Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.08.2020

Опыт использования проектного подхода в управлении муниципальным образованием (на примере Челябинской области)

Experience in using the project approach in the management of a municipal entity (on the example of the Chelyabinsk region)

Малькова Т.В.
Вяткина С.В.
Михеев Д.Е.
Клесун С.В.
1.кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики Миасского филиала ФГБОУ ВО « Челябинский государственный университет»
2.старший преподаватель кафедры экономики Миасского филиала ФГБОУ ВО « Челябинский государственный университет»
3.магистрант 1 курса кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
4.магистрант 1 курса кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Malkova T.V.
Vyatkina S.V.
Mikheev D.E.
Klesun S.V.
1.Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of the Miass Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chelyabinsk State University"
2.Senior Lecturer of the Department of Economics of the Miass Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher
Education "Chelyabinsk State University"
3.master student of the 1st year of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chelyabinsk State University"
4.master student of the 1st year of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chelyabinsk State University"
Аннотация: В статье отмечается актуальность применения проектного подхода как современного тренда повышения эффективности муниципального управления инвестиционной привлекательностью. Рассмотрены основные вехи становления проектного управления в государственном управлении. Схематизирована методология реализации приоритетных и региональных проектов, реализуемых в Челябинской области. Отмечаются проблемы муниципального проектного управления и предлагаются направления их решения.

Abstract: The article notes the relevance of the application of the project approach as a modern trend in increasing the efficiency of municipal management of investment attractiveness. The main milestones in the development of project management in public administration are considered. The methodology for the implementation of priority and regional projects implemented in the Chelyabinsk region is schematized. The problems of municipal project management are noted and directions for their solution are proposed.
Ключевые слова: проект, проектный подход, проектный офис, муниципальная программа, муниципальный округ, инвестиционная привлекательность, социально-экономическое развитие.

Keywords: project, project approach, project office, municipal program, municipal district, investment attractiveness, socio-economic development.


Введение

Решение задач повышения конкурентоспособности и привлекательности муниципального образования, повышение эффективности бюджетного процесса, определяется проводимой на основе экономического роста территории долгосрочной бюджетной политикой по мобилизации собственных доходов.

Эффективное управление муниципальным имуществом и муниципальными финансами является одним из базовых условий для своевременного исполнения органами местного самоуправления социальных обязательств и  обеспечения устойчивого экономического роста территории.

Постановка задачи:

Целью статьи является изучение и выделение проблем использования проектного подхода в муниципальном управлении  на территории Челябинской области.

Анализ исследований и публикаций

В настоящее время проектный подход в муниципальном управления является современным трендом,  поэтому исследованием данного вопроса занимались такие авторы как Мещеряков И.С., Кальярова К., Васильев А. И., Прокофьев С. Е. Бушин С. В., Белоусова А. А., Шухат П.А. и др.

Методология

В процессе исследования были использованы различные методы научного познания. При изучении теоретического материала использовались абстрактно-логистический метод, метод анализа и синтеза.

Результаты

Одним из современных трендов повышения эффективности  муниципального управления является проектное управление.

Что вполне объяснимо тем, что методы проектного менеджмента позволяют максимально эффективно достигать поставленных целей в кратчайшие сроки, а прозрачность, управляемость процессом, распределение ответственности являются его характерными особенностями [1] .

Начало проектному управлению было положено  в 2006 году с утверждением первых национальных проектов в 4-х областях: образование, здравоохранение, жилье и сельское хозяйство.

Проектное управление в качестве одного из ключевых инструментов эффективного управления в органах государственной власти выделено Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию  (далее Послание) 2015 года,  в котором Правительству РФ предложено для сопровождения наиболее значимых проектов создать специальный проектный офис.

 В 2016 году создан Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 306), утверждено постановление Правительства Российской Федерации № 1050 от 15 октября 2016 г. «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» «проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений», которым закреплена специальная структура по управлению и методическому сопровождению реализацией проектов – проектный офис.

В 2017 году Президентом определены направления для реализации 12 национальных проектов.

В Послании от 1 марта 2018 года Президент РФ также указывает на необходимость внедрения проектного управления на местах: «Чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жёстко нацелены на получение конкретного результата. … Именно в такой логике нужно перестроить всю систему государственной службы, там, где это целесообразно, – внедрить проектные методы работы».

На федеральном уровне принят ряд документов, регламентирующих процесс проектного управления [2,3,4,5,6,7].

На федеральном уровне проектный офис Правительства Российской Федерации создан и функционирует в рамках департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации Аппарата Правительства Российской Федерации. По аналогии с организационной иерархией федерального проектного офиса и ведомственных проектных офисов федеральных органов исполнительной власти, проектные офисы были созданы в субъектах Российской Федерации [8].

Цели и порядок организации проектной деятельности в Челябинской области определены Положением о проектной деятельности в Челябинской области (утверждено постановлением Правительства Челябинской области от 29.06.2017 г. № 358).

Схема процедуры управления проектами для приоритетных  проектов в Челябинской области представлена на рисунке 1.

Особенностью реализации приоритетных проектов в Челябинской области является обязательное согласование паспорта проекта с  отраслевым проектным комитетом (рабочей группой), решение которого оформляется протоколом.

При управлении региональными проектами данная процедура отсутствует, и Региональный стратегический комитет (далее — Комитет) рассматривает паспорт проекта и принимает одно из решений: утверждение паспорта проекта, отклонение паспорта проекта или о  необходимости доработки паспорта проекта (срок доработки не превышает 7 дней).

 

Рисунок 1. Схема реализации этапов приоритетных проектов*

*Составлено авторами: по материалам Положения о проектной деятельности в Челябинской области, утверждённым постановлением Правительства Челябинской области от 29.06.2017 г. № 358. (с изменениями на 22 июня 2020 года) [9]

В обоих случаях, после утверждения проектов Комитет назначает куратора и руководителя проекта. Наступает этап реализации проекта (рисунок 2).

Рисунок 2. Схема этапа реализации проекта*

*Источник: Управление программами и проектами как инструмент управления территориями – онлайн – презентация [10]

После завершения реализации проекта проводиться подведение итогов, подготовленный отчет в течение 10 дней вносится на утверждение  Регионального стратегического комитета.

Все муниципальные образования, создавая свою нормативную базу осуществления проектного управления руководствуются методикой данного Положения.

В Челябинской области сформирована инфраструктура для внедрения проектного управления, в том числе: региональный стратегический комитет; отраслевые проектные комитеты (рабочие группы);  проектный офис; центры привлечения инвестиций  и сопровождения проектов на базе Фонда развития предпринимательства «Территория бизнеса».

В 2019 году на территории Челябинской области в рамках реализации инвестиционных проектов начали работать 260 новых объектов, в том числе 131 промышленная площадка и 24 объекта малого бизнеса.

Инвестиции в основной капитал составили 299 млн. руб., это на 9,4% больше, чем в 2018 году. За первый квартал 2020 года объем инвестиций увеличился на 9,2% к аналогичному периоду 2019-го [10].

Несмотря на хороший     старт в начале 2020 года губернатор Челябинской области Алексей Текслер (далее – губернатор) считает, что необходимо широко внедрять современные технологии управления.  На совещании Правительства Челябинской области по улучшению инвестиционного климата,  губернатор  призвал областные и муниципальные власти: «менять механизмы управления, чтобы максимально быстро переходить к стадии реализации инвестпроектов» [11], используя проектное управление с повышением персональной ответственности.

Если проектные офисы, организованные при областных Министерствах более эффективно осуществляют свою деятельность, то в муниципальных образованиях данная работа не столь развита, так как в муниципальном управлении традиционно развито применение программно-целевого подхода, используемого при разработке реализации отраслевых муниципальных программ, выработке стратегий.

Рассмотрим наличие проектных офисов (далее — ПО) на примере трех крупных административных единиц после г. Челябинска (таблица 1).

Таблица 1

Обеспечение проектной деятельности муниципальных округов*

№ п/пНаименование МОПеречень действующих правовых документовНаличие ПО
1.г. Магнитогорск1. Об утверждении Положения о  проектном комитете города Магнитогорска: постановление Администрации г. Магнитогорска от 17.07.2017 г. № 8012-П

2.Об утверждении Положения о муниципальном проектном офисе администрации города Магниторска: постановление Администрации г. Магнитогорска от 17.07.2017 г. № 8011-П

Создан
2.Златоустовский городской округ (ЗГО)1. О внедрении проектного управления в муниципальном образовании Златоустовский городской округе: распоряжение Администрации ЗГО от 31.05.2017 г. № 1067-р
2. Об утверждении дорожной карты по организации проектной деятельности в муниципальном образовании Златоустовский городской округ на 2017 год: распоряжение Администрации ЗГО от 30.06.2017 г. № 1332-р

3.Методические рекомендации по подготовке и реализации проекта

Создан

 

3.

Миасский городской округ (МГО)

(ТОСЭР)

1.Об утверждении Положения о проектной деятельности в Миасском городском округе: постановление Администрации МГО от 18.07.2017 г. № 3578

2. Об утверждении Положения о проектном комитете в Миасском городском округе: постановление Администрации МГО от 18.07.2017 г. № 3577

3. Об утверждении Положения о муниципальном проектном офисе  в Миасском городском округе: постановление Администрации МГО от 18.07.2017 г. № 3576

Создан*Создана авторами по материалам официальных сайтов муниципальных образований и проектных офисов

 

Приведенные данные свидетельствуют о том, что поручение Правительства в округах выполнено — проектные офисы созданы и функционируют в составе Администраций муниципальных образований.

Изучая сходство муниципальных программ и проектов, авторы С.В. Бушин, А.А. Белоусова, П.А. Шухарт считают, что: «…проект есть продукт декомпозиции мероприятий программ, а программа есть набор проектов», а также, оценивая эффективность муниципального проектного менеджмента  выделяют следующий недостаток: «проблема эффективности деятельности городских администраций основана на отсутствии стратегического взгляда в связи  с текущей загруженностью муниципальных служащих заданиями..»[12].

К аналогичному выводу пришли А.И. Васильев и С.Е. Прокофьев: «Проекты, которые дублируют текущую, оперативную деятельность, формируют дополнительную нагрузку, наложение функций, увеличение отчетности. Именно потому для государственных органов власти и управления, в чью сферу деятельности входит множество функций, целей и задач, важно определять границу между проектной и процессной деятельностью» [13].

Данные выводы вполне подтверждаются тем, что  проведенный авторами анализ персонального состава проектных офисов МО показал, что в основном они малочисленны и представлены сотрудниками отделов инвестиционного развития и только в офисе г. Магнитогорска есть должность руководителя проектного офиса. Также можно отметить, что на официальном сайте администраций городов Магнитогорска и Златоуста не только представлена информация о деятельности проектного офиса, но и налажена обратная связь с населением, где жители представляют свои идеи реализации проектов направленные на развитие данной территории.

Выводы

Проведенный анализ использования проектного подхода как современного метода управления муниципальным образованием, показал наличие проблем. Среди основных выделены проблемы обеспечения проектных офисов квалифицированным персоналом.

Также выделен ряд других проблем постановки и реализации проектного  подхода в муниципалитетах, а именно:

— отсутствие требуемых ресурсов, необходимых для реализации проектов;

— отсутствие необходимых компетенций у муниципальных служащих, квалификации по проектному управлению;

— формальное использование проектных методов работы, конфликты «двойного подчинения»;

— отсутствие мотивации у персонала;

—  неготовность структурных подразделений к изменениям;

— отсутствие реального опыта реализации проектов;

— слабое использование возможностей информационных систем и интернет-ресурсов;

— в качестве инфраструктурных ограничений, например, власти Миасского городского округа также называют: «…отсутствие свободных мощностей  по газу, износ сетей водоснабжения и водоотведения, необходимость реконструкции существующих и строительство новых автодорог» [11].

 Считаем, что решением проблем развития проектного управления в муниципальных округах Челябинской области могут стать:

— реализация «пилотных проектов» в муниципальных проектных офисах;

— консультационная поддержка  муниципальных офисов региональным проектным офисом;

— обмен опытом,  самостоятельное изучение  муниципалитетами лучших практик и стажировки персонала;

— повышение квалификации, как проектного персонала, так и муниципальных служащих, путем обучения по соответствующим программам,

—  материальное и нематериальное стимулирование муниципальных служащих;

— выработка инструментов своевременного реагирования эскалации проблемных вопросов, связанных с «двойным подчинением» служащих на период реализации проектов;

— поддержка региональными органами  власти муниципалитетов в решении вопросов поддержания и развития современной инфраструктуры территорий и в поиске ресурсов;

— личная вовлеченность глав муниципальных образований в проектное управление;

— выработка  четкой стратегии муниципалитета работы с инвесторами;

— активная инвестиционная политика муниципального образования;

— создание интерактивной площадки проектного офиса на сайте администрации муниципального образования;

— использование современных информационных инструментов, интернет-площадок и др..

Как любое новшество, рассмотренная в работе управленческая технология, должна быть максимально адаптирована сотрудниками проектных офисов муниципальных образований  к целям  и приоритетным задачам муниципального управления территорий.

Прошел незначительный период  работы  проектных офисов, считаем, что накопление опыта и повышение квалификации сотрудников в области проектного менеджмента, повышение доверия инвесторов будет способствовать более эффективному применению данной управленческой технологии.

Таким образом, в современных условиях неопределенности и меняющейся динамики бюджетного финансирования муниципальных образований, внедрение  современных технологий  управления сложными социальными и экономическими процессами, основанных на принципах проектного менеджмента позволят муниципалитетам обеспечить достижение поставленных целей и  сроков выполнения стратегий социально-экономического развития территорий, повысить их конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

Библиографический список

1. Вибе, А. И. Организация проектного подхода в органах местного самоуправления: сценарный подход к определению результатов / А. И. Вибе, А. А. Кузьминчук. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64648/ (дата обращения: 17.08.2020).
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]: - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/by-date/03.12.2015 (дата обращения 10.08.2020)
3. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 [Электронный ресурс] //СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).
4. План первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 2165-р [Электронный ресурс]: //СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.07.2020).
5. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: распоряжение Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ [Электронный ресурс] //СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.07.2020).
6. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом: национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54869-2011 [Электронный ресурс] //СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.07.2020).
7. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов: национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54870-2011 [электронный ресурс] //СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.07.2020).
8. Мещеряков, И.С. Региональный проектный офис: подходы и лучшие практики. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-proektnyy-ofis-podhody-k-organizatsii-luchshie-praktiki/viewer (дата обращения: 12.07.2020).
9. О положении о проектной деятельности в Челябинской области и внесении изменений: Постановление Правительства Челябинской области от 29.06.2017 г. № 358-П (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 28.05. 2019 г. № 244-П) [Электронный ресурс] //СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.07.2020).
10. Управление программами и проектами как инструмент управления территориями – онлайн – презентация [Электронный ресурс] - URL: https://en.ppt-online.org/375263(дата обращения: 09.08.2020).
11. Кальярова, К. Проект с добавлением Миасса. Коммерсент (Челябинск) № 132 от 28.07.2020. [Электронный ресурс] - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/4433414 (дата обращения: 09.08.2020).
12. Бушин С. В., Белоусова А. А., Шухат П.А. Развитие применения проектного подхода в деятельности органов муниципального управления [Электронный ресурс] // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 4 (29). С. 5—13. - URL: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=37597 (дата обращения: 09.08.2020).
13. Васильев А. И., Прокофьев С. Е. Организация проектного управления в органах государственной власти [Электронный ресурс] // Управленческие науки. 2016. № 4. С. 44–52. - URL: https://doi.org/10.26794/2304-022X-2016-6-4-44-52. (дата обращения: 09.08.2020).