлено автором по [4].

Социально-экономическое развитие городов является актуальным в связи с особой значимостью данной деятельности. Социальная сфера и экономика взаимосвязаны между собой, т. к. экономическое развитие влечет за собой социальное, в то же самое время — ухудшение социальных условий приводит к упадку города, оттоку населения в более благоустроенные территории.
На рисунке 2 представлены основные направления социально-экономического развития Волгограда в рамках управления городом в целом.
Социально-экономический рост включает в себя развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы, что отражено в Прогнозах социально-экономического развития Волгограда на плановый период и Итогах социально-экономического развития Волгограда на соответствующие года. Указанные нормативные документы являются совокупностью направлений деятельности управления и планов мероприятий, а так же отчетами об эффективности их реализации.
Прогнозы и планы социально-экономического развития города-героя Волгограда включают в себя такие направления совершенствования как [3]:
1.    Развитие промышленного комплекса и основных видов деятельности  (инвестиционная деятельность и строительство; жилищная политика; экология; потребительский рынок;     поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства; финансовые ресурсы и налоговая политика; управление муниципальным имущественным комплексом и земельными ресурсами);
2.    Повышение качества жизни населения (демографические тенденции и рынок труда; доходы и расходы населения; развитие жилищно-коммунального хозяйства и городского хозяйства; обеспечение потребности в образовании и услугами культуры; развитие физической культуры и спорта и молодежной политики);
3.    Социальная поддержка населения;
4.    Обеспечение безопасности населения.
Каждое направление представлено абсолютными и относительными показателями развития.
Управленческую деятельность муниципалитетов в области экономического и социального развития обеспечивают органы местного самоуправления, образующие систему управления социально-экономическим развитием города. Указанная система имеет общий вид, закрепленный всего Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако она может несколько варьироваться и изменяться в соответствии с местным законодательством. В Волгограде большая часть полномочий в области социально-экономического развития отнесена к ведению администрации города Волгограда [2], представленной структурным подразделением — департаментом экономического развития.
Департамент экономического развития администрации Волгограда, в т. ч., ответственен за составление Прогнозов социально-экономического развития и формирование Итогов социально-экономического развития города. На основании изучения указанных документов можно оценивать результативность достижения по итогам года плановых показателей развития города.
Основные прогнозируемые и итоговые показатели развития города представлены в таблице 1.
Таблица 1

Основные показатели социально-экономического развития Волгограда за 2014-2015 года

Оценивая данные результатов социально-экономического развития города, можно наблюдать несколько неоднозначную динамику — в целом наблюдается положительная динамика, отчетные показатели в целом превышают запланированные: производство промышленной продукции, индекс промышленного производства, обрабатывающие производства, инвестиции, объем строительства и др. Не достигают запланированных величин показатели, характеризующие объем услуг, оказанных населению. В общем случае и абсолютные показатели, и относительные показатели достигают или незначительно отстают от показателей прогноза развития.
Таким образом, имеющаяся тенденция может свидетельствовать, в т. ч., о эффективной работе в области анализа информации, ее оценки, дальнейшего прогнозирования и планирования, а так же принятия и последующей реализации управленческих решений органами муниципального управления.
Кроме того, к показателям социально-экономического развития Волгограда относятся уровень безработицы, реальные денежные и располагаемые денежные доходы населения, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов в воды и т. д. Данные показатели имеют не столь положительную динамику — увеличивается уровень безработицы, сокращаются реальные денежные доходы населения, несмотря на безусловное увеличение денежных доходов населения города как абсолютного показателя [5]. В 2015 году наблюдается резкое снижение объема вредных выбросов в атмосферу и воды [5], однако это связывается не с внедрением каких-либо новых технологий очистки, а с закрытием, в т. ч., предприятия «Химпром». Имеющаяся динамика и разрыв относительных и абсолютных показателей могут указывать на недостаточную эффективность реализуемых мероприятий.
В качестве направлений совершенствования существующего управления в данной области можно предложить дальнейшее развитие социально-экономической системы в направлении комплексного развития.
Таким образом, социально-экономическое развитие является необходимой частью эффективного управления городом. Достижимость социально-экономических показателей напрямую отражает результативность решения вопросов местного значения. В социально-экономической области наблюдается неоднозначная тенденция показателей, однако в целом итоговые результаты достигают плановых показателей, что говорит в целом о положительной динамике развития.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Устав города-героя Волгограда (принят постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362) (ред. от 15.12.2015) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Волгоградской городской Думы. — Режим доступа: http://www.volgsovet.ru/d/Act/CharterCity#03. (дата обращения: 11.05.2016).
3. Прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов [Электронный ресурс] / Официальный сайт администрации г. Волгограда. — Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Economics/Economics.aspx?year= 2014. (дата обращения: 11.05.2016).
4. Воронин А. Г. Основы управления муниципальным хозяйством: учебное пособие / Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Учебник для вузов под ред. А.Г. Воронина. — М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2007. — 138 с.
5. Итоги социально-экономического развития Волгограда за 2014-2015 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт администрации г. Волгограда. — Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Economics/ Results.aspx#01. (дата обращения: 14.05.2016).