Abstract: The priority directions of reforming and transition to the crisis sustainable development model of tourist and recreational destination are identified. The influence of destination life cycle stages over its crisis-sustainable development is revealed. Based on the world experience, the tactical and strategic purposes of crisis sustainable development of tourist and recreational destination are defined
Keywords: model, life cycle, crisis sustainable development, tourist and recreational destination
Введение. Последствия затяжного мирового финансового кризиса актуализируют вопрос о перспективах развития рекреации в отдельных регионах. Так как путешествия – далеко не первая потребность человека, значит, и отказаться от них не так уж сложно. В первую очередь, кризис наносит удар по среднему классу, ведь именно он всегда составлял основную прослойку активно путешествующих. Мировой опыт показывает, что кризисы влияют на территориальную структуру экономики, усиливая более конкурентоспособные регионы и ослабляя позиции неконкурентоспособных.
Теоретические основы понимания роли кризисов в экономике, причин их возникновения и методы их прогнозирования рассматривались в трудах: Р. Акоффа, И. Ансоффа, Д. Белла, Л.Л. Богданова, Д. Кемпбел, А. Кляйнкнехта, Н.Д. Кондратьева, В.В. Леонтьева, Г. Менша, Н.И. Моисеева, Ж. Сисмонди, Д. Стоунхауса, Э. Тоффлера, М.М. Турган-Барановского, Х. Фридмэна, Й. Шумпетера и др.
Однако, несмотря на столь представительный круг исследователей, затрагивающих в своих работах многие глубинные, сущностные моменты циклической формы воспроизводства, следует отметить отсутствие комплексности в разработке и осуществлении мероприятий, связанных с исследованием новых тенденций перехода к кризисоустойчивой модели развития туристско-рекреационной дестинации.
Целью статьи является определение приоритетных направлений реформирования и перехода к кризисоустойчивой модели развития туристско-рекреационной дестинации.
Основная часть. Все крупные кризисы двух последних столетий инициировали или ускоряли системные преобразования в экономике. Типичная реакция на кризис – усиление госрегулирования для восполнения дефицита регулировочных возможностей рынка. Так в США госрегулирование началось еще в кризисах конца XIX в. и резко усилилось в Великой Депрессии. Причина в том, что в 1920-х годах мировая экономическая система перестала быть кризисоустойчивой из-за повышения роли и самостоятельности финансовых рынков. Одновременно обнаружилось резкое увеличение роли новых факторов-депрессантов, снижающих кризисоустойчивость экономики, а именно: недоверие к банкам, бирже, боязнь рисков. В результате в ходе Великой Депрессии произошло обрушение уровня инвестиций и резкий регресс экономической системы.
В том виде, какой хозяйственная система США и ряда других развитых стран приобрела в конце 1920-х годов, она перестала быть «кризисоустойчивой». То есть при определенном (выше критического) уровне кризиса рыночный механизм утратил способность изживания кризиса и уменьшения конъюнктурных рисков до приемлемого уровня, не оказывающего парализующее влияние на склонность предпринимателей к инвестициям [3].
Понятие «кризисоустойчивое развитие» очень часто можно встретить в практических публикациях, однако в научной литературе отсутствует единое определение категории. Кризисоустойчивость состоит из двух дефиниций: «кризис» и «устойчивость», поэтому в общем кризисоустойчивость определяют, как «способность противостоять кризисным ситуациям» или «способность к саморегуляции экономики».
Туризм, как элемент международного экспорта и импорта товаров и услуг, испытывает особую тяжесть мирового кризиса. В мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. туристский рынок вошел раньше другие отрасли. Уже с июня началась его стагнация, а на некоторых направлениях наблюдалось снижение туристского потока в связи с общим снижением финансовой состоятельности потребителей данных услуг. Экономическая неопределенность заставила компании применять меры по экономии, в том числе на деловые поездки. В такой ситуации большинство туроператоров оказались не в состоянии оплатить чартеры и блоки мест в отелях, поскольку в условиях финансового кризиса банки отказывают в кредитах тем сферам экономики, которые являются рискованными. В связи с этим, цены на размещение пассажиров и авиаперелет выросли, а число чартеров сократилось. Падение спроса на организованный отдых и увеличение затрат туроператоров привело к банкротству нескольких крупных туристских компаний. Также значительно сократился спрос на элитные номера за счет уменьшения деловых поездок, что привело к снижению средней стоимости номеров и доходности отелей в целом. В условиях кризиса в четвертом квартале 2008 года стали пользоваться повышенным спросом дешевые гостиницы, частные квартиры, кемпинги и общежития (хостинги). Однако в сложившейся ситуации пострадали не все туроператоры. Так в росте оказались те, которые предлагали специальные, индивидуальные турпродукты, рассчитанные на клиентов с высокими доходами и более высокими бюджетами на путешествия. В частности, круизные операторы показали рост даже в кризисный 2009 год.
При определении факторов влияющих на кризисоустойчивое развитие туристско-рекреационной дестинации, по нашему мнению, необходимо рассмотреть концепции жизненного цикла дестинации.
Среди известных моделей жизненного цикла туристской дестинации можно выделить следующие: психографическая сегментация Стенли Плога [1] и идеальная S-образная модель цикла курорта Ричарда Батлера [4].
Дестинация как любой организм при своем развитии проходит циклы (стадии). Стенли Плог исследовал эволюцию развития туристско-рекреационных территорий, уделяя особое внимание поведению туристов и рекреантов, которых в свою очередь делил на психоцентриков и аллоцентриков. Критики данной модели среди основных недостатков выделяют то, что она не раскрывает подлинную мотивацию рекреантов при выборе туристской дестинации и не отличает ее от несущественных мотивов.
Согласно S-образной модели Батлера, дестинация проходит следующие стадии жизненного цикла: разведка; вовлечение; развитие; укрепление; стагнация; упадок или обновление. Стадия «разведка» характеризуется небольшим количеством туристов, которых привлекают природные и исторические аттракции – здесь как таковая туристская индустрия отсутствует. На следующей стадии «вовлечение» происходит увеличение прибытий, что в свою очередь включает в обслуживание местных жителей и формирует туристский рынок. Стремительный рост количества отдыхающих и развитие туристско-рекреационной инфраструктуры свидетельствуют о переходе к стадии «развитие» – в дестинацию приходят крупные туроператоры и международные гостиничные цепи. Далее идет замедление темпов роста туристской индустрии на фоне превышения количества прибытий над численностью местного населения, а также экологической, социальной и экономической нагрузки над пропускной способностью дестинации – все это свидетельствует о переходе к стадии «укрепления». Отсутствие прироста прибытий, высокая конкуренция среди туристских предприятий, деградация турпродукта, смена специализации – характеризуют наступление стадии «стагнация». Далее может быть два сценария: первый заключается в переходе к стадии «упадок», когда постоянные посетители более не удовлетворены турпродуктом, отсутствие новых туристов, наступает предел негативного отношения местных жителей к приезжающим, появление предприятий меняющих специализацию туристских объектов. При втором сценарии после стадии «стагнация» наступает стадия «обновление» минуя стадию «упадок». Согласно Батлеру, стадия обновления сопровождается выходом нового туристского продукта или же качественного ребрендинга существующего, стимулируя новый виток развития дестинации.
В нашем случае, а именно анализируя влияния жизненного цикла на кризисоустойчивое развитие туристско-рекреационной дестинации под воздействием внешних и внутренних факторов, важно добиться такого сценария, когда после стадии «стагнация» дестинация минуя стадию «упадок», перешла к обновлению. Эта стадия не является спонтанным процессом, она является следствием профессиональных действий менеджмента на разных уровнях управления.
«Идеальность» данной модели заключается в том, что она подходит для небольшого специализированного курорта в условиях свободного рынка и устойчивого спроса, когда не требуется применения регулятивных мер извне чтобы управлять прогрессией жизненного цикла дестинации и постепенной деградацией туристского продукта. Основной критике среди ученных подвергается убеждение Батлера в неизбежности прохождения дестинаций всех стадий без исключения. По нашему мнению к недостаткам данной модель следует отнести в первую очередь отсутствие влияния других отраслей экономики и внешних факторов на развитие дестинации. При этом видится невозможным функционирование в регионе только лишь туристской индустрии, развитие которой согласно Модели всецело влияет на отношение местных жителей к туристам и изменение окружающей среды в зависимости от освоения природных аттракций.
Несмотря на «идеальность» моделей С. Плога и Р. Батлера, они получили всемирное признание, и в настоящее время являются эталоном (базой) для исследования функционирования и развития туристской индустрии, а также отклонения от «идеального» показателя.
Переходя из одной стадии в последующую дестинация получает новые возможности, которые также сопровождаются новыми угрозами для развития, так, например, при прохождении стадий «развитие» и «укрепление» развитие дестинации может подвергаться следующим угрозам [2]:
— переориентация туристов с посещения курортов и аттракций анализируемого региона на другие дестинации из-за повышения стоимости отдыха при не высоком качестве туристского продукта;
— повышенная техногенная нагрузка на экосистемы туристских дестинаций региона, которая связана с увеличением бытового и промышленного загрязнения территории, сокращением площади лесов, увеличением транспортных потоков;
— сокращение объемов привлекаемых инвестиций в экономики дестинаций в силу неопределенности затрат застройщика при оформлении землеотводной документации и разрешающих документов и др.
Для предупреждения кризиса необходим постоянный мониторинг состояния туристско-рекреационной дестинации, в том числе по некоторому набору индикаторов кризиса, позволяющих регулярно анализировать параметры ее стабильности. Состав данных индикаторов может быть различным в зависимости от особенностей протекания кризиса, его глубины и охвата территорий, а также развития отдельных дестинаций.
В процессе достижения кризисоустойчивого развития индикаторы реализуют следующие функции:
— конкретизируют цель и задачи кризисоустойчивого развития дестинации;
— оценивают эффективность структуры экономики в контексте кризисоустойчивого развития и отдельных ее элементов;
— определяют эффективность использования потенциала и ресурсов на территории туристско-рекреационной дестинации;
— корректируют, в случае необходимости, направления стратегии кризисоустойчивого развития;
— обеспечивают оперативность и результативность информационных потоков в процессе принятия и реализации управленческих решений;
— стимулируют поведение населения посредством ознакомления их с процессами, сопровождающими реализацию стратегии кризисоустойчивого развития и др.;
— позволяют провести сравнительную оценку кризисоустойчивого развития различных территорий и др.
Так, например, развитие туристского бизнеса в последнее десятилетие в Китае, в том числе и в условиях мирового кризиса является кризисоустойчивым благодаря эффективной политике управления. В «Национальной программе развития индустрии досуга и туризма на 2013-2020 гг.» Китая определены и развиваются пять основных направлений: экологический туризм и досуг; обеспечение населения правом на отдых; поощрение потребления туристских и рекреационных услуг; расширение спектра этих услуг в стране; повышение качества в национальной туристской сфере [5]. В документе также подчеркивается необходимость всемерного повышения уровня безопасности, в том числе и экологической, при предоставлении туристских услуг населению. Мощный толчок развитию туризма в КНР дала Олимпиада 2008 года в Пекине – это позволило Китаю на фоне общего снижения показателей в мире, в кризисный 2009 год, показать рост. Новый лозунг «Добро пожаловать в Китай на Олимпийские игры 2008 в Пекине» (Welcome to China – 2008 Beijing) объединило огромный туристский потенциал страны вокруг трех основных идеалов олимпийского движения: «Зеленый мир», «Человеческая культура», «Научно-технический прогресс».
По нашему мнению, основываясь на мировом опыте, для дальнейшего кризисоустойчивого развития туристско-рекреационной индустрии, а также для повышения ее конкурентоспособности, даже в сложных политических и экономических условиях, необходимо определить тактические и стратегические цели. К тактическим можно отнести следующие: оперативная реакция на кризис; привлечение заинтересованных сторон к борьбе с кризисом; поощрение туризма и разработка различных инвестиционных схем. В перспективе правительству следует, в первую очередь, сформировать позитивный имидж России для привлечения иностранных туристов, способствовать тесной кооперации между частным и государственным секторами, а также условиям открытого рыночной среды; стимулировать развитие внутреннего туризма и осуществлять планирование по стабилизации туристско-рекреационной инфраструктуры отдельных дестинаций страны.
Выводы. Развитие туристско-рекреационной дестинации является сложным процессом изменений в течение жизненного цикла от определения территории как туристской дестинации до ее становления под воздействием внешних и внутренних факторов.
Опыт разных стран показывает, что успех развития туристско-рекреационной дестинации значительно зависит от эффективного менеджмента на различных уровнях управления, а также от того, как на государственном уровне воспринимается эта сфера, насколько она пользуется государственной поддержкой и в тоже время финансовой самостоятельностью.
Таким образом, достижение кризисоустойчивого развития туристско-рекреационной дестинации возможно при стратегическом прогнозировании, учете внешних факторов и снижении воздействия внутренних факторов, влияющих на управление жизненным циклом, постоянном мониторинге индикаторов кризиса, активных действиях менеджеров разных уровней направленных на устойчивое развитие туристско-рекреационной индустрии.
Библиографический список
1. Гончарова Н.А. Управление жизненным циклом дестинации / Н.А. Гончарова, Л.Г. Кирьянова // Известия Томского политехнического университета, Т. 318. № 6, 2011. – С. 52-562. Кизим А.А. Современные угрозы и возможности развития туристских дестинаций в краснодарском крае / А.А. Кизим, О.В. Сайдашева // Научный журнал КубГАУ, № 81(07), 2012. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/76.pdf
3. Черной Л.С. "Глобализация: прошлое или будущее?" Трансформация рыночных хозяйственно-экономических систем (Предисловие акад. В.Л.Макарова) / Л.С. Черной. – М.: Академкнига, 2003. – 344 с.
4. Butler R. The Concept of a Tourist Area Cycle of Evolution: Implications for Management of Resources / R. Butler // Canadian Geographer. - 1980. - V. 24. - №1. - P. 5-12.
5. Tourism development in China [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geography.about.com/od/chinamaps/a/Tourism-Development-In-China.htm