Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.06.2022

Роль свободных экономических зон в развитии инвестиционного потенциала региона (на примере Республики Таджикистан)

The role of free economic zones in the development of the investment potential of the region (on the example of the Republic of Tajikistan)

Файзиева Парвина Усмоновна
старший преподаватель кафедрой финанси и кредит,
Худжандский политехнический Институт Таджикского технического
Университета имени академика М.С.Осими

Fayzieva Parvina Usmonovna
Senior Lecturer, Department of Finance and Credit,
Khujand Polytechnic Institute of the Tajik Technical University named after Academician M.S.Osimi
Аннотация: В статье рассматривается роль свободных экономических зон, находящихся в Хатлонской области Республики Таджикистан, в активизации инвестиционных процессов. Рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования СЭЗ. Сделаны авторские выводы и предложения по улучшению инвестиционного потенциала региона и обеспечения стабильного функционирования СЭЗ

Abstract: The article discusses the role of free economic zones located in the Khatlon region of the Republic of Tajikistan in the activation of investment processes. Theoretical and practical aspects of SEZ functioning are considered. The author's conclusions and proposals are made to improve the investment potential of the region and ensure the stable functioning of the SEZ
Ключевые слова: Таджикистан, Хатлонская область Республики Таджикистан, инвестиции, инвестиционная активность региона, свободные экономические зоны, СЭЗ, инвестиционный потенциал региона, производственно-экономическая деятельность

Keywords: Tajikistan, Khatlon region of the Republic of Tajikistan, investments, investment activity of the region, free economic zones, SEZ, investment potential of the region, production and economic activity


Анализ мирового опыта показывает, что сбалансированный рост экономики отдельных регионов, а также страны, достижим лишь при условии повышения инвестиционной активности на базе широкого привлечения отечественных и иностранных инвесторов. Самой эффективной формой стимулирования инвестиционной активности и инвестиционной деятельности, как показал опыт многих стран, является создание и использование свободных экономических зон. Наличие особых налоговых и таможенных режимов (льгот), дешевизна рабочей силы, упрощенный порядок ввоза и вывоза сырья и производимой продукции привлекают иностранных и отечественных инвесторов. Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом. Мировая практика показывает, что наличие СЭЗ увеличивает экспорт товаров и услуг в среднем до 20%. В этой связи происходит рост экспорта в целом в республике, при этом в основном увеличивается экспорт продукции со значительной долей добавленной стоимости. В мировой практике существуют множество разновидностей СЭЗ, каждая из которых, наряду с общими чертами, свою специфику. Специфика СЭЗ определяется: местоположением, конфигурацией, размером территории, на которой располагается СЭЗ; наличием и качеством производственных ресурсов; особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются; задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при е¸ создании; функции, которые были ему делегированы для решения поставленных задач и достижения намеченных целей; вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ; национальная принадлежность территории и т.д.

 Роль СЭЗ в развитии инвестиционного потенциала региона очень значима и является важнейшим фактором развития. Так, с целью обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, технологий, управленческого опыта, создания современной и социальной инфраструктуры, решения проблем занятости и формирования новых рабочих мест, а также насыщения внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского, производственного назначения и повышения уровня жизни населения, был принят Закон Республики Таджикистан «О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан» и «Положение о свободных экономических зонах в Республике Таджикистан», что дает инвесторам гарантии для осуществления своих идей и инвестиционных проектов в регионах страны. Во исполнение данного Закона в настоящее время на территории Республики четыре свободные экономические зоны: «Сугд», «Панч», «Дангара» и «Ишкашим». Две из них: «Дангара» и «Панч» находятся в Хатлонской области. СЭЗ «Дангара» на территории Дангаринского района Хатлонской области создана в соответствии с постановлением Правительства РТ от 2 февраля 2009 года ¹ 74 «О создании свободных экономических зон «Ишкашим» и «Дангара»«. Зона формируется как производственно-инновационная.  В статье рассматривается роль свободных экономических зон, находящихся в Хатлонской области Республики Таджикистан, в активизации инвестиционных процессов. Рассматриваются теоретические и практические аспекты функционирования СЭЗ.

 СЭЗ «Дангара» создается в южной части административной границы поселка Дангара на расстоянии 120 км от г. Душанбе. Территория зоны первоначально была определена площадью 195 га, а в последующем увеличена до 521 га. Автомагистраль республиканского значения Куляб-КурганТюбе и Куляб-Душанбе проходит вблизи от территории СЭЗ. Автомагистраль Куляб-Душанбе, проходя через территорию Дангаринского района по дороге Дарвоз-Хорог-Ишкашим Мургаб, через перевал Кульма-Каракурум, выходит к границе с Китайской народной Республикой. Автомагистраль Куляб Дангара-Курган Тюбе Нижный-Панч через мост «Нижний Панч» соединяет зону с Исламским Государством Афганистан.

Основными целями создания СЭЗ «Дангара» являются:

  • стимулирование развития экономического потенциала Республики Таджикистан, в том числе путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;
  • обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона;
  • эффективное вовлечение экономики региона и страны в целом в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;
  • развитие градостроительства на территориях прилегающих к СЭЗ «Дангара», создание современной инженернотранспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;
  • обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения и решение других социально-экономических задач региона.

В Положении определены следующие основные цели создания СЭЗ «Панч»:

  • стимулирование развития экономического потенциала Республики Таджикистан, в том числе путем привлечения иностранных и отечественных инвестиций, внедрение передового опыта управления и менеджмента;
  • эффективное вовлечение экономики региона и страны в международное разделение труда, развитие торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, увеличение экспортного потенциала республики;
  • развитие градостроительства на территориях, прилегающих к СЭЗ «Панч», создание современной инженерно-транспортной, телекоммуникационной, производственной и социальной инфраструктуры;
  • организация сети экологически чистых производств, создание производства по выпуску конкурентоспособной продукции и товаров, ориентированных на экспорт;
  • обеспечение занятости населения региона и республики, создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения, повышение покупательной способности, роста доходов работников СЭЗ «Панч» и решение других социально-экономических задач региона;
  • переработка сельскохозяйственной продукции, производимой в Хатлонской области.

СЭЗ «Панч» образована в массиве Карадум южной части Кумсангирского района Хатлонской области на расстоянии 24 км от райцентра, 85 км от областного центра — г. Курган-Тюбе. Расстояние до железнодорожной станции «Колхозабад» составляет 62 км. Целесообразность создания СЭЗ «Панч» исходит из географического расположения зоны, расположенности вдоль автомагистралей и пограничной территории, соседства с Афганистаном и Китаем, что создает условия для функционирования зоны комплексного, в том числе торгового типа, развития промышленности по переработке и производству продукции из местного сырья (хлопковолокна, кожевенного сырья и др.). Торговые отношения могут получить развитие в рамках реализации проекта «Инициативы Таджикистана и Афганистана по снижению уровня бедности», осуществляемого при поддержке Программы Развития ООН и финансовой поддержке Правительства Японии субпроекта «Развитие приграничной и транзитной торговли предпринимателей Таджикистана и Афганистана в Хатлонской области РТ». Созданные для этих целей Центры поддержки бизнеса и приграничного сотрудничества «Рохи абрешим» (в Кумсангирском районе) и «Эхсон» (в Фархорском районе) имеют целью объединение усилий таджикских и афганских бизнесменов по развертыванию оптовой торговли через логистические центры СЭЗ «Панч», проведение совместных выставок — ярмарок и пр. Эти меры служат предпосылкой для достижения целей свободной зоны. Производственно-экономическая деятельность СЭЗ «Панч», являющейся зоной комплексного типа, объединяет два вида деятельности — торговую и промышленную. Торговый сектор зоны размещается на площади 186,0 га, а промышленный сектор — на площади 215,6 га. СЭЗ являются площадкой для апробирования новых технологий, привнесения инноваций в производство, освоения выпуска новой продукции, отладки механизмов взаимодействия между государством, внутренним бизнесом и внешними инвесторами.

Наиболее важным фактором для инвесторов являются налоговые и таможенные льготы, предоставляемые субъектам СЭЗ. Так, субъекты СЭЗ исполняют роль налоговых агентов по удержанию и выплате в бюджет социального налога и налога на доходы физических лиц для работников — субъектов СЭЗ, являющихся налогоплательщиками Таджикистана. Уместно отметить, что прибыль, полученная иностранными инвесторами и заработная плата иностранных работников, полученная в иностранной валюте, может беспрепятственно перевозиться ими за границу и при вывозе за границу налогами не облагается. Другим же фактором для привлечения потенциальных инвесторов в СЭЗ являются таможенные льготы. Товары, ввезенные на территорию СЭЗ Таджикистана, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Таджикистан, что позволяет ввозить товары из-за рубежа без уплаты импортной пошлины и НДС. Таким образом, ввоз на территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров, производственного и строительного оборудования осуществляется без взимания таможенных пошлин и налогов. Необходимо подчеркнуть, что общая доля четырех СЭЗ страны во внешнеторговом обороте и импорте страны остается очень низкой. Так, доля СЭЗ страны во внешнеторговом обороте по итогам 2015 года составила 0,2 млн. долл. США, а в импорте 0,1 млн. долл. США и для улучшения этих показателей необходимы государственная поддержка и развитие инфраструктуры для полного и стабильного функционирования СЭЗ. Для выявления слабых и сильных сторон СЭЗ «Дангара» и «Панч» попытаемся провести SWOT-анализ в отдельности для каждой из этих зон. Наиболее отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность СЭЗ «Панч» оказывает общественная и военнополитическая обстановка Афганистана. SWOT-анализ данной зоны представлен в табл.1.

Таблица 1

 SWOT-анализ СЭЗ «Панч»

Сильные стороныСлабые стороны
Ø  наличие налоговых и таможенных преференций;

Ø  географическое расположение вдоль границы и выход в соседнюю страну;

Ø   наличие богатых природных ресурсов;

Ø  благоприятные климатические условия;

Ø  дешевая рабочая сила;

Ø  наличие потенциала для развития портового хозяйства и транспортно-логистической отрасли.

Ø  дефицит электроэнергии, особые ограничения в зимний период;

Ø  неразвитость инфраструктуры;

Ø  неполнота информации в Интернете о деятельности зоны;

Ø  слабая агитация администрации зоны для отечественных и иностранных инвесторов;

Ø  отсутствие развитых институтов привлечения инвесторов.

ВозможностиУгрозы
Ø  строительство ж/д Таджикистан – Афганистан – Иран;

Ø  развитие приграничных рынков и торговли;

Ø  учреждение отечественных компаний;

Ø  создание новых рабочих мест;

Ø  большой новый рынок сбыта для производимой в регионе продукции;

Ø  снижение уровня безработицы в регионе;

Ø  привлечение отечественных и иностранных инвестиций.

Ø  дестабилизация и военнополитическая обстановка в Афганистане;

Ø  природные стихии, наводнения;

Ø  прекращение государственного финансирования в условиях внутреннего бюджетного дефицита;

Ø   резкие изменения цен и падение курса сомони по отношению к иностранной валюте

СЭЗ «Дангара» является наиболее привлекательным, как для иностранного, так и для отечественного инвестора. Однако, для стабильного функционирования этой зоны необходима реализациия определенных мер по ее развитию.

Стабильное функционирование СЭЗ «Дангара» и «Панч», находящихся в Хатлонской области, с одной стороны, позволяет решить проблемы региона, в частности, ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п., а с другой — обеспечивает решение общегосударственных задач, т.е. привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и др. Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ в регионах страны приводит к стихийности в их образовании, превалировании местного творчества в их функционировании. В этих случаях создание СЭЗ рассматривается многими региональными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий. Цели создания СЭЗ варьируются в широких пределах в зависимости от экономических и социальных условий региона и делается акцент на расширение и стимулирование инвестиционного потенциала на основе привлечения иностранного капитала, передовых технологий и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения ее структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров. Имеются в регионе большие возможности роста инвестиционного потенциала, когда с СЭЗ конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологий. Экономика региона на основе развития СЭЗ обеспечивает высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятны для привлечения внешних и внутренних инвестиций. Анализ проведенных исследований показывает, что стабильное функционирование СЭЗ «Дангара» и «Панч» позволит улучшить инвестиционный потенциал Хатлонской области. Во первых, это стимулирует экономический рост региона, в процессе которого применяются новые технологии. Во-вторых, это развивает промышленное предпринимательство и производство, что позволяет производить импортозамещающую продукцию. В-третьих, позволяет формировать благоприятный инвестиционный климат и повышать уровень инвестиционного потенциала для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

Библиографический список

1. Комилов С.Дж. Гафаров Ф.М. Инвестиционный потенциал региона: теория формирования и пути развития. — Душанбе: «Ирфон», 2017. — 215 с.
2. Морозова Т. Региональная экономика: Учеб.пособ для ВУЗов. — М: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009. — С.158.
3. О создании свободных экономических зон «Ишкашим» и «Дангара»: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02.02.2009 г. ¹ 74.
4. Об утверждении Положения свободной экономической зоны «Дангара»: Постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20.01.2010 г., ¹ 1545 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — Душанбе. — 2010. — ¹ 1. — С.65.
5. Говоров Д.С. Создание особой экономической зоны на территории Городского округа «Город Якутск» // Проблемы современной экономики. — 2015. — ¹ 2 (54). — С.255–256.
6. Раджабов К.К. Обеспечение стабильного функционирования свободных экономических зон на начальных этапах их развития (на материалах Республики Таджикистан): дисс. канд. экон. наук. — Душанбе, 2016. — С.64–77.
7. Шоидарвозова М.С. Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан: автореф. ... канд. экон. наук. — Хорог, 2005. — 27 с.
8. Статистический сборник. Таджикистан 25 лет государственной независимости. — Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. — С.358, 368.
9. www.fezpanj.tj 10. www.gki.tj 11. www.wikipedia.org