Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: This article examines the importance of the German federal states in the country's overall innovation strategy. Each state is at liberty to set its own innovation course, which will specify the key areas of activity that are appropriate for that particular state. From the author's point of view, it is of interest to see how the development of high-tech industries in each state individually takes place and how this ultimately affects the overall position of the country.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: innovation, innovation strategy, sustainable development strategy, regional peculiarities, technological development, scientific research, innovation policy, innovation clusters, startup support, interregional cooperation.
Введение
Германия является движущей экономикой Европейского Союза, а также одной из самых сильных экономик мира. Инновации – основной способ и инструмент для достижения высоких результатов научного и технологического прогресса. Для того, чтобы поддерживать этот уровень необходимо использовать все имеющиеся способы по оптимизации различных экономических сфер. Конечно, для страны речь идет не только об увеличении своей конкурентоспособности на мировой арене, но также с помощью этих инноваций появляется возможность для решения других проблем, например, экологические или социальные. Правительство Германии делает особый акцент на повышение и развитие своего уровня технологического суверенитета. Именно поэтому инновационные стратегии являются базовой составляющей для экономической и научно-технологической политики страны. [13, с. 1416]
Инновационная политика заключается в объединении различных ресурсов для создания инноваций, принятие мер для стимулирования данной деятельности в стране, а также устранение различных барьеров и проблем, которые могут появляться на пути к достижению результатов. Стоит отметить, что инструменты реализации высокотехнологичной повестки у частного сектора и государственного различны. Поэтому существует множество институтов, которые являются посредниками между вышеупомянутыми акторами с целью облегчения взаимодействия между ними. К таким институтам можно отнести фонды, программы для финансирования. [14, с. 609]
Методологическая основа исследования
При написании статьи были использованы общенаучные методы исследования: метод системного анализа, метод сравнений и аналогий, метод исследования, графический метод, метод индукции и дедукции.
Инновационная стратегия Германии
К основной стратегии по инновациям в Германии можно отнести «Стратегию будущего для исследований и инноваций». Данная стратегия была утверждена Министерством образования и исследований Германии в 2023 году. Целью данного документа является в первую очередь решение глобальных проблем и вызовов на современном этапе, а также укрепление лидерской позиции Германии в мире и технологического суверенитета Европы. Основными задачами стратегии являются переход от исследований к применению, то есть как можно больше внедрять разработанные технологии в практику; открытость новых технологий, которые могут затронуть каждую сферу жизни общества, а также сохранение и преумножение технологического лидерства ЕС. В рамках данного документа было обозначено 6 миссий, которые помогут в осуществлении поставленных задач:
- Реализация ресурсоэффективной и конкурентоспособной промышленности для экономики замкнутого цикла;
- Защита климата, обеспечение продовольственной безопасности и сохранение биоразнообразия;
- Улучшение здоровья каждого;
- Обеспечение цифрового и технологического суверенитета Германии и ЕС;
- Развитие космических исследований, защита космоса и океана;
- Укрепление социальной устойчивости.
Для осуществления данных миссий были созданы также миссионерские команды, в которые входят государственные деятели из различных министерств. Также для лучшего выполнения вышеперечисленных миссий в стратегии были обозначены конкретные действия, которые были выбраны приоритетными:
- Укрепление научной базы знаний;
- Быстрая реализация новых результатов исследований в готовые продукты;
- Активизация сотрудничества на различных уровнях;
- Содействие продвижению талантливых исследователей по всем направлениям;
- Повышение уровня участия в исследовательских и инновационных разработках всего общества и субъектов;
- Создание более гибких условий для осуществления инновационной деятельности.
Германия имеет с 2016 года Стратегию по устойчивому развитию, которая ориентирована на 17 целей (ЦУР) ООН для глобального устойчивого развития. В данный список входит также цель об устойчивом развитии промышленности, инноваций и инфраструктуры. С помощью ЦУР ООН у Германии появилась возможность на привлечение международных сообществ для помощи в осуществлении данных целей.
В Германии правовая система установлена таким образом, что каждая из 16 земель имеет свои собственные полномочия. То есть каждая земля имеет собственное законодательство, а также государственное законодательство. Представители правительства каждой земли, кроме того, участвуют и в составлении федеральных законов в Бундесрат. Из этого следует то, что в каждой земле существует собственное регулирование, которое ориентировано на инновационные технологии. Сотрудничество федерации и земель осуществляет в сфере разных программ, ориентированных на деятельность в области высоких технологий посредством:
- Соглашений в развитии науки, исследований и образования, которые требуют согласования каждой земли (не распространяются на вопросы строительства научных центров);
- Сотрудничества в области эффективности системы образования, предоставляя при этом различную отчетность и рекомендаций;
- Сотрудничества в сфере планирования, создания и эксплуатации систем информационных технологий, а также в установлении стандартов безопасности для обмена этими технологиями;
- Сотрудничества в области создания единой информационной сети, включая позиции по ее эксплуатации;
- Предоставления полного доступа к административным службам Федерации и земель с помощью информационных технологий;
- Сотрудничества в области патентов.
Инновационный стратегии земель Германии
Стоит привести в пример некоторые законы и стратегии, регулирующие инновационную деятельность земель. Закон о поощрении среднего бизнеса и свободных профессий («Mittelstandsförderungsgesetz») южной земли Баварии предусматривает более простую процедуру регистрации для различных стартапов и малых бизнесов, что важно для инновационной индустрии [6].
В Мекленбург-Передней Померании закреплена Региональная инновационная стратегия 2021-2027гг. (RIS) [12]. Согласно данной стратегии правительство земли будет уделять значительно больше внимания и расширять свою деятельность в сфере поддержки и развития высокотехнологичных сфер, ориентируясь на собственные сила независимо от Европейского Союза. Основными сферами деятельности стратегия выделяет возобновляемые источники энергии (в особенности водородные технологии), медицинские и биотехнологии и кроме того машиностроение.
Для Берлина и Бранденбурга есть единая стратегия «Совместная инновационная стратегия земель Берлин и Бранденбург» (innoBB 2025), которая была одобрена администрацией двух земель в 2019 году. Целью данной стратегии является превращение Берлина, как столицы Германии, в инновационный центр всей Европы, а также создание наиболее благоприятного климата для создания и разработки инноваций. Между тем правительство Берлина и Бранденбурга основывают свое внимание не только на сферах энергетических технологий и здравоохранения, как их коллеги в Мекленбурге-Передней Померании, но и на развитии инноваций в транспорте и логистике, медиа и креативных индустриях, оптике и фотонике. Итак, федеральное правительство Германии закладывает с помощью своей стратегии официальный курс, которому должны придерживаться все земли. В свою очередь, каждой землей устанавливается собственные приоритетные направления и сферы инновационной деятельности, которые могут зависеть от географических и исторических факторов.
В Баден-Вюртемберге инновационная стратегия нацелена на укрепление сильных сторон основных секторов земли, а также на их расширение. Основными областями стратегии являются цифровизация, искусственный интеллект и Индустрия 4.0, устойчивая мобильность, индустрия здравоохранения, энергетический переход, а также устойчивая биоэкономика.
В земле Северный-Рейн Вестфалия инновационная стратегия ориентируется на инновационные материалы и интеллектуальное производство, экологическую экономику, инновационные услуги в сфере культуры и медиа, логистика, инновационная медицина, а также энергетика.
Рис. 1 Рейтинг земель Германии по инновационному индексу в 2020 году
Источник: статистическая немецкая компания «Statista»
Согласно статистике, приведенной на рисунке 1 Баден-Вюртембюрг является самой передовой федеральной землей в области инноваций в Германии. В данной федеральной земле занимаются инновациями для электромобилей. В ней также находится исследовательский институт Фраунгофера, который занимается научно-исследовательской деятельностью и решением различных научных, экономических и социальных проблем.
В Саксонии существует такая ассоциация, как Silicon Saxony – аналог Силиконовой Долине в США. Компании в данной ассоциации занимаются микроэлектроникой и различными инновациями в этой сфере, а также разработка чипов и нанотехнологий. Нельзя не отметить тот факт, что «зеленая» повестка является приоритетной в политике Германии. Так, в Саксонии и Бранденбурге находятся крупнейшие заводы по производству электромобилей. Крупнейшая фармацевтическая компания BASF находится в Райнланд-Пфальц, где создают инновации для химического сырье и медикаментов.
Заключение
Таким образом, инновационная политика Германии является одной из главных частей конкурентоспособности страны. Благодаря правовой системе, автономия каждой из 16 земель способствует адаптации установленной инновационной политики на государственном уровне к местным и отраслевым издержкам и потребностям. Правительство разрабатывает меры поддержки, основываясь на возникающие глобальные вызовы и тенденции. Также благодаря инновационной стратегии, каждая земля концентрируется на собственных технологиях. Каждая земля, в свою очередь, отличается собственными инновационными достижениями, что позволяет Германии в целом занимать лидирующие позиции в мире.
Библиографический список
1. Atomobility. [Электронный ресурс] - URL: https://atomobility.ru/electr-in-germany (дата обращения: 15.12.2024).2. BASF // Новости. - 2019. [Электронный ресурс] - URL: https://www.basf.com/ru/ru/media/news-releases/2019/01/BASF--------------------------------------------------- (дата обращения: 15.12.2024).
3. Bertelsmann Stiftung // Региональная инновационная стратегия для земель в Германии. [Электронный ресурс] - URL: https://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/Presse/imported/downloads/xcms_bst_dms_28986_28987_2.pdf (дата обращения: 15.12.2024).
4. Bundesministerium für Bildung und Forschung (BMBF). Zukunftsstrategie. [Электронный ресурс] - URL: https://www.bmbf.de/bmbf/de/forschung/zukunftsstrategie/zukunftsstrategie_node.html (дата обращения: 15.12.2024).
5. Bundesregierung // Германия: Стратегия устойчивого развития. [Электронный ресурс] - URL: https://www.bundesregierung.de/breg-en/issues/sustainability/germany-s-sustainable-development-strategy-354566 (дата обращения: 15.12.2024).
6. Gesetze-Bayern // Закон о муниципальных финансовых органах в Баварии. [Электронный ресурс] - URL: https://www.gesetze-bayern.de/Content/Document/BayMfG2008/true (дата обращения: 15.12.2024).
7. Silicon Saxony. [Электронный ресурс] - URL: https://silicon-saxony.de/en/ (дата обращения: 15.12.2024).
8. Statista // Инновационные федеральные земли Германии. [Электронный ресурс] - URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1076210/umfrage/innovativste-bundeslaender-in-deutschland/ (дата обращения: 15.12.2024).
9. Wirtschaft Nordrhein-Westfalen // Региональная инновационная стратегия федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. [Электронный ресурс] - URL: https://www.wirtschaft.nrw/sites/default/files/documents/21-0924_mwide_broschuere_regionale_innovationsstrategie_des_landes_nrw-web2.pdf (дата обращения: 15.12.2024).
10. Wirtschaftsministerium Baden-Württemberg // Инновационная стратегия федеральной земли Баден-Вюртемберг. [Электронный ресурс] - URL: https://wm.baden-wuerttemberg.de/de/innovation/innovationsstrategie-des-landes (дата обращения: 15.12.2024).
11. Deutschland.de // Инновации и изобретения Германии. [Электронный ресурс] - URL: https://www.deutschland.de/de/topic/wirtschaft/deutschland-innovationen-erfindungen-aus-den-bundeslaendern (дата обращения: 15.12.2024).
12. Региональная инновационная стратегия 2021-2027 гг. // Mecklenburg-Vorpommern. [Электронный ресурс] – URL: https://www.regierung-mv.de/Landesregierung/wm/Technologie/Regionale-Innovationsstrategie-2021%E2%80%932027/ (дата обращения: 13.12.2024).
13. Харакоз Ю.К. Особенности использования финансово-информационной системы для принятия инвестиционных решений // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 1415-1418.
14. Харакоз Ю.К. Тенденции развития финансово-технологических инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11(148). С. 607-610.