Abstract: The article examines the importance of the Quality Management System in the management of the military-industrial complex in accordance with its specifics and focus. The study presents corrective measures to preserve the technological leadership of the military-industrial complex in analyzing the competitive environment in world markets, and identifies the main directions for the development of enterprises in this category. The economic mechanism of quality management at an industrial enterprise of the military-industrial complex is presented, which makes it possible to determine the vectors of stability of competitive positions in domestic and foreign markets, which promotes interaction and cooperation in the global military industry markets.
Keywords: military-industrial complex, quality management system, competitive environment, quality management, foreign economic activity, customer orientation.
Для Российской Федерации предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) являются стратегически важными объектами, обеспечивающими национальную безопасность всего государства.
В приоритете государственной политики в области развития отрасли ВПК на территории РФ является повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и внешнеэкономической деятельности.
Приоритетной политикой в управлении ВПК выступают эффективные методы по введению на рынок военной продукции с принципиально новыми свойствами и высоким качеством, увеличением доли продукции с высокой добавленной стоимостью, а также стимулированием производственного и инновационного потенциала высокотехнологической отрасли.
Главную роль в обеспечении качества в управлении ВПК играет Система менеджмента качества (СМК), которая в специфике своей деятельности осуществляет контроль качества продукции в единой системе по управлению качеством продукции в пределах научно-исследовательских, технологических и испытательных центров, аккредитованных на техническую компетентность. Сами лаборатории Системы менеджмента качества ВПК аттестованы на право испытаний материалов, сырья и полуфабрикатов, изделий и разного рода конструкций. Конечно, по специфике и направленности все ВПК РФ имеют свои отличительные и характерные особенности в зависимости от назначения, направленности и продукции, которую они изготавливают.
Принципы, на которые должна быть сориентирована Система менеджмента качества, показаны на рисунке 1 [1].
Рисунок 1 — Принципы Системы менеджмента качества
Изложенные выше принципы СМК влияют на политику и стратегию деятельности ВПК, на структурные изменения и индикатор состояния и перспектив рынка военной промышленности РФ и в мире, а также показателей и динамики цен товарных рынков военной продукции.
Разработка и внедрение СМК на предприятиях ВПК не имеет единого подхода, но сохраняет за собой комплексный, систематизированный и устойчивый процесс, направленный на эффективную работу СМК, которая будет способствовать организации, производству, изготовлению и выход на рынок продукции высокого качества.
Исследование качества, как объекта управления ВПК в системе СМК показало, что ни один ВПК не применяет в своей деятельности какую-либо одну из систем управления качеством [2].
ВПК использует две, три и более систем управления качеством, закономерность которых заключается в специализации на определённом аспекте функционирования предприятия, в формировании имиджа и бренда предприятия, что позволяет предприятию иметь доверие со стороны стейкхолдеров, в обеспечении выхода на новые рынки и результативности и эффективности, в сжатые сроки наладить работу всего предприятия.
Вместе с тем необходимым звеном в структуре ВПК является экономический механизм управления качеством на промышленном предприятии в рамках СМК и других важных секторах оборонно-промышленного производства.
Экономический механизм управления качеством на промышленном предприятии ВПК решает задачи государственной важности. ВПК попав в современный рыночный механизм под влиянием и воздействием внешних и внутренних компонентов, определяет прежде всего стратегические направления государственной политики и политики самого предприятия ВПК, исследование и анализ СМК в аспекте нахождения все более эффективных способов и методов, которые направлены на совершенствование экономического механизма ВПК [3].
Качество, как объект управления на предприятии ВПК определяет конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность представляет собой некий механизм соперничества на рынке товаров военного назначения за право найти своего покупателя и за возможность продать тот или иной вид товара на наиболее выгодных условиях с целью получения высокой прибыли. К примеру, в условиях внешнеэкономической деятельности ВПК – это перспектива выхода на лидирующие позиции и завоевание основной доли рынка военной промышленности.
На современном этапе управления качеством ВПК экономический механизм предприятия является комплексной системой мер обеспечения и проведения сбалансированной и эффективной политики, направленной на получение конечного результата.
Так, проведение мониторинга конкурентов ВПК на мировом рынке в содержании экономического механизма позволяет определить конкурентные позиции свои и своих конкурентов на краткосрочную либо долгосрочную перспективу.
Международное сотрудничество и сложившиеся проблемы на российских ВПК определяют необходимость проведения постоянного анализа и мониторинга конкурентных позиций на мировом рынке военной промышленности.
Конкурентный анализ мирового рынка ВПК позволяет определить уровень развития государственной монополии в части осуществления определённых видов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) работы данных предприятий. Полученные показатели в результате конкурентного анализа мирового рынка вооружений и военной техники определяют дальнейшие стратегические цели и задачи развития ВЭД и СМК ВПК.
Полученные результаты конкурентного анализа служат стратегическим инструментом для совершенствования деятельности ВПК в условиях мировых рынков продукции и услуг государственного, военного и промышленного назначения.
Анализ конкурентной среды на мировых рынках ВПК определяет пути:
— для формирования прибыли ВПК;
— развитии и совершенствовании СМК ВПК;
— восстановление научно-технических и технологических заделов ВПК;
— потенциала критических технологий ВПК;
— обновления научно-исследовательской, опытно-испытательной и стендовой базы военной промышленности ВПК;
— повышение и расширения границ, параметров качества управления масштабными инвестиционными проектами ВПК;
— развитие системообразующей инфраструктуры логистических и транспортно-технологических систем доставки продукции и грузов на ВПК и многое другое [4].
Данный экономический механизм позволяет определить направления для устойчивости конкурентных позиций ВПК на внутреннем и внешнем рынках, расширение комплекса государственных программ для взаимодействия и сотрудничества на мировых рынка военной промышленности ВПК, определения критических точек и проблем в военно-промышленной сфере.
Анализ конкурентоспособности ВПК осуществляется непрерывно и систематически в соответствии с фазами его жизненного цикла для своевременного установления момента начала снижения показателя конкурентоспособности и принятия соответствующих решений. В следствии проведения SWOT — анализа представляется возможность системно рассмотреть ситуацию с целью принятия обоснованного управленческого решения. Изучение внешней среды ВПК позволяет контролировать внешние факторы определяющие возможные внешние угрозы и перспективы в условиях ВЭД ВПК. Отметим, что удовлетворенность потребителя зависит от качества товаров и услуг, в связи с чем необходимо постоянно отслеживать показатели привлечения и удержания клиентов, чтобы избежать потерю клиентов и как следствие снижение прибыли. Для завоевания новых клиентов необходимо больше затрат, чем на удержание существующих.
В рамках реализации мероприятий по диверсификации форм международного сотрудничества ВПК решаются стратегические задачи, которые по своей специфике и направленности позволяют избежать разного рода проблем в развитии технологического лидерства ВПК за счет корректирующих и предупреждающих мер, которые будут способствовать сохранению основных компетенций, технологической базы и кадрового потенциала, представлено схематично на рисунке 2 [5].
Рисунок 2 — Корректирующие мероприятия для сохранения технологического лидерства ВПК
Представленные на рисунке 2 корректирующие мероприятия для сохранения технологического лидерства ВПК могут быть представлены как:
1) Применение новых форм и методов международного сотрудничества ВПК, с игроками мировых рынков обеспечивающие условия для заключения ВЭД контрактов способных продвинуть на внешний рынок востребованную конкурентоспособную продукцию двойного и гражданского назначения.
2) Формирование вакантных должностей на новые компетенции в области юриспруденции, мировой экономики в ВЭД, маркетинга в ВЭД и т.д.
3) Рассмотрение инновационных разработок в отделе ВЭД и экспортных операций.
4) Внедрения механизмов технического регулирования и защиты интеллектуальной собственности ВПК.
5) Стимулирование инновационного развития ВПК в части обеспечения разработки высокотехнологичной продукции.
6) Наращивать интеллектуальный потенциал в рамках госпрограмм.
7) Модернизация системы дополнительного профессионального образования работников ВПК и т.д.
Возможные действия по улучшению СМК на предприятиях заключаются в следующем:
− проведение анализа и оценки существующего положения на рынке данной отрасли;
– поиск, оценка и выбор оптимального решения для достижения поставленной цели с помощью методов поиска управленческих решений;
− выполнение выбранного решения, в которой полученные результаты анализируются и оцениваются, проверяется, достигнута ли поставленная цель [6].
Для потребителя продукции является важным качество потребления. Одним из главных факторов является качество сохранения долговечности изделия в соответствии с техническими регламентами. Большую роль играет техническое обслуживание, информационная поддержка потребителей в процессе эксплуатации продукции в соответствии с ее назначением.
В целом корректирующие и предупреждающие мероприятия ВПК направлены на оперативное вмешательство с целью стратегического реагирования на ту или иную проблему управления качеством ВПК в разных управленческих и производственных структурах, которое позволяет занимать одно из лидирующих мест по экспорту образцов вооружения и военной техники.
Вывод.
Устойчивая политика СМК ВПК влияет в целом на политику и стратегию деятельности ВПК, ее структурные изменения, индикаторы состояния и перспективы рынка военной промышленности, а также на показатели и динамику цен товарных рынков военной продукции. Проблемы ВПК на мировых товарных рынках военной промышленности определены проблемами недостатка воспроизводства военно-научного потенциала и производства продукции высокого качества, которая будет занимать лидирующие позиции на мировой арене, где Россия выступает одним из ключевых катализаторов, обеспечивающих выпуск военной продукции, не имеющей аналогов.
Трансформация и модернизация многих звеньев ВПК определяет необходимость в совершенствовании СМК ВПК и развития ВПК с учётом Стратегии социально-экономического развития РФ до 2035г [7]. Интеграция СМК с другими отраслями наук и воспроизводство научного потенциала в системе управления определяет индуцирование для устойчивого развития СМК ВПК на современном этапе.
Библиографический список
1. Шибаршина, О. Ю. Современные подходы к проведению модернизации на предприятии / О. Ю. Шибаршина // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2021: Сборник трудов IV Международного научно-технического форума: в 10 т., Рязань, 03–05 марта 2021 года. Том 7. – Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина, 2021. – С. 8-12.2. Кострова, Ю. Б. К вопросу о внедрении инноваций на предприятии / Ю. Б. Кострова // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2021 : Сборник трудов IV Международного научно-технического форума: в 10 т., Рязань, 03–05 марта 2021 года. Том 7. – Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина, 2021. – С. 5-8.
3. Гудкова, О. Е. Технологии обеспечения диверсификации предприятий как способа сохранения потенциала оборонно-промышленного комплекса / О. Е. Гудкова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 240 с.
4. Шибаршина, О. Ю. Стратегическая оценка угроз деятельности предприятия / О. Ю. Шибаршина, Ю. Б. Кострова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 4(48). – С. 587-591.
5. Гудкова, О. Е. Организационно-экономические технологии обеспечения диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса / О. Е. Гудкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 152-162
6. Афанасьева, Ю. С. Трансформация российской экономики в условиях санкций / Ю. С. Афанасьева, И. В. Саттарова // Экономический вестник. – 2025. – Т. 4, № 1. – С. 21-27.
7. О стратегическом планировании в российской федерации и стратегии социально-экономического развития российской федерации до 2035 года. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314301/06fb7addb24a900f831e610b729c32ac3ed9981e/