Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.08.2019

Маркетинговое исследование предпочтений потребителей молочной продукции

Marketing research of consumer preferences of dairy products

Комлева Наталья Станиславовна
доцент кафедры менеджмента
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,
г. Саранск

Komleva Natalia Stanislavovna
Ph. D. in Economics, assistant professor of management
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Аннотация: В статье представлены результаты маркетингового исследования потребительских предпочтений на рынке молочной продукции региона. В ходе исследования были определены: предпочитаемые виды молочной продукции, факторы, влияющие на выбор молочной продукции, места приобретения продукции, уровень приверженности потребителей к торговым маркам.

Abstract: The article presents the results of marketing research of consumer preferences in the dairy market of the region. The study identified: preferred types of dairy products, factors affecting the choice of dairy products, the place of purchase of products, the level of commitment of consumers to brands.
Ключевые слова: потребительские предпочтения, маркетинговое исследование, анкетирование, потребление, молочная продукция

Keywords: consumer preferences, marketing research, survey, consumption, dairy products


Анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможностей организации осуществляются в ходе комплексных маркетинговых исследований рынка, цель которых состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.

Для выявления потребительских предпочтений на рынке молочной продукции в Республике Мордовия, нами было проведено маркетинговое исследование методом анкетирования. Основная цель проведенного анкетирования заключается в использовании результатов исследования для разработки рекомендаций по укреплению конкурентного положения АО «Завод маслодельный Атяшевский» на рынке молочной продукции Республики Мордовия. [3].

Данные анкетирования были систематизированы и представлены в виде таблиц и графиков.

Основными потребителями молочной продукции в республике являются женщины, состоящие в браке в возрасте от 26 до 55 лет, имеющие детей. Уровень финансового достатка респондентами определён, как средний.

Основной блок анкеты начинался с вопроса о том, приобретает ли покупатель продукцию АО «Завод маслодельный Атяшевский».

Респондентам, которые ответили отрицательно, было предложено указать причину отказа от товаров данного производителя.

Результат ответа на данные вопросы представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Потребление продукции АО «Завод маслодельный «Атяшевский»

Из данных рисунка 1 следует, что 40% опрошенных не покупают продукцию АО «Завод маслодельный «Атяшевский». 60% приходится на тех, кто покупает товары завода.

Рисунок 2. Причины, по которым потребители не употребляют продукцию АО «Завод маслодельный «Атяшевский»»

Респонденты выделили следующие причины отказа от товаров АО «Завод маслодельный» «Атяшевский»:

— не слышали о продукции данного производителя (30%);

— не знают, где приобретать продукцию данного производителя (30%);

— неудовлетворенность ценой и качеством выразили по 15% респондентов

— 5% ответили, что они не покупают молочную продукцию вообще.

Следующим вопросом респондентам было предложено указать в каких местах продаж они предпочитают приобретать молочную продукцию. Результаты ответа на данный вопрос представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Места приобретения молочной продукции в Республике Мордовия

Таким образом, большинство опрошенных предпочитают при покупке молочной продукции посещать супермаркеты – 37%, на втором месте находятся фирменные магазины – 33%, рынок и продуктовые магазины занимают по 15%.

Можно сделать вывод, во-первых, о важности торговых контактов с сетевыми розничными предприятиями, во-вторых, о необходимости развития для молочных производителей собственной фирменной торговли.

Далее покупателям было предложено выделить факторы, которые, по их мнению, оказывают наибольшее влияние на выбор молочной продукции, ответы представлены на рисунке 4.

Исследование показало, что для 40% покупатели молочной продукции основным фактором при выборе товара являются вкусовые характеристики.

 Уровень цен на молочные изделия отметили 35% опрошенных респондентов.

 7% респондентов учитывают мнение торгового персонала при выборе молочной продукции.

8% отметили популярность торговой марки.

5% получили такие характеристики, как производитель и натуральность состава.

Рисунок 4. Факторы, оказывающее влияние на выбор молочной продукции

Таким образом, большинство людей при выборе молока и молочной продукции в первую очередь обращают внимание на вкусовые характеристики, а не на стоимость и производителя. Это положительная тенденция позволяет производителю предлагать более качественную продукцию потребителям республики.

Данные на вопрос о том, какие именно молочные продукты потребители приобретают чаще всего, представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Виды молочной продукции, предпочитаемые потребителями

Из представленного рисунка следует, что чаще всего опрошенные покупают цельное молоко 36%. Вторую позицию занимают кисломолочные продукты – 22%. Сырную продукцию отметили 15%, следующую позицию занимает масло – 11%, далее идут творожные изделия 10%. Сметану и сливки в качестве наиболее покупаемых продуктов отметили 8%.

Следовательно, на рынке молочной продукции Республики Мордовия, производителям необходимо развивать сегмент кисломолочной продукции и придумывать способы модификации цельного молока.

Также респондентам было предложено выделить наиболее предпочитаемых производителей, на рынке молочной продукции Республики Мордовия. Распределение предпочтений на рынке цельномолочных изделий представлено на рисунке 6.

Рисунок 6. Распределение предпочтений потребителей на рынке цельномолочных изделий в Республики Мордовия

Из данных рисунка 6 следует, что на рынке цельномолочных изделий, опрошенные респонденты чаще всего покупают продукцию ООО «Саранский молочный комбинат», его отметили 44%. Вторую позицию занимает ООО «Мечта» (23%), далее следует ООО «Молоко» и ООО «Ёлочки» их выделили 12% и 11% опрошенных соответственно. Цельномолочную продукцию торговой марки «Атяшево» предпочитают 4% опрошенных. Предпочтение другим поставщикам отдают 6% опрошенных покупателей.

На рисунке 7 представлено распределение предпочтений потребителей на рынке сырной продукции.

Рисунок 7. Распределение предпочтений потребителей на рынке сырной продукции Республики Мордовия

Среди предпочитаемых марок производителей сырной продукции опрошенные покупатели отметили в первую очередь ООО «Сыродельный комбинат «Ичалковский» – 35%, вторую позицию по предпочтению покупателей занимает продукция ООО «Надежда».

Товары сыроваренного завода АО «Сармич» отметили 22% опрошенных. Завод Атяшевский предпочитают 6%. 12% респондентов указали на продукцию других производителей.

На рисунке 8 представлено мнение потребителей и относительной предпочтений масла сливочного. Наиболее предпочитаемые продукты на рынке масла — товары МУП «Маслодельный завод Краснослободский» (31%), вторую позицию занимает продукция ООО «Сыродельный комбинат «Ичалковский» – 24%. 23% опрошенных потребителей отметили товары АО «Завод маслодельный» «Атяшевский».

Рисунок 8. Распределение предпочтений на рынке сливочного масла в Республики Мордовия

По данным проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что наиболее востребованная продукции ООО «Завод маслодельный «Атяшевский» является масло. Предприятию необходимо рассмотреть возможности усиления позиций на рынках цельномолочной и сырной продукции.

Данные о том, как поступят покупатели, в случае повышения цены на предпочитаемый ими молочный продукт представлены на рисунке 9.

Рисунок 9. Поведение потребителей в случае повышения цены на предпочитаемый молочный продукт

Из рисунка 9 следует, что в случае повышения цены на молочный продукт, 45% всё равно будут его приобретать. 15% опрошенных ответили отрицательно. 40% отметили зависимость решения о покупке от увеличения стоимости. Можно сделать вывод, что спрос на рынке молочной продукции является достаточно эластичным. Таким образом, ценовая политика и формируемые в рамках неё ценовые стратегии, являются важными маркетинговыми инструментами для производителей молочной продукции.

На рисунке 10 представлены ответы на вопрос, о том, как поступит покупатель в случае отсутствие предпочитаемый торговой марки в магазине. Результаты ответов на данный вопрос свидетельствуют о приверженности потребителей производителям и торговым маркам молочных продуктов.

Рисунок 10.  Уровень приверженности производителям молочной продукции в Республике Мордовия

Из представленного рисунка следует, что 65% опрошенных совершат покупку товара другого производителя. При этом 35% потребителей ответили отрицательно. Следовательно, что на рынке молочной продукции, уровень приверженности покупателей к торговым маркам находится на среднем уровне, конкуренты имеют возможность «переманивания» потребителей различными рекламными акциями и более лучшими предложениями товаров.

Таким образом, на основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы: целевой аудитории предприятия являются женщины в возрасте от 26 до 55 лет, состоящие в браке и имеющие детей, со средним уровнем дохода. Большая часть опрошенных — 60%, покупает продукцию АО «Завод маслодельный «Атяшевский». В качестве основных причин отказа от товаров данного производителя, респонденты отметили: отсутствие информации о товарах, незнание его местонахождения в магазине на полке. Для осуществления покупки молочной продукции в Республике Мордовия покупатели предпочитают посещать супермаркеты и фирменные магазины. Наиболее важными факторами, оказывающими влияние на выбор молочных продуктов, являются вкусовые характеристики и цена. Из всей молочной продукции наибольшей популярностью пользуются молоко и кисломолочные продукты. Анализ распределение предпочтений потребителей на различных рынках молочных продуктов выявил, что наиболее востребованными товарами АО «Завод маслодельный «Атяшевский» является масло. В случае повышение цен на предпочитаемый молочный продукт, часть потребителей всё равно его купит, но также значительная часть респондентов ответили отрицательно или поставили решение в зависимости от увеличения стоимости. Уровень приверженности на рынке находится на среднем уровне, так как больше часть покупателей в случае отсутствие нужного товара купят продукт другого производителя.

Библиографический список

1. Аакер Д. Маркетинговые исследования / Д. Аакер, В. Кумар, Дж. Дэй. – СПб.: Питер, 2018. – 848 с.
2. Бурцев В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции / В. В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом, 2018. – №6. – С. 57-68.
3. Вельдина Ю. И., Комлева Н .С. Использование маркетинговых инструментов для повышения конкурентоспособности промышленного предприятия // Системное управление, 2011. – № 4 (13). – С. 1-8.
4. Комлева Н. С. Исследование конкурентных позиций компании на рынке молочных продуктов региона. Экономика и предпринимательство. 2016. № 7 (72). С. 155-162.
5. Малков М. И. Оценка эффективности маркетинговых исследований / М. И. Малков // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2018. – №2. – С. 144 – 153 с.
6. Светуньков С. Г. Методы маркетинговых исследований: Учебное пособие / С. Г. Светуньков – СПб. : Изд-во ДНК, 2016. – 346 с.
7. Хэйг П. Маркетинговые исследования на практике / П. Хэйг. – М.: Издательство «Баланс Бизнес Букс», 2017. – 312 с.