Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра «Мировая экономика», Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article examines the main indicators of international trade of electric vehicles, which reflects the current state of the market of the object of research. The author characterized the main types of currently existing electric vehicles and gave a brief description of their advantages and disadvantages. Particular attention is paid to the impact of natural resource reserves on the production of electric vehicles, since access to the necessary resources, along with innovative production technologies, determines the degree of competitiveness of countries in this segment. The author made a comparative analysis of the main exporting countries of electric vehicles in the world as well as the key market indicators. Therefore, it was concluded, that the electric vehicle market is developing rapidly, and competition between the main producing countries of these products is increasing, not only in the field of innovative solutions, but also for access to the resources that are necessary for the production of electric vehicles.
Keywords: electric vehicles, China, USA, Japan, electric car batteries, international competition, automakers.
Введение
В современном мире технологии развиваются быстрыми темпами, что, безусловно, повышает уровень международной конкуренции. Рынок автомобилей с электродвигателями не является исключением. С каждым днем в мире появляется все больше новых автомобилей с электродвигателями, производимыми отдельными компаниями, а также на основе кооперации с другими разработчиками. Новая продукция в изучаемой области появляется не только в дешевом, но и в более дорогом ценовом сегменте. Электромобили все чаще можно встретить на дорогах общего пользования, что свидетельствует о популярности данного направления в сфере технологий. Однако, как и в любой другой отрасли инноваций, компании сталкиваются с определенными трудностями в производстве, а владельцы данной продукции – с проблемами в эксплуатации электромобилей. В России, в частности, это выражается в нехватке зарядных электростанций. На сегодняшний день порядка 25 компаний производят автомобили с электрическим двигателем. Всего существует 7 видов электромобилей, а первый экземпляр подобного авто появился в 2008 году. Компания Tesla запустила серийное производство модели Roadster, было выпущено около 2600 автомобилей этой серии. Уже в 2009 году в производство запустили Mitsubishi i-MiEV, который сразу приобрел довольно большую популярность и разошелся тиражом в 10000 автомобилей.
Методологическая база исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как анализ и обобщение специальной литературы, публикаций и научных статей, анализ статистических данных, синтез.
Виды электромобилей
Первым типом электромобилей является аккумуляторный электромобиль (BEV — Battery Electric Vehicle), который представляет из себя полностью электрический автомобиль на аккумуляторах для хранения электроэнергии и использует электродвигатели для передвижения.
Второй тип – это заряжаемый гибрид (PHEV — Plug-in Hybrid Electric Vehicle) — электромобиль с двумя источниками энергии: электрическим аккумулятором и двигателем внутреннего сгорания (обычно на бензине), он может заряжаться от электрической сети.
Третьим типом является гибридный электромобиль (HEV — Hybrid Electric Vehicle), использующий как электродвигатели, так и двигатель внутреннего сгорания. Обычно не поддается зарядке от электрической сети.
Четвертый тип электромобилей – на топливных элементах (FCEV — Fuel Cell Electric Vehicle), который использует водородные топливные элементы для создания электроэнергии и электродвигателя для передвижения.
Пятая разновидность – это электромобиль с увеличенным запасом хода (EREV — Extended Range Electric Vehicle). В целом схож со вторым типом PHEV, но двигатель внутреннего сгорания работает только для зарядки аккумуляторов.
Шестой тип представляет собой электротранспортное средство для местных перемещений (NEV — Neighborhood Electric Vehicle). Электромобиль, предназначенный для использования на коротких расстояниях в городских районах.
Седьмой тип — автономный транспорт (AV — Autonomous Vehicle) – это электромобиль с функциями автономного вождения, способный двигаться без вмешательства водителя.
Общее обозначение для всех видов электромобилей EV — Electric Vehicle.
Необходимые ресурсы для производства электромобилей
Для производства электродвигателей используются такие природные ресурсы, как литий, никель, кобальт, марганец и графит, запасы которых находятся в ограниченном числе стран, что приводит к усилению конкуренции за доступ к ним. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), производственные мощности объявленных в настоящее время горнодобывающих проектов будут удовлетворять только 70 % спроса на медь и 50 % спроса на литий к 2035 году [2]. Указанные два минерала являются важным сырьём для производства электромобилей. По прогнозам компании Benchmark Mineral Intelligence, мировой спрос на литий, ключевой металл для аккумуляторов, вырастет в четыре раза и достигнет 3 млн тонн в 2030 году, опережая предложение [2]. Для того, чтобы обеспечить сырьём «зелёный переход», производители вынуждены включаться в дорогостоящие проекты по добыче редкоземельных металлов.
Запасы лития расположены в Австралии, которая является наиболее крупным производителем лития в мире, Китае — ведущем мировым производителем и переработчиком. Далее следует Чили — одна из стран, обладающих крупнейшими запасами лития в виде соляных растворов (литиевые соляные озера). Также Аргентина имеет значительные резервуары лития.
Запасы кобальта сосредоточены в Демократической Республике Конго (ДРК), обеспечивающим более 70% мирового производства кобальта. Китай выступает значимым игроком на рынке переработки.
Крупнейшие страны-производители никеля – Индонезия и Филиппины. Россия и Австралия также обладают значительными запасами.
Наиболее крупный производитель и экспортер графита – это Китай. Индия и Бразилия имеют значительные запасы графита.
Производственные мощности для электромобилей делятся на 2 типа: для производства отдельно аккумуляторов и самих автомобилей. Производство аккумуляторов находится в четырех странах — Китае, Японии, США и Южной Корее. Производственные мощности для выпуска самих автомобилей расположены в таких странах, как США, Япония, Германия и Китай.
Сравнительный анализ экспортных возможностей стран-производителей электромобилей
На сегодняшний день Китай является абсолютным мировым лидером по производству и экспорту электромобилей. Китай экспортирует такие автомобили, как Zeekr, BYD, Honqui, Li Xang, Tesla. Количество автомобилей, производимых в Китае, близко к 6 миллионам авто по данным за 2024 год. [6] Количество экспортируемых автомобилей порядка 1,5 миллионов авто. [6]
На втором месте после Китая находятся США, которые экспортируют такие модели электромобилей, как Tesla и Ford. Ежегодно США производят порядка 2,5 миллионов автомобилей, а экспортируют примерно 300 тысяч такой продукции. [6]
Третье место занимает Германия с выпуском порядка 1,2 миллиона автомобилей в год. Основными производителями являются крупные немецкие автоконцерны — Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz. Экспорт немецких электромобилей предназначен в основном для Европы, а в производстве немцы делают акцент на качество и технологии. Ежегодно экспортируется порядка 300 тысяч автомобилей. [6]
Япония на сегодняшний день на 4 месте с показателями производства в 800 тысяч электромобилей от Nissan и Toyota и экспортом в 200 тысяч единиц. [6]. Япония активно экспортирует автомобили, хотя объемы гораздо ниже по сравнению с Китаем и США.
На 5 месте по производству электромобилей находится Южная Корея с 600 тысячами выпускаемых автомобилей в год от компаний Kia и Hyundai, а экспортирует порядка 150 тысяч автомобилей [6]. Южная Корея имеет доступ к глобальным рынкам, в частности, США и Европе.
Франция следует за Южной Кореей на 6 месте, выпускает порядка 450 тысяч электромобилей в год и экспортирует примерно ¼ их часть, т.е. около 100 тысяч единиц.[6] Экспортирует такие марки как Renault и Peugeot, которые имеют довольно значительное присутствие на рынке. Основная география экспортных поставок приходится на страны Европейского Союза (ЕС).
Последнее 7 место занимает Италия с производством всего 250 тысяч электромобилей в год, что в 10 раз меньше, чем в Китае. Экспортирует порядка 70 тысяч единиц, что в 21 раз меньше, чем экспортирует Китай. Производит электромобили марки Fiat. Экспорт осуществляется в основном в рамках ЕС. Fiat довольно маленькая и компактная машина, поэтому они менее популярны, чем китайские авто. Ниже представлен график производства и экспорта электромобилей (рисунок 1).
Рисунок 1. Производство и экспорт электромобилей в странах-лидерах за 2024 год
Источник: составлено автором на основе данных [6]
Исходя из данных, представленных на рисунке 1, а также проведенного выше анализа производственных и экспортных возможностей стран, можно сделать вывод о том, что китайские, американские и немецкие электрокары пользуются довольно большой популярностью, как среди местного населения, так и покупателей из других стран. Китай, США и Германия являются странами-лидерами по производству и экспорту электромобилей. Отличительная особенность у данных стран не только в количестве выпускаемых и продаваемых электромобилей, но и в географическом направлении поставок. Китай и США – мировые лидеры на глобальных рынках, в то время как Германия сосредоточила экспорт изучаемой продукции на региональном рынке в рамках Европы.
Перспективы развития рынка электромобилей
В настоящее время уровень конкуренции между автопроизводителями растет очень быстро, таким образом, с появлением новых технологий каждая фирма старается внедрить новые технологии в свои автомобили. Ведущими лидерами являются Китай, США и Германия, которые продолжают расширять свое влияние на иностранных рынках. В краткосрочной перспективе ожидается рост спроса на электромобили, поскольку их производители придерживаются реализации «зеленой» политики и опираются на сознательность потребителя. С каждым днем в мире появляется все больше зарядных электростанций, в том числе и на территории Российской Федерации, строительство которых ведется при поддержке Росатома, Россетей и РусГидро.
Наблюдается тенденция запуска массового производства китайских аналогов известных брендов по более доступной цене. Несмотря на повышение утилизационного сбора, стоимости производства и других факторов, автомобили массово производятся и пользуются большой популярностью.
При новых технологиях производства появляются расширенные возможности для более дешевого изготовления батарей для электромобилей, что также будет иметь положительную тенденцию на изучаемом рынке в будущем. Помимо уже имеющихся на мировом рынке моделей, автопроизводители разрабатывают новые прототипы в разных классах, например, электромобили-внедорожники, электрические фургоны, а также электрические грузовики (Tesla Semi).
Для производства электромобилей предусмотрены субсидии в разных странах, например, нулевой налог на электромобили, бесплатная парковка, бесплатный проезд по платным дорогам, специально выделенные полосы для электромобилей. Массовое производство электромобилей может иметь огромный потенциал при грамотном распределении ресурсов и производств, а также при разработке технологий, позволяющих сократить использование исчерпаемых природных ресурсов.
Заключение
Несмотря на то, что массовое производство электромобилей началось довольно давно, этот рынок и тип автомобилей изучен не до конца и весь его потенциал еще не раскрыт. С каждым годом рынок электромобилей развивается быстрыми темпами и делает это успешно, составляя конкуренцию автомобилям с двигателем внутреннего сгорания, поскольку электромобили в большинстве своем при массовом их производстве могут быть дешевле классических автомобилей. Таким образом, рынок электромобилей на данный момент находится в стадии активного развития при поддержке руководящих структур в различных странах.
Библиографический список
1) Электромобили и гибридные авто. Экскурсия в мир современных электромобилей [Электронный ресурс] -URL:https://vc.ru/u/2873139-avtomobilist/1021061-elektromobili-i-gibridnye-avto-ekskursiya-v-mir-sovremennyh-elektromobilei2) МЭА: в будущем существует риск нехватки поставок ключевых минералов, таких как литий, для электромобилей[Электронный ресурс] -URL: https://scraptraffic.com/blog/blog-article-480/
3) Какими бывают электромобили и чем они друг от друга отличаются? Разбираемся в главных терминах [Электронный ресурс] -URL: https://truesharing.ru/tp/18299/
4) Перспективы развития электромобилей [Электронный ресурс] -URL: https://apni.ru/article/4348-perspektivi-razvitiya-elektromobilej
5) Чего ждать от рынка электромобилей в ближайшем будущем [Электронный ресурс] -URL: https://companies.rbc.ru/news/QGscUgGoK8/chego-zhdat-ot-ryinka-elektromobilej-v-blizhajshem-buduschem/
6) Рейтинг распространения электротранспорта [Электронный ресурс] -URL: https://assets.kept.ru/upload/pdf/2024/09/ru-electric-vehicles-distribution-rating-kept-survey.pdf
7) Серегина, А. А. Проблемы и перспективы устойчивого развития мировой энергетики / А. А. Серегина, А. Б. Секачева. – Москва : Квант Медиа, 2024. – 150 с. – ISBN 978-5-605-18315-0.
8) Ператинская, Д. А. Место и роль Польши в обеспечении энергобезопасности Европейского союза / Д. А. Ператинская, А. Б. Секачева // Фундаментальные исследования. – 2024. – № 5. – С. 67-72. – DOI 10.17513/fr.43615.
9) Секачева, А. Б. Современное состояние энергетических отношений Евросоюза со странами Северной Африки и перспективы их развития / А. Б. Секачева // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2024. – № 1(39). – С. 93-109.