Abstract: This article examines the educational technology market through the examples of Russia, the United States, and Europe. Currently, the EdTech sector is experiencing significant growth, with increases in revenue, market scale, and user retention. This development is taking place alongside a broader trend: the positive impact of EdTech on the learning process itself.
Keywords: educational technology market, EdTech economics, revenue growth, scalability, economic efficiency, educational value, business performance
Edtech (Educational technology) в переводе с английского языка означает «образовательные технологии». Под этим термином понимается комплексное использование компьютерного оборудования и программного обеспечения, которые совместно с образовательной теорией и практикой используются для облегчения процесса обучения и преподавания. Термин Edtech в последнее время стал использоваться и для обозначения группы компаний, формирующих образовательные технологии.
По данным Research Reports and Business мировой рынок образовательных технологий в последующем десятилетии будет непременно расти, и динамика роста рынка по мнению экспертов этой компании составит около 14,3%. К 2034 году совокупная стоимость мирового рынка образовательных технологий составит ориентировочно 411.566 млрд. долларов [1].
Рост рынка образовательных технологий обусловлен расширяющимися инвестициями в образовательный сектор страны, существенным ростом вложений коммерческих структур в инновационные решения, осуществляемые через адаптивные обучающие платформы, онлайн курсы и технологии виртуальной реальности. Активнее стали использоваться цифровые инструменты для руководящих, преподавательских, образовательных и оценочных целей. Глобализация образовательной сферы нацеливает компании, специализирующиеся в Edtech, на распространение своей работы и продукта по всему миру, что, естественно, сказалось на расширении границ Edtech. Благодаря возрастающему государственному участию в программах Edtech, новым прогрессивным законам, поддерживающим рынок образовательных услуг, ликвидируется так называемый цифровой разрыв среди населения, что сказывается на повышении среднего уровня академических знаний. Свою положительную роль в росте рынка Edtech играет оптимизация затрат на интернет и учебные материалы, а также рост услуг и качества мобильной связи [2].
Наряду с факторами, благоприятствующими росту Edtech рынка, имеются и факторы, мешающие его динамичному росту. Среди таковых выделяется высокая стоимость инфраструктуры. Не является открытием, что покупка «умных» классов и в целом современного технологического оборудования (компьютеры, планшеты, проекторы, программное обеспечение) пока еще стоит очень дорого. Более того, стремительная модернизация технологий, используемых в EdTech, требует частой замены устаревающей техники и технологий, что, естественно, влияет на рост расходов образовательных учреждений. На что образовательные учреждения идут совершенно неохотно. Пока еще на слабом уровне остается вопрос подготовки и переподготовки преподавателей для их эффективного использования в EdTech. Реальным сдерживающим фактором продолжает оставаться угроза утечки персональных и конфиденциальных данных, а также проблема нарушения авторских прав. До сих пор окончательно не решена проблема «облачных» систем, которые продолжают оставаться уязвимыми перед кибератаками. Законодательные инициативы очень часто отстают от потребностей рынка Edtech, что отрицательно сказывается на данном сегменте [3].
Рассматривая Edtech-рынки различных стран, остановимся на некоторых из них.
Российский Edtech рынок. По данным агентства Smart Ranking на 2024 год динамика роста российского Edtech рынка составила 19%. Суммарная выручка ста ведущих компаний данного сегмента году составила 144,5 млрд. рублей. Справедливости ради нужно отметить, что в 2023 году Edtech-рынок вырос на 32%. Несмотря на то, что в IV квартале 2024 года рынок по сравнению с предыдущим периодом вырос на 12,3%, это был самый слабый темп роста, если сравнивать этот показатель с предыдущими сопоставимыми периодами. По мнению аналитиков данная динамика указывает, что в 2025 году данный показатель уменьшится и составит порядка 10-15% по итогам года.
Основными игроками российского Edtech, большинство из которых являются представителями среднего бизнеса, в 2024 году контролировалось более 55% рынка.
Рисунок 1. Крупнейшие EdTech-компании России в 2024 году по выручке (по данным Smart Ranking)
https://edtechs.ru/analitika-i-intervyu/edtech-rynok-vyros-v-2024-godu-na-19/
Одним из самых устойчивых на российском рынке Edtech в 2024 году продолжало оставаться детское образование с ростом 32,6% по отношению к предыдущему периоду. Позитивную роль в этом процессе продолжает играть рост вовлеченности в него учителей и родителей. Рост ДПО в 2024 году составил 16% по отношению к предыдущему периоду. Но этот же показатель в предыдущем году в сопоставлении с годом ранее составлял 27%. Несмотря на положительную тенденцию роста в 23%, показатель роста сегмента «разработчики и платформы» снизился за год с позиции 49%. Стагнирующими в 2024 году оказались показатели сегментов «иностранные языки» и «бизнес-образование».
Эксперты ресурса Skillbox Media, оценивая российский рынок Edtech отмечают, что 2024 год был достаточно сложным для этого сегмента. Эти трудности появились из-за общих проблемных тенденций в экономике. Среди факторов, повлиявших на динамику Edtech, выделяется рост ключевой ставки, который в свою очередь повлиял на удорожание самого процесса обучения. В результате этого процесса молодежь – потенциальные новые клиенты Edtech рынка, переориентировались и ушли в другие более доступные ниши. Но у этого процесса оказалась и другая сторона – активизация работы специализированных компаний со старыми участниками рынка. Это повлекло качественное преобразование рынка и, как следствие, его активность и увеличение доли прибыли за счет старых наработок.
В 2024 году среди российских специалистов Edtech рынка самой обсуждаемой стала тема искусственного интеллекта, активно использовавшегося для персонализации обучения. Это позволило увеличить эффективность преподавательской деятельности. Как и предполагалось ранее, Edtech рынок сконцентрировался на сегменте B2B — модель взаимодействия бизнеса с заказчиками, а также на СПО и высшем образовании, с которыми создает совместные программы [4].
Как показывают предварительные данные первого квартала 2025 года, сегменты B2B, СПО и высшее образование продолжают оставаться в центре внимания специализированных компаний. Скорее всего, динамика развития Edtech рынка продолжит свое развитие именно в этом направлении.
Рынок образовательных технологий США. По данным американского аналитического агентства IMARC Group американский рынок Edtech в 2024 году достиг 74,3 миллиарда долларов. К 2033 году по мнению аналитиков агентства рынок достигнет 236,1 млрд долларов, а среднегодовой прирост в период с 2025 по 2033 год составит ориентировочно 12, 6%, что будет обусловлено ежегодным растущим спросом на онлайн-обучение, развитием технологий, растущей государственной поддержкой [5].
23 апреля 2025 года президент США Дональд Трамп в целях «сохранения глобального доминирования Америки в этой технологической революции» подписал указ об интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс» [6].
Таблица 1
Динамика развития рынка EdTech в США (2024–2033 гг.)
Наименование | Показатель |
Объем рынка Edtech США в 2024 г. | 74.3 млрд дол. |
Объем рынка Edtech США в 2033 г. | 236.1 млрд. дол. |
Ежегодный прирост рынка в период 2025-2033 гг | 12.6% |
Рынок образовательных технологий США подвержен влиянию таких факторов, как постоянно растущий спрос на продукты онлайн-обучения, инвестиции и инновации, внедряемые в отрасль.
Стремительное развитие технологий сделало процесс обучения более персонализированным и эффективным. Свою большую роль в росте рынка сыграла постоянная потребность Edtech в повышении квалификации и переквалификации персонала. Кроме того, росту Edtech рынка США способствовало глобальное расширение цифровой инфраструктуры, Интернет и мобильных устройств. А правительственные инициативы последнего времени стали еще большим стимулом для роста рынка Edtech.
Образовательный рынок США достаточно консервативен, что связано с особенностями законодательства и местных традиций, поэтому посторонним зайти на этот рынок достаточно сложно.
В США, как и в России, выделяющимися темпами растет детский сегмент. Несмотря на сходство в данной позиции, американский и российский рынки сильно отличаются друг от друга. Отмечая различия, специалисты выделяют детский сегмент. В России школьная система централизована. Для того, чтобы технология была одобрена и допущена в школы, необходимо пройти специальные экспертизы Министерства просвещения РФ и попасть в Федеральный реестр.
В США каждый штат независим, и сам устанавливает правила работы. Штат разбит на множества округов, и во всех них могут быть свои правила. Поэтому наиболее приемлемым в этом плане для американского бизнеса является работа напрямую с учителями, которые могут проявить заинтересованность в технологии и выйти к своему непосредственному руководству с предложением приобрести необходимый продукт. К примеру, компания Khan Academy внедряется своими технологиями в школу в качестве факультативов.
В США, как показывает статистика, взрослые люди более охотно учатся и переучиваются, чем российские граждане. Особой популярностью в США пользуются различные онлайн-курсы от университетских платформ, таких, как Coursera и EdX. В России же взрослые люди предпочитают обучаться на кратко и среднесрочных онлайн-курсах различных частных компаний наподобие «Яндекс Практикума» и Skillbox. Предпочтение американцами университетского онлайн образования обусловлено их значительно низкой ценовой политикой по отношению к офлайн обучению. Но в целом в США в настоящее время наибольшую популярность приобретает обучение по программам, построенным по модели «буткемп».
Буткемп – это интенсивные курсы, после которых начинающие получают портфолио, а опытные специалисты получают возможность продвигаться по служебной лестнице. Как правило, длительность обучения составляет от двух недель до четырех месяцев.
В России, как бы это ни выглядело странным, Edtech технологии развиваются более быстрыми темпами, чем в США. Примером этого может служить система быстрых межбанковских платежей, отлично развитая в России. То же самое можно было бы сказать о платежах ЖКХ, платформе «Госуслуги» и т.п. [7].
Достаточно интересным будет опыт изучения европейского рынка Edtech, проведенного специалистами проекта EmpowerED в рамках заказа Европейской комиссии на основе данных о 6,7 тысяч Edtech-стартапов, а также результатов анкетирования 1445 компаний. По данным Research and Markets европейский рынок Edtech оценивался примерно в 46 миллиардов евро. По мнению европейских экспертов рынок Edtech будет расти примерными темпами в 15%, и к 2028 году достигнет 106,2 млрд. евро. По подсчетам компании HolonIQ и венчурного фонда Brighteye Ventures в 2023 году в Европе функционировали порядка 6500 стартапов в секторе EdTech. Большинство этих компаний на 2023 год функционировали с выручкой менее 50 тысяч евро. Встречались и Edtech-организации, выручка которых превышала 10 млн. (4%) и 100 (1%) млн. евро. Эксперты HolonIQ отмечают, что самым крупным сегментом европейского рынка являлось «повышение квалификации и приобретение новых навыков (53%); за ним следуют школьный сегмент (31%), вузовский (13%) и дошкольный (2%).
Развитию Edtech-рынка по мнению европейских экспертов мешают следующие факторы – нехватка цифровой грамотности педагогов, опасения относительно безопасности собираемых данных, нагрузка по планированию или административная нагрузка (54%); не всегда общедоступные Edtech решения соответствуют возрастающим потребностям образовательных учреждений [8].
Таким образом, на основе осуществленного анализа полученных материалов рынков Edtech России, США и Европы, можно уверенно предполагать, что мировой рынок Edtech в обозримой перспективе будет расти темпами 13-15%. Ведущими сегментами этого рынка будут являться школьный сегмент, ДПО, вузовский и дошкольный, а также сегмент «иностранные языки» и «бизнес-образование».
Библиографический список
1. Общий ресурс Research Reports and Business Intelligence for Consistent Growth»; https://www.futuremarketinsights.com/ru/reports/edutech-market Дата обращения: 4.05.252. Ресурс Cognitivemarketresearch https://www.cognitivemarketresearch.com/edtech-market-report. Дата обращения 4.05.25
3. Ресурс Research Reports and Business Intelligence for Consistent Growth»; https://www.futuremarketinsights.com/ru/reports/edutech-market Дата обращения: 4.05.25
4. Ресурс Skillbox Media https://skillbox.ru/media/edtech/chto-proishodit-na-rossiyskom-edtech-rynke-itogi-2024-i-ozhidaniya-ot-2025/ Дата обращения 15.04.25г.
5. Ресурс Technology&Market; https://www.imarcgroup.com/united-states-edtech-market Дата обращения 19.04.25 г.
6. Общий ресурс. Сайт отраслевого издании образовательной онлайн платформы Skillbox. [Электронный ресурс]. Трамп подписал указ об интеграции ИИ в американских школах. https://skillbox.ru/media/education/tramp-podpisal-ukaz-ob-integracii-ii-v-programmy-amerikanskih-shkol/ (дата обращения 2025-04-27)
7. Ресурс Skillbox Media; https://skillbox.ru/media/edtech/4-otlichiya-edtechrynka-ssha-ot-rossiyskogo-subektivnye-nablyudeniya/ Дата обращения 28.0425г.
8. Ресурс Skilbox Mtdia; https://skillbox.ru/media/edtech/issledovateli-otsenili-polozhenie-del-na-evropeyskom-rynke-edtech/ Дата обращения 04.05.25г.
9. Блум Б. Таксономия образовательных целей. Когнитивная область. Нью-Йорк: Longman, 1956. – с.224
10. Киркпатрик Д. (2009). Оценка эффективности обучения по модели четырех уровней. М.: Олимп-Бизнес, 2009- с.315
11. Стратегия цифровой трансформации образования РФ до 2030 года. Минпросвещения РФ, 2021.