Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2023

Перспективы развития малого и среднего бизнеса в Бразилии

Prospects for the development of small and medium-sized businesses in Brazil

Кожеватова А.С.
Студент 4 курса Бакалавриата
Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва
Kozhevatova A.S.
Bachelor's student, Diplomatic Academy
of the Russian Foreign Ministry, Moscow
Аннотация: статья посвящена анализу современного состояния малого и среднего бизнеса в Бразилии. МСП являются важной составляющей бразильской экономики, и последние несколько лет их доля в ВВП страны активно растет. В статье обозначены основные способы поддержки МСП государством, а также рассмотрены планы относительно дальнейшего развития данного сектора.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.


Abstract: the article is devoted to the analysis of the current state of small and medium-sized businesses in Brazil. SMEs are an important part of the Brazilian economy and have been growing strongly in the last few years as a share of the country's GDP. The article outlines the main ways to support SMEs by the state, as well as plans for the further development of this sector.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Бразилия, малые и средние предприятия, программа государственной поддержки.

Keywords: Brazil, small and medium enterprises, government support program.


Введение

В настоящее время среди наиболее быстро развивающихся стран наблюдается активный рост числа малых и средних предприятий. Данная сфера крайне важна для любой экономики. Малый бизнес создает большое число рабочих мест, способствует развитию конкуренции, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами и выполняет еще ряд важнейших функций. Путем создания различных программ по поддержке малого и среднего бизнеса, льготного кредитования правительства стимулируют рост экономики в целом. Бразилия, являясь негласным лидером Латиноамериканского региона, также следует наметившейся общемировой тенденции.

Методологическая основа исследования

В данной работе были использованы общенаучные методы исследования, такие, как системный анализ имеющихся данных, сравнение, аналогия и обобщение.

Основная часть исследования

В настоящее время Бразилия является одной из наиболее динамично развивающихся экономик как Латиноамериканского региона, так и мира в целом. Страна — активный участник международных отношений, состоит в интеграционном сообществе МЕРКОСУР, а также является одной из стран БРИКС. В последние десятилетия в крупнейшей стране Латинской Америки наблюдается бурный экономический рост, и одним из драйверов этого роста можно считать развитие малых и средних предприятий.

Малые и средние предприятия (МСП) составляют важную часть бразильской экономики. На их долю приходится 98,5% всех юридически учрежденных компаний (11,5 млн), 27% ВВП (для сравнения доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%) и 41% от общего фонда заработной платы. Бразильские МСП обеспечивают 54,5% официальной занятости в стране, более того, на них приходится около 37% правительственных закупок. Согласно данным Министерства труда и занятости Бразилии, МСП играют важную роль в создании новых официально зарегистрированных рабочих мест в экономике. В 2020 году малые и средние предприятия наняли 293 200 человек, а более крупные фирмы уволили 193 600 человек [1]. При относительно высоком уровне самозанятости (32,9%) бразильские политики в последние годы все больше внимания уделяют улучшению делового климата для МСП.

Для поддержки МСП в 1972 году Правительством Бразилии была учреждена служба поддержки малых и средних предприятий (SEBRAE). Это частная некоммерческая организация, содействующая развитию, росту и поддержки малого бизнеса по всей стране [2]. SEBRAE реализует поддержку МСП несколькими способами.

Во-первых, данная организация консультирует граждан, которые собираются открыть собственный бизнес, и нуждаются в информации относительно осуществления предпринимательской деятельности. Также помощь могут получить и те субъекты экономики, которые уже оперируют на рынке.

Бразильская служба поддержки малых и средних предприятий проводит образовательные курсы, чтобы повысить компетенции участников малого бизнеса.

Бразилия испытывает дефицит в сфере инноваций и высокотехнологичной продукции, поэтому SEBRAE разработала программу PAPPE, в рамках которой малым и средним предприятия предоставляются гранты на проведение научных исследований. Financiadora de Estudos e Projetos (Finep) является основным поставщиком безвозмездных ресурсов для поддержки исследовательских проектов, связанных с инновационными продуктами и услугами. Стоит отметить, что Правительство Бразилии также уделяет большое внимание стимулированию экспортного сектора. В связи с этим на базе SEBRAE была учреждена Программа поддержки малых предприятий, ориентированных на экспорт (O Proger Exportação). O Proger Exportação предназначена для финансирования товаров и мероприятий по продвижению экспорта, включая расходы на поездки для участия в коммерческих мероприятиях, покупку авиабилетов, проживание, трансферы, перевозку багажа, аренду физических площадей, установку и настройку стенда, производство рекламных материалов. Льготный кредит по данной программе могут получить малые компании с годовой валовой выручкой до 5 млн реалов. Используя ресурсы Фонда поддержки рабочих (FAT), O Proger Exportação стала первой линией финансирования экспорта в реалах.

Через крупнейшие бразильские телеканалы, такие как Pequenas Empresas, Grandes Negócios, личный канал SEBRAE, а также через Интернет и радио субъекты малых и средних предприятий могут получить информацию о ситуации на рынке, изменении законодательной базы в данном секторе, новых программах поддержки и других моментах, связанных с бизнесом.

Также SEBRAE является своеобразной площадкой, где новые участники малого и среднего бизнеса могут встретиться с потенциальными поставщиками, получить возможность принять участие в деловых ярмарках; кроме того, им оказывается помощь в заходе на рынок.

Стоит отметить, что вместо того, чтобы использовать термин «малые и средние предприятия», как это принято в Европе, Бразилия использует малые и микропредприятия. Деятельность МСП в Бразилии регулируется Законом о малом и среднем бизнесе (The Micro and Small Statute), вступившем в силу в 1999 г. Немногим позже в 2006 г. бразильскими законодательными органами был предпринят шаг к упрощению довольно сложной системы налогообложения, которая в значительной степени усложняла деятельность местных предпринимателей. Ранее в бюджет государства было необходимо платить большое количество разрозненных налогов, однако после модификации законодательной базы и принятия Специального закона о малых и средних предприятиях вся сумма перечисляется единым платежом. Упрощенная система налоговых отчислений осуществляется в рамках общего режима сбора и проверки налогов «Simples Nacional», предусмотренного вышеуказанным законом. Присоединиться к программе довольно просто. Для этого нужно лишь соответствовать определению МСП, соблюдать требования, установленные законодательством и подать запрос непосредственно в «Simples Nacional». Более того, начиная с 2004 г., организации, предоставляющие субъектам МСП гарантии по кредитам, были освобождены от налога на прибыль.

Исследуя методы стимулирования МСП в Бразилии, нельзя не рассмотреть деятельность Национального банка экономического и социального развития (BNDES), который является ключевым источником получения заемных средств для предприятий малого и среднего бизнеса, а также для многочисленных бразильских экспортеров. Его цель — обеспечить долгосрочное финансирование предприятий, которые вносят вклад в развитие страны. BNDES является одним из крупнейших банков развития в мире, с активами порядка 778,3 млрд бразильских реалов. BNDES способствует расширению, модернизации и восстановлению производственных мощностей и конкурентоспособности национальных компаний, включая МСП. Он предоставляет несколько финансовых продуктов для удовлетворения финансовых потребностей МСП (фирм с годовым валовым доходом до 300 миллионов бразильских реалов). МСП имеют доступ к финансированию и кредитованию через Banco do Brasil, Caixa Econômica Federal и другие банки, контролируемые государством, а также частные банки с широким охватом. По данным BNDES, примерно 50% его финансирования осуществляется за счет косвенных операций при посредничестве финансовых агентов, таких как Banco do Brasil, у которого есть по крайней мере одно агентство в каждом бразильском городе, имеющем экономическое значение. В период с 2015 по 2016 год расходы на МСП составили 27,5% и 30,8% от общих расходов BNDES. Эта доля увеличилась и достигла 52% в 2020 году, что отражает новые приоритеты политики BNDES по расширению доступа МСП к кредитам. BNDES является важным источником кредитования малого и среднего бизнеса по всей стране с помощью ряда кредитных линий и продуктов, таких как BNDES Card (кредитная карта с предварительно одобренной кредитной линией), FINAME (для помощи в приобретении основных средств) или BNDES Crédito Pequenas Empresas (упрощенная кредитная линия для инвестиций до 500 000 бразильских реалов в год). BNDES также недавно запустила Canal MPME, цифровую платформу, которая предоставляет информацию о кредитных линиях BNDES и с помощью которой МСП могут подавать заявки на бизнес-кредиты. Затем заявки на получение кредита перенаправляются в аккредитованные банки и финансовые учреждения, включая компании, занимающиеся финансовыми технологиями. Благодаря своей посреднической роли BNDES также помогла снизить банковскую концентрацию, позволив небольшим финансовым учреждениям подавать заявки на кредитные линии для малого и среднего бизнеса и использовать их.
В 2020 году, в то время как общая поддержка BNDES принесла пользу почти 466 000 компаниям (в которых занято более 10 миллионов человек), чрезвычайные меры по борьбе с последствиями Covid-19 оказали поддержку 393 000 предприятиям. Из этого общего числа наибольшую часть по стоимости, количеству поддерживаемых предприятий и рабочих мест составили малые и средние предприятия. Выплаты BNDES (не считая чрезвычайных мер) оказали поддержку 134 000 предприятиям в 2020 году, из которых 58 000 были направлены новым заемщикам, которые не обращались в Банк по крайней мере в течение последних шести лет. Впервые с 1995 года, когда начали рассчитываться эти данные, выплаты BNDES МСП были выше, чем все остальные выплаты другим клиентам BNDES. Эти выплаты МСП увеличились на 27% по сравнению с предыдущим годом[3].

Стоит также отметить, что в 2020 г. из всех кредитов по стране, выданных коммерческим предприятиям, около 40% приходится на малые и средние предприятия. (рис. 1)

Рисунок 1. Кредиты, выданные коммерческим предприятиям в период 2007-2020гг.

Составлено автором на основе данных Financing SMEs and Entrepreneurs 2022 -OECD 2022

Экономика Бразилии сильно зависит от сектора услуг, на долю которого приходится 72,8% ВВП, за которым следуют промышленный сектор (20,4%) и сельское хозяйство (6,8%). Из-за обесценения бразильского реала на 47% в 2015 году внимание было обращено на стимулирование экспортного сектора. До сих пор бразильские МСП обеспечивали лишь небольшую долю бразильского экспорта (5,8% в 2016 г.), что говорит о том, что у них есть возможность быть более активными в бразильской международной торговле. В связи с ростом сферы услуг в Бразилии и по мере того, как правительство сосредотачивает свои усилия на развитии и поддержке МСП, статус этого сегмента становится все более важным.

Также стоит отметить и недостатки бразильской экономики, препятствующие развитию малых и средних предприятий. В первую очередь это высокий уровень коррупции и бюрократии. Немаловажную роль играет тот факт, что экономические развитие регионов страны находится на разном уровне. И, наконец, проблемы с логистикой не позволяют малому бизнесу использовать весь свой потенциал.

Заключение

Таким образом сфера малого бизнеса в Бразилии имеет огромный потенциал, и государство применяет различные методы для ее поддержки и стимулирования, включая учреждение специальных программ, льготное кредитование и упрощение законодательной системы. Для полного раскрытия возможностей сектора малых предприятий необходимо нивелировать препятствия, тормозящие его развитие. Бразилия имеет все возможности для выхода на новый уровень в международной экономике.

Библиографический список

1. Министерство экономики Бразилии. Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.gov.br/economia/pt-br (дата обращения: 13.03.23)
2. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 14.03.23)
3. Библиотека ОЭСР Financing SMEs and Entrepreneurs 2022. - Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/financing-smes-and-entrepreneurs-2022_e9073a0f-en (дата обращения: 15.03.23)
4. Мировая экономика и международные экономические отношения/ под ред. О. В. Игнатовой, Н.Л. Орловой. – Юрайт, 2023. – ISBN: 978-5-534-13877-1.
5. Организация предпринимательской деятельности 4-е издание/Кузьмина Е.Е. – Юрайт, 2023. - ISBN: 978-5-534-14024-8.
6. Instituto Brasileiro de Geografia e Estatística. Официальный сайт. - Режим доступа: https://www.ibge.gov.br/ (дата обращения: 13.03.23)
7. SEBRAE Официальный сайт. - Режим доступа: www.sebrae.com.br (дата обращения: 13.03.23)
8. Brazilian Development Bank (BNDES). Официальный сайт. - Режим доступа: https://ri.bndes.gov.br/en/ (дата обращения: 13.03.23)
9. ОЭСР Официальный сайт. Режим доступа: https://data.oecd.org/brazil.htm (дата обращения 13.03.23)
10. Simples Nacional. Официальный сайт. - Режим доступа: https://vk.com/away.php?utf=1&to=http%3A%2F%2Fwww8.receita.fazenda.gov.br%2FSimplesNacional%2FDocumentos%2FPagina.aspx%3Fid%3D3 (дата обращения: 21.03.2023).