Abstract: The article shows the need for the personnel of service companies to form an innovative culture and appropriate thinking. It is shown that a change in thinking is a complex task. It requires a lot of time, the will and perseverance of management, deep business transformation. And plus this, an infrastructure must be created that supports the generation and implementation of new ideas. Three whales of successful implementation of innovative thinking - the complexity, personal commitment of management plus the involvement of the maximum number of employees, as well as readiness for risks and mistakes.
Keywords: Innovative potential, corporate culture, efficiency, motivation, strategic orientation.
Одни компании неспособны освоить даже новые программные продукты, а другие проводят радикальные технологические изменения. Причина – в разном подходе к мотивированию на инновации.
Бывает, что руководство сервисной компании приобретает новые технологии и требует их внедрения, абсолютно упуская из вида один из важнейших факторов: люди на местах не мотивированы, а значит, не готовы к нововведениям. В результате бизнес теряет не только миллионы рублей, но и в большинстве случаев – веру в инновации как таковые [1]. А руководители таких сервисных компаний продолжают недоумевать, почему самого факта покупки технологии оказалось недостаточно, чтобы получить запланированную отдачу.
В практике бизнеса были примеры, когда компании элементарно не могли внедрить новое ПО. Так в одной из топ-20 российских нефтегазовых компаний не смогли сделать это по двум причинам. Сотрудники, которым установили инновационный софт, не были в нем заинтересованы. А руководство решило сэкономить и не стало приобретать у провайдера поддержку и обучение. В результате – полное отсутствие экономического эффекта, денежные потери.
Так что же нужно, чтобы новая технология не легла на полку? Что нужно, чтобы внедрение инноваций стало эффективным?
Важно мыслить как инноватор. Практика сервисной деятельности показывает, что необходимо формировать у персонала инновационную культуру, соответствующее мышление. Инновационность мышления подразумевает понимание того, что происходят быстрые изменения в каждой отрасли, и творческий человек должен не только учиться создавать новое сам, но и своевременно реагировать на создаваемое другими. Человеку с инновационным мышлением необходимо научиться адаптироваться к новым условиям, иметь желание и потребность работать с креативными решениями в команде для получения экономического результата.
При этом нужно помнить, что изменение мышления – сложная задача. Она требует много времени, воли и настойчивости руководства, глубоких преобразований бизнеса. И плюс к этому должна быть создана инфраструктура, поддерживающая генерацию и реализацию новых идей, наподобие совета по инновациям [2].
Три кита успешного внедрения инновационного мышления – комплексность, личная заинтересованность руководства плюс вовлечение максимального количества сотрудников, а также готовность к рискам и ошибкам.
Уровень смертности инноваций всегда будет высоким – предупреждал гуру менеджмента Питер Друкер. От этого и надо отталкиваться, строя успешную инновационную стратегию. Всегда следует учитывать тот фактор, что сфера инноваций – это зона повышенных рисков, и при выборе инновационного курса развития бизнеса нужно быть готовым к возможным ошибкам и неудачам. Это первая константа.
Тем не менее, если выработан правильный подход, данные риски оправдывают себя. Если существует постоянная поддержка руководства, если вовлекается максимальное количество сотрудников, внедрение инновационного мышления в компании становится двусторонним процессом, требующим участия как высшего менеджмента, так и рядовых сотрудников. Это константа два.
Опыт показывает, что для эффективного внедрения инноваций и как следствие – для дальнейшей трансформации бизнеса в русле инновационного развития необходимы изменения во всех трех областях: в корпоративной стратегии и культуре, в управлении человеческими ресурсами и в бизнес-процессах компании.
Инновации нужны всем отраслям российской промышленности, где потенциал экстенсивного роста исчерпан и необходимо делать ставку на рост эффективности, в том числе за счет использования новых технологий. К примеру, более двадцати лет назад профессионалы-нефтяники заговорили о проблемах, связанных с истощением уникальных месторождений Западной Сибири. Альтернативой называли десятки, если не сотни миллиардов тонн нефти, содержащейся в нефте-материнских толщах Баженовской свиты. На тот момент практически применимых технологий добычи такой нефти в мире попросту не было, и добыча в Баженове казалась фантастикой.
Благодаря развитой культуре инноваций США первыми открыли у себя добычу сланцевого газа, объемы которой уже исчисляются в 260 млрд. кубометров в год и продолжают расти. По прогнозам, этот показатель может достигнуть 485 млрд к 2040 году. В России до 2014 года разработка месторождений сланцевой нефти не обходилась без зарубежных технологий. Но так называемые санкции дали поразительный результат: у нас появились собственные технологии и оборудование для работы с запасами Баженовской свиты, о чем в сентябре 2017 года заявила «Газпром нефть». По мнению экспертов, успех достигнут во многом благодаря инновационному мышлению, вере в успех, стремлению не только разрабатывать, но и широкомасштабно внедрять новые технологии.
Тем не менее, в национальном докладе российского правительства сообщается, что в 2016 году инновационная активность компаний в России не увеличилась, несмотря на улучшение инновационной среды. Техническое отставание российских компаний по сравнению с западными во многом объясняется тем, что в нашей стране мышление людей до сих пор еще обусловлено старыми моделями, малоэффективными в современных экономических условиях.
Уровни и правила инновационной культуры. Так как руководителю сервисной компании внедрить инновационное мышление на своем предприятии? Что сделать, чтобы ускорить, улучшить, упростить внедрение инноваций? Рекомендуем использовать комплексный подход к формированию инновационного мышления, который внедрен во многих крупных компаниях, некоторые из которых известны сегодня как компании с инновационной культурой и стратегией.
Вовлечение персонала организации в инновационный процесс предполагает комплексный подход и включение идеи инноваций на всех уровнях поддерживающей инфраструктуры [3]. Именно такой комплексный подход к внедрению инновационного мышления применяют при реализации проектов прогрессивные компании. Он охватывает три основные области:
Корпоративная культура и стратегия.
Управление персоналом.
Организационная структура и бизнес-процессы.
Подход к формированию инновационной культуры. Ядром системы инновационного мышления являются инновационная культура и стратегия. Всемирно известные компании, в числе которых Neste, L’Oréal, Webexpert, «Силовые машины», Enel, Möbel & Zeit провозглашают инновации в качестве одной из ключевых ценностей. Открытость и готовность к чему-то новому, нацеленность на постоянное улучшение, а также толерантное отношение к идеям сотрудников должны являться неотъемлемой частью корпоративной культуры. Ориентация на инновационные технологии для достижения стратегических целей, а также готовность постоянно инвестировать в развитие инноваций и инновационного мышления должны быть положены в основу долгосрочной стратегии компании. А управление персоналом, нацеленное на развитие инновационного мышления, должно основываться на пяти правилах.
- Нанимать сотрудников, способных создавать инновационные идеи и внедрять инновационные решения.
- Ставить задачи по созданию инноваций тогда, когда вы можете правильно качественно и количественно оценить.
- Награждать новаторов – поощрять материально и морально.
- Обучать, как создавать инновационные технологии и как ими пользоваться.
- Дорожить – удерживать наиболее талантливых специалистов, проявивших себя в роли новаторов.
Как приверженность инновациям отражается в бизнес-ценностях. Инновации есть среди ценностей многих российских и зарубежных компаний, и существуют они не только на бумаге. Приведем примеры из их практики, соответствующие пяти правилам формирования инновационного мышления.
- Нанимать сотрудников, готовых развиваться и работать по-новому каждый день. И не просто талантливых сотрудников, а способных воспринимать и внедрять инновационные идеи и решения. В некоторых компаниях инновационное мышление – творческие возможности, готовность развивать и генерировать новые решения, использовать новые подходы и умение – необходимые качества, которыми должен обладать технический специалист.
В топ-4 ценностей компании Neste наряду с ответственностью, сотрудничеством и результативностью включены инновации. «Neste – пионер в производстве и реализации экотоплива – вкладывает средства не только в разработку новых продуктов, технологий и бизнес-процессов, но и в развитие потенциала наших сотрудников. Кроме того, компания поощряет нестандартные подходы к работе, ведь только так рождаются по-настоящему революционные идеи», – сообщается на сайте компании.
- Ставить задачи по созданию инноваций тогда, когда вы можете правильно их оценить. Компаниям следует выстроить системный подход к оценке инновационного вклада каждого сотрудника, а также формирование нужного отношения к поставленным задачам.
Сотрудники L’Oréal во всем мире придерживаются ценностей компании в своей повседневной работе. Одна из основополагающих среди шести – инновация. Вот, что гласят ценности компании: «Инновации являются необходимым элементом развития группы, ведь красота – это бесконечный путь к совершенству, который постоянно требует новых подходов. В L’Oréal мы понимаем, насколько это важно. Постоянное желание раздвигать границы знаний – это способ открывать новые возможности для создания поистине необычных, удивительных средств. Это также способ всегда быть на шаг впереди. Однако невозможно быть первооткрывателем, не проявляя инициативу и решительность. Поэтому компания L’Oréal всегда способствовала развитию своих сотрудников, предоставляя им свободу действий».
- Награждать новаторов. Создателей инновационных решений необходимо поощрять, причем как материально, так и нематериально. Действенным способом мотивации является система корпоративных наград за наиболее выдающиеся инновационные предложения. Сотрудников следует стимулировать к активному участию в проектах по подготовке и внедрению инноваций. Мотивирует людей и то, чтобы выбранные инновационные технологии были внедрены в жизнь, отслежен эффект и сделаны выводы о дальнейшей применимости.
Möbel & Zeit является законодателем в области мебельных инноваций в мире. «Компанией спроектировано более 20 механизмов трансформации и принадлежит 39 патентов на изобретения и промышленные модели. Разработчиками Möbel & Zeit создан, не имеющий аналогов, механизм ERGOMAX, в котором применено семь патентов. Это самый технически сложный механизм, созданный когда-либо для мягкой мебели», – сообщает компания. И возможны такие результаты благодаря тому, что общие ценности, на основе которых работает ее команда, ориентируют ее на стремление к инновациям в комфорте.
- Обучать, как создавать инновационные технологии и как ими пользоваться. Сложно переоценить роль обучения в развитии инновационного мышления. Сотрудники должны располагать необходимыми знаниями и навыками для активного участия в инновационном процессе. Тренинги и обучающие семинары не только помогают раскрыть потенциал сотрудников, способных генерировать новые идеи, но и обеспечивают горизонтальное распространение инноваций внутри компании – от создателей к тем, кому предстоит ими пользоваться в своей повседневной работе.
Например, в центре технического обучения, созданного на базе научно-технического подразделения компании ExxonMobil Upstream Research, ежегодно проходят обучение около 7000 сотрудников добывающих активов нефтяного гиганта.
Для внедрения инноваций сотрудники российского подразделения международной энергетической группы Enel «учатся друг у друга и ценят неудачи наравне с успехами». Они «выходят за рамки устоявшихся стереотипов и преодолевают свои страхи, чтобы найти для энергии новые применения, технологии и сделать ее доступной для большего количества людей». Так сформулирована одна из главных ценностей компании, обеспечивающая развитие.
- Удерживать наиболее талантливых специалистов, проявившихся в роли новаторов. Хорошая практика – использование так называемой двойной карьерной лестницы. Этот управленческий инструмент позволяет сотруднику расти как управленцу или развиваться до уровня эксперта, либо совмещать оба статуса. А это и признание заслуг новаторов, и широкие возможности реализации своих идей, и дополнительные стимулы к работе в компании.
Для примера, инновации и инициативность неразделимы в ценностях Webexpert. «В нашей компании поощряется инициатива и готовность к ответственности. Мы постоянно ведем поиск новых решений – только так можно обеспечить высокое качество продуктов и услуг».
Инновационность среди общих ценностей и команды единомышленников глобальной энергомашиностроительной компании «Силовые машины»: «Мы стремимся достигать наилучшего результата, внедрять инновации и постоянные улучшения на основе лучших практик, превосходя их и создавая новые. Мы должны опережать запрос клиента и предлагать новые решения и продукты. Мы должны внедрять инновации и совершенствовать наши технологии и процессы производства».
Все перечисленные принципы относятся к одному или нескольким неотъемлемым составляющим комплексного подхода к внедрению инновационной культуры и мышления. Даже из этого краткого обзора видно, что ориентированность на инновации ложится в основу ценностей многих успешных компаний. И как гласит одно их знаменитых правил бизнеса не надо бояться ошибок, закладывайте возможность идти на риск [4].
Знания и новые идеи становятся основными факторами экономического роста во всем мире, а инвестиции в развитие системы управления человеческими ресурсами являются неотъемлемой частью общего курса развития бизнеса.
Инновационный потенциал компании напрямую связан с инновационностью мышления персонала. Для определения этого потенциала компании необходимо формирование полноценной системы оценки компетенций, которая станет основой для разработки плана развития человеческих ресурсов, охватывающего весь процесс управления персоналом – от найма новых сотрудников до создания стимулов для наиболее талантливых из них.
Библиографический список
1. Бородай В.А. Проблемы диджитализации HR-процессов в сфере сервиса // В сборнике: Высокие технологии и модернизация экономики: достижения и новые векторы развития Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 78-85.2. Петренко А.С., Бородай В.А. Особенности формирования организационной культуры предприятий сферы услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). С. 3.
3. Бородай В.А. Социально-экономическое развитие туристских территорий – институциональные аспекты // Социально- экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. - Ростов-на-Дону: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. 2012. С. 11-15.
4. Петренко А.С., Бородай В.А. Вектор эвритмии альтернативной бизнес-модели сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 11 (105). С. 2.