Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.10.2024

Направления совершенствования государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Архангельской области

Directions for improving state regulation of small business development in the field of housing and communal services in the Arkhangelsk region

Воронина Людмила Васильевна,
Скачков Василий Фёдорович,

1. доцент кафедры государственного и муниципального управления высшей школы экономики, управления и права САФУ имени М. В. Ломоносова, кандидат экономических наук, Северный арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск
2. магистрант САФУ, 3 курс

Voronina Lyudmila Vasilyevna,
Skachkov Vasily Fedorovich ,

1. Associate Professor of the Department of Public and Municipal Administration of the Higher School of Economics, Management and Law of the M. V. Lomonosov NArFU, Candidate of Economic Sciences, M.V. Lomonosov Northern Arctic Federal University, Arkhangelsk
2. 3rd year undergraduate at SAFU
Аннотация: Цель исследования заключается в выявлении направлений совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области. В статье проведен обзор нормативных документов, регламентирующих стратегии развития малого предпринимательства и сферы жилищно-коммунального хозяйства на государственном уровне. На основании анализа данных официальной статистики выявлены проблемы малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области. В заключении предложены варианты преодоления проблем малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и совершенствования взаимодействия между представителями органов власти и малым бизнесом.

Abstract: The purpose of the study is to identify areas for improving the state regulation of small business in the field of housing and communal services in the Arkhangelsk region. The article provides an overview of regulatory documents regulating strategies for the development of small businesses and housing and communal services at the state level. Based on the analysis of official statistics, the problems of small business in the field of housing and communal services of the Arkhangelsk region have been identified. In conclusion, options for overcoming the problems of small business in the field of housing and communal services and improving interaction between government representatives and small businesses are proposed.
Ключевые слова: алое предпринимательство, жилищно-коммунальное хозяйство, государственное регулирование, целевые программы, меры поддержки.

Keywords: small business, housing and communal services, government regulation, targeted programs, support measures.


Введение. Государственное регулирование развития малого предпринимательства предполагает создание нормативно-правовых условий для эффективной коммерческой, производственной, социальной деятельности, обеспечивающей решение актуальных задач общества, рост доходов и благополучия населения. Поддержка предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства заключается в выявлении и использовании возможностей для ведения предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, выполнением работ и участием в реализации инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках целевых программ.

Проведенный анализ нормативной базы выявил отсутствие целевой программы поддержки предпринимательства в Архангельской области. В то же время в регионе реализуется ряд целевых программ, направленных на развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, расселение ветхого и аварийного жилья, стимулирования жилищного строительства, как многоквартирного, так и индивидуального, модернизацию инженерных систем, благоустройство территории, внедрение энергоэффективных технологий, систем учета, современных способов расчета с потребителями жилищно-коммунальных услуг. Реализуемые целевые программы развития сферы ЖКХ содержат возможности участия предпринимателей, занимающихся производством строительных работ и оказанием услуг по техническому ремонту и обслуживанию зданий. Но из-за низкого уровня информированности предпринимателей, устойчивого мнения о сложности работы с органами государственной власти, предприниматели не проявляют активности и заинтересованности в реализации мероприятий целевых программ.

Цель исследования заключается в определении направлений совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании результатов анализа состояния малого предпринимательства и реализуемых мер государственной поддержки.

Объект и методы исследования

Объектом исследования выступает система государственного регулирования развития малого предпринимательства, включающая нормативную базу, целевые программы, меры поддержки. Предмет исследования – особенности и возможности развития малого предпринимательства, работающего в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Методы исследования: анализ научной литературы и нормативной базы, систематизация и анализ статистических данных.

Экспериментальная часть

Общие направления государственного регулирования развития малого предпринимательства в России определены в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [1]. Данный нормативный документ носит межотраслевой характер и формирует основу для разработки государственных целевых программ, направленных на развитие малого бизнеса.

Основными стратегическими направлениями государственного регулирования малого предпринимательства являются [1]:

  • интеграция функций поддержки малого бизнеса за счет создания государственного института – акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», нацеленного на комплексную работу с предпринимателями, предоставление консультационных, информационно-правовых, кредитно-финансовых услуг;
  • стимулирование спроса на продукцию и услуги малых предприятий путем развития конкуренции на локальных рынках, поддержки социального предпринимательства, расширения доступа малых предприятий к системе государственных и муниципальных закупок, развитие торговли и потребительских рынков, стимулирование повышения качества предложений малых предприятий за счет материально-технической модернизации, повышения производительности труда;
  • поддержка инновационных малых предприятий, создание условий для кооперации малых, средних и крупных предприятий;
  • поддержка и развитие экспортной деятельности малых предприятий, содействие освоению новых рынков сбыта, защите интересов российских производителей и поставщиков на международных рынках;
  • поддержка технологического развития и импортозамещения;
  • повышение доступности финансовых ресурсов, различных форм кредитования и источников инвестирования для малого бизнеса, в том числе, долгосрочного финансирования;
  • распространение и развитие новых форм финансирования деятельности малых предприятий, таких, как факторинг (выдача денежных средств под уступку финансовых требований поставщика покупателю), лизинг (аренда недвижимого и движимого имущества с правом выкупа), субсидирование затрат на инновационные разработки и т.д.;
  • развитие национальной гарантийной системы малого предпринимательства, обеспечивающей более выгодные условия привлечения финансовых ресурсов от банковских и кредитных организаций,
  • совершенствование налоговой политики для малых предприятий;
  • повышение качества и эффективности государственного регулирования предпринимательство деятельности, включающее упрощение административных процедур, регламентацию контрольных мероприятий, использование цифрового документооборота, системы многофункциональных центров «Мой Бизнес»;
  • развитие рынка труда и легализация работников малых предприятий;
  • упрощение процедур доступа малых предприятий к объектам инженерной инфраструктуры, использованию движимого и недвижимого имущества;
  • создание единой информационно-сервисной системы для малых предприятий.

Обозначенные направления государственного регулирования универсальны для всех сфер деятельности, в том числе, для жилищно-коммунального хозяйства. Специфика развития сферы жилищно-коммунального хозяйства определена «Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года». В данном документе установлено, что государственное регулирование данных сфер должно обеспечивать формирование комфортной и безопасной среды проживания и создавать условия для цифровой трансформации, способствующей повышению качества, конкурентоспособности, энергоэффективности жилья и коммунального хозяйства [2].

Основными направлениями государственного регулирования развития сферы ЖКХ являются [2]:

  • совершенствование тарифной политики, учитывающей объективные социально-экономические условия и технические факторы, влияющие на функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства;
  • содействие внедрению энергосберегающих технологий и систем контроля потерь энергоресурсов при поставке потребителям;
  • содействие проведению комплексной материально-технической и технологической модернизации инженерных систем коммунального хозяйства;
  • повышение производительности труда в сфере жилищно-коммунального хозяйства в результате развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников отрасли, в том числе, руководителей;
  • совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами, создание и развитие инфраструктуры для комплексного сбора, сортировки, переработки и утилизации отходов;
  • содействие цифровой трансформации и автоматизации отрасли: системы учета поставляемых энергоресурсов и услуг, контроля качества услуг, расчетов с потребителями и т.д.

Меры государственного регулирования малого предпринимательства, работающего в сфере ЖКХ, находятся на пересечении направлений развития малого бизнеса и жилищно-коммунального хозяйства (рисунок 1).

Рисунок 1 – Основные направления государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ [1,2]

Многочисленные меры поддержки можно систематизировать по трем направлениям: нормативное регулирование, финансовое регулирование и административно-управленческое регулирование

В нормативном регулировании консолидирована действующая нормативная база, включающая федеральные законы и Кодексы, в частности, Налоговый кодекс, Жилищный кодекс, определяющие требования к ведению малого бизнеса и функционированию предприятий сферы ЖКХ. К направлению нормативного регулирования относятся стратегии и целевые программы развития малого предпринимательства, в том числе, в сфере ЖКХ и стандарты, устанавливаемые в отношении услуг ЖКХ, а также методология оценки качества услуг и эффективности деятельности малого бизнеса.

Финансовое регулирование включает налоговые льготы, особые системы налогообложения для малого бизнеса и социально значимого бизнеса, в частности, работающего в сфере ЖКХ, возможности участвовать в государственных закупках, привлекать различные формы софинансирования деятельности. В.А. Зимин считает, что участие органов государственной власти в реализации инвестиционной политики способствует более оперативному и качественному решению актуальных проблем сферы ЖКХ [3]. Несмотря на важность финансовой поддержки малого предпринимательства, объем предоставленных малому бизнесу кредитов в 2023 году снизился относительно 2022 года на 12,1%, что вызвано комплексом причин, среди которых отсутствие залога по кредиту у предпринимателей, высокие процентные ставки, общая нестабильность препятствующая получению гарантированного дохода от использования заемных средств [4, с. 223].

Альтернативой банковским кредитам в качестве меры финансовой поддержки малого предпринимательства в сфере ЖКХ может стать социальный контракт, направленный на финансирование деятельности, имеющей высокую значимость для общества, вне зависимости от уровня доходности [5].

Третье направление государственного регулирования малого бизнеса в сфере ЖКХ направлено на преодоление административных барьеров, повышение производительности труда, развитие управленческих компетенций руководителей малых предприятий, а также внедрение средств автоматизации и современных информационно-цифровых ресурсов, позволяющих повышать качество и эффективность работы предприятий. Цифровая трансформация малых предприятий в сфере ЖКХ способна стать конкурентным преимуществом, что положительно отразиться на производственных и финансовых показателях организаций [6].

В рамках эмпирического исследования проведен анализ статистических показателей, характеризующих состояние малого бизнеса, работающего в сфере ЖКХ Архангельской области. Выявлено, что доля малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ, составляет менее 1% от общего числа малых предприятий региона, причем, на протяжении периода с 2019 по 2023 годы этот показатель существенно не меняется (таблица 1).

Таблица 1

Динамика численности индивидуальных предпринимателей Архангельской области за 2019-2023 гг., человек [7]

Показатель20192020202120222023
Численность индивидуальных предпринимателей, всего1400016792197181946123196
Численность предпринимателей, работающих в сфере ЖКХ3849576667
В том числе, в сферах:

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование.

1617181818
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов2232394849
Доля малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ, от общего количества малых предприятий, %0,270,290,290,340,29

Наиболее популярной сферой деятельности у предпринимателей в системе ЖКХ является водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов. В этой сфере работает 49 малых предприятий из 67. Привлекательность данной сферы деятельность обусловлена возможностью быстрого и регулярного получения доходов от потребителей услуг при относительно низких материальных и финансовых затратах. Для деятельности в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром необходима более сложная и технологичная материальная база, создание и обслуживание которой требует значительных затрат.

Одна из социально значимых функций малого предпринимательства заключается в создании новых рабочих мест. Важно, чтобы рабочие места были не только созданы, но и заняты работниками. В таблице 2 приведены данные, характеризующие динамику среднесписочной численности малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ, за период с 2019 по 2023 годы. В данном анализе учитывались как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, имеющие статус малого предприятия.

Таблица 2

Динамика среднесписочной численности малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ за 2019-2023 гг., чел. [7]

Показатель20192020202120222023Изменение 2023 / 2019, в %
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование, чел.12311248115811161205-2,11
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, чел.5205544805315383,46
Общая численность сотрудников, чел.17511802163816471743-0,46

Общая численность сотрудников малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ, за рассматриваемый период снизилась на 0,46% и по итогам 2023 года составила 1743 человека. В сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром в 2023 году работало 1205 сотрудников, а в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов 538 человек.

Приведенные статистические данные свидетельствуют об отсутствии увеличения числа работников в малых предприятиях, работающих в сфере ЖКХ. Возможно, это связано с низкой привлекательностью предложений компаний сферы ЖКХ как работодателя. Для подтверждения предположения проанализируем данные, характеризующие уровень номинальной начисленной среднегодовой заработной платы на предприятиях сферы ЖКХ (таблица 3). По итогам 2023 года предприятия, работающие в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, в среднем начисляют сотрудникам 73,4 тыс. рублей, что незначительно ниже среднегодовой оплаты труда по области (75,4 тыс. рублей).

Таблица 3

Динамика среднегодовой заработной платы на предприятиях сферы ЖКХ Архангельской области за 2019-2023 гг., руб.

Показатель20192020202120222023Изменение 2023 / 2019, в %
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование, руб.50837,95416358337,265616,273357,444,30
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, руб.37743,239137,242454,246433,652370,238,75
Среднегодовая заработная плата по предприятиям сферы ЖКХ, руб.44290,5546650,150395,756024,962863,841,94
Средняя заработная плата по Архангельской области, руб.51743,355036,259962,167492,775460,545,84

Сотрудники предприятий, работающих в сфере водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации отходов, в 2023 году получали в среднем 52,3 тыс. рублей, что на 30,6% ниже среднего показателя по области.

За рассматриваемый период среднегодовая номинальная начисленная заработная плата по предприятиям сферы ЖКХ увеличилась на 41,9%, причем, по предприятиям, занимающимся обеспечением электрической энергией, газом и паром, прирост составил 44,3%, а по предприятиям в сфере водоснабжения, водоотведения, сбора и утилизации отходов – только 38,7%.

Для сравнения, средняя заработная плата по Архангельской области за тот же период возросла на 45,8%. Стоит учесть, что приведенные данные характеризуют сферу экономической деятельности, но не учитывают масштабы предприятий. Малые предприятия зачастую ограничены в возможностях дополнительно стимулировать трудовую деятельность сотрудника, поэтому уровень оплаты труда в малых предприятиях ниже, чем в среднем и крупном бизнесе [8].

На основании приведенных статистических данных можно сказать, что уровень оплаты труда на предприятиях сферы ЖКХ неравномерен и ниже, чем средний уровень оплаты труда по Архангельской области. Недостаток профессиональных кадров не позволяет малым предприятиям обеспечивать высокую эффективность и качество работ в сфере ЖКХ, что негативно отражается на финансовых и организационных показателях малых предприятий. В таблице 4 представлены данные, характеризующие доходы малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ Архангельской области [7].

Таблица 4

Динамика годового оборота малых предприятиях сферы ЖКХ Архангельской области за 2019-2023 гг., млн. руб. [7]

Показатель20192020202120222023Изменение 2023 / 2019, в %
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование, млн. руб.1978,812211,482206,882941,312968,4450,01
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, млн. руб.1321,051268,531472,471012,681245,48-5,72
Итого, млн. руб.3299,863480,013679,363953,994213,9227,70

За период с 2019 по 2023 год на 50,01% увеличились обороты малых предприятий, работающих в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром. Обороты малых предприятий, работающих в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, снизились на 5,72%, причем, если в 2023 году обороты малых предприятий составляли 1245,48 млн. рублей, годом ранее этот показатель был на 18,7% меньше и составлял 1012,68 млн. рублей. В среднем по отрасли оборот малых предприятий за рассматриваемый период увеличился на 27,70%, что обусловлено в первую очередь повышением затрат и ростом тарифов на услуги ЖКХ.

Проведенный анализ статистических данных показал, что предприятия малого бизнеса, работающие в сфере ЖКХ, занимают незначительную долю от общего числа всех малых предприятий Архангельской области. На фоне увеличения общего числа малых предприятий, работающих в сфере ЖКХ Архангельской области в период с 2019 по 2023 годы, наблюдается снижение численности сотрудников, а также оборотов по такому направлению деятельности, как водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов. Это свидетельствует о неэффективном использовании возможностей малых предприятий для развития сферы ЖКХ Архангельской области и необходимости совершенствования государственного регулирования малого бизнеса в данной сфере.

Результаты.

На основании анализа статистических показателей, характеризующих состояние малого бизнеса, работающего в сфере ЖКХ Архангельской области, и нормативных документов стратегического развития малого предпринимательства и сферы ЖКХ разработаны предложения, направленные на развитие государственного регулирования малого бизнеса в сфере ЖКХ региона.

В первую очередь стоит отметить материальные проблемы малых предприятий, связанные с отсутствием или недостаточным объемом основных фондов (зданий, сооружений, транспортных средств, специализированной техники), необходимой для качественной деятельности в сфере ЖКХ. Передача в пользование малым предприятиям действующих объектом инженерной инфраструктуры не решает проблему, так как данные объекты зачастую нуждаются в комплексной модернизации или полной замене, а для этого у представителей малого бизнеса нет финансовых ресурсов. Поэтому необходимо совершенствовать механизм передачи в использование объектов инженерной инфраструктуры и основных фондов малому бизнесу, развивать систему лизинга основных фондов с привлечением государственной поддержки.

Вторая проблема малого бизнеса в сфере ЖКХ связана с финансовыми ограничениями. Как было показано при анализе статистических данных, сфера ЖКХ не является высокодоходной, поэтому предпринимателям необходимо привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, заемные средства финансовых организаций. Это увеличивает расходы малых предприятий и создает угрозу финансовой устойчивости. Проблема усугубляется низким уровнем доходов населения и организаций – потребителей услуг сферы ЖКХ из-за чего увеличивается объем задолженности перед поставщиками ресурсов или услуг. Для малого предприятия дебиторская задолженность потребителей может стать критической, так как не обеспечит текущие расходы на поддержание деятельности. Решение данной проблемы связано с совершенствованием мер финансовой поддержки малого бизнеса, работающего в сфере ЖКХ, в том числе, за счет целевого финансирования инфраструктурных проектов, разрабатываемых и реализуемых с участием представителей малого бизнеса.

Третья проблема малого бизнеса в сфере ЖКХ не является уникальной именно для данной сферы, а носит общий характер. Эта проблема связана с кадровым дефицитом. На рынке труда наблюдается острая нехватка свободных трудовых ресурсов, обладающих необходимыми профессиональными навыками для работы. С другой стороны малые предприятия не обладают высокой конкурентоспособностью как работодатели, так как не могут предложить высокую оплату труда, дополнительные способы материальной и нематериальной мотивации.  А работа в сфере ЖКХ требует не только профессиональных знаний и опыта, но и высокого уровня личной ответственности, умения самостоятельно находить решения сложных производственных задач. Преодоление данной проблемы заключается в разработке и реализации программ целевой подготовки и переподготовки профессиональных кадров для сферы ЖКХ, в том числе, для малого бизнеса, организации оплачиваемых из регионального бюджета стажировок на малых предприятиях сферы ЖКХ.

Следующая проблема малого бизнеса в сфере ЖКХ связана с низкой информированностью предпринимателей и собственников малого бизнеса о возможностях участвовать в государственных и целевых программах, получать поддержку на реализацию социально-значимых и инфраструктурах проектов. Многие предприниматели воспринимают взаимодействие с органами власти как сложное и неэффективное, связанное с большим количеством документов, согласований, проверок. При этом от коммерческих организаций и частных лиц оплата услуг зачастую проходит быстрее, чем по государственным и муниципальным контрактам. А так как предприниматели ориентированы в первую очередь на получение прибыли, для них более привлекательным является работа с частными лицами и коммерческими организациями. Для преодоления данной проблемы необходимо органам власти инициировать взаимодействие с представителями малого бизнеса, вовлекать в совместное обсуждение и решение актуальных задач в сфере ЖКХ.

Таким образом, направления совершенствования государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере ЖКХ Архангельской области базируются на актуальных задачах и проблемах малого бизнеса и способах их решения.

Заключение

В результате анализа документов стратегического развития основными направлениями государственного регулирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ являются: нормативное, финансовое и административно-управленческое регулирование.

Анализ статистических данных, характеризующих состояние малого бизнеса, работающего в сфере ЖКХ Архангельской области, выявил низкую привлекательность данной сферы для предпринимателей, а также ограничения материального, финансового характера, нехватку трудовых ресурсов, низкий уровень информированности представителей малого бизнеса о возможностях участия в государственных и региональных целевых программах развития.

В качестве направлений совершенствования государственного регулирования развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Архангельской области предлагается:

  • совершенствовать механизм передачи в использование объектов инженерной инфраструктуры и основных фондов малому бизнесу, развивать систему лизинга основных фондов с привлечением государственной поддержки;
  • повышать доступность и эффективность мер финансовой поддержки малого бизнеса, работающего в сфере ЖКХ, за счет целевого финансирования инфраструктурных проектов, разрабатываемых и реализуемых с участием представителей малого бизнеса;
  • разрабатывать и реализовывать программы целевой подготовки и переподготовки профессиональных кадров для малого бизнеса, работающего в сфере ЖКХ, организации оплачиваемых из регионального бюджета стажировок на малых предприятиях сферы ЖКХ;
  • совершенствовать информационную политику органов власти, направленную на вовлечение представителей малого бизнеса в совместное обсуждение и решение актуальных проблем в сфере ЖКХ, разработку и реализацию целевых программ, проектов, отдельных мероприятий.

Выбранные направления развития государственного регулирования малого бизнеса в сфере ЖКХ соответствуют положениям стратегии развития и целевым программам, направленным как на поддержку малого бизнеса, так и на решение актуальных задач жилищно-коммунальной отрасли.

Библиографический список

1 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016, № 1083-р. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf, (дата обращения : 15.10.2024).
2 Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022, № 1083-р. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf, (дата обращения : 15.10.2024)
3 Зимин В.А. Деятельность органов государственной власти региона по привлечению частных инвестиций в ЖКХ // Russian Economic Bulletin – 2022. – Т.5. – №1.– С. 306-313.
4 Парчинская, М.Е. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства в России / М.Е. Парчинская // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – №12 /1 (106). – С. 222-225
5 Зимовец А.В., Ханина А.В., Кошман В.А., Сорокина Ю.В. Социальный контракт как мера поддержки малого инновационно-ориентированного предпринимательства: сущность и анализ эффективности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Т.13. – С. 1451-1468
6 Жигало Е.А., Трошина Д.И. Влияние цифровой трансформации на развитие конкурентных преимуществ субъектов малого и среднего предпринимательства //Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД. – 2022. – № 1. – С. 11-20.
7 Малое и среднее предпринимательство Архангельской области. Управление Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. – Режим доступа: https://29.rosstat.gov.ru/small_and_medium_enterprises11 (дата обращения 15.10.2024).
8 Сергеева К.И. Мироненко К.А. Развитие малого и среднего бизнеса в Архангельской области // Арктика и Север. – 2022. – №48. – С. 44-56.