Цель данной работы: проанализировать деятельность банков по развитию и продвижению своих аккаунтов в социальных сетях, оценить текущее состояние социальной активности кредитных организаций, выявить преимущества и риски данного способа взаимодействия.
Abstract: Modern society is a society of high technologies. The work is devoted to a little-researched, but one of the most relevant topics, since at the moment it is a generally accepted fact that social networks are already an integral part of the daily life of society, most of the communication has moved to the Internet space. Ignoring this fact, determining the strategy for further development without taking into account the existing and developing relations is fraught with loss of market positions and negative consequences for any business structure, including banks. This article examines a relatively new form of interaction between banks and customers using online platforms, analyzes the activity of individual banks in the most popular and accessible network such as Instagram, and also finds out the advantages, disadvantages and options for further development of banks ' actions on the Internet.
The purpose of this work: to analyze the activities of banks to develop and promote their accounts in social networks, to assess the current state of social activity of credit institutions, to identify the advantages and risks of this method of interaction.
Keywords: Social networks, account, subscribers, content, bank, customers, posts, analysis, statistics
Современный период времени можно охарактеризовать как глобальная цифровизация всего того, что нас окружает, сопровождающаяся взрывным ростом все большего количества субъектов, использующих интернет пространство. В определенной степени активный переход субъектов в он-лайн сферу поспособствовала и ситуация с начавшейся пандемией короновируса.
Дистанционное взаимодействие в деловой сфере, особенно в сфере торговли, услуг, вышло на новый уровень, когда многие вопросы решаются с использованием новых технологий, программного обеспечения, различных форм коммуникаций, в том числе через соцсети. Организации тратят ресурсы на изучение возможностей интернета, на новые способы привлечения клиентов и различные варианты рекламы и т.п.
Банки не являются исключениями, многие из них активно используют социальные сети с целью расширенной рекламы своих услуг, новых предложений и поддержки связи с клиентами в более неформальной обстановке.
На данный момент аккаунты многих банков представлены в различных социальных сетях. Это — и Вконтакте, и Одноклассники, и Twitter и другие. В рамках данной статьи анализ социальной активности банков осуществлен по одной из самой активно развивающейся и популярной соцсети – Instagram, которая появилась в России в 2010 г. и уже стала самым скачиваемым приложением на мировом рынке: на данный момент насчитывает более 1 млрд. пользователей. Несколько лет позже российские банки начинают постепенно развиваться именно тут, выставляя первые посты, выкладывая информацию о своих продуктах и услугах, и начинают коммуницировать со своими виртуальными клиентами.
В таблице 1 представлена общая информация по аккаунтам наиболее известных, крупнейших и динамично развивающихся банков.
Таблица 1
Общие данные по банковским аккаунтам в Instagram
Сбербанк | Альфа-Банк | Банк ВТБ | Тинькофф Банк | |
Дата создания страницы | 6 июля 2014 года | 30 апреля 2015 года | 16 апреля 2012 | 6 марта 2013 |
Число подписчиков тыс. | 427 | 80,4 | 73,4 | 230 |
Кол-во публикаций, шт. | 1276 | 620 | 1417
| 734 |
Анализируя таблицу, можно заметить, что выбранные для примера банки создавали свои аккаунты практически в одно время, в период 2012-2015гг. Сбербанк и Тинькофф Банк как самые популярные банки, представляющие банки с гос. участием и частным капиталом, имеют большее число подписчиков. Самый «молодой» и менее объемный аккаунт у Альфа-банка.
Однако по общим цифрам в «шапке» профиля нельзя судить об активности банка в социальных сетях. Для этого нужно анализировать и статистику по подписчикам, и выкладываемые материалы, а также частоту выкладывания новой информации на страницу. Далее, в таблице 2 будут представлены развернутые данные по подписчикам выбранных банков.
Таблица 2
Аналитические данные банков по страницам в Instagram
Сбербанк | Альфа-Банк | Банк ВТБ | Тинькофф Банк | |||||
(тыс.) | Уд. Вес, % | (тыс.) | Уд. Вес, % | (тыс.) | Уд. Вес, % | (тыс.) | Уд. Вес, % | |
Количество подписчиков | ||||||||
Всего, в т.ч. | 427 | 100 | 80,4 | 100 | 73,4 | 100 | 230 | 100 |
Мужчины | 122,5 | 28,7 | 24,2 | 30,2 | 19 | 26 | 79,4 | 34,5 |
Женщины | 187,5 | 43,9 | 37,8 | 47 | 38,8 | 52,9 | 87,4 | 38 |
Боты | 16,2 | 3,8 | 3 | 3,8 | 2,9 | 4 | 57,5 | 25 |
Гео-данные | ||||||||
Москва и область | 169,9 | 39,8 | 34,9 | 43,5 | 37,2 | 50,7 | 115,9 | 50,4 |
Параметры аккаунтов[1] | ||||||||
Открытые | 279,7 | 65,5 | 48,1 | 59,8 | 38,3 | 52,2 | 175,03 | 76,1 |
Закрытые | 147,3 | 34,5 | 32,3 | 40,2 | 35,1 | 47,8 | 53,97 | 23,9 |
Следует заметить, что большая часть клиентов банков – это женщины, что объясняется общей демографической ситуацией. Число ботов у банков в процентном соотношении на сопоставимом уровне, кроме Тинькофф Банка, где четверть подписчиков – это боты. Такие данные могут говорить только о том, что реальных людей, подписанных на аккаунт, меньше на 25%.
Анализ подписчиков (действующих либо потенциальных клиентов) важен еще и тем, что позволяет банкам ставить свои цели, помогает понять предпочтения клиентов и подстроить контент под них.
На данный момент банки стремятся привлекать больше молодежи и людей средних лет и для этого они разрабатывают яркий дизайн страницы, предлагают различные интерактивные мероприятия, занимаются ежедневным вкладыванием постов и историй, а также привлекают для рекламы современных исполнителей и звезд. Так, например, если сравнивать выбранные банки, то следует отметить, что Сбербанк использует яркие, молодежные цвета в дизайне и нацелен на молодежь, в их актуальных постах много полезной информации по услугам и продуктам и качество сайта на высшем уровне. Альфа-банк и Банк ВТБ выбрали иной подход по представлению своего аккаунта, которые наполнены только корпоративным цветом (красный и синий соответственно), информации по услугам меньше и сами страницы нацелены на людей среднего возраста. Тинькофф Банк выделяется тем, что выложенные посты не сочетаются между собой, информация располагается в хаотичном порядке, а еще нет единого стиля.
Таким образом, сравнительная характеристика участия банков в Instagram позволяет сделать выводы об их активности, нацеленности на решение своих специфических задач, на заинтересованности и объемах выделяемых ресурсов для продвижения данного вида деятельности.
Несмотря на отдельные особенности и подходы банков в создании, наполнении, сопровождении своих аккаунтов, можно сформулировать общие причины внедрения банков в социальные сети.
- Транспарентность (страница в соцсети доступна в режиме 24×7, может моделироваться, но открыта для комментариев);
- Удобство (облегчают взаимодействие);
- Наличие аккаунта в соц. сетях повышает имидж банка;
- Современность (новое поколение потребителей практически поголовно имеет аккаунты в соцсетях);
- Технологичность (возможность использовать различные фототехнологии и приложения для иллюстрации текущей деятельности, совмещение странички компании в соцсети с офисными ИТ-программами, повышение скорости взаимодействия);
- Лояльность к клиентам и партнерам;
- Отсутствие обезличенности;
- Дополнительный инструмент продаж (возникает благодаря созданию каталогов продукции, оперативному и практически бесплатному информированию о новых продуктах и услугах, акциях и мероприятиях);
- Обратная связь с клиентами и партнерами (высокая степень интерактивности, работа с отзывами, пожеланиями и предложениями, ответы на вопросы в режиме онлайн).
Однако уже на данном этапе продвижения на он-лайн платформы стоит задуматься еще и над тем, только ли положительные изменения пришли с появлением банков в социальных сетях. В таблице 3 представлены преимущества и недостатки перехода банков в социальные сети.
Таблица 3
Преимущества и недостатки использование банками социальных сетей
Преимущества | Недостатки |
Освоение новой площадки для продаж услуг | Нет законодательной регламентации действий в социальных сетях |
Более неформальное общение с клиентами | Не полный охват все6х возрастных групп (Взрослое поколение не сможет узнать свежую информацию, если не зарегистрируется в социальных сетях) |
Коммуникации с молодой аудиторией определяют на будущее перспективные направления деятельности банков | Новые виды рисков (имиджевые, защита от мошенничества, защита персональных данных и т.п.)
|
Удобство, комфорт, престиж и актуальность банка | Невозможность воспользоваться услугой прямо в социальных сетях
|
Кроме того, на сегодня открытым остается вопрос определения эффективности такого рода коммуникаций банков в интернете: по каким критериям, показателям оценивать данную деятельность банка? Открытыми параметрами являются такие данные, как количество подписчиков, число положительных и отрицательных комментариев и отзывов, наличие и оперативность обратной связи, количество лайков и дизлайков, какие посты привлекли наибольшее внимание. Но существует ли связь между эффективной деятельностью банка в соц. сетях со стабильностью клиентской базы, с ростом привлечения новых клиентов, продвижения новых продуктов? А ведь именно ответы на эти вопросы и определяют финансовые результаты деятельности банков, его рентабельность.
В заключении, рассуждая о том, каким может быть дальнейшее развитие данного направления, можно отметить, что в ближайшие несколько лет социальные сети не уйдут из нашей жизни, а, значит, и банки продолжат в них существовать, будут создавать новый контент, подстраиваться под тенденции времени, менять дизайн и модель страницы, предлагать новые продукты и приглашать новых звезд. И существенным фактором, определяющим развитие, может стать регламентирующее социальные сети и работу в них законодательство, которое только начинает формироваться.
[1] Параметры аккаунтов – Закрытые и открытые аккаунты. Закрытый профиль отличается от открытой страницы по нескольким критериям: доступ ко всем публикациям разрешён только подписчикам; подписаться можно только после одобрения заявки её владельцем;
Библиографический список
1. Электронный ресурс удалённого доступа. Банки и социальные сети. - Режим доступа: https://expbiz.ru/biznes-stati/bankovskaya-deyatelnost/banki-i-sotsialnye-seti.html2. Электронный ресурс удалённого доступа. Банки и социальные сети: у кого больше всего аккаунтов и подписчиков, чьи клиенты активнее, где быстрее отвечают? - Режим доступа: https://moneyzz.ru/blog/banki-i-socialnye-seti-u-kogo-bolse-vsego-akkauntov-i-podpiscikov-ci-klienty-aktivnee-gde (Дата обращения:13.10.2020)
3. Электронный ресурс удалённого доступа. Инстаграм аккаунты. – Режим доступа: http://adinblog.ru/поиск/ (Дата обращения: 21.03.2021)
4. Электронный ресурс удалённого доступа. Инстаграм аккаунт Сбербанк. - Режим доступа: https://www.instagram.com/sberbank/ (Дата обращения:21.03.2021)
5. Электронный ресурс удалённого доступа. Инстаграм аккаунт Альфа – банка. - Режим доступа: https://www.instagram.com/alfabank/ (Дата обращения:21.03.2021)
6. Электронный ресурс удалённого доступа. Инстаграм аккаунт ВТБ Банка. - Режим доступа: https://www.instagram.com/bankvtb/ (Дата обращения:21.03.2021)
7. Электронный ресурс удалённого доступа. Инстаграм аккаунт Тинькофф банка. - Режим доступа: https://www.instagram.com/tinkoffbank/ (Дата обращения:21.03.2021)
8. Электронный ресурс удалённого доступа. Пандемия коронавируса в 2020 году спровоцировала большую активность банков в соцсетях: - Режим доступа: https://www.9111.ru/questions/7777777771174782/ (Дата обращения:21.01.2021)
9. Электронный ресурс удалённого доступа. Зачем банкам социальные сети. – Режим доступа: https://www.sravni.ru/novost/2011/10/14/zachem-bankam-socialnye-seti/ (Дата обращения:21.03.2021)