Abstract: the article analyzes the economic development of enterprises of printing industry of the Oryol region for the period 2014 – 2016 identified problems in the functioning of the market of printing and presents the directions of development of printing enterprises of the Oryol region.
Keywords: printing market, Oryol region, printing company, printing.
Рынок полиграфии Орловской области занимает небольшую долю в ВРП региона (0,5%), основное предназначение которого состоит в удовлетворении потребностей населения и общества в различной полиграфической продукции. Полиграфическая отрасль Орловского региона представлена такими сегментами как «коммерческая продукция общего назначения» (каталоги, листовки, проспекты, брошюры, конверты, папки, стикеры, буклеты, упаковки, этикетки, открытки, календари, плакаты, визитные карточки, билеты, флайеры, наклейки, клубные и дисконтные карты и т.п.), «газетно-журнальная продукция», «полиграфия рекламной продукции и корпоративной прессы» [4]. Свою деятельность на Орловском рынке полиграфии осуществляет множество крупных типографий и полиграфических предприятий («Труд», «Фолиант», «Картуш», «Онлайн Мастер», «Логрус-Принт», «Континент», «Новый мир», «Орелбланкиздат», «ОрелМедиа», «Вешние Воды», «Автограф» и пр.), а также организованных индивидуальными предпринимателями оперативных мини-типографий («Горизонт», «Фотоцентр», «Салон оперативной печати», «Канцпарк», «Куб», «Фотоглянец», «Max+», «Омега», «STUDENT», «Шопрон», «Рекор» и др.), отличающихся первоклассным дизайном, современными технологиями, высоким качеством продукции, широким спектром предоставляемых полиграфических услуг и оперативным выполнением заказов. При этом крупные полиграфические предприятия и типографии Орловской области имеют большой парк офсетного оборудования и техники, работают с клиентами, размещающими заказы на тысячные тиражи, выступают в роли подрядчиков или партнеров мелких салонов полиграфии, которые не хотят потерять потенциальных клиентов в связи с отсутствием необходимого оборудования для оказания полного спектра услуг. Вместе с тем, монополистами и ведущими игроками на орловском рынке полиграфии до сих пор остаются типография «Труд», ООО «Фолиант», «Картуш», «Новый мир», оснащенные дорогостоящим современным полиграфическим оборудованием и имеющим собственные полиграфические мощности.
На территории Орловской области в 2014 – 2016 гг. издательско-полиграфическую деятельность осуществляло свыше 60 предприятий, большая часть из которых относится к частным организациям, за исключением типографии «Труд», 100% акций которой принадлежат Орловской области в лице управления государственного имущества.
Число действующих полиграфических организаций (юридических лиц) в Орловской области за период 2011 – 2016 гг. по состоянию на конец года отражено на рисунке 1 [1, 6].
Как видим из рисунка, количество предприятий полиграфии увеличилось на 4 единицы по сравнению с 2015 годом, число которых оставалось на одном уровне как в 2014 году, так и в 2015 году и составляло 63 единицы. Однако, если сравнивать количество полиграфических предприятий с 2011 годом, то можно сказать о существенном сокращении организаций исследуемой отрасли в Орловской области, что возможно связано с консолидацией предприятий, прекращением деятельности мелких фирм, реорганизацией компаний в целях обеспечения единой экономической политики и повышения уровня рентабельности.
Рисунок 1. Число действующих полиграфических организаций в Орловской области за 2011 – 2016 гг., по состоянию на конец года
В связи с тем, что полиграфическая отрасль является социально значимой и значительно зависит от социально-экономической обеспеченности населения, то исследуемая сфера крайне уязвима и неустойчива в настоящий период, характеризующийся нестабильной экономической обстановкой как в стране, так и по регионам. Это отчетливо отразилось и на объеме отгруженной продукции (работ, услуг) полиграфическими предприятиями Орловской области, значение показателя которой неуклонно снижается в 2015 – 2016 гг. (рисунок 2) [1, 6].
Рисунок 2. Динамика объема отгруженной полиграфической продукции (работ, услуг) в Орловской области за 2014 – 2016 гг., млн. руб.
Из рисунка видно, что объемы продукции рынка полиграфической продукции Орловской области снижаются в стоимостном выражении, сокращение в 2016 г. составило 26,8 млн. руб. по сравнению с 2015 г., а в 2015 г. к 2014 г. – 19,7 млн. руб. Падение общего объема отгруженной полиграфической продукции за 2014 – 2016 гг. равнялось почти 11%, что, несомненно, обусловлено общим системным кризисом в полиграфическом производстве.
Характеризуя производственную деятельность полиграфических предприятий Орловской области, следует отметить, что значения индекса производства за 2011 – 2016 гг. показывают неравномерное изменение объема производства полиграфической продукции, увеличиваясь в 2011 – 2013 гг. и 2015 г., но падая в 2014 г. и 2016 г. (рисунок 3) [1, 6].
Рисунок 3. Динамика индекса производства полиграфической продукции в Орловской области за 2011 – 2016 гг., в % к предыдущему году
Из рисунка видно, что производство полиграфической продукции существенно снизилось в 2016 г. по сравнению с 2015 г. и составило 92,3% против 112,9%, что связано с падением количества заказов, сокращением тиражей и номенклатуры реализуемой продукции орловскими компаниями, замораживанием проектов, свертыванием бизнеса.
Продолжая исследование полиграфического рынка Орловской области, нельзя не остановиться на кадровом обеспечении полиграфических предприятий и уровне начисленной заработной платы в период 2011 – 2016 гг. (рисунок 4) [1, 6].
Рисунок 4. Уровень заработной платы и численность работников полиграфических предприятий Орловской области в 2011 – 2016 гг.
Как видно из рисунка, численность работников полиграфии по Орловской области стремительно снижается за 2011 – 2016 гг. Если в 2011 г. количество занятых в полиграфической отрасли составляло 959 человек, то в 2016 г. всего лишь 757 человек. Общее падение численности работников полиграфических предприятий за исследуемый период определено на уровне 21%, что связано с сокращением количества объектов и проведёнными оптимизационными мероприятиями в отрасли.
При этом нельзя не отметить, что уровень заработной платы работников полиграфических предприятий наоборот увеличивается за период 2011 – 2016 гг., хотя и незначительными темпами, существенно отставая от среднеобластного уровня и оставаясь минимальным. Так в 2014 г. по сравнению с 2013 г. рост данного показателя составлял 10,5%, в 2015 г. в сравнении с 2014 г. — 3,6%, а в 2016 г. к 2015 г. достиг всего лишь 3,4%. Это обусловлено сокращением бюджета предприятий, а также снижением спроса на полиграфические услуги и продукцию [1, 2, 3].
Среди других причин, связанных с сокращением численности и невысоким уровнем заработной платы в полиграфической отрасли Орловской области за 2014 – 2016 гг., можно отметить несовершенство управления и бесперспективность применяемых кадровых технологий, непродуманная система роста квалификации и обновления компетенции персонала, что соответственно снижает конкурентоспособность предприятий отрасли [7].
Проследим изменение таких важных для отрасли составляющих, как инновационная и инвестиционная активность полиграфических предприятий за 2014 – 2016 гг., отражающее интенсивность и характер осуществляемой инновационной и инвестиционной деятельности, формирование и вложение капитальных ресурсов, а также способность к мобилизированию необходимого потенциала в Орловской области (таблица 1) [1, 6, 7].
Таблица 1
Динамика инновационной и инвестиционной активности полиграфических предприятий Орловской области за 2014 – 2016 гг.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 |
Число организаций, реализующих технологические инновации, ед. | 2 | 1 | 1 |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, % | 6,5 | 3,2 | 3,2 |
Объем инновационной продукции предприятий, осуществлявших технологические инновации, млн. руб. | 0,1 | 0,2 | 2,3 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. | 13,1 | 1,8 | 0,8 |
Как видим из таблицы, позитивных тенденций в области инновационной деятельности на орловских полиграфических предприятиях не наблюдается – имеется лишь одна организация, выполняющая технологические инновации в регионе. При этом доля полиграфических предприятий, осуществлявших инновации, в общем количестве организаций данной отрасли также невелика и составляла лишь 3,2% как в 2015 г., так и в 2016 г., что связано, в первую очередь, отсутствием спроса на продукцию и неустойчивым развитием полиграфического бизнеса. Анализируя инвестиционную активность полиграфических предприятий Орловской области, также отметим падение уровня инвестиций в основной капитал, причем к 2016 году ситуация ухудшилась, сократив инвестиции в основной капитал с 13,1 млн. руб. в 2014 г. до 0,8 млн. руб., что вероятно вызвано сокращением объема производства в полиграфии, снижением финансирования, нестабильной экономической ситуацией в стране.
В заключении исследования изучим финансовые результаты полиграфических предприятий Орловской области за 2011 – 2016 гг. (таблица 2) [1, 6, 7].
Таблица 2
Динамика финансовых результатов полиграфических предприятий Орловской области за 2011 – 2016 гг.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 |
Сальдированный финансовый результат, млн. руб. | -5,9 | -23,5 | 6,9 |
Удельный вес убыточных полиграфических организаций, % | 66,7 | 50,0 | 25,0 |
Рентабельность продукции (работ, услуг), % | -4,1 | -10,9 | -10,7 |
Из таблицы видно, что в 2014 – 2015 гг. сальдированный финансовый результат по полиграфии Орловской области имел отрицательное значение, что говорит о превышении расходов над доходами в целом по отрасли, при этом в 2016 году полиграфическим предприятиям удалось избавиться от убыточности и выйти на положительный уровень, т.е. получить некоторый объем прибыли, позволяющий им функционировать и работать на рынке региона.
Однако рентабельность проданных товаров по полиграфии за период 2014 – 2016 гг. имеет отрицательные значения, оставаясь практически на одном уровне убыточности. Удельный вес убыточных полиграфических организаций, хотя и снизился к 2016 г. в 2 раза по сравнению с 2015 г., все же остается на высоком уровне, достигая значения 25%, что возможно обусловлено формируемой политикой укрупнения полиграфических компаний посредством объединения или перехода убыточных предприятий на баланс более прибыльных организаций.
Таким образом, за период 2014 – 2016 гг. состояние и развитие полиграфической отрасли Орловской области в целом негативное, ее более динамичному развитию препятствуют факторы, характерные и для общероссийского рынка полиграфии, среди которых первоочередными можно назвать высокие таможенные пошлины на ввоз бумаги, отсутствие гибких схем финансирования, а также отсутствие квалифицированного персонала и неэффективность управления кадрами на полиграфических предприятиях региона [4, 5]. Вместе с тем, цены на материалы и полиграфические услуги растут, предприятия полиграфии пытаются найти аналоги качественной бумаги, ухудшая тем самым качество продукции в связи с высокой стоимостью зарубежного сырья, наблюдается значительный отток рекламодателей, за счет которых выживала и развивалась полиграфия, а также происходит снижение тиражности и выхода новых изданий и, как следствие, увеличение конкуренции на рынке полиграфии. Поэтому, развитие полиграфических предприятий Орловской области в дальнейшем должно быть направлено на снижение себестоимости выпускаемой продукции, акцентировано на производстве нетиповых заказов и индивидуальном подходе к каждому клиенту, а также ориентировано на дополнительную загрузку мощностей.
Подводя итоги исследования экономического состояния полиграфической отрасли в Орловской области, представим основные тенденции и направления развития на рисунке 5.
Рисунок 5. Основные тенденции и направления развития полиграфической отрасли в Орловской области
Таким образом, полиграфическим предприятиям Орловской области необходимо усиленно совершенствоваться в направлении организации работы и ведения бизнеса, определив основной вектор развития полиграфической деятельности и его место в сфере полиграфии, исходя из традиционных и перспективных возможностей.
Библиографический список
1. Орловская область в цифрах. 2011-2016 [Текст]: краткий стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. – Орел, 2017. – 249 с.2. Официальный информационный портал министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] / Москва. Режим доступа: www. economy.gov.ru.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016 [Текст]: стат. сб. М.: Росстат, 2016. 1326 с.
4. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития [Текст]: отраслевой доклад / Под общей ред. В.В. Григорьева. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016. – 81 с.
5. Российский статистический ежегодник. 2016 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/year/year16.pdf.
6. Социально-экономическое положение Орловской области за 2016 год [Текст]: краткий стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. – Орел, 2016. – 70 с.
7. Экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования / С.А. Измалкова, А.В. Семенихина, О.И, Морозова, Т.А. Головина, А.Н. Куприянов. – Орел.: Госуниверситет - УНПК, 2013. – 145 с.