Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.03.2022

История возникновения и развития международных стандартов финансовой отчетности

The history of the emergence and development of international financial reporting standards

Харакоз Ю.К.
канд. экон. наук, доцент Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва

Kharakoz J.K.
сandidate of economic sciences, Docent, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
Аннотация: Анализируя исторический аспект возникновения финансовой отчетности как отрасли бухгалтерского учета, стоит обозначить, что в каждой стране, стандарты, требования и нормы финансового учета зарождались в зависимости от национальных традиций, законодательного опыта и исторических предпосылок. Именно поэтому правила формирования финансовой отчетности в каждой стране имели значительные отличия. В рамках стандартизации современной учетной системы происходит пересмотр нормативов отчетности в соответствии с международными стандартами.

Abstract: Analyzing the historical aspect of the emergence of financial reporting as a branch of accounting, it is worth noting that in each country, the standards, requirements and norms of financial accounting originated depending on national traditions, legislative experience and historical background. That is why the rules for the formation of financial statements in each country had significant differences. As part of the standardization of the modern accounting system, reporting standards are being revised in accordance with international financial reporting standards.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, финансовая отчетность, международные стандарты финансовой отчетности, консолидированная отчетность, Совет по международным стандартам финансовой отчетности. финансовый учет.

Keywords: accounting, financial reporting, international financial reporting standards, consolidated reporting, International Financial Reporting Standards Board, financial Accounting.


Введение

В целях конвергенции принципов, требований и правил формирования финансовой отчетности применяются два подхода:

  • Подход стандартизации. Целью данного подхода является разработка стандартов по нормативам, которые будут применимы мировым экономическим сообществом;
  • Подход гармонизации. Цель данного подхода заключается в том, что каждая страна должна максимально гармонично выстроить национальные стандарты, которые будут аналогичны унифицированным стандартам.

Методологическая основа исследования

Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, а также методы формально-логические, моделирования, перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

Конвергенция принципов формирования финансовой отчетности

Подход стандартизации является наиболее приемлемым и актуальным, так как существует необходимость моделировать финансово-хозяйственную деятельность компании в формы отчетности с помощью единого «языка бизнеса». В связи с данным условием, были разработаны  международные стандарты, которые используются всеми странами и направлены на унификацию требований составления финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) содержат информацию о процессе формирования финансовой отчетности – обязательное указание всех операций компании в установленной форме. Создание МСФО обусловлено проблемой поиска общего «языка» между компаниями – партнерами и компаниями – конкурентами в разных странах.

Подход стандартизации рассчитан на транснациональные компании, которые наращивают свое влияние в мировой торговле. Главными вопросами, которыми интересуются инвесторы – это будут ли его вложения приносить прибыль и какой размер дохода он получит от инвестируемых денежных средств. В случае, когда инвестор хочет вложить свои деньги в компании, которые находятся в разных странах, ему достаточно изучить информацию относительно результативности деятельности компании и ее финансовой составляющей. Для принятия грамотных управленческих решений инвесторам необходима информационно-аналитическая база о финансовой информация компаний, которая формируется по единым принципам и стандартам.

На первом этапе формирования унифицированных стандартов Совет по международным стандартам использовал принцип «постепенной гармонизации», при применении которого одни и те же операции финансово-хозяйственной деятельности в разных компаниях отражались с помощью нескольких разрешенных подходов. Впоследствии, принцип «постепенной гармонизации» подвергся критике со стороны инвесторов.  Именно поэтому в 90-х годах Совет по МСФО (СМСФО) заменил принцип «постепенной гармонизации» на политику конвергенции. СМСФО и Совет по стандартам финансового учета США используют именного этот принцип в партнёрстве в рамках сферы учета.

Ведомство по финансовым инструментам США разрешило применять международные правила финансовой отчетности совместно с общепринятыми стандартами финансового учета (Generally Accepted Accounting Principles, — US GAAP). В настоящее время Ведомство выпустило для всестороннего обсуждения проект закона, который разрешил бы использование американскими компаниями МСФО вместо общепринятых стандартов финансового учета. В рамках принятого соглашения «Партнёрство по конвергенции» между Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США проводится совместная работа по формированию норм стандартизации учетных стандартов по следующим направлениям:

— создание единых  комитетов в учетной сфере (Меморандум от 2006 г.);

— разработка плана деятельности обособленных рабочих групп по изучению передового опыта в сфере применения учетно-аналитических стандартов финансовой отчетности;

— контроль и анализ работы международных Советов по стандартам в области финансового учета.

В настоящее время стратегия конвергенции продолжает развиваться и трансформироваться под влиянием современных экономических условий мирового рынка. В 2010 году была проделана большая работа по изменениям в стратегии, был выпущен рабочий план мероприятий с приоритетностью краткосрочных проектов.

Формы применения МСФО

Международные стандарты ФО применяются компаниями по всему миру. На сегодняшний день можно выделить 4 формы применения:

1 форма — применение МСФО как национальных стандартов;

2 форма — применение МСФО в качестве стандартов для определенных публичных компаний;

3 форма — добровольное применение МСФО;

4 форма — применение МСФО запрещено.

Внедрение МСФО на национальном уровне происходит посредством:

—  прямого внедрения на основе национальных стандартов;

— создания учетных стандартов, взаимосвязанных с международными правилами;

— применения международных стандартов публичными компаниями;

— приравнивания национальных стандартов к МСФО;

— переклассификации МСФО в национальные стандарты.

Для проведения оценки результативности работы Совета по МСФО, необходимо проанализировать применение стандартов компаниями в различных юрисдикциях (табл.1).

Таблица 1

Фрагмент структуры применения МСФО по отдельным юрисдикциям (на основе 166 юрисдикций)

Часть светаКоличество юрисдикцийСтраны, применяющие МСФО (% от общего числа)
Европа4427
Африка3823
Ближний Восток138
Азия и Океания3420
Америка3722
Всего166100

Стоит заметить, что большая часть юрисдикций поддерживают единую систему Международных стандартов, регулирующих принципы и правила формирования корпоративной финансовой отчётности.

Финансовые ведомства юрисдикций, которые внедрили МСФО в национальную учетную систему, оценивают комплекс международных стандартов, как квалифицированный набор стандартов, которые максимально правильно регулируют процесс бухгалтерского (финансового) учета. В отдельных государствах, например, Белизе, Бермудских островах, Каймановых островах, Швейцарии МСФО используется при формировании финансовой отчетности публичными компаниями.

В состав 166 юрисдикций входят государства, которые являются членами Европейского Союза (ЕС) и Европейского экономического пространства (ЕЭП). Применение МСФО в данных государствах является обязательным для компаний, акции которых обращаются на бирже.

Регулирующие документы по МСФО в Российской Федерации

В Российской Федерации реформирование системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе МСФО началось в 1998 году. С этого момента произошли значительные изменения в национальной системе регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Сегодня система бухгалтерского учета в России находится в процессе реформирования, так как существует еще много проблем и недостатков, хотя сама система значительно приближена к международным стандартам.

Стоит отметить, что процесс перехода к международным стандартам финансовой отчетности сложный и требует серьезной и тщательной подготовки, в котором принимают участие профессиональные учетные сообщества, предприниматели,  регулирующие государственные органы, а также инвесторы.

Причиной внедрения МСФО в финансовую и аудиторскую деятельность в России является создание благоприятного инвестиционного климата и повышения информационной открытости отчетности компаний.

Нормативным актом  Правительства РФ от 06.03.1998 года №283 было утверждено, что международные стандарты станут основой реформирования финансовой сферы, также в данном документе был принят комплекс мер по реформированию национальной системы учета и отчетности. В 2011 году был принят Федеральный закон от 06.12.2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которым были введены в действие новые принципы и правила, регулирующие раскрытие информации о деятельности компании в финансовой отчетности. Приказом Минфина России от 25.11.2011 года № 160н в России были введены в действие  37 международных стандартов и 26 методических указаний, содержащих разъяснения стандартов. Таким образом, Россия присоединилась к тем странам, которые уже адаптировали в своей правовой системе МСФО.  Также был принят Федеральный закон от 27.07.2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», который стал законодательной основой принятия в России международных стандартов.

Таким образом, происходит постепенное реформирование системы бухгалтерского учета в Российской Федерации. Практическое применение МСФО призвано обеспечить российские компании экономическими выгодами от более эффективной интеграции в международный рынок.

Основополагающими принципами МСФО выступают: концепция соответствия доходов и расходов отчетному периоду (правила формирования финансового результата операции), концепция преобладания квинтэссенции над правилами классификации операции, принцип беспристрастности, концепция отражения категорий отчетности в денежном измерении, концепция имущественной отдельности предприятия, принцип бухгалтерской предусмотрительности. Принципами, устанавливающими качественные характеристики отчетности компании, являются: доступность, существенность, доказанность, сравнимость. Принципы, направленные на выполнение качественных характеристик: принцип полноты, своевременности, достоверности и объективности.

Заключение

Процесс реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности еще не завершен. Постоянно вносятся изменения для своевременного реагирования на быстро меняющуюся экономическую конъюнктуру мирового рынка. Происходит процесс дальнейшей адаптации национальных стандартов в соответствии с МСФО, обеспечивая их максимальную унификацию.

Повышение прозрачности и улучшение инвестиционного климата российской экономики является одной из задач Правительства РФ в области социально-экономической политики и модернизации экономики. Адаптация бухгалтерского учета и отчетности к МСФО – одна из важнейших мер по повышению инвестиционной привлекательности российских компаний.

Применение принципов и правил формирования финансовой  отчетности компаний  в соответствии с МСФО требует знаний, навыков и профессионализма не только от прямых пользователей учетной сферы (компаний, аудиторов), но и от регулирующих государственных органов и инвесторов. Правительство РФ сталкивается со многими проблемами при внедрении международных стандартов, такими как неразвитая нормативно-правовая база, недостаточная компетентность профессионального сообщества, значительные различия между национальными учетными стандартами  и МСФО, высокая стоимость процесса перехода к международным стандартам.

Библиографический список

1. "Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России" (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17312/
2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/
3. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18125/
4. Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н (ред. от 02.04.2013, с изм. от 21.01.2015) "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122870/
5. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" от 27.07.2010 N 208-ФЗ Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103021/
6. Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения к ним. Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140000/
7. Сайт Международной федерации бухгалтеров http://www.iaasb.org/clarity-center/clarified-standards.
8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/