Индекс УДК 658.86/.87
Дата публикации: 30.05.2023

Современные тенденции развития систем менеджмента качества в автомобилестроении

Modern trends in the development of quality management systems in the automotive industry

Тюрин Игорь Васильевич,
Сысоева Евгения Александровна
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Россия, г. Саранск
Tyurin Igor Vasilievich,
Sysoeva Evgenia Alexandrovna

«Mordovia state University. N. P. Ogareva» Russia, Saransk
Аннотация: В статье рассматривается процесс развития системы существующих международных и российских национальных стандартов на системы менеджмента качества в автомобилестроении. Сделан вывод об утрате актуальности действующего ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 для российских автомобилестроительных компаний вследствие развития СМК их поставщиков и предприятий фирменного автомобильного сервиса на основе требований международного стандарта IATF 16949:2016.

Abstract: The article discusses the process of developing the system of existing international and Russian national standards for quality management systems in the automotive industry. It is concluded that the current GOST R ISO / TU 16949-2009 is no longer relevant for Russian automotive companies due to the development of the QMS of their suppliers and branded car service enterprises based on the requirements of the international standard IATF 16949:2016
Ключевые слова: конкурентоспособность, стандарт, автомобилестроение, система менеджмента качества, стратегия, сертификат соответствия.

Keywords: competitiveness, standard, automotive industry, quality management system, strategy, certificate of conformity


В современных условиях одним из путей обеспечения конкурентоспособности продукции отрасли автомобилестроения выступает разработка, внедрение и поддержка системы менеджмента качества, отвечающей самым высоким международным требованиям. При этом СМК, соответствующая требованиям МС ИСО серии 9000, не в полной мере удовлетворяет большинство крупнейших западных производителей автомобилей и комплектующих для них.

В российской промышленности автомобилестроение играет одну из ключевых ролей. В настоящее время оно создает около 13% всего объема промышленного производства и обеспечивает занятость в производстве более 10 млн человек.

В связи с этим развитию автомобильной промышленности на национальном уровне всегда уделялось особое внимание. Еще в 2002 г. Правительством РФ была принята «Концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года», по итогам ее реализации и в ее развитие в 2010 г. приказом Минпромторга РФ была утверждена Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, которая в 2016 г. была актуализирована и итоги ее реализации были учтены в действующей «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в 2018 г. [1].

В 2021 году была принята Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, увеличение объёма и скорости грузоперевозок, транзита грузов, обеспечение транспортной доступности территорий, ускоренное внедрение технологий и низкоуглеродная трансформация отрасли — таковы основные цели новой Транспортной стратегии до 2030 года и прогнозный период до 2035 года [2]. Последовательное принятие таких важных национальных стратегических документов в автомобильной промышленности свидетельствует о ее высокой социальной экономической значимости для России. Стратегию планируется реализовать в три этапа. Первый ограничен 2024 годом, второй — 2030-м, третий — 2035-м. Реализация стратегии позволит обеспечить в России новый уровень качества транспортных услуг.

Действие данных государственных инициатив обеспечило развитие российского автомобилестроительного производства в разные периоды, в том числе в кризисные для отрасли годы.

Уровень автомобилизации населения России постоянно повышается и в обозримой перспективе может достичь уровня отдельных европейский стран. Наряду с этим, несмотря на меры, проводимые государством, российская автомобильная промышленность по-прежнему нуждается в обеспечении и повышении конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции. Российские автопроизводители уже давно проводят активную работу по внедрению и развитию систем менеджмента качества, соответствующих требованиям международных и национальных стандартов. Современные потребители требуют от поставщиков внедрения самых актуальных систем менеджмента качества, основанных на стандартах, учитывающих отраслевую специфику производства. Следует отметить, что автомобильная промышленность создала свою отраслевую систему стандартов на системы менеджмента качества, до того, как у других отраслей возникла в этом потребность.

Первые стандарты системы менеджмента качества в автомобилестроении появились в 1994 году. Ведущие американские компании (Chrysler, Ford, General Motors) в борьбе с японскими конкурентами разработали стандарт QS-9000. В конце 1990 г. образовалась международная целевая группа автомобилестроения (IATF), которая также продолжила продвижение идей отраслевого менеджмента качества. А в 1999 году IATF и японская ассоциация автопроизводителей JAMA в сотрудничестве с ИСО/ТК 176 разработали техническое условие ISO/TS 16949. Его методической основой стали OS-9000, VDA и AVSQ. В 2002 году была принята вторая редакция стандарта ISO/TS 16949. В 2009 г. — 3 редакция на основе ИСО 9001-2008. А в октябре 2016 года был введен новый стандарт IATF 16949, который отменяет требования предыдущего стандарта ISO/TS 16949 и соответствует новой версии ISO 9001:2015.

По состоянию на 31.01.2020 г. сертификационными органами по всему миру выдано более около 70 тыс. сертификатов, подтверждающих соответствие требования стандартов ISO/TS 16949 и IATF 16949.

Cтраны Азии занимают первое место по количеству выданных сертификатов, а несомненным лидером является Китай.

Рост выдачи сертификатов IATF 16949:2016 наблюдается с момента выхода стандарта в 2016 году, тогда как предыдущая версия стандарта автомобильной промышленности ISO/TS 16949:2009 демонстрировала несущественный рост, попав в зону стабильности.

Рост выдачи сертификатов объясняется тем, что стандарт IATF 16949 затрагивает все категории поставщиков автомобильной продукции. Однако он применим исключительно к объектам, на которых изготавливаются производственные и сервисные компоненты для автомобильного рынка.

В России процесс освоения IATF 16949 идет более сложным путем, нежели в странах, где данная спецификация применяется уже давно и эффективно. Сложности обусловлены тем, что Россия только выходит на мировой автомобильный рынок, принимая и разрабатывая на своих предприятиях международные стандарты качества в области автомобилестроения.

Помимо самого стандарта в автомобильной промышленности применяются так называемые «техники качества» — это методы обеспечения качества, которые должны применять организации, если они внедряют требования стандарта IATF 16949:2016. К «техникам качества» относятся [4]:

  • APQP — Advanced Product Quality Planning and Control Plan (Перспективное планирование качества продукции и план управления);
  • FMEA — Potential Failure Mode and Effects Analysis (Анализ видов и последствий отказов);
  • MSA — Measurement Systems Analysis (Анализ измерительных систем);
  • PPAP — Production Part Approval Process (Процесс приемки комплектующих производства);
  • QSA — Quality System Assessment (Оценка системы качества);
  • SPC — Statistical Process Control (Статистическое управление процессом).

В России для регулирования деятельности и создания современных систем менеджмента качества на предприятиях автомобильной промышленности приняты и введены в действие национальные стандарты, аналогичные международным. Первые стандарты в этой области были приняты еще в 2001 г.

Базовым стандартом серии стал ГОСТ Р 51814.1-2009, вторая его версия была принята в 2009 г., в 2011 г. он был переименован в ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части» и приведен в соответствие с действующей на тот момент версией ISO 9001:2008. В настоящее время этот стандарт является по-прежнему действующим, но он уже утратил к себе интерес. Российские автомобилестроительные компании, их поставщики и предприятия фирменного автомобильного сервиса развивают свои СМК на основе требований международного стандарта IATF 16949:2016. Также в России нашли широкое применение поддерживающие его практическое применение стандартизированные методы менеджмента качества. В таблице 1 приведена система действующих в этой области российских стандартов.

Таблица 1

Российские национальные стандарты на системы менеджмента качества в автомобилестроении [3]

Обозначение

стандарта

Название стандартаСоответствие

методам

менеджмента

качества

ГОСТ Р ИСО 16949-2009Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001-2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части
ГОСТ Р 51814.2-2001Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектовFMEA
ГОСТ Р 51814.3-2001Системы качества в автомобилестроении. Методы статистического управления процессамиSPC
ГОСТ Р 51814.4-2004Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентовРРАР
ГОСТ Р 51814.6-2005Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентовAPQP
ГОСТ Р 51814.7-2005Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Оценка систем менеджмента качестваQSA

Создаются интегрированные системы менеджмента, которые чаще всего учитывают такие аспекты деятельности автомобильных компаний, как экология (обеспечивается соответствие стандарту ISО 14001), энергетическая эффективность (ISО 50001), социальная ответственность (ISО 26000) и производственная безопасность (ISО 45001). Формирование таких интегрированных систем менеджмента обеспечивает получение синергетического эффекта и повышение эффективности деятельности в области качества.

Формирование интегрированной системы менеджмента путем интеграции требований отраслевого стандарта IATF 16949 и ISO 9001:2015 на предприятиях автомобильной промышленности является сегодня одной из важнейших задач, поскольку без создания интегрированной системы менеджмента качества и принятия IATF 16949 невозможно осуществлять деятельность в данной отрасли, как поставщикам, так и производителям. Наличие документального удостоверения соответствия ИСМ требованиям IATF 16949 повысит конкурентные преимущества предприятия и даст возможность развивать бизнес на международном уровне, поскольку в настоящее время внедрение отраслевого стандарта IATF 16949 на предприятиях автомобильной промышленности является необходимым условием, чтобы быть конкурентоспособными и соответствовать требованиям заказчика.

Библиографический список

1 Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года. - Утв. распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 831-р. - URL: http://static.govemment.ru/media/fLles/EVXNIplqvhAfF2Ik5t6l6kWrEIH8fc9v.pdf (дата обращения : 26.04.2023).
2 Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. - URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (дата обращения : 26.05.2023).
3 Шашанова М. А. Формирование системы менеджмента качества в отрасли автомобилестроения / М. А. Шашанова // XV Ежегодная научная сессия аспирантов и молодых ученых : Материалы Всероссийской научной конференции, Вологда, 23 ноября 2021 года. - Вологда: Изд-во Вологодского государственного университета, 2021. - С. 171-175.
4 IATF 16949:2016 - Менеджмент качества для автомобильной промышленности. - URL: https://www.bsigroup.com/ru-RU/iatf-16949/ (дата обращения: 01. 05. 2023).