Abstract: The article deals with the main problems of ensuring the economic security of the Moscow megalopolis, as well as the conceptual model of the economic security of the megalopolis.
Keywords: economic security, threats, protection, objects of influence, information system.
Необходимость защиты интересов человека, общества и государства существовала всегда, существует сегодня и будет существовать до тех пор, пока будет существовать жизнь на нашей планете.
В настоящее время этот вопрос приобретает особое значение для России, т.к. наша страна переживает весьма сложный для неё период – переход к другой общественной формации и связанный с этим переход к новым, в том числе и экономическим, отношениям.
Сегодня мы являемся очевидцами угрожающего роста самого уродливого преступного проявления за всю историю человечества – глобального международного терроризма. Стало очевидным, что для многих государств пришло время выбора новой парадигмы существования, а точнее – выживания всей нашей цивилизации. И Россия в этом плане не является исключением.
В нынешних условиях общественной жизни страны вопрос об обеспечении безопасности в широком смысле должен решаться по-новому, по-особому, ибо предыдущая модель обеспечения безопасности личности и общества была рассчитана на определенный тип экономических отношений. Со сменой этих отношений и система обеспечения экономической безопасности должна быть иной, прямо вытекающей из нынешней ситуации и ей адекватной.
Эффективность мероприятий исполнительной власти по обеспечению безопасности зависит от экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Поэтому безопасность представляет собой наряду с защищённостью национальных интересов также готовность и способность институтов власти создать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Безопасность московского мегаполиса формируется и обеспечивается воздействием взаимосвязанной совокупности внутренних и внешних факторов, благоприятствующих эффективному росту экономики, её способности удовлетворять потребности личности, общества, обеспечивать международную конкурентоспособность, гарантировать защиту от различного рода угроз и потерь.
Когда речь идет о экономической безопасности столичного мегаполиса, то прежде всего, следует понимать его защищённость от указанных выше угроз, стабильность функционирования его экономики и всех городских систем, а также их динамичное развитие.
Под экономической безопасностью мегаполиса понимается совокупность текущего состояния в условиях факторов, характеризующих стабильность и устойчивое развитие его экономики, самостоятельность в рамках действующего законодательства и интеграция с экономикой Российской Федерации.
Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, мегаполиса, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Концептуальная модель экономической безопасности мегаполиса приведена на рисунке 1.
Объектами экономической безопасности Москвы являются его граждане, коллективы и организации и городское хозяйство в целом.
Предметом деятельности Правительства Москвы в области обеспечения экономической безопасности мегаполиса в первую очередь должно быть:
- определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы города Москвы;
- формирование в городе Москве социально-экономической политики и стратегии, устраняющей или смягчающей вредное воздействие таких факторов в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- определение критериев и параметров экономики города Москвы, отвечающих требованиям социально-экономической безопасности и обеспечивающих защиту приоритетных интересов, как города Москвы, так и страны в целом;
- определение механизма обеспечения экономических интересов города Москвы, их защита на основе применения всеми институтами городской власти правовых, экономических и административных мер воздействия.
Рисунок 1. Концептуальная модель экономической безопасности мегаполиса
В полной мере осуществляя такую деятельность, город Москва занимает ведущее место среди других субъектов Федерации по обеспечению экономической безопасности России.
Анализ сложившейся ситуации в городе Москве свидетельствует о том, что в настоящее время расширился спектр угроз, возросли масштабы наносимого ими ущерба жизненно важным интересам и экономической безопасности жизнедеятельности личности и в целом москвичей.
Библиографический список
1. Komarova A., Tsvetkova L., Kozlovskaya S., Pronkin N. Organisational educational systems and intelligence business systems in entrepreneurship education. Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 5. С. 15.2. Kurilova, A., Lysenko, E., Pronkin, N., Mukhin, K., & Syromyatnikov, D. The impact of strategic outsourcing on the interaction market in entrepreneurship education. Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 4. С. 15.
3. Глущенко В.М., Пронькин Н.Н. и др. Экономическая безопасность в сфере государственных и муниципальных закупок. Пособие для государственных гражданских служащих г. Москвы, обучающихся по образовательной программе профессиональной переподготовки "Управление государственными и муниципальными заказами" / В. М. Глущенко [и др.]. Москва, 2011.
4. Глущенко В.М., Пронькин Н.Н. и др. Экономическая безопасность в сфере государственных и муниципальных закупок. Учебно-методический комплекс для государственных гражданских служащих г. Москвы, обучающихся по образовательной программе профессиональной переподготовки "Управление государственными и муниципальными заказами" / В. М. Глущенко [и др.]. Москва, 2011.
5. Информационная безопасность мегаполиса на примере города Москвы. Монография / Н.Н. Пронькин – М.: ООО «Экслибрис-Пресс», 2017. – 112 с.
6. Информационная безопасность мегаполиса на примере города Москвы. Монография / Н.Н. Пронькин – М.: ООО «Экслибрис-Пресс», 2017.
7. Исследование проблем кадровой политики в городе Москве. Итоговый отчет о НИР / Бандурин В.В., Гапоненко В.Ф., Глущенко В.М., Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
8. Кадровая стратегия Москвы: теория и методы обоснования структур исполнительной власти. Монография / А.К. Алексеев, В.М. Глущенко, В.С. Елизаров, В.М. Крашенинников, А.И. Прокофьев, Н.Н. Пронькин; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
9. Кудрявцев А.С., Пронькин Н.Н. и др. Информационные системы в управлении городским хозяйством. Учебно-методический комплекс для направления 230200.62 "Информационные системы" очной формы обучения высшего профессионального образования. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
10. Московский мегаполис: системный анализ, междисциплинарный подход, информационные технологии управления. Монография / В.М. Глущенко, Н.Н. Пронькин, Г.Ф. Шилова и др.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
11. Пронькин Н.Н. Моделирующий комплекс информационных и расчетных задач "Паритет". Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS № 2019661181. Заявка № 2019660121 от 14.08.2019. Опубл. 21.08.2019.
12. Пронькин Н.Н. Программа загрузки баз данных моделирующего комплекса. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS № 019667818. Опубл. 30.12.2019.
13. Пронькин Н.Н. Программа обработки и вывода результатов моделирующего комплекса. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS № 2019663074. Заявка № 2019661592 от 20.09.2019. Опубл. 09.10.2019.
14. Пронькин Н.Н. Программа формализованной карты моделирующего комплекса. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS № 019667819. Опубл. 30.12.2019.
15. Разработка специального математического и программного обеспечения выработки стратегических решений по кадровой политике города Москвы. Отчет о НИР за 2 этап / Бандурин В.В., Гапоненко В.Ф., Глущенко В.М., Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
16. Российская социальная система: оглянуться в ушедшее время. Ради будущего. (Синергетика в гуманитарных науках). Под ред. профессора Старостенкова Н.В.: Монография. / Ляпунова Н.В., Потехина Е.В., Пронькин Н.Н., Старостенков Н.В., Шилова Г.Ф.– М.: Экслибрис-Пресс, 2017. – 152 с.
17. Система государственных и муниципальных заказов: теория и практика. Учебник. / Баклановский С.В., Буранов С.Н., Глущенко В.М. и др. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2007.
18. Теоретические и методологические аспекты обоснования рационального состава и численности органов исполнительной власти города Москвы. Отчет о НИР за 1 этап / Бандурин В.В., Гапоненко В.Ф., Глущенко В.М., Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.