Индекс УДК 34
Дата публикации: 27.11.2017

Проблемы правового регулирования отношений по применению методов искусственной репродукции человека. Правовые аспекты института искусственной инсеминации (донорство спермы).

Problems of legal regulation of relations on the application of methods of artificial reproduction of man. Legal aspects of the Institute of Artificial Insemination (sperm donation).

Краснова Татьяна Владимировна
Гатауллина Диана Данияровна
1. научный руководитель, доцент, кандидат юридических наук, Тюменский государственный университет. Институт государства и права. Кафедра гражданского права и процесса.
2. студентка Тюменского государственного университета. Секретарь судебного заседания по гражданским и административным делам Тюменского областного суда.

Krasnova Tatiana Vladimirovna
Gataullina Diana Daniyarovna
1. supervisor of studies, associate professor, candidate of law, Tyumen State University. Institute of State and Law. Department of Civil Law and Process.
2. Student of the Tyumen State University. Secretary of the court session on civil and administrative cases of the Tyumen Regional Court.
Аннотация: В данной статье рассмотрены правовые, этические проблемы по применению одного из методов искусственной репродукции человека – донорства спермы. Приведен анализ положений законодательства и сложившейся жизненной практики. В статье излагаются взгляды на современную модель заключаемого договора донорства биологического материала.

Abstract: This article deals with legal, ethical problems in the application of one of the methods of artificial reproduction of a person - sperm donation. An analysis of the provisions of legislation and current life practice is given. The article outlines the views on the current model of the concluded contract for the donation of biological material.
Ключевые слова: донорство спермы, искусственнаяинсеминация, методы искусственной репродукции человека, ЭКО, бесплодие, договор донорства;

Keywords: spermdonation, artificialinsemination, methodsofartificialreproductionofman, infertility, contractofdonation.


 Достижения медицины подарили счастье быть родителями многим семьям и одиноким женщинам. Однако до сих пор не прекращаются дискуссии о допустимости вмешательства человека в природу зачатия. Традиционные конфессии запрещают либо ограничивают применение вспомогательных репродуктивных технологий, считая их попыткой человека тягаться с Богом в способности создать чудо природы.Позиция мировых религий известна категоричностью в этом вопросе. Помимо проблемы религиозного характера, эксперты во всем мире систематически поднимают проблемный вопрос об этике использования донорского материала, фактически сложно обусловить границу между «бездушным» генетическим материалом и будущим ребенком. Несмотря на эти сложности, полагаем, не приходится сомневаться, что в ситуации, когда проблемы со здоровьем у взрослых людей стали почти повсеместным явлением, новые репродуктивные технологии — это необходимость, которая дарит надежду на формирование полноценной семьи и рождение здоровых наследников миллионам бездетных пар.

Немногим известно, что Россия входит в десятку стран лидеров по развитию репродуктивных технологий — наряду с Японией, США, Израилем, Австралией, Францией, Германией, Италией, Испанией и Великобританией. Первый младенец «из пробирки» в СССР родился в 1986 году, всего через 9 лет после Луиз Браун – первого ребенка, появившегося на свет с помощью ЭКО. А сегодня в России открытомножество клиник репродуктивного здоровья, которые на коммерческой и бюджетной основе оказывают помощь пациентам, по различным причинам не способным зачать ребенка естественным путем. Российские законы, регулирующие применение вспомогательных репродуктивных технологий (к ним относятся Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (глава 6, статья 55) и приказ Минздрава России № 107н от 30 августа 2013 года), имеют не так много ограничений, как в других странах. К примеру, в Италии запрещено делать ЭКО вне брака, а также использовать донорскую сперму, замороженные эмбрионы и услуги суррогатных матерей. А в некоторых государствах пары обязаны предъявить врачам доказательства того, что они живут вместе не менее двух лет.Подобные ограничения, на мой взгляд, следовало бы ввести в нашей стране.

Искусственная инсеминация назначается, когда у пациентки нет проблем с овуляцией, но сперматозоиды по каким-то причинам не могут добраться до яйцеклетки и оплодотворить ее, или в случаях, когда одинокая женщина решает стать матерью, воспользовавшись спермой донора. Эффективность процедуры наиболее выше, чем при использовании иных вспомогательных репродуктивных технологий, так как Параллель данного термина можно провести с термином донорства спермы, где донорство спермы и ооцитов набирает популярность, ведь зачастую в основе бесплодия лежит именно патология родительских половых клеток. Преодолеть проблему можно с помощью банка спермы или яйцеклеток: при желании пациенты могут подобрать материал анонимного донора, имеющего схожие с ними черты внешности. По статистике результативность ЭКО с донорскими клетками всегда выше. Стоимость обращения к банку половых клеток обходится примерно в 20 тысяч рублей (в дополнение к стоимости самой процедуры экстракорпорального оплодотворения).

На сегодняшний день лечение бесплодия не входит в список гарантированной медицинской помощи, так же не подпадает под условия обязательного медицинского страхования. Все это привело к формированию платных медицинских услуг в данной сфере. Получается, что пациент становится потребителем на рынке искусственной репродукции. Если смотреть вглубь медицины, то такие понятия можно отнести не только к сфере по применению методов искусственной репродукции человека, но и к остальным сферам. Медицина не может нам дать положительный ответ на вопрос о гарантии предоставления соответствующих услуг. Но медицина должна нам гарантировать качественное оказание услуг, и, ни в коем случае ухудшение нашего здоровья, хотя и такое часто встречается. Таким образом, по логике, на практике должен применяться Закон «О защите прав потребителей».  Но человеческий организм намного сложнее структуры типового договора.Попытаемся сопоставить услугу по оказанию медицинской помощи в искусственной инсеминации и договора об оказании медицинских услуг.И тут же перед нами встает сложность определения сторон договора по оказанию медицинских услуг при донорстве спермы. Получается, что участвуют три стороны: донор, пациенты, которым будет оказана медицинская услуга и медицинская организация. А если донорство носит анонимный характер? Медицинская организация участвует в качестве посредника?

С правовой точки зрения правильней было бы участие в составлении договора всех вышеназванных сторон. В дальнейшем это помогло бы избежать каких-либо спорных ситуаций. Но такое уже невозможно, поскольку закон Российской Федерации указывает на возможность анонимности донорства биологического материала. В результате чего, в случае, когда родители рассказывают «ребенку из пробирки» о его происхождении, ребенок стремится найти биологического отца. Или представим другую сложившуюся ситуацию, когда донор спермы не смог создать семью и обеспечить себя наследником, однако он вспоминает, что пару лет назад выступал в качестве не анонимного донора. Он начинает узнавать, искать и находит ребенка, биологическим отцом которого он является. Как поступать в таких ситуациях и правильно ли вообще, что такие ситуации могут сложиться?

Во-первых, законодатель, прежде всего, должен защитить ребенка, его психологическое здоровье. Пусть это будет закон с жестким отражением позиции, зато с максимальной эффективностью защиты жизни и здоровья ребенка. Таким образом, необходимо сделать только анонимное донорство любых биологических материалов. Однако, мы сразу столкнемся с множеством проблем. Нормы права будут, словно натыкаясь друг на друга конфликтовать между собой. Например, Семейный кодекс содержит норму, которая дает  право мужчине оспаривать отцовство, и как мы видим ввести анонимность донорства спермы весьма затруднительно. Тем самым, мы еще раз можем убедиться, что правоотношения по применению искусственных методов репродукции человека очень хрупки, поэтому в данный момент никак не закреплено на законодательном уровне более детальное урегулирование. Объяснить такое положение можно тем, что при создании единого закона по данным правоотношениям вопросы встают больше этического характера, нежели какого-либо иного. Поскольку наука имеет тонкую грань не только с физическим здоровьем населения, но и с более глубоким восприятием – с нравственными аспектами человека, возможно даже затрагиваются религиозные аспекты. Ведь появление на свет человека в нашем восприятии заложена как чудо природы, а как нам известно, чудеса природы не подвластны человеку.

Но встречаются случаи, когда медицина буквально переходит рамки возможного. Есть ситуации, которые вынуждают нас обратиться за помощью к медицине: консервирование биологического материала мужчины. Например, мужчине предстоит делать облучение или химиотерапию, в результате чего сперма станет стерильной. Пример из жизни звезд – певица Селин Дион. Она родила двойню, забеременев с помощью спермы мужа, законсервированной десять лет назад, перед тем, как он начал лечиться от рака горла. Жительница Екатеринбурга Екатерина Захарова потеряла единственного сына, который умер от рака. Но род не прервался. Женщина вспомнила, что в израильской клинике, где лечился сын, ему посоветовали перед химиотерапией сдать сперму в криобанк. Женщина нашла суррогатную мать и с помощью спермы сына спустя девять лет стала счастливой бабушкой! Сегодня врачи советуют сдать сперму на хранение молодым людям перед службой в армии: мужское бесплодие нередко зарабатывают на подводных лодках и ядерных полигонах. Бывают ситуации, когда мужчина, имея детей, сделал операцию стерилизации, а спустя много лет вступил в новый брак и хочет снова стать отцом. А еще донорская сперма – спасение для семей, если в роду есть генетические заболевания, передающиеся из поколения в поколение по мужской линии, например, болезнь Бехтерева. Другая категория «потребителей» донорской спермы – одинокие женщины старше тридцати лет. Они понимают, что спутника жизни можно встретить позднее, можно не встретить вообще, а благоприятное для беременности и рождения ребенка время будет упущено.

 Природа заложила в нас такое чувство, как отцовства и материнства. Оно не может быть заменено при воспитании ребенка, в зачатии которого не участвовал. Создается чувство неполноценности, будто бы жизнь не приобрела нужного оттенка. Хочется, что бы наши законы появлялись не на основе судебной практике, а на морально-жизненных принципах.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) // Российская газета. – 25.12.1993г. - № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996. № 5. ст. 410.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1.
5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здравоохранения граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Российские вести. 1993. № 174.
6. Приказ Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий женского и мужского бесплодия» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 32.
7. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ.