Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.09.2021

Направления туристской политики в Японии: современные реалии

Directions of tourism policy in Japan: modern realities

Гаврилова Каринэ Самвеловна
Сосункевич Варвара Олеговна

1. старший преподаватель кафедры региональной
экономики и природопользования,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2. студентка направления «Зарубежное регионоведение»,
профиль – Азиатско-Тихоокеанский регион,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Gavrilova Karine Samvelovna,
Sosunkevich Varvara Olegovna

1. Senior lecturer, the Department of Regional Economics
and Nature Management,
Saint-Petersburg State University of Economics
2. Student, Specialization «Foreign Regional Studies» («Asian-Pacific area»)
Saint-Petersburg State University of Economics
Аннотация: Статья посвящена анализу реализации Национального плана по развитию туризма, утвержденного Кабинетом Премьер-Министра Синдзо Абэ в 2012 г. Интерес представляет его успешная реализация в допандемийный период. Авторы рассматривают вклад туристской отрасли в экономику страны, а также, используя метод SWOT-анализа, выявляют потенциал ее развития. Особое внимание в статье уделяется состоянию данного сектора в настоящее время.

Abstract: The article is devoted to the analysis of the implementation of the National Plan for Tourism Development, approved by the Cabinet of Prime Minister Shinzo Abe in 2012. Its successful implementation in the pre-pandemic period is of interest. The authors examine the contribution of the tourism industry to the country's economy, and also, using the SWOT analysis method, identify the potential for its development. The article focuses on the current state of this sector.
Ключевые слова: Япония, туризм, туристский сектор экономики, SWOT-анализ, проект «Go to travel», въездной туризм, внутренний туризм

Keywords: Japan, tourism, tourism sector of the economy, SWOT analysis, «Go to travel» project, inbound tourism, domestic tourism


Правительство Синдзо Абэ поставило перед собой задачу превратить Японию в мировой туристский центр. Это стало особенно актуально в связи с выбором Токио в качестве места проведения Олимпийских игр 2020.  В 2013 г. была опубликована утвержденная ранее стратегия развития туристской отрасли страны. [4] В соответствии с ней к 2030 г. ежегодное количество иностранных туристов, посещающих страну, должно достигнуть отметки 30 млн чел. Активная политика по продвижению японского туристского бренда показала положительные результаты в допандемийный период (см. рис. 1).

Рисунок 1. Темпы прироста численности иностранных туристов, прибывших в Японию в период с 2012 по 2020 гг.

В 2019 г. численность иностранных туристов, прибывших в Японию, составила 31,88 млн чел. [10] Общий вклад отрасли в структуру ВВП в 2019 г. составил 7,7%. [5]

Правительством страны проводилась последовательная политика, направленная на упрощение въезда в страну для иностранных граждан, на формирование гостеприимной и комфортной среды внутри страны, а также на продвижение туристского бренда Японии за рубежом. В частности, на сегодняшний день граждане 68 стран могут посещать Японию без оформления визовых документов с туристскими целями (ограничивается срок пребывания на территории страны до 90 дней). [2] С 01.01.2017 г. был упрощен визовый режим и для граждан России: при оформлении документов на выезд перестали требовать приглашение принимающей стороны, а также взимать консульский сбор. [1]

К формированию «дружелюбной среды», в соответствии с принятой органами власти «дорожной картой», были отнесены следующие меры: развитие внутренней транспортной инфраструктуры, увеличение численности мест размещения (отели разных категорий, хостелы и т.д.), транслитерация надписей и указательных знаков на улицах городов и поселений, распространение различных справочных материалов на иностранных языках, расширение бесплатной публичной сети WiFi, увеличение числа магазинов беспошлинной торговли (duty free). [4]

Помимо означенных выше пунктов проводилась широкомасштабная рекламная кампания по продвижению туристского бренда Японии на международный рынок. Привлечь внимание аудитории к этой дестинации удалось в том числе за счет использования современного медиапространства. Одно лишь видео о достопримечательностях Японии «Enjoy my Japan», размещенное на сайте youtube.com, было просмотрено почти 60 млн раз. [7] Функционирование официальных туристских сайтов позволяет узнать всю необходимую информацию о стране.

Для финансовой поддержки отрасли с 07.02.2019 г. в Японии был введен туристский налог, распространяющийся как на иностранных граждан, так и на местных туристов. [3]

Несмотря на значительное число мер по привлечению в страну иностранных туристов, внутренний туризм в стране развит гораздо сильнее. В том же году количество граждан Японии, занимавшихся туризмом внутри страны, составило 587,1 млн чел. [10] Вклад внутреннего и въездного туризма оказывает крайне неравномерное влияние на формирование ВВП страны – 81% и 19% соответственно. [10] Расходы иностранных туристов в 2019 г. составили 4,81 млрд японских йен. Расходы внутренних туристов в том же году оценивались в 21,9 млрд японских йен. [10]

            Тем не менее, несмотря на инициативу бывшего премьер-министра превратить Японию в ведущий мировой туристский центр, на сегодняшний день реализовать ее будет крайне затруднительно. В 2020 г. в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки существенно сократился приток иностранных туристов и составил всего 4,12 млн чел. (туристский поток сократился почти в 8 раз). [10] Безусловно, внутренний туризм также пострадал от введенных ограничений, однако количество туристов сократилось всего лишь в 2 раза и составило 293,41 млн чел. [10]

Безусловно, текущая неблагоприятная ситуация рассматривается экспертами как временная. Грамотно разработанная стратегия вывода отрасли из кризисного состояния позволит изменить ситуацию в лучшую сторону. Для выявления потенциала развития туристской отрасли обратимся к методу SWOT-анализа.

Таблица 1

 SWOT-анализ туристской отрасли Японии

Сильные стороныСлабые стороны
·       расположение страны в центре Азиатско-Тихоокеанского региона

·       разнообразие климатических условий

·       разнообразие природных ландшафтов

·       богатое историческое и культурное наследие

·       разнообразие реализуемых событийных мероприятий

·       высокий уровень экономического развития

·       развитый транспортно-логистический комплекс

·       развитая туристская инфраструктура

·       наличие известного на международном рынке туристского бренда

 

·       островное расположение государства

·       расположение в сейсмически активной зоне

·       удаленность территории страны от большинства развитых стран мира

·       удаленность от ключевых туристских потоков

·       достаточно высокая стоимость японской иены

·       неблагоприятные климатические условия (высокая влажность, знойное лето)

·       языковой барьер у местного населения

·       существенное отличие культурных ценностей, присущих японской нации

·       неблагоприятная экологическая обстановка в крупных городах

ВозможностиУгрозы
·       дальнейшая популяризация Японии как туристской дестинации

·       проведение мероприятий международного значения (пример: Олимпийские игры)

·       дальнейшая реализация «дорожной карты» по развитию туристского сектора страны и формирования дружелюбной среды для иностранных туристов

·       развитие экотуризма за счет популяризации существующих в стране особо охраняемых природных территорий

·       увеличение туристского потока за счет упрощения визовых требований

·       дальнейшее стимулирование развития внутреннего туризма

·       наличие потенциала для привлечения инвестиций в туристский сектор страны

·       формирование туров, включающих посещение нескольких туристских дестинаций (соседних стран)

·       природные катаклизмы

·       политические конфликты

·       дальнейшая дестабилизация эпидемиологической обстановки

·       высокая стоимость транспортных расходов

·       конкуренция со стороны соседних стран АТР

·       дальнейшая дестабилизация экономической обстановки в мире

Из перечисленных выше угроз наиболее ощутимой на сегодняшний день является нестабильная эпидемиологическая обстановка. В 2020 г. правительством страны было принято решение о дальнейшем развитии внутреннего туризма. За реализацию проекта «Go to travel», финансирование которого оценивается в 1,7 трлн иен, отвечает Национальная туристская организация Японии. [6] Срок реализации программы – до конца сезона 2021 г.

Данная система включает в себя предоставление скидки на проживание (до 35%) и получение купонов в размере 15% от затрат на тур. К примеру, турист бронирует отель, стоимость пребывания в котором оценивается в 40 тыс. иен. Он получает скидку и оплачивает 65% стоимости, то есть 26 тыс. иен. При этом турист также получает купон на 6 тыс. иен, составляющий 15% первоначальной стоимости.

Купоны могут быть использованы для оплаты покупок в магазинах и заказов в ресторанах, принимающих участие в акции, а также для покрытия транспортных расходов в границах посещаемой префектуры. Использовать полученные купоны можно исключительно в период поездки. Обналичивание средств не допускается.

При этом устанавливаются верхние и нижние допустимые границы предоставляемых скидок – не менее 7 тыс. иен и не более 13 тыс. иен. Стоимостная градация купонов находится в диапазоне от 3 тыс. до 7 тыс. иен. Особо подчеркивается тот факт, что данная акция распространяется исключительно на граждан Японии. Временно пребывающие на территории страны иностранные граждане не могут претендовать на участие в ней. В территориальном отношении проект охватывает все префектуры страны. [8]

            Национальный базовый план по развитию туризма основывается на Законодательном акте №117 «О развитии туризма» от 2006 г. Стратегия была утверждена правительством в 2012 г. [9] Обозначенная в ней цель была успешно достигнута в допандемийный период благодаря грамотно разработанным мерам по продвижению туристского бренда Японии на международном рынке туристских услуг, упрощению визовых процедур, формированию комфортной для туристов среды внутри страны. Тем не менее мировая пандемия COVID-19 поставила туристский сектор в кризисное положение. Границы Японии были закрыты для 100 стран мира. Поток иностранных туристов сократился в 8 раз. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации, по мнению правительственных структур, стала реализация проекта по стимулированию внутреннего туризма. Данная стратегия позволила поддержать менее популярные среди иностранцев туристские центры, охватив все регионы страны.

Библиографический список

1. Виза в Японию // Туристский портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tourister.ru/world/asia/japan/publications/1078
2. Официальный туристский портал Японии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.visasjapan.com
3. Политика Японии в области развития туризма и новый туристический налог // Общероссийская общественная организация «Общество «Россия – Япония» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russiajapansociety.ru/?p=8764
4. Томоми Нагаи Серьезный подход к международному туризму // Современный взгляд на Японию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nippon.com/ru/in-depth/a03703/?pnum=2
5. Япония – Туризм, общий вклад в ВВП // Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/
6. Япония будет субсидировать туристические поездки только для жителей страны // Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/70268/
7. Enjoy my Japan // YouTube.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Z8EGy3nhpNI
8. Go to travel // Официальный портал проекта «Go to trave» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goto.jata-net.or.jp/
9. The Tourism Nation Promotion Basic Plan // Официальный сайт японского агентства по туризму [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mlit.go.jp/kankocho/en/kankorikkoku/kihonkeikaku.html
10. Travel and tourism in Japan // Статистический портал Statista [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/study/57443/travel-and-tourism-in-japan/