Индекс УДК 33
Дата публикации: 18.04.2019

Анализ Стратегии социально – экономического развития города Екатеринбург

Analysis of the Strategy of socio – economic development of the city of Yekaterinburg

Хацкилевич Анна Николаевна
Семейкина Анжелика Александровна
1. Доцент, кандидат экономических наук
2. Студентка 1 курса магистратуры программы «Управление проектами»
ПГНИУ

Hatskelevich Anna Nikolaevna
Semeykina Angelika Alexandrovna
1. Associate Professor, candidate of economic Sciences
2. Student of the 1st year of the master program of the "Project Management"
PGNIU
Аннотация: Статья посвящена анализу стратегического планирования социально-экономического развития города Екатеринбург. Рассмотрены стратегические документы в городе Екатеринбург в соответствие с законом 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Была выявлена нормативно-правовая основа разработки стратегии развития города Екатеринбург. В работе описана структура Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года, видение, миссия, стратегическая цель и подцели развития Екатеринбург. Проведён сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития Екатеринбурга со стратегией социально-экономического развития Перми.

Abstract: The article is devoted to the analysis of strategic planning of social and economic development of the city of Yekaterinburg. The strategic documents in Yekaterinburg in accordance with the law 172-FZ "On strategic planning in the Russian Federation"are considered. The legal and regulatory framework for the development of Yekaterinburg city development strategy was identified. The paper describes the structure of the Strategic plan for the development of Yekaterinburg until 2030, vision, mission, strategic goal and sub-goals of Yekaterinburg. A comparative analysis of the strategies of socio-economic development of Yekaterinburg with the strategy of socio-economic development of Perm.
Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, Екатеринбург, стратегическое планирование.

Keywords: Strategy, social and economic development, Yekaterinburg, strategic planning


На сегодняшний день стратегическое планирование города является самым эффективным и часто используемым инструментом управления социально — экономическим развитием города. Планирование помогает выявить наиболее перспективные направления развития, а также позволяет сделать механизм управления городом более прозрачным, даёт возможность жителям, представителям всех хозяйствующих, финансовых, научных структур принимать участие в выборе решений и их успешной реализации.  Поэтому процесс стратегического планирования очень важен не только на региональном уровне, но и для развития страны в целом.

Для анализа стратегического планирования социально-экономического развития территории была выбрана столица Уральского федерального округа — Екатеринбург.

Екатеринбург — четвертый по численности населения город в России, административный центр Свердловской области и Уральского федерального округа. Основанный как город-крепость в 1723 году.

Стратегический план развития Екатеринбурга был разработан в 2001–2002 годах, рассмотрен и принят Программным советом стратегического развития города Екатеринбурга 20 декабря 2002 года и утвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане Екатеринбурга». Разработка Стратегического плана осуществлялась гласно (открыто), демократично и системно, что обеспечивалось проведением общественных обсуждений, рабочих и экспертных сессий, научно-практических конференций, мероприятий по вовлечению горожан в процесс планирования, включая публикацию проектов документов стратегического планирования и организацию дискуссии в средствах массовой информации. Все поступившие замечания и предложения были рассмотрены авторскими коллективами соответствующих разделов Стратегического плана. Итогом работы явился комплексный документ, определяющий миссию, цели, задачи, внутренние ресурсы и внешние условия, основные направления, программы, проекты, организационные действия, направленные на достижение стратегических результатов.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 года № 67/30 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане Екатеринбурга» утверждена актуализированная версия Стратегического плана до 2020 года.

Реализация стратегии согласно закона 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» должна находить отражение в 6 видов документов стратегического планирования муниципального уровня.

Таблица 1

Стратегические документы в городе Екатеринбург в соответствие с законом 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» (2014г.)

Название 

стратегического документа

Дата утверждения№ решения, орган, утвердивший документ
Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года25 мая 2018 годаУтвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 года № 12/81 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга»
План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития«…Стратегический план является тождественным документу «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования», так как согласно пункту 33 статьи 3 Федерального закона от 28 июля 2014 года № 172-ФЗ стратегия социально-экономического развития муниципального образования – документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период…»

*Вырезка из статьи на сайте

Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года8 февраля 2017 годаВыполнен Институтом экономики УрО РАН по заказу Администрации города Екатеринбурга в рамках муниципального контракта

№ 155/05/01-12/0111 от 21.03.2016

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования

«город Екатеринбург» на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов

31 октября 2017 годаУтвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 31 октября 2017 года

№ 2071

Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период

 

Проект решения Екатеринбургской городской Думы «О формировании бюджетного прогноза муниципального образования «город Екатеринбург»

30 октября 2018 годаНа основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рассмотрев Постановление Администрации города Екатеринбурга от 21 сентября 2018 года № 2351 «О внесении на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую Думу проекта решения Екатеринбургской городской Думы «О формировании бюджетного прогноза муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период», руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования «город Екатеринбург»,

Екатеринбургская городская Дума решила Формировать бюджетный прогноз муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период начиная с 2019 года

Муниципальные программы

Екатеринбург – здоровый город.

Образование – основа развития, залог успеха.

Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства.

Екатеринбург спортивный.

Екатеринбург – город комфортной социальной среды.

25 мая 2018 годаУтвержден Решением Екатеринбургской городской Думы от 25 мая 2018 года № 12/81 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга»

Таким образом, к стратегическим документам в городе Екатеринбург относятся  Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года, План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, Долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года, Прогноз социально-экономического развития муниципального образования

«город Екатеринбург» на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов, Муниципальные программы. Однако, шестой вид документа стратегического планирования муниципального уровня — Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период находится на стадии разработки.

Таблица 2

Нормативно-правовая основа разработки стратегии развития города Екатеринбург

Название стратегического документа На основе каких документов разработана
Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года

 

Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга»
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития

муниципального образования «город Екатеринбург» до 2035 года

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2030 года

2. Прогноз долгосрочного социально экономического развития Свердловской области на период до 2030 года

3.Указы Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, 4. Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года – «Новое качество жизни уральцев»

5.Стратегия социально-экономического

развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы

6. Отраслевые

стратегические документы федерального и регионального значения, а также

основные целевые параметры государственных программ Свердловской

области, муниципальные целевые и ведомственные программы города

Екатеринбурга

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования

«город Екатеринбург» на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов
Бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный периодПостановление Администрации города Екатеринбурга от 21 сентября 2018 года № 2351 «О внесении на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую Думу проекта решения Екатеринбургской городской Думы «О формировании бюджетного прогноза муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период»
Муниципальные программы

 

Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга»

Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года состоит из 194 страниц, 5 разделов и 6 приложений.

Таблица 3

Структура Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года

Название разделов и подразделов стратегического документаОбъем в страницах
ВВЕДЕНИЕ6
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА19
Стратегия и стратегический план. Термины и определения1
Концептуальные положения8
РАЗДЕЛ II. Социоэкономика ЕКАТЕРИНБУРГА: КОНКУРЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ и особенности развития 

42

Цифры и факты2
История Екатеринбурга2
Внешние факторы34
Анализ исходной ситуации (SWOT-анализ)4
РАЗДЕЛ III. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОГРАММЫ90
Направление 1. Сохранение и развитие человеческого потенциала23
Стратегическая программа «Екатеринбург – здоровый город»2
Стратегическая программа «Образование – основа развития, залогуспеха»2
Стратегическая программа «Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства»2
Стратегическая программа «Екатеринбург спортивный»2
Стратегическая программа «Екатеринбург – город комфортной социальной среды»3
Направление 2. Екатеринбург – межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр13
Стратегическая программа «Екатеринбург – промышленный инновационный центр»2
Стратегическая программа «Екатеринбург – межрегиональный центр притяжения финансовых и инвестиционных ресурсов»1
Стратегическая программа «Цифровой Екатеринбург»2
Направление 3. Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города10
Стратегическая программа «Совершенствование системы
управления жилищным фондом»
2
Стратегическая программа «Развитие современных инженерных систем жизнеобеспечения»1
Направление 4. Развитие рынка товаров и услуг14
Стратегическая программа «Екатеринбург – центр производства качественных и безопасных потребительских товаров»2
Стратегическая программа «Екатеринбург – центр современных технологий торговли»2
Стратегическая программа «Высокое качество услуг – новый
уровень обслуживания»
2
Стратегическая программа «Екатеринбург – международный центр деловых коммуникаций и туризма»2
Направление 5. Улучшение качества устойчивой городской
мобильности
11
Стратегическая программа «Улучшение качества транспортной мобильности»2
Стратегическая программа «Улучшение качества мобильности пешеходов и пассажиров общественного транспорта»2
Стратегическая программа «Екатеринбург – евроазиатский
транспортно-логистический узел»
2
Направление 6. Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды               6
Стратегическая программа «Оздоровление окружающей природной среды»2
Стратегическая программа «Чистый благоустроенный город»1
Направление 7. Развитие гражданского общества и местного самоуправления7
Стратегическая программа «Екатеринбург – город активных граждан и общественного согласия»2
Стратегическая программа «Екатеринбург – безопасный город»2
РАЗДЕЛ IV. СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ19
Введение1
Концептуальные положения1
Принципы пространственного развития2
Сценарии пространственного развития3
Стратегические приоритеты1
Приоритет 1. Развитие городской транспортной сети1
Приоритет 2. Развитие городских территорий5
Приоритет 3. Развитие городской среды4
РАЗДЕЛ V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ3
Глоссарий2
Участники актуализации Стратегического плана4
Приложения 1.1 –1.66

Разработка стратегии развития города в качестве основной концептуальной идеи включает установление стратегического видения и миссии города.

Таблица 4

Видение, миссия, стратегическая цель  и подцели развития Екатеринбург

Видение развития городаМиссия городаСтратегическая цельПодцели развития
1. Центр Екатеринбургской агломерации – одной из крупнейших агломераций в России;

2.Международно узнаваемый центр деловых коммуникаций с развитой комфортной деловой инфраструктурой, способствующей проведению крупных международных мероприятий различного формата;

3.Межрегиональный транспортно-логистический комплекс со сбалансированной транспортно-логистической инфраструктурой, удовлетворяющей потребности экономики и населения;

4.Город с диверсифицированной экономикой, характеризующейся сбалансированным развитием индустриального и торгово-сервисного секторов, динамичным развитием научно-образовательного комплекса, информационного пространства и рынка финансовых услуг;

5.центр культурных коммуникаций, обеспечивающий доступные возможности для свободной и безопасной культурно-творческой самореализации горожан, сохраняющий самобытность и уникальность городского пространства;

6.город с креативной средой, ориентированный на учет интересов городских сообществ, развивающий гражданские и творческие инициативы, поддерживающий развитие новых социально-культурных индустрий.

 

Миссия города заключается в усилении Екатеринбурга как российского центра образования, наукоемкого производства и высокотехнологичного сервиса, встроенного в региональные, национальные и глобальные экономические процессы и обеспечивающего конкурентоспособность городской экономики и комфортность городского пространства для жизнедеятельности населения.Обеспечение достаточного высокого и устойчиво

повышающегося

качества жизни нынешних и будущих поколений горожан

1.Сохранение и всестороннее развитие личностного потенциала горожан на основе формирования и актуализации современных здоровьесберегающих, образовательных, профессиональных, культурных, социально-креативных, спортивных компетенций, а также социально-творческой активности в различных сферах жизнедеятельности;

2.Формирование крупнейшего межрегионального центра «новой экономики», участвующего в глобальных экономических процессах, на основе повышения конкурентоспособности промышленно-финансового комплекса города, создания благоприятных условий для устойчивого развития инновационного бизнеса и инвестиционной деятельности;

3.Обеспечение растущих потребностей населения в повышении комфортности среды проживания, модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, росте их энергетической эффективности, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, повышении уровня безопасности жилищного фонда и инженерно-технической инфраструктуры, а также энергобезопасности города;

4.Формирование новой пространственно сбалансированной организации рынка для удовлетворения разнообразных потребностей населения и гостей города в качественных и безопасных товарах и услугах;

5.Усиление процессов интеграции города в региональную, национальную и мировую систему товародвижения, комплексное развитие российских и международных социокультурных и бизнес-коммуникаций;

6.Создание транспортно-пешеходной системы города, удобной для населения, связанной с международной транспортной системой;

7.Создание комфортных условий проживания и экологически устойчивой системы жизнедеятельности населения на основе улучшения качества окружающей среды и благоустройства городских территорий;

8.Развитие сообщества свободных, инициативных, социально активных горожан, объединенных общностью традиций, интересов и ценностей; сохранение достигнутого общественного согласия, повышение эффективности местного самоуправления и совершенствование системы партнерских отношений между институтами власти и местным сообществом; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;

9.Обеспечение устойчивого и сбалансированного развития городского пространства.

 

В городе Екатеринбург реализуются 7 стратегических направлений развития города.

Таблица 5

Содержание основных стратегических направлений развития города

Направление развития городаНаправление развития городаНаправление развития городаНаправление развития города
Сохранение и развитие человеческого потенциалаЕкатеринбург – межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр

 

Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города

 

Развитие рынка товаров и услуг
Содержание направленияСодержание направленияСодержание направленияСодержание направления
Сохранение и всестороннее развитие личностного потенциала горожан
на основе формирования и актуализации современных здоровьесберегающих, образовательных, профессиональных, культурных, социально-креативных, спортивных компетенций, а также социально-творческой активности в различных сферах жизнедеятельности.

 

 

 

Перечень стратегических программ

Екатеринбург – здоровый город.

Образование – основа развития, залог успеха.

Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства.

Екатеринбург спортивный.

Екатеринбург – город комфортной социальной среды.

Формирование крупнейшего межрегионального центра «новой экономики», участвующего в глобальных экономических процессах, на основе повышения конкурентоспособности промышленно-финансового комплекса города, создания благоприятных условий для устойчивого развития инновационного бизнеса и инвестиционной деятельности.

 

 

Перечень стратегических программ

Екатеринбург – промышленный инновационный центр.

Екатеринбург – межрегиональный центр притяжения финансовых и инвестиционных ресурсов.

Цифровой Екатеринбург

Обеспечение растущих потребностей населения в повышении комфортности среды проживания, модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, росте их энергетической эффективности, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, повышении уровня безопасности жилищного фонда и инженерно-технической инфраструктуры, а также энергобезопасности города.

Перечень стратегических программ

Совершенствование системы управления жилищным фондом.

Развитие современных инженерных систем жизнеобеспечения

Формирование новой пространственно сбалансированной организации рынка для удовлетворения разнообразных потребностей населения и гостей города в качественных и безопасных товарах и услугах; усиление процессов интеграции города в региональную, национальную и мировую систему товародвижения, комплексное развитие российских и международных социокультурных и бизнес-коммуникаций.

Перечень стратегических программ

Екатеринбург – центр производства качественных и безопасных потребительских товаров.

Екатеринбург – центр современных технологий торговли.

Высокое качество услуг – новый уровень обслуживания.

Екатеринбург – международный центр деловых коммуникаций и туризма.

 

 

Направление развития городаНаправление развития городаНаправление развития города
Улучшение качества устойчивой городской мобильности

 

 

 

 

Формирование комфортной, экологически благополучной городской средыРазвитие гражданского общества и местного самоуправления

 

Содержание направленияСодержание направленияСодержание направления
Создание транспортно-пешеходной системы города, удобной для жизни населения, связанной с международной транспортной системой.

 

Перечень стратегических программ

Улучшение качества транспортной мобильности.

Улучшение качества мобильности пешеходов и пассажиров общественного транспорта.

Екатеринбург – евроазиатский транспортно-логистический узел.

 

Создание комфортных условий проживания и экологически устойчивой системы жизнедеятельности населения на основе улучшения качества окружающей среды и благоустройства городских территорий

 

Перечень стратегических программ

Оздоровление окружающей природной среды.

Чистый благоустроенный город.

 

Развитие сообщества свободных, инициативных, социально активных горожан, объединенных общностью традиций, интересов и ценностей; сохранение достигнутого общественного согласия, повышение эффективности местного самоуправления и совершенствование системы партнерских отношений между институтами власти и местным сообществом; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения.

 

Перечень стратегических программ

Екатеринбург – город активных граждан и общественного согласия.

Екатеринбург – безопасный город.

 

Общие выводы

 

Механизм реализации Стратегического плана является одним из важнейших элементов стратегического управления, так как без него цели, задачи и направления деятельности, как бы хорошо и правильно они ни были поставлены в стратегии, так и останутся просто бумагой, «мертвым капиталом».  В анализируемом городе Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 года № 67/30 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане Екатеринбурга» утверждена актуализированная версия Стратегического плана до 2020 года. С этим документом можно ознакомиться на сайте Администрации города.

Кроме того, на сайте размещены Долгосрочный прогноз социально-экономического развития до 2035, разработанный Институтом экономики УрО РАН по заказу Администрации города и Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «город Екатеринбург» на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов.

Что касается Бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период, то в городе Екатеринбурге, этот документ не разработан. Однако, 30 октября 2018 года Екатеринбургская городская Дума решила формировать бюджетный прогноз муниципального образования «город Екатеринбург» на долгосрочный период начиная с 2019 года.

Базовыми принципами актуализации Стратегического плана являются сохранение стратегической цели развития города Екатеринбурга, соответствующей главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (устойчивое повышение благосостояния российских граждан), преемственность концептуальных основ стратегического планирования и структуры Стратегического плана, согласованность стратегических приоритетов социально-экономического и территориального развития.

Важно, что в ходе разработки Стратегии был реализован проект «100 мыслей о Екатеринбурге», который позволил собрать идеи горожан и представителей профессиональных сообществ о будущем города. В Стратегии отражены не только долгосрочные ориентиры, нашедшие свое отражение в стратегических направлениях и программах, но и обоснована необходимость усиления отдельных направлений развития экономики и социальной сферы города. Среди плюсов можно отметить следующее: отражён SWOT-анализ существующего положения дел, в рамках которого осуществляется та или иная программа и направление. Также, присутствие схем и графиков облегчало понимание информации.

Среди минусов-большого объёма документа, что объясняется наличием «общих» и «размытых» предложений. Читая, местами приходилось пропускать часть предложений и переходить непосредственно к конкретной информации.

Проведём сравнительный анализ стратегий социально-экономического развития Екатеринбурга со стратегией социально-экономического развития Перми.

Таблица 7

Критерий анализа: название документа
Стратегия Екатеринбурга: Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 годаСтратегия Перми: Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года
Вывод по критерию анализа: Названия существенно различаются. Схожесть только в том, что указан период. На сайте Екатеринбурга объясняется, что Стратегический план является тождественным документу «Стратегия социально-экономического развития». По моему мнению, формулировка Стратегия социально-экономического развития наиболее подходящая, чем Стратегический план.

 

Критерий анализа: срок утверждения и действия
Екатеринбург: Утверждён 25 мая 2018 года до 2030 годаПермь: Утверждён 22 апреля 2014 года до 2030 года
Вывод по критерию анализа: Можно отметить, что Екатеринбургская Стратегии более «свежая», чем Пермская. Как мне кажется, Стратегию города Перми нужно рассмотреть на предмет актуальности, так как с 2014 года многое могло поменяться.

 

Критерий анализа: объем и структура документа
Екатеринбург: Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года состоит из 194 страниц, 5 разделов и 6 приложений.

 

Пермь: Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года из 15страниц и 4 пунктов.
Вывод по критерию анализа: Очевидно, что Стратегический план Екатеринбурга объёмнее, в нём отражается SWOt-анализ , направления, программы, проекты и т.д. Стратегия Перми имеет преимущественно табличную форму. Отражены направления и работа с ними и механизмы реализации Стратегии.
Критерий анализа: стратегическая цель
Екатеринбург: Обеспечение достаточного высокого и устойчиво

повышающегося

качества жизни нынешних и будущих поколений горожан

Пермь: повышение качества жизни населения на основе инновационного развития экономики города
Вывод по критерию анализа: В целом, по смыслу цели схожи. Однако, есть и различия. Стратегическая цель города Перми берёт за основу инновационное развитие экономики. В цели города Екатеринбург не говорится за счёт чего будет обеспечиваться высокое качество жизни. Важно, что в стратегической цели Екатеринбурга обращено внимание на будущее «повышение качества жизни будущих поколений». В цели же Перми об этом не упоминается.
Критерий анализа: стратегические направления
Екатеринбург:

1.     Сохранение и развитие человеческого потенциала

2.     Екатеринбург – межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр

3.     Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса города

4.     Развитие рынка товаров и услуг

5.     Улучшение качества устойчивой городской мобильности

6.     Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды

7.     Развитие гражданского общества и местного самоуправления

Пермь:

1.     Социальная сфера

2.     Общественная безопасность

3.     Экономическое развитие

4.     Развитие инфраструктуры

5.     Пространственное развитие

6.     Развитие системы муниципального управления

Вывод по критерию анализа: Очевидно, что направления Екатеринбурга более конкретны, а стратегические направления Перми более обобщённые. Кроме того, в стратегических направлениях Екатеринбурга затронута тема экологии, чего нет в стратегических направлениях Перми.
Критерий анализа: механизмы реализации
Екатеринбург: Стратегический план будет реализовываться с учетом положений действующего федерального и регионального законодательства: Указов Президента Российской Федерации, отраслевых стратегий Правительства Российской Федерации и Свердловской области, приоритетных проектов и программ, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации

по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа, а также Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы и программы «Пятилетка развития Свердловской области» на 2017–2021 годы

Пермь: Основным механизмом реализации Стратегии является план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь.
Вывод по критерию анализа: Ясно, что механизмы реализации Стратегии отличаются у Перми и Екатеринбурга. Возможно, более правильно реализовывать Стратегию с учётом не только ОДНОГО плана, но и учитывать положения действующего федерального и регионального законодательства.

Общий вывод

Таким образом, сравнив стратегию социально-экономического развития Екатеринбурга со стратегией СЭР Перми, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, название документов отличаются, однако смысл не меняется. По моему мнению формулировка «Стратегия социально-экономического развития» более подходящая для данного документа. Отличается объем и структура документа. Если Стратегия Екатеринбурга более развёрнута, объемна, с рисунками и графиками, то Стратегия Перми имеет совсем небольшой объем, где отражены только главные мысли, оформленные в таблицы. Дата принятия обоих документов различается в 4 года. Стратегия Екатеринбурга принята совсем недавно, в 2018 году, что является очевидным плюсом. Что касается стратегических целей, то они не имеют явных отличий: обе Стратегии нацелены на повышении качества жизни людей. Я думаю, что стратегические направления города Екатеринбург сформулированы правильнее, чем направления Перми. Также направления Перми обозначены очень широко, их нужно конкретизировать.

 

Библиографический список

1. Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. С. 14.
2. Боссель Х. Показатели устойчивого развития: Теория, метод, практическое использование. Отчет, предоставленный на рассмотрение Балатонской группы / Пер. с англ. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. 123
3. Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург, 2010. 26 с.
4. Вендина О. Стратегии развития крупнейших городов России: поиск концептуальных решений // Городской альманах. 2006. Вып.2. С.8.
5. Ветлугин С.Ю. Международные рейтинги, влияющие на оценку инвестиционной привлекательности экономики // Проблемы современной экономики. 2005. № 1/2. С. 13-14.
6. Гранберг А.Г., Львов Д.С., Обозов С.А. Стратегическое управление: Регион, город, предприятие: Учебное пособие. М.: Экономика, 2004. С. 337.
7. Жихаревич Б.С. Десять лет городским стратегиям // Российское экспертное обозрение. 2006. № 2(16). С. 18-20.
8. Жихаревич Б.С., Яновский А.Э. Как оценить качество стратегического планирования: Практическое пособие: Территориальное стратегическое планирование. Т 2. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2002. 43 с.
9. Кокина-Славина Т.В., Кукина С.Л. По секрету всему свету // Руководитель бюджетной организации. 2010. № 9. С. 11-12.
10. Официальный портал Екатеринбурга: [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/