Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.11.2021

Необходимость построения логистической системы управления производственными предприятиями

The need to build a logistics management system for manufacturing enterprises

Матов Максим Борисович
студент высшей школа экономики, управления и права,
Северный Арктический Федеральный Университет имени М. В. Ломоносова,
г. Архангельск

Matov Maxim Borisovich,
student of the Higher school of Economics, management and law,
Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov,
Arkhangelsk
Аннотация: В данной работе проводится анализ эффективности построения логистической системы на производственных предприятиях, а также необходимости отказа от устоявшейся, традиционной системы. Автором предлагается алгоритм построения логистической системы при развертывании её на предприятии. Автором разработана управленческая система предприятия при построении логистической системы производственного предприятия.

Abstract: This paper analyzes the effectiveness of building a logistics system at manufacturing enterprises, as well as the need to abandon the established, traditional system. The author proposes an algorithm for constructing a logistics system when deploying it at an enterprise. The author has developed a management system of an enterprise when building a logistics system for a production enterprise.
Ключевые слова: бизнес, транспорт, логистика, потребитель, рынок, конкуренция, отрасль, поставка, потребитель, дистрибуция, затраты, товар, концепция, поток, система.

Keywords: business, transport, logistics, consumer, market, competition, industry, supply, consumer, distribution, costs, goods, concept, flow, system.


На сегодняшний день в России существует проблема развития производственных предприятий. Данная проблема заключается в отсутствии эффективных, современных управленческих подходов. Это обусловлено, как правило двумя факторами:

а)         предприятиям руководят люди «старой формации», у которых отсутствует понимание необходимости внесения и преобразования существующей системы;

 б) руководители, отрицают эффективность новых подходов.

            С точки зрения философского аспекта бизнеса, ключевая цель бизнеса – это максимальное удовлетворение интересов потребителя. Для того, чтобы добиться успеха в бизнесе необходимо:

а) изучить потребности потребителя, иными словами, понять, чего он желает;

б) найти способ как удовлетворить рыночный спрос, более эффективно, чем конкурент.

Для того чтобы, во-первых, сохранить свое место на рынке, а во-вторых, чтобы в нем эффективно развиваться и расти, нужно прислушиваться к потребительским потребностями, и быть более гибким, мобильным, в развивающихся условиях, чем конкуренты. Вследствие чего, чтобы быть конкурентно способным в своей отрасли, представляется необходимым поменять традиционный управленческий подход на логистический подход управления предприятием. Логистический подход привнесет с собой значительные изменения в философии предприятия во всех сферах. Применения логистики приведет к достижению тактических, оперативных и стратегических целей, кроме того, повысит эффективность управления информационными, материальными, финансовыми и сервисными потоками.

Активная эволюция логистических и информационных технологий в корне изменили рынок транспортных услуг, который находится в постоянном совершенствовании и улучшает свой сервисный уровень.

Рассмотрим специфику логистического подхода и его некоторые преимущества:

— перенос внимания с внутренней среды на всю цепь поставок, состоящую из большого числа участников;

— все участники формируют менеджмент физического распределения материальных потоков предприятия, призванный снизить его финансовые и временные затраты;

 — концепция работы строится на общих затратах по каналу дистрибуции;

— конкурентоспособность канала дистрибуции может повышаться за счет снижения суммарных затрат.

 Снижение необходимых затрат для выполнения операций у одного из участников канала дистрибуции, провоцирует увеличение затрат у остальных участников, что в свою очередь отражается на росте затрат на дистрибуцию данного товара, тем самым негативно влияет на конкурентоспособность всех участвующих в его дистрибуции организаций.

Следует обратить внимание, что при формировании дистрибуционного канала нужно учитывать, что элемент, который тем или иным способом участвующий в данном процессе, обладает своими, присущими ему, свойствами и особенностями. Выбирая вид транспорта, нужно учитывать ограничения и критерии, которые закладывались при построении логистической системы. Алгоритм построения логистической системы продемонстрирован на рисунке 1, который состоит из шести задач, решаемых последовательно.

Этап первый. На данном этапе проводится анализ действующей системы, проводится и конкретизируется в целях дальнейшей оптимизации.

Этап второй. На данном этапе, на основе проведенного анализа происходит формирование требований к построению системы.

Этап третий и четвертый. На данном этапе осуществляется идентификация внешних и внутренних материальных и сопутствующих потоков.

Этап пятый. На данном этапе, осуществляется процесс идентификации управленческих объектов, на базе которых создается финальная, итоговая концепция логистической системы.

Этап шестой. Исследуется модель для выявления близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому результату. Проводится сравнительный анализ затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям.

Рисунок 1. Алгоритм построения логистической системы предприятия

Следует обратить внимание, что логистический менеджмент предприятия в своем разнообразия, во многом зависит от:

— размера бизнеса;

— направленности бизнеса;

— мощности бизнеса, и ряды иных факторов.

При построение логистической системы важное значение имеет ее структура и иерархия. Базовая система управления приведена на рисунке 2, и может меняться от специфики работы предприятия.

На трех уровнях представленной выше системы управления решаются комплексные задачи: от выбора стратегии и тактики до непосредственной их реализации. Каждый уровень – это составляющая комплексной системы, которая базируется на взаимосвязанной и взаимоподчинённой работе.

Разработанный инструментарий позволит повысить эффективность работы существующих предприятий и вывести их на новый уровень. Только при соблюдении всех требований и наложенных ограничений разработанная система даст максимальный эффект.

Рисунок 2. Система управления при построение логистической системы производственного предприятия

Библиографический список

1. Бардасова Э. В. Логистические подходы к управлению бизнес-процессами на предприятиях сервиса. Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. С. 54–58.
2. Жуков Н. С. Современный логистический сервис, как условие ведения успешного бизнеса. В сборнике: цифровые технологии в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых. 2020. С. 644–647.
3. Ионов О.В. Современное состояние и перспективы развития логистического сервиса. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. С. 101–103.
4. Масленникова Е. А. Эффективность аутсорсинга логистических издержек. Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2018. С. 14–16.
5. Поскряков И.А. Логистический сервис в торговле и его значение в современных экономических условиях. Транспортное дело России. 2020. С. 26–28.
6. Рыбаков Д. С. Методология как основа модели оптимизации затрат и уровня логистического сервиса предприятия. Логистика и управление цепями поставок. 2020. С. 39–49.
7. Синицын М. Г. Особенности организации завоза грузов на боковые реки с учетом применения элементов логистических технологий. Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2011. С. 24–28.
8. Синицын М. Г. Развитие интеллектуальных транспортных систем в автомобильной отрасли. Политранспортные системы: материалы X Междунар. науч.-техн. конф.Сиб. гос. ун-т. путей сообщения. Новосибирск, 2019. С. 440–443.