Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.06.2024

Маркетинговые коммуникации и их роль в построении и развитии бренда

Marketing communications and their role in building and developing a brand

Шевцова Наталья Сергеевна,
магистрант, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва
Shevtsova Natalya Sergeevna,

Master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State Social University", Moscow
Аннотация: На сегодняшний день предприятия, которые занимаются предпринимательской деятельностью сталкиваются с различными рисками: рост конкуренции на рынке, повышение требований потребителя к качеству продукта, увеличение объема затрат и необходимость их оптимизации для получения максимальной экономической выгоды. Для обеспечения высокой прибавочной стоимости и увеличения маржинальности производимой продукции, необходимо также вкладывать ресурсы в развитие собственного бренда. Узнаваемость товаров, их брендирование, популярность у целевой аудитории, а также привлечение маркетинговых коммуникаций для увеличения известности бренда, позволяет повышать конкурентоспособность бизнеса, а также увеличивать маржинальность производимой продукции. Именно на основе привлечения постоянного клиента выстраивается стабильно функционирующая бизнес-модель компании. Важным этапом формирования постоянного клиента является первая однократная покупка, которая позволяет убедиться в том, что продукт действительно лучший, а сама компания поддерживает интересы потребителя. Это позволяет достигать конечных целей по росту чистой прибыли. В данной статье обозначены основные тенденции применения маркетинговых коммуникаций, определены ключевые элементы реализации коммуникаций и их влияние на развитие бренда.

Abstract: Today, enterprises that engage in business activities face various risks: increased competition in the market, increased consumer requirements for product quality, increased costs and the need to optimize them to obtain maximum economic benefits. To ensure high added value and increase the margins of manufactured products, it is also necessary to invest resources in the development of your own brand. Recognition of products, their branding, popularity among the target audience, as well as the involvement of marketing communications to increase brand awareness, allows you to increase the competitiveness of the business, as well as increase the margins of manufactured products. It is on the basis of attracting a regular client that a stable operating business model of the company is built. An important stage in the formation of a regular customer is the first one-time purchase, which allows you to make sure that the product is truly the best, and the company itself supports the interests of the consumer. This allows you to achieve your ultimate goals of net profit growth. This article identifies the main trends in the use of marketing communications, identifies the key elements of the implementation of communications and their impact on brand development.
Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, бренд, потребитель, ценности, лояльность.

Keywords: marketing communications, brand, consumer, values, loyalty.


На сегодняшний день для продвижения продукции предприятия важно не только производить качественную продукцию, но и формировать лояльную ценовую политику, а так же вкладывать ресурсы в развитие собственного бренда.

Стимулирование потребителей к приобретению продукции определённого производителя может реализоваться на основе информационной прозрачности продукта, который интересен был бы конечному потребителю. Именно информационная прозрачность позволяет сформировать убеждение потребителя о том, что продукт является необходимым для него. Подобный метод информационной прозрачности позволяет предприятию занимать устойчивые позиции на рынке и формировать соответствующие показатели эффективности, причём как эффективности производства, так и эффективности реализации продукции. Данный метод используется в тандеме с формированием соответствующего качества продукта и лояльной ценовой политики, так как без данных базовых условий реализации информационная прозрачность не является эффективным инструментом [5].

 При взаимодействии с внешней средой, которая развивается по рыночным законам и законам конкуренции, производитель сталкивается с широким набором альтернатив для потенциального потребителя, который создает определённые риски в реализации плановых показателей. По данной причине, при управлении предприятием используются механизмы, в первую очередь, привлечения внимания потребителя, во вторую очередь, поддержки данного внимания в долгосрочной перспективе. С этой целью могут использоваться коммуникации, которые являются ключевым аспектом маркетинговой политики [1].

Маркетинговые коммуникации рассматриваются многими авторами в научно-практических работах, посвященных эффективности реализации продукции. Часть авторов рассматривает маркетинговые коммуникации, сформированные на основе интегрированных инструментов менеджмента, однако, большинство авторов уделяют внимание на рассмотрении ключевых маркетинговых коммуникаций, на основе которых можно формировать производные и частные виды коммуникационных взаимодействий с потребителем.

Основная типологизация маркетинговых коммуникаций представлена на рисунке 1.

Рис.1. Основная типологизация маркетинговых коммуникаций

Из данных рисунка 1 видно, что основная типологизация маркетинговых коммуникаций включает рекламу, имидж предприятия и директ-маркетинг.

Данные маркетинговые коммуникации как основные ключевые инструменты используются в деятельности различных компаний, в особенности западных предприятий, так как западная школа является родоначальником коммуникационных воздействий с потребителем. Рассмотрим одну из наиболее активно использующих маркетинговые коммуникации компанию «Procter & Gamble» [5].

Основным видом деятельности компании «Procter & Gamble» является производство косметической продукции, товаров по уходу за домом, а также продуктов для семейного использования. Так, наиболее популярными товарными категориями компании являются такие бренды как: Pampers, Tide, Ariel, Always, Oral-B, Duracell, Head&Shoulders, Gillette.

Компания «Procter & Gamble» заявляет миссию как служение потребителю и ориентирована на учет мнения целевой аудитории по удовлетворению их нужд. Компания «Procter & Gamble» проводит исследования с этой целью сегмента целевой аудитории для повышения степени доверия потребителя и совершенствования, таким образом, продуктовой линейки [3].

Компания «Procter & Gamble», используя маркетинговые коммуникации помимо экономической цели по максимизации прибыли, ориентирована на укрепление позиции на рынке за счёт повышения степени запоминаемости, узнаваемости и лояльности к бренду.

Для достижения данных показателей компания «Procter & Gamble» реализует маркетинговые коммуникации по типу и структуре, как наиболее производительная маркетинговая коммуникация, проводимая с 2010 г. – кампания «Спасибо, мама!», которая ориентирована на широкий сегмент потребителей и трансляцию таких ценностей как милосердия, любовь к семье, сострадание. Благодаря подобной трансляции компания «Procter & Gamble» сформировала, таким образом, ассоциативную связь своей деятельности с общепризнанными моральными ценностями. При исследовании факторов эффективности данной компании нами были определены такие аспекты, которые использовала компания «Procter & Gamble» как элементы формирования итоговой качественной маркетинговой коммуникации, что представлено на рисунке 2.

Рис.2.Систематизация маркетинговой коммуникации компания «Procter & Gamble» при создании кампании «Спасибо, мама!»

Из данных рисунка видно, что систематизация маркетинговой коммуникации компания «Procter & Gamble» при создании кампании «Спасибо, мама!» включат четыре ключевых блока, ориентированных на усиление приверженности потребителя к компании.

Во-первых, компания «Procter & Gamble» использовала выстраивание определённой, строго обоснованной системы маркетинговая коммуникаций, а именно ритмичность размещения ролика в период Олимпийских игр, ритмичное использование роликов в социальных сетях и других медиасредствах;

Во-первых, компания «Procter & Gamble» установила партнёрские отношений с представителями Олимпийских игр.

В-третьих, был сформирован качественный визуальный ряд, который влиял на формирование положительной эмоции у потребителя. Видеоролик транслировал маму, которая гордилась и радовалась за ребёнка, достигающего результаты, что вызывает ответную реакцию у родителей. Компания «Procter & Gamble» решила транслировать ценность моральной поддержки для детей, которые добиваются результатов на олимпийских чемпионатах.

Усиление данной маркетинговой коммуникации компания «Procter & Gamble» сформировала на платформе YouTube, где разместила совокупность роликов короткометражного типа, которые были достаточно востребованы.

Это позволило ещё больше укрепить в отношении потребителя лояльность, так как компания «Procter & Gamble» предоставила ещё больше информации о себе для общественности широкого уровня. Это позволило свою очередь получить от потребителя отклик, так как компания «Procter & Gamble» ассоциировалась с «человеческим лицом». Конечная цель благодаря данным маркетинговой коммуникации была достигнута, то есть увеличились экономические показатели и стоимость акций компании среди показателей маркетинговой эффективности, была отмечена положительная динамика в показателе охвата аудитории.

Необходимо отметить, что негативное отношение к компании «Procter & Gamble» практически отсутствует: отмечаются негативные высказывания в форме критики, однако они имеют аргументы и являются конструктивными. Это связано с тем, что при реализации маркетинговой коммуникации компания «Procter & Gamble» выбрала эффективные нравственные ценности, такие как семья, родители, дети, критика которых вызовет больше негативного отношения к самому критику нежели к компании. Ценности были выбраны, таким образом, что они находит отклик существенного количества широкой общественности.

В итоге, изучив маркетинговые коммуникации и их роль в построении и развитии бренда, можем сделать следующий вывод. Маркетинговые коммуникации не являются инструментом эффективности как таковые, а лишь при их грамотном структурировании. При использовании маркетинговых коммуникаций с обоснованным наполнением можно сформировать высокий уровень лояльности потребителя к компании, формировать устойчивый репутацию с высокими показателями, как следствие, иметь растущие экономические показатели.

Библиографический список

1. Груба М.Г. Исследования креатива в маркетинговых коммуникациях // E-Scio. – 2022. – №8 (71). – С. 18-21.
2. Дурягин А. С. Визуальный креатив в цифровой эпохе: вызовы и возможности для маркетинговых коммуникаций // Практический маркетинг. – 2024. – №4. – С. 31-24.
3. Ковалев И.Д. Сущность, виды и каналы маркетинговых коммуникаций // Вестник магистратуры. –2022. –№5-4 (128). – С. 5-6.
4. Матвеева О. З. Отдельные аспекты маркетинговой коммуникации и рекламы в современном бизнесе // Базис. – 2024. – №1 (15). – С. 22-27.
5. Пискунов А.А. Типология маркетинговых интернет-коммуникация b2b-сектора // Вестник науки. – 2024. – №1 (70). – С. 12-15.
6. Язханов А., Аширова Ай. Понятие системы маркетинговых коммуникаций // Вестник науки. – 2023. – №10 (67). – С. 34-37.