Индекс УДК 332.8
Дата публикации: 27.06.2022

Перспективные направления реализации жилищной политики в управлении городским хозяйством (на примере Калужской области)

Perspective directions for the implementation of housing policy in urban service management (by the example of the Kaluga region)

Белякова В.А.
Голубкова А.В.

1. Студентка 4 -го курса, направление подготовки
«Государственное и муниципальное управление»
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации», Калужский филиал
2. кандидат экономических наук,
доцент кафедры государственного и муниципального управления
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации», Калужский филиал

Belyakova V.A.
Golubkova A.V.

1. 4th year student, specialization "State and municipal management"
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Russian Academy of National Economy and Public Administration under
President of the Russian Federation, Kaluga Branch
2. candidate of economic sciences,
Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Russian Academy of National Economy and Public Administration under
President of the Russian Federation, Kaluga Branch
Аннотация: В настоящее время вопросы реализации жилищной политики в РФ являются достаточно острыми ввиду их высокой социальной значимости. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что жилищная политика в системе управления городским хозяйством является одной из наиболее значимых для общества, а ее реформирование – стратегической задачей политики на всех уровнях управления. Жилищная политика в решающей степени формирует среду обитания человека, в современных городах состояния городского хозяйства и эффективность управления им определяют уровень цивилизованной жизни, и именно поэтому вопросы активности и результативности ее государственного реформирования являются одними из наиболее значимых. Объектом исследования является жилищная политика в управлении городским хозяйством, а предметом – перспективные направления реализации жилищной политики в управлении городским хозяйством на примере Калужской области. Целью исследования является определение основных проблемных сторон реализации жилищной политики в управлении городским хозяйством в Калужской области и разработка рекомендаций по их устранению.

Abstract: Currently, the issues of implementing housing policy in the Russian Federation are quite acute due to their high social significance. The relevance of this study is due to the fact that housing policy in the urban management system is one of the most significant for society, and its reform is a strategic task of policy at all levels of government. Housing policy to a decisive extent forms the human environment, in modern cities the state of the urban economy and the efficiency of its management determine the level of civilized life, and that is why the issues of the activity and effectiveness of its state reform are among the most significant. The object of the study is housing policy in urban management, and the subject is promising areas for the implementation of housing policy in urban management on the example of the Kaluga region. The purpose of the study is to identify the main problematic aspects of the implementation of housing policy in urban management in the Kaluga region and develop recommendations for their elimination.
Ключевые слова: жилищная политика, жилищное хозяйство, Калужская область, энергоэффективность, качество жизни населения

Keywords: housing policy, housing economy, Kaluga region, energy efficiency, quality of life of the population


Жилищное хозяйство подразумевает под собой комплекс отраслей экономики, которые обеспечивают функционирование жилых зданий, сооружений, создающих безопасное, комфортабельное и удобное проживании и нахождение в них людей (потребителей). За счет жилищного хозяйства в решающей степени формируется среду обитания человека. В современных городах состояния жилищного хозяйства (и эффективность управления им) определяют уровень цивилизованной жизни. Под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребностей граждан в жилье. Главной задачей жилищной политики является повышение уровня обеспеченности граждан собственным жильем на основе формирования рынка доступного жилья. Решение данной задачи требует взаимоувязанного рассмотрения вопросов увеличения платежеспособного спроса населения и возможностей его удовлетворения на рынке существующего жилья, а также через увеличение жилищного строительства.  Современная жилищная политика занимает значимое место в системе управления городским хозяйством, которое предполагает сложную и динамичную систему отраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения. Городское хозяйство является основой экономики административно – территориального образования, обеспечивая, прежде всего, его социально-экономическую и экологическую стабильность.

Жилищная политика является одной из системообразующих и основополагающих элементов системы управления городским хозяйством, поскольку ее цели и задачи связаны с формированием и поддержанием жилищного фонда, который, в свою очередь, является базовой составляющей обеспечения комфортных условий проживания граждан. Реализация жилищной политики всегда соотносится с актуальными целями и задачами развития городского хозяйства ввиду ее фундаментальной роли.

В настоящее время определены целями и задачами национального проекта «Жилье и городская среда». Они связаны с решением первоочередных проблем в сфере жилищного обеспечения населения – высокой долей аварийного жилья в жилищном фонде РФ, низкой доступностью возможностей приобретения жилья в собственность (в том числе и с привлечением ипотечных кредитов), низкими темпами жилищного строительства и т.д. Перечень федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Жилье и городская среда» соответствуют актуальным проблемам в сфере жилищного хозяйства, прослеживается их социальная ориентированность, проявляющаяся в направленности на комплексное формирование комфортной среды проживания населения.

В Калужской области программы реформирование отдельных сфер жилищно – коммунального хозяйства реализуется посредством отдельных программных актов, единой программы на данный момент не существует. Можно выделить такой акт в сфере реформирования сфере жилищно – коммунального хозяйства, как региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 — 2043 годы, которой устанавливаются задачи по приведению многоквартирных домов в Калужской области в нормативное состояние в полном объеме к 2043 году.

Необходимо рассмотреть объемы выделяемых Калужской области средств Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства в период с 2018 по 2021 год (представлено на рисунке 1).

Рисунок 1 — Объемы выделяемых Калужской области средств Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства (2018-2021 гг.), в млн.руб.

Исходя из Рисунка 1, можно сделать вывод о том, что объемы выделяемых Калужской области средств Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства в период с 2018 по 2021 год стабильно увеличивались. Прирост объема выделенных финансовых средств на реформирование жилищно – коммунального хозяйства на 2021 год по отношению к 2018 году составил 17,8%. Представленная на рисунке 1 статистика указывает на положительные тенденции реформирования жилищно – коммунального хозяйства Калужской области в рассматриваемый период – возрастающие объемы финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства позволяют наращивать темпы расселения аварийного жилья, обновления жилищного фонда и повышения энергоэффективности зданий.

Совокупность выделенных региону средств была распределена на различные направления реформирования регионального жилищно – коммунального хозяйства в соответствии с заявленными задачами функционирования Фонда. На рисунке 2 представлено распределение выделенных средств между направлениями реформирования регионального жилищно – коммунального хозяйства Калужской области.

Рисунок 2 — Распределение выделенных средств между направлениями реформирования регионального жилищно – коммунального хозяйства Калужской области (2018 – 2021 гг.)

Исходя из рисунка 2, можно сделать вывод о том, что наибольшая часть выделенных в период с 2018 по 2021 год Калужской области средств Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства направлялась на расселение аварийного жилья (28% от общего объема выделенных региону средств Фонда. Наименьшие доли выделенных средств были направлены на улучшение качества жилищного фонда и совершенствование коммунальной инфраструктуры (15% и 13% соответственно). Также достаточно значительная часть выделенных средств была направлена на капитальный ремонт многоквартирных домов (25% от общего объема средств).

По итогам анализа реформирования жилищно – коммунального хозяйства Калужской области можно сделать вывод о том, что оно осуществляется дифференцированно, на основе региональных программных актов, направленных на достижение целей в рамках определенного направления.  Централизованное реформирование жилищно – коммунального хозяйства осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства, которые могут быть выделены на следующие цели: расселение аварийного жилья, модернизация жилья, капитальный ремонт многоквартирных домов; улучшение качества регионального жилищного фонда и совершенствование коммунальной инфраструктуры. За период с 2017 по 2020 год Калужской области было выделено суммарно более 400 млн.руб. из средств Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства. Наибольшая часть средств Фонда была направлена на расселение аварийного жилья (28% от общего объема выделенных региону средств Фонда. Наименьшие доли выделенных средств были направлены на улучшение качества жилищного фонда и совершенствование коммунальной инфраструктуры (15% и 13% соответственно).

В качестве основных проблем реформирования жилищно – коммунального хозяйства Калужской области можно выделить следующие:

  • недостаток собственных средств на реализацию политики по реформированию ЖКХ;
  • небольшой объем средств, выделяемых на улучшение качества жилищного фонда и совершенствование коммунальной инфраструктуры (15% и 13% от общего объем выделенных Фондом содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства соответственно;
  • низкая доля фактически расселенного аварийного жилья из общего количества запланированного для расселения остается крайне небольшой (около 24,6%), с учетом, что наибольшая часть выделенных в период с 2017 по 2020 год Калужской области средств Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства направлялась именно на реализацию данной задачи.

При оценке результативности и эффективности процесса реформирования жилищно – коммунального хозяйства Калужской области необходимо не только сопоставлять достигнутые результаты и исходные значения целевых показателей, но и планируемые результаты с фактически достигнутыми. Если в случае с первым критерием можно проследить положительную динамику, так как в настоящее время значения целевых показателей по многим задачам реформирования сферы ЖКХ возросли в несколько раз, то в случае в вторым можно наблюдать низкие темпы достижения запланированных значений целевых показателей и неэффективность расходования направляемых на эти цели средств (как бюджетных, так и Фонда содействия).

Результативность реформ в сфере жилищного хозяйства достаточно сложно оценить ввиду двух аспектов измерения их качества, и тем не менее, более весомым критерием, на наш взгляд, являются низкие темпы достижения запланированных значений целевых показателей, что указывает на проблемы в организации процессов реформирования отрасли.

Вне всякий сомнений, процесс реформирования жилищно – коммунального хозяйства Калужской области требует больших финансовых вложений, которые обусловлены не только запретностью обеспечения функционирования данной сферы государственного управления, но и большим объемом запланированных работ. Важно не только формировать фонды на реформирование жилищно – коммунального хозяйства, но и эффективно распределять средства на различные задачи в рамках данной глобальной цели.

Помимо средств государственного бюджета и Фонда содействия необходимо привлекать внебюджетные средства, которые позволят обеспечить большую маневренность политики в сфере жилищно – коммунального хозяйства.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время возможно только при помощи передовых информационных технологий, внедрения цифровизации и цифровой трансформации в городскую и коммунальную инфраструктуру. Масштабная цифровизация жилищно-коммунального хозяйства сформирует условия для обеспечения перехода этой сферы из дотационной в инвестиционно-привлекательную отрасль экономики. Внедрение и совершенствование процедур проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в форме заочного голосования с использованием информационных систем повысит активность и ответственность собственников при принятии решений по управлению домами. Информационная открытость и доступность данных о техническом состоянии жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры, сферы управления объектами жилой недвижимостью повысит эффективность привлечения инвестиций в проекты модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства, создаст предпосылки для роста числа заключаемых концессионных соглашений и, как следствие, снизит бюджетные расходы в эту отрасль экономики.

Во исполнение данной цели необходимо решить комплекс задач, направленных на повышение эффективности различных отраслей жилищно – коммунального хозяйства РФ: трансформация административных процедур в сфере жилищно – коммунального хозяйства; формирование цифрового пространства для повышения эффективности функционирования отраслей жилищно – коммунального хозяйства; цифровизация деятельности всех отраслей сферы жилищно – коммунального хозяйства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время основными приоритетными направлениями реформирования жилищно – коммунального хозяйства является программная цифровизация, производимая на федеральном уровне с привлечением внебюджетных средств.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Калужской области от 30 декабря 2013 года №753 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области, на 2014 - 2043 годы»
2. Емельянова Е.В., Харчикова Н.В. Тенденции, факторы и стратегические приоритеты инвестиционного развития Калужской области// Менеджмент в России и за рубежом. М: изд-вл «Финпресс», 2020. – №2. – С.40-47.
3. Малмыгина К. Ю. Проблемы управления жилищным фондом в РФ // Молодой ученый. — 2020. — №17. — С. 194-197.
4. Олюнина Л.В. Реформирование жилищного хозяйства в современных социально – экономических условиях// Государство и право. – 2020. - №7. – С.90-94.
5. Прусакова В.Д. Концепции реформирования жилищного фонда// Вопросы управленческой науки. – 2020. - №7. – С.90-95.
6. Размахова О.В. Развитие сферы жилищного хозяйства в РФ//Актуальные вопросы развития науки на современном этапе. – 2019. - №4. – С.89-94.
7. Официальный сайт Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Калужской области [Электронный ресурс] URL - https://admoblkaluga.ru/sub/stroy/ (дата обращения 18.06.2022)