Abstract: This article reveals the relevance of the introduction and use of PR in the activities of a hotel enterprise. The article analyzes the possibilities of PR tools for creating a favorable image of the hotel. The article considers the experience of using Public Relations in the activities of a specific non-network, regional hotel.
Keywords: market economy, hospitality industry, hotel business, marketing, PR-activity of the hotel.
Организация и ведения гостиничного бизнеса в сегодняшних рыночных условиях требует от менеджеров знания не только специфики работы предприятий этой сферы, но и выработки стратегий, способствующих повышению конкурентоспособности гостиничных организаций и увеличению их рыночной доли на рынке предоставления услуг временного проживания. Данной работа будет актуальна отелям, осознающим необходимость создания не только гостиничной услуги высокого качества, установления оптимальной цены на неё, но и грамотного привлечения общественности как к предприятию в целом, так и к предоставляемым услугам, а также непосредственного побуждения потребителей к приобретению именно у данного предприятия.
Одним из основных и результативных инструментов продвижения торгового бренда и продукта гостиницы являются PR – мероприятия. Общепринято, что Public Relations – это один из инструментов маркетинга, представляющий из себя плановую деятельность, направленную на формирование всестороннего понимания и доверия общественности фирме, а также на убеждение в её благотворном влиянии на жизнь отдельной личности и общества в целом.
Чтобы не ограничиваться одним понятием, давайте рассмотрим следующие мнения теоретиков и практиков о значении Public Relations:
- знаменитая международная гостиничная сеть Hilton International для себя определило PR так: «Процесс, обеспечивающий нам позитивный имидж и предпочтение со сторон клиентов при участии третьей стороны» [4];
- французский маркетолог Г. Лерой высказал мнение, что PR – это «комплекс скоординированных действий по воздействию на общественное мнение, направленных на то, чтобы изменить свою пользу установки и поведения людей»;
- Питер Диксон считает: Public Relations являет собой функцию управления, «посредством которой оценивается мнение общественности, политика и тактика организации соотносится с общественными интересами, а также реализуется программа действий в целях завоевания и расположения общественности» [3].
Примечательно, что возникновение и развитие PR связано с тем, что массовый маркетинг перестал отвечать новым запросам коммуникационной политики гостиничных компаний, стоимость рекламы сегодня увеличивается с каждым днем, а охват её публики резко снижается. Многие отели отлично осознают это и поэтому все чаще применяют Public Relations на практике. [2, 681с.]
Необходимо сказать, что главными и отличительными чертами PR гостиничного предприятия являются следующие аспекты:
- персональный и творческий подход к различным социальным и общественным событиям, что даёт огромную возможность гостиничной компании отличиться и выделить свой продукт и свою марку среди похожих предложений конкурентов;
- охватывает более широкую аудиторию, но не навязывает готовых решений клиентам, давая возможность самостоятельно делать выбор.
Основной целью Public Relations является так называемая теория о маркетинге–взаимодействии, то есть бизнес-структура стремится к достижению взаимопонимания с общественными организациями, с мнением всего общества в сфере деятельности данной структуры. Так связь с общественностью всегда направлена на убеждение потребителей в том, что гостиница в первую очередь заботиться о клиенте, об окружающей среде, о повышении уровня жизни, о выпуске высококачественных услуг, а потом уже только о своей выгоде [1, 270 с.].
Обратившись к рисунку 1. можно наглядно увидеть, что Public Relations в гостиничном предприятии налаживается и работает в трёх направлениях.
Рисунок 1. Направления работы Public Relations гостиничного предприятия
Необходимо отметить, что в основные PR – мероприятия гостиничной организации может входить достаточно обширный следующий список:
- пресс-релизы;
- пресс-конференции;
- экскурсии, организуемые отелем;
- дни открытых дверей;
- выступление руководящего звена отеля на радио, в печати;
- организация выставок и торжеств о деятельности отеля;
- спонсорская и благотворительная деятельность;
- выпуск книг, журналов, брошюр различной тематики.
Для рассмотрения на практике использования PR – мероприятий и их влияния на общую работу отеля была взята ООО «Гостиница «Саранск» (Россия, г. Саранск). Данная организация имеет заслуженные 3 звезды, опыт работы в сфере гостеприимства 40 лет и к недавнему времени столкнулась с достаточно высокой конкуренцией в лице такой международной гостиничной сети, как «Mercure» — 4 звезды (отноститься к Accor group) и высококлассной гостиницы «Radisson Hotel & Congress Center Saransk» . Дело в том, что все три организации, несмотря на разный уровень звёздности, предоставляют качественный сервис, предлагают, с небольшими расхождениями, предельно схожий набор дополнительных услуг и определяют предельно одинаковый уровень цен на проживание. Поэтому в данной статье проанализируем, как ООО «Гостиница «Саранск» при помощи PR- деятельности поддерживает свою долю на рынке гостиничных услуг города Саранск.
ООО «Гостиница «Саранск» использует следующие виды PR – мероприятий: выступления в СМИ, пресс-релизы, пресс-конференции, фирменный стиль, участие в конкурсах и выставках.
Устная речь является мощнейшим способом поддержания связей с общественностью. Вот и в данной гостинице проводится личное общение с каждым клиентом при его регистрации. При этом сотрудниками фирмы узнается, какие предпочтения в размещении есть у клиента, и какими дополнительными услугами отеля он может воспользоваться.
ООО «Гостиница «Саранск» принимает активное участие в конкурсах, например,«100 лучших товаров Мордовии», «SKY TRAVEL AWARDS» в номинациях «Лучший российский отель 3* у аэропорта» и «Лучший региональный отель 3* у аэропорта», а также в выставочной деятельности.
В рассматриваемой гостиничной организации особое внимание уделяется умению вести телефонные разговоры. От сотрудника, отвечающего на звонки потенциальных клиентов, зависит то, каким будет первое впечатление об ООО «Гостиница «Саранск» и согласится ли потребитель воспользоваться услугами размещения данного предприятия.
Уже как три года подряд коллектив и руководство ООО «Гостиница «Саранск» перед Новым годом посещают ГКУЗ РМ «Большеберезниковский дом ребенка специализированный», что говорит о социальной функции данного предприятия и создаёт благоприятный имидж гостиницы.
Рассматриваемое средство размещение стало партнёром «Тотального диктанта», мероприятия всероссийского масштаба, которое прошло 13 апреля 2019 года в том числе и в городе Саранск.
ООО «Гостиница «Саранск» располагает оборудованными залами для проведения культурных мероприятий и различных конференций, что так же привлекает общественное внимание к данному средству размещения.
В коммуникационной политике гостиницы присутствует и спонсорская деятельность. Так отель стал спонсором межрегионального женского форума «Весна перемен», прошедшего в Саранске 9 марта 2019 года, предоставив иногородним участницам уютные номера и доброжелательную обстановку. Это PR-мероприятие увеличило клиентскую базу гостиницы и еще раз доказало, что выбранное средство размещения готово работать с общественностью.
Анализируемый отель всегда внимательно и трепетно относится к своему стилю: обслуживающий персонал имеет фирменную одежду, а логотип компании напоминает о символе города Саранск (лиса), что и позволяет клиентам идентифицировать ООО «Гостиница «Саранск» среди других средств размещения.
Итак, можно сделать вывод, что грамотная PR – деятельность гостиницы поддерживает её привлекательную репутацию в глазах общественности и, следовательно, потенциальных клиентов, способствует повышению продаж, повышает популярность и помогает регулировать отношения и с социумом, и с государственной властью.
Библиографический список
1. Диксон. П. Управление маркетингом / П. Диксон.- М.: «Изд-во БИНОМ», 2005. – 520 с.2. Котлер Ф., Боуэн Д.Т., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 1071 с.
3. Панкратов Ф.Г., Серёгина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996
4. Jessica Miller, «Marketing Communications», Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly 34, no. 5 (October 1993), 49.