Abstract: Authors investigate the system of housing and public utilities on the example of St. Petersburg. Estimate growth of expenses of the population on housing and utilities services.
Keywords: Housing and utilities services, tariff, final consumption, service, statistics.
Актуальность исследования. Представляется очевидным рост объёма произведенных услуг отраслей сферы услуг. В то же время для такой отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ), скорее характерно увеличение оплаты услуг без соответствующего увеличения объёма услуг. Исследование системы ЖКХ позволит найти тенденции в изменении объёмов произведенных услуг и изменении оплаты за эти объёмы.
Объект исследования – система жилищно-коммунального хозяйства на примере СПб.
Предмет исследования – обзор системы ЖКХ в СПб.
Цель исследования – оценить рост расходов населения на услуги ЖКХ за 2010-2015г.г.
Исторически возникновение системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) в России связано с наказом царя Алексея Михайловича (Тишайшего) от апреля 1649г. «О городском благочинии». С 1792г. в соответствии с Указом Петра Великого за общественным благополучием должна была следить полиция. Советская власть устранила подчиненность системы ЖКХ органам внутренних дел. Постановлением II съезда Советов было создано Главное управление по делам местного хозяйства, которое в 1921 году реорганизовали в Главное управление коммунального хозяйства, а в 1933 году — Управление жилищным хозяйством. В настоящее время деятельность ЖКХ курирует Минстрой России. В масштабах СПб этой деятельностью занимается жилищный комитет СПб.
Жилищный комитет координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере ЖКХ. Включает в себя 18 районных жилищных агентств (табл.1).
Таблица 1
Районные жилищные агентства СПб*
№ | Районное жилищное агентство СПб |
1 | «Жилищное агентство Адмиралтейского района»; ГКУ |
2 | «Жилищное агентство Василеостровского района»; ГКУ |
3 | «Жилищное агентство Выборгского района»; ГКУ |
4 | «Жилищное агентство Калининского района»; ГКУ |
5 | «Жилищное агентство Кировского района»; ГКУ |
6 | «Жилищное агентство Колпинского района»; ГКУ |
7 | «Жилищное агентство Красногвардейского района»; ГКУ |
8 | «Жилищное агентство Красносельского района»; ГКУ |
9 | «Жилищное агентство Кронштадского района»; ГКУ |
10 | «Жилищное агентство Курортного района»; ГКУ |
11 | «Жилищное агентство Московского района»; ГКУ |
12 | «Жилищное агентство Невского района»; ГКУ |
13 | «Жилищное агентство Петроградского района»; ГКУ |
14 | «Жилищное агентство Петродворцового района»; ГКУ |
15 | «Жилищное агентство Приморского района»; ГКУ |
16 | «Жилищное агентство Пушкинского района»; ГКУ |
17 | «Жилищное агентство Фрунзенского района»; ГКУ |
18 | «Жилищное агентство Центрального района»; ГКУ |
*- составлено авторами
Каждое районное жилищное агентство включает в себя жилищно-коммунальные сервисы (далее – ЖКС). Всего в СПб насчитывается 357 ЖКС. Соответственно, в системе ЖКХ СПб можно выделить управляющую подсистему (жилищный комитет), 18 управляемых подсистем (жилищные агентства) и 357 элементов (ЖКС). Системный подход в экономике рассмотрен в [1,2,3,4].
Все права и обязанности по содержанию многоквартирного дома, возлагаемые на ЖКС, можно подразделить на две категории: работа по эксплуатации и осуществлению ремонтных работ; услуги организационного и управленческого характера (табл. 2).
Таблица 2
Права и обязанности ЖКС*
№ | Работы по эксплуатации и ремонтные работы | Услуги организационного и управленческого характера |
1 | Осуществление регулярного осмотра имущества общего пользования и выявление повреждений | Обеспечение и контроль оплаты жильцами жилищно-коммунальных услуг |
2 | Работы по текущему ремонту имущества, являющегося общим | Выявление недобросовестных жильцов, злостных неплательщиков и граждан, использующих ресурсы в обход установленных учетных устройств |
3 | Устранение различного рода аварий и их последствий в многоквартирном доме | Взаимодействие с предприятиями, ответственными за коммунальные услуги и контроль их должного качества |
4 | Поддержание рабочего состояния всевозможных сетей и коммуникаций внутри дома | Хранение и обеспечение целостности технической и иной документации на многоквартирный дом |
5 | Поддержание чистоты в подъездах, их регулярная уборка и санитарная обработка | Учет жильцов дома, в том числе и проживающих на основании договора найма жилого помещения |
6 | Благоустройство прилегающей к дому территории, работы по ее озеленению | Организация собраний жильцов, предоставление отчета о проделанной работе |
7 | Обеспечение установки общедомовых приборов учета и их дальнейшая эксплуатация | Доведение до собственников новых тарифных ставок на коммунальные услуги |
8 | Принятие мер для более эффективного расходования энергии и снижения расходов на коммунальные услуги |
*- составлено авторами
Соответственно, услуги ЖКС требуют определенной оплаты. Некоторые тарифы приведены в табл.3
Таблица 3
Тарифы на оплату коммунальных и прочих услуг в СПб*
№ | Наименование, единица измерения | Значение для периода с 01.07.2017 по 31.12.2017 |
1 | Тариф на тепловую энергию, для расчета за коммунальную услугу по отоплению, руб./Гкал | 1678,72 |
2 | Тариф на тепловую энергию, для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, руб./Гкал | 1678,72 |
3 | Тариф на горячую воду, с открытой и закрытой централизованной системой, руб./м3 | 100,72 |
4 | Тариф на электрическую энергию в домах с газовыми плитами, руб./кВт∙ч: | |
4.1 | Одноставочный тариф | 4,32 |
4.2 | Тариф, дифференцированный по двум зонам суток | |
4.2.1 | дневная зона | 4,55 |
4.2.2 | ночная зона | 2,62 |
5 | Тариф на электрическую энергию для населения в домах с электрическими плитами, руб./кВт∙ч | |
5.1 | Одноставочный тариф | 3,24 |
5.2 | Тариф, дифференцированный по двум зонам суток | |
5.2.1 | дневная зона | 3,41 |
5.2.2 | ночная зона | 1,97 |
6 | Тариф на холодную воду, руб./м3 | 27,99 |
7 | Тариф на водоотведение, руб./м3 | 27,99 |
8 | Цена на природный газ, руб./1000м3 | 5971,95 |
9 | Цена на сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок, руб./кг | 22,2 |
*- составлено авторами
Оплата за услуги монополистов (ГУП «Водоканал», ГУП «ТЭК СПб») сначала поступает на счета жилищного комитета СПб, впоследствии она попадет к монополистам. ООО «Газпром Межрегионгаз СПб» и ПАО «Ленэнерго» получают свои платежи непосредственно.
Некоторое представление о расходах на ЖКХ дает статистика по стране (табл.4).
Таблица 4
Расходы на ЖКХ за 2010-2015г.г.* [5]
№ | Показатель | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
1 | Жилищные услуги, % от потребительских расходов | 11,3% | 11,4% | 10,9% | 10,5% | 10,3% | 11,1% |
2 | Расходы на конечное потребление (в среднем на одного члена домашнего хозяйства в месяц), руб. | 10513,4 | 11715,1 | 13066,3 | 14135,8 | 15094,3 | 15346,7 |
3 | Расходы на жилищные услуги, руб./мес. | 1188,0 | 1335,5 | 1424,2 | 1484,3 | 1554,7 | 1703,5 |
*- составлено авторами
Среднегодовой темп прироста расходов на ЖКХ 7,5%. Эти темпы, вероятно, должны вызывать озабоченность у регулятора. Вероятно, эти данные можно спроецировать и на ситуацию по оплате жилищных услуг в СПб.
Результаты исследования.
1) Рассмотрена система ЖКХ на примере СПб. Выявлены подсистемы и элементы этой системы.
2) Проведен анализ расходов на жилищные услуги за 2010-2015г.г. по России в целом. Темп прироста 7,5%.
Библиографический список
1. Никоноров В.М., Шотт Р. В. Теоретические основы экономики и управления в сфере услуг: Учебное пособие – СПб.: Изд-во СПбПУ, 2017. – 100 с.2. Никоноров В.М. Классификации систем для управления // Наука Красноярья. 2016.- №5. С. 146-160
3. Никоноров В.М. Устойчивость системы: экономический аспект // Современная научная мысль. 2017. №3. С. 154-158.
4. Ильин И.В., Широкова С.В., Эссер М. Управление проектами. Основы теории, методы, управление проектами в области информационных технологий / Санкт-Петербург, 2015.
5. Суринов А.Е. Российский статистический ежегодник 2016: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2016 – 725 с.